Лента новостей
0

Рекомендации по распоряжению бюджетными средствами дал Парламент Правительству РК

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 17.06.2016 23:27 Фото: zakon.kz

Рекомендации по распоряжению бюджетными средствами дал Парламент Правительству РК

 

Парламент РК на совместном заседании палат под председательством Спикера Мажилиса Бактыкожи Измухамбтетова в пятницу утвердил отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2015 год, сообщает Zakon.kz со ссылкой на пресс-службу Мажилиса.

В частности, объем доходов составляет - 6 136 967 569 тыс.тенге, затрат - 6 789 829 432 тыс.тенге.

В принятом постановлении Правительству даны рекомендации. В первую очередь пересмотреть целевые индикаторы и показатели всех документов системы государственного планирования в целях отражения конечного результата и эффективности. И в то же время принять меры по снижению государственного долга и роста внешнего заимствования, а также долга субъектов квазигосударственного сектора.

Кроме того, рекомендуется принять меры по повышению эффективности налогового администрирования в целях исключения потерь бюджета, предусмотреть механизмы раннего выявления фактов уклонения от уплаты налогов, потенциальных лжепредприятий.

Наряду с этим Правительству рекомендуется разработать меры, препятствующие обналичиванию денежных средств и стимулирующие безналичный оборот. И, кроме того, дана рекомендация разработать нормативы оснащённости и нормативы сети по всем направлениям социальной сферы.

Как отмечается в постановлении, Парламентом рекомендовано: исключить из Программы «Дорожная карта бизнеса 2020» субсидирование субъектов предпринимательства, занятых в непроизводственной сфере (занимающихся оптово-розничной торговлей, арендой и эксплуатацией недвижимости, предоставлением услуг по организации проживания, в сфере отдыха и развлечений).

В принятом обеими палатами акте рекомендуется разработать систему оценки эффективности деятельности субъектов квазигосударственного сектора.

Также рекомендовано разработать ограничения, регулирующие ставки вознаграждения при государственном финансировании реального сектора экономики через субъектов квазигосударственного сектора и банки второго уровня.

 

Выступление Аманжана Жамалова на совместном заседании палат Парламента 17 июня 2016 по отчету правительства и счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2015 год

 

Свое выступление я хотел бы посвятить оценке исполнения доходов республиканского бюджета за 2015 год.

Из отчета следует, что к потерям доходов бюджета приводит неэффективность налогового администрирования, и, в первую очередь, неоперативность мер реагирования на нарушения налогового законодательства, то есть выявление нарушения постфактум, а не его предупреждение. Так, из выявленных и доначисленных в 2015 году 598,6 млрд. тенге взыскано всего - 34,4 млрд. тенге или 5,8%. Из выявленных камеральным контролем по НДС нарушений на сумму 860,4 млрд. тенге в казну поступило лишь 81,3 млрд. тенге или 9,5%. Налоговое администрирование полностью автоматизированно и осуществляется двадцатью информационными системами.

Однако, своевременного предотвращения потерь бюджета, связанных с уклонением от уплаты налогов и применением различных схем минимизации их уплаты не наблюдается. По сведениям Комитета государственных доходов, по возбужденным уголовным делам по факту лжепредпринимательства в 2015 г. обналичено порядка 300 млрд. тенге. Всего за период с 2011 года по июль 2014 года обналичено денег на общую сумму свыше 1 трлн. 270 млрд. тенге. По данным Национального банка Республики Казахстан, объем наличных денежных средств, выданных банками второго уровня на оплату товаров, услуг и выполненных работ субъектами предпринимательства варьируется в пределах 1.5 трлн. тенге в год.

И хотелось бы обратить Ваше внимание на удивительное совпадение, что это составляет около 100% от общей суммы наличных средств, находящихся вообще в обращении. То есть напрашивается вывод, что эти деньги - чуть ли ни единственный источник наличного оборота в Республике. Такова ситуация в стране с самой развитой финансовой системой на постсоветском пространстве. Эти фантастические цифры выглядят особенно удивительно в свете объявленной и широко разрекламированной Национальным Банком политики инфляционного таргетирования. Справедливости ради, необходимо отметить, что Комитетом государственных доходов неоднократно направлялись предложения в Национальный Банк о внесении изменений в действующее законодательство. Например, предлагался механизм снятия наличных денег с банковских счетов юридическими лица и индивидуальными предпринимателями в суммах, превышающих 7 млн.тенге (такова пороговая сумма, свыше которой операции с деньгами подлежат финансовому мониторингу) при условии предоставления в банки второго уровня справки органов государственных доходов об отсутствии налоговой задолженности.

Изменения, внесенные в 2012 году в Закон «О платежах и переводах денег» в части снижении размера осуществления платежей в безналичном порядке с 4 000 МРП до 1 000 МРП не дали должного эффекта. Так, за нарушение данной нормы в 2015 году вынесено всего 187 постановлений и извещений на сумму 398 млн. тенге. Количество контрагентов лжепредприятий растет с каждым годом, и в 2015 году это число составило 2 951, с оборотами взаиморасчетов в 105,3 млрд. тенге. Списание данных сумм налоговым комитетом со счетов контрагентов лжепредприятий не является вполне законным, и, на сегодняшний день, является существенным препятствием на пути развития бизнеса. Основные выводы, которые напрашиваются из вышесказанного: 1) Отсутствует механизм по раннему выявлению фактов уклонения от уплаты налогов и потенциальных лжепредприятий; 2) Меры, препятствующие обналичиванию денежных средств, не совершенны и не эффективны.

В связи с этим, считаю необходимым реализовать следующие предложения: 1) Ограничить выдачу индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам наличных денег в банках второго уровня до 10 000 000 тнг. в мес. (либо равной сумме в валюте), и наделить Национальный Банк правом устанавливать административное наказание банкам второго уровня в виде штрафа за невыполнение данного ограничения. 2) Установить информационное взаимодействие Комитета государственных доходов и банков второго уровня на законодательном уровне. Как я уже говорил, основная масса преступлений по лжепредпринимательству выявляются постфактум, когда государству уже причинен значительный ущерб, так как оценку подозрительности дает Комитет финансового мониторинга, который, к сожалению, не имеет достаточных ресурсов, а сотрудники не обладают соответствующими навыками правоохранительной деятельности.

Таким образом, отсутствие совместной работы правоохранительных и государственных органов, крайне негативно сказывается на своевременном принятии мер реагирования и затрудняет процедуру возмещения ущерба. В этой связи, необходимо внести изменения в Налоговый кодекс в части закрепления за Комитетом государственных доходов права формирования списка компаний с риском осуществления лжепредпринимательской деятельности, а также в Закон РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» касательно взаимодействия Комитета государственных доходов и банков второго уровня. 3) Внедрить мониторинг учета на специальных банковских счетах при государственных закупках и закупках в квазигосударственном секторе товаров и услуг на сумму свыше 1 млрд. тенге; 4) Обеспечить выполнение уже законодательно принятого положения об обязательном применении контрольно-кассовых машин. (Распространено Пресс-службой Аппарата Мажилиса Парламента РК)

 

 

 

 

 

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: