Лента новостей
0

А.Перуашев: Невозможно наполнить бюджет, если не контролировать расходы

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 20.06.2016 17:26 Zakon.kz
Руководитель фракции "Ак жол" считает, что именно с контролем расходов бюджета у нас есть явные проблемы.
Депутат Мажилиса Азат Перуашев после завершения совместного заседания Палат Парламента по отчету об исполнении бюджета за 2015 год заявил, что данные, представляемые в отчете, должны не ограничиваться простой констатацией фактов, а обязаны содержать критический анализ причин сложившихся тенденций. Иначе невозможно оценить, в какой степени ситуация является объективной, а в какой она вызвана недоработками министерств и ведомств, сообщает Zakon.kz со ссылкой на пресс-службу Мажилиса.

«В отчете Счетного комитета зафиксировано: продолжающееся снижение доли перерабатывающих отраслей в структуре ВВП до 9,9% в 2015 г. (по сравнению с 10,4-10,8% в 2010-2013гг.); снижение экспорта на 42% и импорта на 27%, а также формирование отрицательного сальдо внешнеторгового баланса в размере -5,8 млрд. долл. США; увеличение внешнего государственного долга страны за последние 3 года в 5 раз (!).
Кроме того указывается, что за последние пять лет в структуре доходов республиканского бюджета прослеживается устойчивая тенденция замещения налоговых поступлений - трансфертами из Национального фонда и нижестоящих бюджетов. Так, если в 2011г. трансферты составляли 29.8 % от доходов, то за 2015 г. их удельный вес составил уже 42.9%!
Эти факты вызывают обоснованную обеспокоенность за судьбу Национального фонда, поскольку они констатируют, что мы уже сегодня «проедаем» накопления, вообще-то созданные для будущих поколений. Цифры заставляют сомневаться и в том, на сколько лет хватит средств Нацфонда при таких тенденциях", - отметил руководитель фракции "Ак жол".
В этой связи, по его мнению, есть необходимость выделения Стабилизационной части Нацфонда, средства которой могли бы задействоваться в кризисных ситуациях, наподобие нынешней; и - Накопительной части (так сказать, «фонда развития»), которую ни при каких обстоятельствах нельзя тратить на текущее финансирование бюджета.

Например, в наиболее успешном Нефтяном фонде Норвегии допускается расходование средств только из суммы чистого инвестиционного дохода, не затрагивая сам капитал Фонда.
Полагаем, что аналогичные требования возможны и необходимы и в нашем случае, причём как в отношение средств Нацфонда, так и в отношение средств ЕНПФ.

Кроме того, сегодня крайне обострились вопросы финансовой дисциплины, и данные Счетного комитета свидетельствует о многочисленных проблемах в данной сфере.
"Так, несмотря на 3-х кратное увеличение расходов государства на увеличение уставных капиталов субъектов квазигосударственного сектора (с 165 млрд.тг в 2013 г. до 478,8 млрд.тг в 2014 г.), их чистый доход сократился обратно-пропорционально на 34% по итогам 2014 г.
То есть, в ответ на полученные от государства в 2013-14 г.г. почти 700 млрд.тенге, в доход республиканского бюджета от квазигоссектора за последние 3 года поступили дивиденды на сумму в 7,5 раз меньше - 85,1 млрд.тг. Какая-то странная арифметика получается, причём в ущерб интересам государства.
При этом обнаруживаются примеры извлечения сомнительной прибыли госпредприятий путём сокрытия части доходов.
Так, по результатам аудита в распоряжении РГП «Госэкспертиза» после уплаты части чистого дохода, оставались средства, превышающие размер отчислений почти в три раза.
На эти деньги в сумме 2 млрд.тенге были открыты срочные банковские вклады, сумма вознаграждений по которым составила 243 млн.тг.
А в это же время для наполнения бюджета фискальные органы изобретают всё новые способы – такие, как признание недействительной регистрации предприятий-контрпартнёров или снятие с постановки на учёт по налогообложению – чтобы доначислить налоги на добросовестно работающий бизнес", - отметил А.Перуашев.

Фракция «Ак жол» неоднократно подчёркивала, что невозможно наполнить бюджет, если заниматься только наполнением и не контролировать расходы. И именно с контролем расходов бюджета есть явные проблемы.
По бюджетной программе «Увеличение уставного капитала Фонда «Самрук-Казына» не завершено строительство 68 объектов инфраструктуры СЭЗ "Хоргос-Восточные ворота", а работы по строительству объектов СЭЗ.
Всего же по итогам 2015 г. на контрольных счетах только 26 субъектов квазигосударственного сектора образовались остатки на общую сумму 132 млрд.тг, выделенные на формирование и увеличение уставного капитала.
"Всё это говорит о масштабах негативных тенденций и слабой финансовой дисциплине госпредприятий.
Между тем Кодекс об административных нарушениях не предусматривает ответственность за неэффективное расходование выделенных средств предприятиям квазигоссектора. Максимум что грозит при таких "шалостях" на сотни миллиардов - это дисциплинарное наказание, например - выговор.
Законодательством не предусмотрена и ответственность за несоблюдение субъектами квазигосударственного сектора норм по административным расходам. Поэтому эти расходы в ряде случаев растут в удручающем темпе", - отметил депутат.

"На наш взгляд, это еще раз подтверждает необходимость разработки законов, регламентирующих данные процессы и устанавливающие меры административной и даже уголовной ответственности за злоупотребления в распоряжении огромными средствами, доверенными государством.

Более того, фракция "Ак жол" считает необходимым прямо обусловить вливания из бюджета в нацкомпании и госпредприятия – требованиями их отдачи для бюджета.
По идее, создание сектора квазигосударственных компаний подразумевало их работу на рыночных принципах, т.е. из собственной прибыли. И самым оптимальным решением является реализация поручения Главы государства о проведении широкой второй волны приватизации.
В то же время, с учётом накопившихся проблем в данном сегменте, считали бы правильным включить в республиканский бюджет, подлежащий рассмотрению и утверждению Парламентом, также и бюджеты национальных холдингов и компаний, с обязательным отчётом об их исполнении.
Не меньше проблем по исполнению бюджетных программ в 2015г. наблюдалось и в госорганах. Например, по итогам реализации программы «Информационный Казахстан – 2020» сумма выявленных финансовых нарушений составила 145 млрд.тг.
По программе «Содействие развитию местного содержания» конечные результаты не достигнуты, произошло снижение казахстанского содержания в госзакупках на 8%.
По Комитету по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами МНЭ выявлены финансовые нарушения на сумму 32,7 млрд.тг.
В рейтинге «Глобальный индекс конкурентоспособности» не был достигнут такой существенный показатель для Казахстана, как «Количество процедур для открытия бизнеса». По нему вместо запланированного 43 места, страна заняла только 57-ое место, опустившись на 10 позиций по сравнению с 2013 г.
И так далее, и тому подобное.
Между тем, в пояснительной записке к Отчету Правительства об исполнении бюджета говорится, что были внесены изменения и дополнения в Бюджетный кодекс, направленные на введение ответственности первых руководителей государственных органов за недостижение прямых и конечных результатов.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: