Евразийский экономический союз (Виктория Симонова, партнер; Бахыт Кадырова, юрист; Аида Ережепова, младший юрист Dentons Kazakhstan)

29 июня 2014, 17:35
Фото:

Виктория Симонова,

партнер

Бахыт Кадырова,

юрист

Аида Ережепова,

младший юрист

Dentons Kazakhstan

29 мая 2014 года в г. Астане президенты Казахстана, России и Белоруссии подписали договор о Евразийском экономическом союзе (далее - «ЕаЭС» или «Союз») (далее - «Договор»). Договор вступает в силу с 1 января 2015 года. Согласно Договору, Союз является международной организацией и открыт для вступления других государств. Ожидается, что с 1 января 2015 года полноправным членом союза станет Армения, а также идет работа по подготовке к скорому вступлению в Союз Киргизии и Таджикистана.

Договор направлен на обеспечение свободы движения товаров, работ, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в ряде отраслей экономики. В результате внутри Союза должен быть сформирован единый рынок и должны быть полностью открыты границы для экономической деятельности.

Договор заключен на базе международных договоров, заключенных в основном в 2009-2010 годах в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии (далее - «ТС») и Единого экономического пространства (следующая стадия интеграции). Некоторые такие международные договоры вошли в право Союза и применяются в части, не противоречащей Договору, в то время как ряд соглашений, протоколов и международных договоров, регулирующих различные вопросы ТС прекращают действие с даты вступления Договора в силу. Решения Высшего совета на уровне глав государств, Высшего совета на уровне глав правительств и Комиссии, действующие на дату вступления в силу Договора, также сохраняют свою силу и применяются в части, не противоречащей Договору.

Мы отмечаем наиболее значительные изменения в следующих сферах:

· Органы Союза

· Регулирование обращение лекарственных средств и медицинских изделий

· Таможенное регулирование

· Внешнеторговая политика

· Техническое регулирование

· Торговля услугами, учреждение, деятельность и осуществление инвестиций

· Регулирование финансовых рынков

· Энергетика

· Налоги и налогообложение

· Государственные закупки

· Интеллектуальная собственность

· Промышленность

· Трудовая миграция

· Регулирование доступа к услугам железнодорожного транспорта

· Местное содержание в контрактах на недропользование

· Местное содержание в закупках ФНБ «Самрук-Казына»

· Некоторые аспекты наложения штрафных санкций и разрешение споров

 

Ниже приведен краткий обзор основных изменений в отмеченных нами сферах.

 

В Союзе функционируют следующие органы:

- Высший Евразийский экономический совет (далее - «Высший совет»);

- Евразийский межправительственный совет (далее - «Межправительственный совет»);

- Евразийская экономическая комиссия (далее - «Комиссия» или «ЕЭК»);

- Суд Евразийского экономического союза (далее - «Суд Союза»).

 

Рабочим языком органов Союза является русский язык. Решения органов Союза подлежат официальному опубликованию на официальном сайте Союза в сети Интернет.

 

Мы более подробно остановимся на Суде Союза - судебном органе, действующем на постоянной основе, который среди прочего уполномочен рассматривать споры с участием инвесторов.

Следует отметить, что Суд Союза начал функционировать уже с 2010 г. в рамках ТС.

В соответствии с Договором, полномочия Суда Союза более четко определены; так, Суд Союза:

1) дает разъяснения по заявлению государства-члена или органа Союза, а также по заявлению сотрудников и должностных лиц органов Союза и Суда положений Договора, международных договоров в рамках Союза и решений органов Союза; и

2) рассматривает споры, возникающие по вопросам реализации Договора, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза по заявлению: (а) государства-члена; (б) хозяйствующего субъекта.

В Договоре приведены четкая градация споров, которые рассматривает Суд Союза. Так,

1) по заявлению государства-члена рассматриваются споры:

- о соответствии международного договора в рамках Союза или его отдельных положений Договору;

- о соблюдении другим государством-членом (другими государствами-членами) Договора, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза, а также отдельных положений указанных международных договоров и (или) решений;

- о соответствии решения Комиссии или его отдельных положений Договору, международным договорам в рамках Союза и (или) решениям органов Союза;

- об оспаривании действия (бездействия) Комиссии.

2) по заявлению хозяйствующего субъекта (под которым понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в соответствии с законодательством государства-члена или третьего государства) рассматриваются споры:

- о соответствии решения Комиссии или его отдельных положений, непосредственно затрагивающих права и законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Договору и (или) международным договорам в рамках Союза, если такое решение или его отдельные положения повлекли нарушение предоставленных Договором и (или) международными договорами в рамках Союза прав и законных интересов хозяйствующего субъекта;

- об оспаривании действия (бездействия) Комиссии, непосредственно затрагивающего права и законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если такое действие (бездействие) повлекло нарушение предоставленных Договором и (или) международными договорами в рамках Союза прав и законных интересов хозяйствующего субъекта.

Государства-члены могут отнести к компетенции Суда и иные споры, разрешение которых прямо предусмотрено Договором, иными международными договорами между государствами-членами и международными договорами Союза с третей стороной.

До обращения в Суд Союза заявитель в обязательном порядке предварительно обращается к государству-члену или Комиссии для урегулирования вопроса в досудебном порядке. Обращение хозяйствующего субъекта в Суд Союза облагается пошлиной.

Срок рассмотрения споров в Суде Союза не претерпел больших изменений и составляет до 90 дней со дня поступления заявления (ранее не более 3 месяцев с даты получения Судом заявления). Суд по результатам рассмотрения спора выносит решение, а по заявлению о разъяснении - консультативное заключение. Как и раньше, консультативное заключение носит рекомендательный характер, а решение суда по спору является обязательным для исполнения.

 

В рамках Союза будет создан общий рынок лекарственных средств и рынок медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники), соответствующих стандартам надлежащих фармацевтических практик. Предполагается, что общий рынок лекарственных средств и медицинских изделий в рамках Союза начнет функционировать с 1 января 2016 года. Для этих целей не позднее 1 января 2015 года государства-члены должны заключить международный договор, определяющий единые принципы и правила обращения лекарственных средств медицинских изделий.

 

 

Таможенное регулирование в Союзе будет осуществляться в соответствии с новым (новой редакцией) Таможенным кодексом Союза, международными договорами и актами, а также в соответствии с положениями Договора. Предполагается, что новый Таможенный кодекс Союза будет введен в действие с начала 2016 года. В настоящее время ведется активная работа над проектом кодекса.

До вступления в силу нового Таможенного кодекса Союза таможенное регулирование в Союзе будет осуществляться в соответствии с Договором о Таможенном кодексе ТС от 27 ноября 2009 года и иными международными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы ТС и Единого экономического пространства и входящими, в соответствии с Договором, в право Союза, с учетом положений Договора.

В целом, Договор предполагает сохранение всех существующих таможенных льгот в рамках таможенного законодательства ТС. Однако в связи с подписанием Договора многие соглашения и протоколы ТС утратят силу. Ожидается, что основные положения таких договоров войдут в Таможенный кодекс Союза.

Согласно комментариям рабочей группы, разрабатывающей проект Таможенного кодекса Союза, в новом Таможенном кодексе приоритет будет отдан электронному таможенному декларированию, совершению таможенных операций информационными системами соответствующих органов, взаимному признанию уполномоченных экономических операторов, использованию механизма «одного окна», фокусированию на пост-таможенном контроле и т.д. В перспективе рассматривается возможность исключения представления при таможенном декларировании документов о подтверждении соответствия требованиям технических регламентов ТС.

 

В рамках таможенно-тарифного регулирования на таможенной территории Союза применяются единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и Единый таможенный тариф, утверждаемые Комиссией и являющиеся инструментами торговой политики Союза. Основные виды ставок ввозных таможенных пошлин остались неизменными. В рамках тарифного регулирования могут применяться таможенные льготы и тарифные квоты.

В рамках нетарифного регулирования, в торговле с третьими странами Союзом применяются следующие единые меры нетарифного регулирования: (i) запрет ввоза и (или) вывоза товаров; (ii) количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров; (iii) исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров; (iv) автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров; (v) разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.

Несмотря на положения Договора, государства-члены вправе в одностороннем порядке предоставлять преференции в торговле с третьей стороной на основании международных договоров, заключенных до 1 января 2015 года.

Государства-члены должны унифицировать договоры, на основании которых предоставляются преференции.

Специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, принятые в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, путем пересмотра специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, действовавших в соответствии с законодательством государств-членов, применяются до окончания срока действия указанных мер, установленного соответствующим решением Комиссии, и могут подлежать пересмотру в соответствии с положениями Договора.

Для целей реализации положений, касающихся тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран и (или) наименее развитых стран, до вступления в силу решения Комиссии по данному вопросу применяется Протокол о единой системе тарифных преференций ТС от 12 декабря 2008 года.

До вступления в силу решения Комиссии, устанавливающего правила определения происхождения товаров, применяются Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 года и Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12 декабря 2008 года.

 

 

Не менее важным является вопрос технического регулирования в рамках Союза. Принципы интеграции в сфере технического регулирования в рамках ТС стали основой интеграции в рамках Союза.

Штрихами остановимся на основах функционирования технического регулирования на единой территории Союза:

 - государства-члены утверждают единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках союза (далее - «Единый перечень»). Для такой продукции разрабатываются технические регламенты, которые имеют прямое действие на территории Союза. Дополнительные требования в отношении продукции, включенной в Единый перечень, национальными законодательствами предъявляться не могут;

- в отношении продукции, которая не включена в Единый перечень, техническое регулирование вырабатывается государствами-членами самостоятельно;

- государства-члены взаимно признают документы подтверждения соответствия на продукцию, которая не включена в Единый перечень;

- государства-члены гармонизируют правила проведения работ по оценке соответствия и взаимно признают аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий, выполняющих работы по подтверждению соответствия;

- государства-члены гармонизируют систему измерений;

- утверждаются единые документы соответствия продукции и единый знак соответствия продукции техническому регулированию;

- государства-члены гармонизируют национальное законодательство в области установления ответственности за нарушение требований технических регламентов.

 

 

Договор регулирует вопросы торговли услугами, создания учреждений (в том числе приобретения участия или контроля в существующих юридических лицах), предпринимательской деятельности и осуществления инвестиций. Положения Договора в этих вопросах заменили ранее заключенное в рамках ТС Соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах-участниках Единого экономического пространства от 9 декабря 2010 года.

Целью Договора в области торговли услугами, создания учреждений, предпринимательской деятельности и осуществления инвестиций является обеспечение свободы в данных областях отношений посредством предоставления не менее благоприятного режима, либерализации и гармонизации законодательства, постепенного упрощения избыточного регулирования. В то же время, как и прежде, Договором устанавливаются перечни ограничений и изъятий, которые поэтапно должны сокращаться. В Казахстане, например, такие ограничения и изъятия установлены в отношении собственности и постоянного пользования земельными участками, преимущества по признаку казахстанского содержания, сделок со стратегическими ресурсами.

Новеллами Договора в области торговли услугами, создания учреждений, предпринимательской деятельности и осуществления инвестиций по сравнению с ранее действовавшим Соглашением от 9 декабря 2010 года, являются изменение требований к процедуре согласования проектов нормативных правовых актов, а также введение норм о порядке разрешения инвестиционных споров (о порядке разрешения инвестиционных споров более подробно описано ниже в разделе «Некоторые аспекты наложения штрафных санкций и разрешение споров»).

Так, в соответствии с принципом транспарентности, проекты нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы торговли услугами, создания учреждений, предпринимательской деятельности и осуществления инвестиций, по общему правилу, должны быть опубликованы в сети Интернет за тридцать (30) календарных дней до их принятия с предоставлением возможности для любых заинтересованных лиц направления замечаний и предложений по ним.

 

 

В рамках Договора государства-члены договариваются осуществлять согласованное регулирование финансового рынка. Финансовый рынок, согласно Договору, охватывает деятельность в банковском и страховом секторах, а также в секторе услуг на рынке ценных бумаг. Государства-члены предусматривают в Договоре основные принципы регулирования финансового рынка. Выработка нижеуказанных принципов является нововведением по сравнению с предыдущими договоренностями, достигнутыми между государствами-членами.

В частности, регулирование финансовых рынков должно соответствовать следующим принципам и целям:

- углубление интеграции и отсутствие дискриминации в отношении доступа на финансовые рынки государств-членов;

- гарантии прав потребителей финансовых услуг;

- создание условий для взаимного признания лицензий в отраслях финансового рынка на территории Союза;

- определение подхода к регулированию финансовых рисков в соответствии с международными стандартами;

- определение требований к осуществлению финансовой деятельности (в частности пруденциальных требований);

- единый подход к надзору за деятельностью участников финансового рынка; и

- обеспечение прозрачности деятельности участников финансового рынка.

 

Хочется отметить, что между государствами-членами уже были достигнуты определенные договоренности в части предоставления финансовых услуг на их территориях в рамках Приложения V к Соглашению о торговле услугами и инвестициях в государствах-участниках Единого экономического пространства от 9 декабря 2010 г. («Соглашение») Договор в свою очередь заменит указанное Соглашение. Договор более конкретно и полно раскрывает, в каком направлении будет развиваться интеграция законодательств государств-членов, в тоже время он сохранил многие положения и принципы, указанные в Соглашении. Повторяясь, мы напомним, что государства-члены должны будут разработать гармонизированные требования в сфере регулирования финансового рынка.

 

В банковском секторе государства-члены будут руководствоваться наилучшей международной практикой и основополагающими принципами эффективного банковского надзора Базельского комитета по банковскому надзору.

 

Договор определяет приблизительный перечень направлений, в которых должна быть произведена гармонизация. В частности, изменения непосредственно коснутся:

- выработки единого определения «кредитной организации»;

- порядка, процедур, особенностей и условий создания, реорганизации, ликвидации кредитных организаций;

- оснований для отзыва лицензии;

- обеспечения финансовой надежности кредитных организаций - будут определены виды деятельности, помимо банковской деятельности, которые будут разрешены для кредитных организаций;

- требований к пруденциальным нормативам, обязательным резервам и специальным провизиям;

- порядка надзора за кредитными организациями, банковскими холдингами и банковскими группами;

- подхода к финансовому оздоровлению и банкротству кредитных организаций (включая регламентирование прав кредиторов и очередность требований); и

- перечня операций, признаваемых банковскими.

 

В страховом секторе гармонизация, помимо прочего затронет:

- выработку единого определения «профессионального участника страхового рынка»;

- порядок и условия создания и лицензирования страховой деятельности;

- основания для отзыва лицензии;

- порядок, процедуры и условия ликвидации профессионального участника страхового рынка;

- обеспечение финансовой устойчивости профессионального участника рынка ценных бумаг, в частности в отношении достаточности страховых резервов, состава и структуры активов, минимального уровня и порядка формирования уставного и собственного капитала;

- будет определен порядок надзора за профессиональными участниками страхового рынка;

- будут определены требованию к составу страховых групп и страховых холдингов.

 

В секторе услуг на рынке ценных бумаг государства-члены гармонизируют требования законодательства в отношении:

- брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг;

- деятельности по управлению ценными бумагами, финансовыми инструментами, управлению активами и инвестиционными портфелями пенсионных фондов, а также коллективными инвестициями;

- клиринговой деятельности;

- депозитарной деятельности;

- деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг;

- деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг.

 

Основными нововведениями по сравнению с положениями Соглашения станут:

- для игроков финансового рынка, учрежденных в соответствии с законодательством одного из государств-членов, в отношении их деятельности на территории другого государства-члена с учетом определенных ограничений должны стать национальный режим и режим наибольшего благоприятствования в отношении учреждения и (или) деятельности, которые будут предоставляться государствами-членами в рамках Договора. В частности, это выразится в возможности оказания финансовых услуг без создания учреждения в форме юридического лица на территории другого государства-члена, оказания услуг через филиалы, а также оказания финансовых услуг на кросс-граничной основе; и

- на рынке ценных бумаг, помимо гармонизации законодательства в отношении создания и регулирования деятельности его участников будут гармонизированы требования в отношении выпуска ценных бумаг эмитентами на территориях государств-членов, а также требования к размещению и обращению ценных бумаг на территории государств-членов при условии их выпуска на территории только одного государства-члена. Также будут разработаны гармонизированные требования в области неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования на рынке ценных бумаг.

 

Со временем, после достижения определенного уровня интеграции законодательства, государствам-членам также представится возможным создание единого финансового регулятора на территории Союза.

Однако на сегодняшний день государствами-членами в рамках Договора согласован и оставлен в силе ряд действующих ограничений в отношении осуществления деятельности на их финансовых рынках. В частности, в отношении финансового рынка Казахстана до неопределенного срока будут продолжать действовать такие ограничения как: (i) запрет на осуществление банковской деятельности на территории Казахстана через филиалы иностранных банков, (ii) страхование имущественного интереса казахстанских резидентов на территории Казахстана только казахстанскими страховыми компаниями, (iii) требование к организационно-правовой форме финансовых компаний, и т.д.

До тех пор, пока будут оставаться в силе ограничения на финансовых рынках государств-членов, полностью раскрыть потенциал Договора будет невозможно, а либерализация национального законодательства, заложенная в Договоре, выглядит относительной. Мы надеемся, что в скором времени будут согласованы конкретные сроки либерализации и снятия ограничений на деятельность финансовых институтов и огромный потенциал, заложенный в сфере финансовых услуг, сможет быть полностью реализован.

 

 

В соответствии с Договором, планируется поэтапное формирование общих рынков электроэнергетики, газа, нефти и нефтепродуктов. Разработка концепций и программ формирования таких общих рынков запланирована на 2015-2018 годы. Предварительно Договор установил следующие сроки для вступления в силу общих рынков: к 1 июля 2019 - рынок электроэнергетики, а к 1 июля 2025 - рынки газа, нефти и нефтепродуктов.

 

 

В части налогообложения Договор регулирует порядок взимания косвенных налогов: НДС и акцизов при экспорте и импорте товаров и оказании услуг.

 

Для этих целей в качестве приложения к Договору принят Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг. Данный Протокол включил в себя, с небольшими изменениями, действующие в настоящее время протоколы ТС: (i) Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в ТС и (ii) Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в ТС.

Новый Протокол содержит уточнения в отношении:

- определения места реализации товаров;

- порядка представления документов при экспорте и импорте товаров;

- порядка уплаты косвенных налогов на товары, импортированные агентом или поверенным;

- определения налогооблагаемой базы в отдельных случаях;

- порядка уплаты косвенных налогов при возврате импортированных товаров и другие.

В Договоре приведены случаи, при которых косвенные налоги на импорт не взимаются. Важное уточнение сделано в отношении освобождения от налогообложения импорта товаров, передаваемых в пределах одного юридического лица. В действующем законодательстве такое уточнение отсутствует, что создает проблемы при передаче товаров между филиалами одного юридического лица, находящимися в разных государствах.

Договор предусматривает возможность обмена информацией между налоговыми органами государств-членов на основе отдельного межведомственного договора.

В отношении налогообложения физических лиц Договор предусматривает удержание налогов с резидентов одного государства-члена, работающих по найму в другом государстве-члене по ставкам, установленным законодательством государства, в котором осуществляется такая работа.

 

 

Для экономического союза вопросы свободного движения товаров и услуг, в том числе для государственных нужд, являются основными. Договор направлен на то, чтобы обеспечить беспрепятственный доступ, например, казахстанским поставщикам к закупкам для государственных нужд, осуществляемым в России и Белоруссии, и наоборот.

Эту цель государства-члены достигают следующим образом:

- предоставлением национального режима поставщикам государств-членов, не должно быть преференций отечественным поставщикам;

- гармонизацией законодательства (установлением единых требований к участникам закупок и закупкам, критериев допуска на торговые площадки, требований к определению победителей, а также способов проведения закупок для государственных нужд и т.д.);

- организацией единого ресурса в сети Интернет, который даст доступ ко всей информации по закупкам для государственных нужд каждого государства-члена;

- взаимным признанием электронной цифровой подписи, изготовленной в соответствии с законодательством одного из государств-членов, что обеспечит свободный доступ к электронным закупкам в каждом государстве;

- установлением единых требований к проведению закупок в электронном формате, включая общий для трех стран перечень продукции, закупки которой осуществляются способом электронного аукциона;

- ведением единого реестра недобросовестных поставщиков.

Отметим, что изъятие из национального режима для компаний из государств-членов Договора возможно только на срок не более двух лет. При этом Комиссия может отменить акт государства-члена, устанавливающий изъятие из национального режима.

Действие Договора не распространяется на закупки, информация о которых составляет государственную тайну, а также закупки, осуществляемые национальными банками государств-членов.

 

 

Договор содержит обязательства сторон и в отношении интеллектуальной собственности (далее - «ИС»). Основной массив норм в этой сфере - это декларативные положения о том, что стороны будут сотрудничать в области охраны и защиты объектов ИС через свои государственные органы. Договор и приложения к нему перечисляют также принципы охраны различных объектов ИС.

Отметим, однако, что Договор предусматривает ряд инициатив, которые можно считать значительным продвижением в вопросе региональной охраны и защиты объектов ИС. Но их нельзя считать новеллами для Союза. Эти инициативы уже закреплялись Россией, Белоруссией и Казахстаном в рамках ТС. Речь идет о следующем:

- единая регистрация товарного знака и наименований мест происхождения товаров, которая будет действовать на территории всех государств-членов Союза;

- единый таможенный реестр объектов ИС (техническая мера, сдерживающая поступление товаров на рынок до выяснения вопроса о нарушении прав ИС).

Следует отметить, что Договор предусматривает национальный режим охраны и защиты объектов ИС субъектам государств-членов на территории Союза.

Полагаем, что в развитие Договора будут приняты правила, которые детально опишут, каким образом будет функционировать единая система регистрации товарных знаков и наименований мест происхождения товаров, как будет работать единый таможенный реестр.

Стороны должны будут также решить ряд вопросов, связанных с существующими национальными системами охраны, например, товарных знаков. Будет ли существующая регистрация товарного знака, хотя бы в одном из государств-членов союза, основанием для отказа в регистрации единого товарного знака союза? Этот вопрос в Договоре не затронут.

 

 

В рамках Договора государства-члены самостоятельно разрабатывают и реализовывают национальные промышленные политики, а также определяют способы, формы и направления предоставления промышленных субсидий. Под промышленными субсидиями понимается финансовое содействие или любая другая форма поддержки доходов или цен для производителей промышленного товара. Государства-члены обеспечат вступление в силу международного договора с 1 января 2017 года, который будет определять порядок согласования с Комиссией специфических субсидий и принятие Комиссией соответствующих решений, включая порядок проведения разбирательств, критериев о допустимости или недопустимости специфических субсидий. До 1 января 2017 года согласование промышленных субсидий с Комиссией не требуется.

 

 

Ныне действующее Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 года, прекращает свое действие с даты вступления в силу Договора (1 января 2015 года), в этой связи порядок осуществления трудящимися-мигрантами трудовой деятельности и связанные с такой деятельностью вопросы будут регулироваться положениями Договора, который содержит соответствующие положения.

Договор вводит возможность осуществления трудовой деятельности трудящимися государства-члена (далее - «Трудящиеся») не только на основании трудового договора, но и на основании гражданско-правового договора на выполнение работ (договора оказания услуг). Соответственно все положения (привилегии, права и обязанности), касающиеся Трудящихся, распространяются не только на лиц, работающих на основании трудового договора, но и на лиц, осуществляющих трудовую деятельность на основании договора оказания услуг.

Появилось понятие «заказчик работ (услуг)», означающее юридическое или физическое лицо, которое предоставляет Трудящемуся работу на основании заключенного с ним договора оказания услуг, на которого, при заключении соответствующего договора оказания услуг, распространяются те же права и обязанности, что и на работодателя.

В целях осуществления Трудящимися трудовой деятельности в государстве трудоустройства будут признаваться документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) государств-членов, без проведения установленных законодательством государства трудоустройства процедур признания документов об образовании. Однако Трудящиеся одного государства-члена, претендующие на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в другом государстве-члене, проходят установленную законодательством государства трудоустройства процедуру признания документов об образовании и могут быть допущены соответственно к педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельности в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Основные положения, касающиеся порядка осуществления трудовой деятельности Трудящимися, остались неизменными, в том числе: (i) освобождение Трудящихся от получения рабочих разрешений в государстве трудоустройства; (ii) срок временного пребывания (проживания) Трудящегося и членов его семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком трудового договора (а с даты вступления договора еще и сроком договора оказания услуг); (iii) освобождение Трудящегося и членов его семьи от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда; (iv) в случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства Трудящийся имеет право без выезда с территории государства трудоустройства в течение 15 дней после расторжения заключить новый трудовой договор или договор оказания услуг.

 

 

Важным нововведением Договора является положение о том, что государства-члены самостоятельно устанавливают (изменяют) тарифы на услуги железнодорожного транспорта и (или) их предельные уровни (ценовые пределы)в соответствии с внутренним законодательством.

 

Согласно Договору, в отношении контрактов на недропользование Казахстан сохраняет определенные требования по казахстанскому содержанию (на условиях, которые будут предусмотрены протоколом о присоединении Казахстана к ВТО). При этом по контрактам на недропользование, заключенным до вступления в силу Договора, т.е. до 1 января 2015 года, применяются условия таких контрактов. Что касается контрактов, заключенных после вступления в силу Договора (т.е. после 1 января 2015 года), по таким контрактам будут применяться следующие условия:

- Казахстан сохраняет право требовать закупки услуг у казахстанских юридических лиц:

(а) в отношении контрактов на твердые полезные ископаемые - не более 50%;

(б) в отношении контрактов на углеводороды:

до 1 января 2016 года - не более 70%,

с 1 января 2016 года до присоединения Казахстана к ВТО - не более 60%,

с даты присоединения Казахстана к ВТО - не более 50%.

- Недропользователь должен условно уменьшать на 20% цену конкурсной заявки казахстанского юридического лица, если от общего числа его квалифицированных работников гражданами Казахстана являются, по крайней мере:

 в течение 6 лет с момента присоединения Казахстана к ВТО - 75%,

по истечении 6 лет с момента присоединения Казахстана к ВТО - 50%.

- В условиях проведения конкурса на предоставление права недропользования Казахстан не будет устанавливать минимальное казахстанское содержание в кадрах или услугах, превышающее 50%. При определении победителя конкурса предложение уровня казахстанского содержания в кадрах и услугах более 50% учитываться не будет.

 

- Требования по казахстанскому содержанию в соответствии с контрактами сохраняются до 1 января 2023 года, если иное не будет предусмотрено протоколом о присоединении Казахстана к ВТО.

 

 

Действующие требования по местному содержанию в закупках Фонда национального благосостояния (ФНБ) «Самрук-Казына» и организаций, 50% и более голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно владеет ФНБ «Самрук-Казына», а также в компаниях, которые прямо или косвенно принадлежат государству, сохраняются до 1 января 2016 года, если иное не будет предусмотрено протоколом о присоединении Казахстана к ВТО.

 

При осуществлении деятельности в рамках Союза следует учитывать, что компетенция Комиссии включает, среди прочего, возбуждение и рассмотрение дел о нарушении правил конкуренции, установленных Договором. В целом, правила конкуренции остались без изменений по сравнению с Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции от 9 декабря 2010 года. По результатам рассмотрения таких дел Комиссия выносит обязательные для исполнения решения, в том числе о применении штрафных санкций к хозяйствующим субъектам за недобросовестную конкуренцию, антиконкурентные соглашения, координацию экономической деятельности, злоупотребление доминирующим положением и др. Следует отметить, что размеры штрафов увеличены по сравнению со штрафами, установленными Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции от 9 декабря 2010 года. Акты Комиссии могут быть обжалованы в Суд Союза.

Кроме того, Договором введены положения о порядке разрешения инвестиционных споров. В частности, согласно Договору, споры по выбору инвестора могут быть переданы на рассмотрение: (1) суда государства, на территории которого осуществляются инвестиции, (2) международного коммерческого арбитража при торговой промышленной палате любого государства (в Казахстане - это центр арбитражных разбирательств при Национальной палате предпринимателей), (3) арбитражного суда ad hoc согласно Арбитражному регламенту ЮНСИТРАЛ или, по соглашению сторон спора, другому регламенту; (4) Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (ICSID).

Как мы понимаем, цель данных нововведений - предоставить инвесторам право обращаться в любой из указанных институтов или трибунал ad hoc без наличия специального арбитражного соглашения между инвестором и государством-членом. Однако, формулировка, что спор «может быть передан» не так однозначна - более уместной была бы формулировка «передается», так как теоретически государство может аргументировать, что Договор содержит лишь возможность передачи споров в арбитраж, а не ясно выраженное и безусловное право, поэтому для наличия юрисдикции у какого-либо института или трибунала ad hoc рассматривать спор, должно быть прямое соглашение между инвестором и государством. В то же время, учитывая общий смысл Договора, представляется, что риск такой недоброжелательной интерпретации незначителен.

 

 


Читайте новости zakon.kz в
Показать комментарии

Популярное

все топ новости

НОВОСТИ

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:

Хотите быть в курсе важных новостей?