Т.Яковлева: Низкая эффективность использования бюджета приводит к «раздуванию» расходов

Zakon.kz Zakon.kz
Депутат Мажилиса заявила, что необходимость повышения качества управления бюджетными средствами обусловила переход на бюджет, ориентированный на результат.
После завершения совместного заседания Палат Парламента по отчету об исполнении бюджета за 2015 год депутат Мажилиса Татьяна Яковлева заявила, что Правительством в основном исполнены параметры бюджета прошлого года, но в тоже время она выразила сомнения, насколько эффективно они исполнены, передает корреспондент Zakon.kz

По мнению Т.Яковлевой, необходимость повышения качества управления бюджетными средствами обусловила переход на бюджет, ориентированный на результат. «Принимая действующий Бюджетный кодекс, мы говорили о переходе на среднесрочное бюджетное планирование. В настоящее время утверждаем трехлетний бюджет, однако бюджет неоднократно уточняется и корректируется по одним и тем же позициям в течение одного финансового года показатели то увеличиваются, то уменьшаются. Кроме того, многие показатели целевых индикаторов не обоснованные, они не отражают конечный результат и эффективность», - отметила мажилисвумен.

В отчете Счетного комитета, по ее данным, приведены факты, когда плановые значения показателей целевых индикаторов занижены или их нет.
Например, по госпрограмме «Саламатты Қазақстан»: плановые показатели по некоторым целевым индикаторам на 2013-2015 годы, достигнуты еще в 2011-2012 годах; по 11 пунктам мероприятий вообще нет показателей, позволяющих определить достигнут результат или нет. (Совершенствование медицинской помощи, оказываемой людям пожилого возраста (геронтологической и гериатрической помощи).

Кроме того она отметила низкую эффективность реализации Национальной скрининговой программы, проблемы при планировании и закупе лекарственных средств медицинскими организациями. Их, по мнению Т.Яковлевой или недостает или остается в избытке.
«Онкодиспансер в г. Семей: в эксплуатацию не введен, а 6 млрд.тенге освоены. Почему средства перечислялись? Получается, со стороны администратора, не было контроля. Или по программе "Нұрлы жол" (стр. 44-45):

Непонятная ситуация, по ее мнению, сложилась по направлению «жилищная программа», не освоено - 25 миллиардов тенге, а в процентном отношении перевыполнение (106,6%). Такое возможно, если только заложить средства сверх потребности.
«По Государственной программе «Информационный Казахстан – 2020» в 2015 году предусмотрено внедрение четырех информационных систем на сумму 6,5 млрд. тенге, по факту введена в эксплуатацию только одна. Три информационные системы стоимостью 6,1 млрд. тенге не введены в промышленную эксплуатацию.

По плану показатель «автоматизация информационного взаимодействия государственных органов» должен достигнуть уровня 80% в 2017 году, а по факту 99,96% достигнуто в 2015 году», - отметила депутат.
По ее мнению, также наблюдается низкая эффективность использования бюджетных средств и у субъектов квазигосударственного сектора.
«Например, на строительство СЭЗ «Хоргос – восточные ворота» АО ФНБ «Самрук-Казына» выделено 77 млрд.тенге. Однако по 68 объектам строительство не закончено, причины не ясны. Что получит экономика от введения данных объектов, также нет сведений.
В 2015 году на пополнение уставного фонда «Самрук-Казына» выделено 136,8 млрд.тенге. Все, что мы знаем об этих средствах от фонда это «целевое их использование». А насколько эффективно потрачены средства, какова отдача, экономический эффект от бюджетных вливаний, информации нет», - сообщила Т.Яковлева.

В отчете Счетного комитета приведены примеры, когда субъектами квазигосударственного сектора необоснованно привлекались заемные средства в иностранной валюте на внешних рынках. Из-за внешних заимствований АО «НУХ «КазАгро» только на курсовой разнице 2015 год завершил с убытками - 94,4 млрд. тенге.
В 2015 году перечислены 9,2 млрд.тенге в виде целевого вклада в АОО «Назарбаев университет» на строительство Национального научного онкологического центра в г.Астане и т.д. По данным Отчета Правительства в отчетном году сделано не много: заключен договор подряда и ведутся переговоры по заключению контракта с французской компанией. В данном случае хочется отметить, чтобы не повторилась ситуация как с «Холдингом «Касипкор», когда деньги были перечислены в полном объеме а колледжи не построены.

Согласно отчету Счетного комитета в 2015 году из общего объема финансовых нарушений 44,3%, или 526,4 млрд.тенге приходится на несоблюдение норм Бюджетного кодекса, значительная часть нарушений приходится на превышение цены договора над сметной стоимостью проекта без корректировки ПСД (62%). Первоначальная сметная стоимость инвестиционных проектов на 2015 год, увеличилась на 88,7 млрд. тенге. Основными причинами такого увеличения являются образование курсовой разницы, включение дополнительных объемов работ, ранее не учтенных в утвержденной технической документации, внесение изменений в утвержденный перечень оборудования, уточнение площадей строительства, изменение проектных решений и т.д. Практически все причины носят субъективный характер.
При реализации инвестиционных проектов в регионах нарушаются нормы Бюджетного кодекса, закона «О государственных закупках».

Также местными исполнительными органами не соблюдаются требования Бюджетного кодекса в части своевременного и обязательного софинансирования проектов из местного бюджета, что приводит к срыву сроков ввода инвестиционных проектов, образованию кредиторской задолженности и нагрузке на республиканский бюджет.
Например, без софинансирования из бюджетов Восточно-Казахстанской области реализованы – 132 проекта (3,1 млрд. тенге), в Западно-Казахстанской области - 94 проекта (1,3 млрд. тенге) и т .д. В г. Уральск проекты по водоснабжению новых микрорайонов и реконструкции второй нитки водопровода сметной стоимостью 1,2 млрд.тенге не реализованы.
Аналогичные факты установлены в г.Астане, Актюбинской, Алматинской, Атырауской и Южно-Казахстанской областях.

Вышеуказанные факты имеют место быть, так как в настоящее время низкая эффективность бюджетного планирования, нет четкой взаимосвязи между расходами и конкретными результатами. Когда нет четких критериев оценки эффективности использования бюджетных средств, существенно усложняется процесс планирования, снижается ответственность администраторов бюджетных программ за определение и достижение целей, возникают стимулы к постоянному «раздуванию» расходов.

Депутаты неоднократно поднимают данные вопросы. На встречах избиратели задают ряд вопросов, на которые депутаты не всегда могут дать полные ответы, так как со стороны Правительства нет исчерпывающей информации. Поэтому депутаты направляют запросы, на которые также получаем формальные ответы, которые являются «отпиской». Из-за отсутствия аргументированной подробной информации, депутаты затрудняются ответить избирателям.
Из ответов, полученных от Правительства, государственных органов возникает еще больше вопросов.
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
0
КОММЕНТАРИИ
Главная Топ LIVE Все
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления