Выступления депутатов на совместном заседании палат Парламента 17 июня 2016
по отчету Правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2015 год

 
Выступление А. Перуашева

 

 

Уважаемые коллеги!

Как известно, падение мировых цен на нефть и металлы предопределило снижение темпов роста ВВП, которые всё же сохранили положительную динамику в так называемом «реальном» выражении на 1,2%.

В то же время, в долларах США, ВВП сократился почти на 44%.

Очень важно, что уровень безработицы сохранился на уровне 5%, зафиксирован рост денежных доходов населения, успешно выполняются социальные обязательства государства.

Однако данные позитивные тенденции были достигнуты в рамках четырехкратного (!) уточнения прогноза.

И, даже при этом проведённые корректировки не предотвратили значительных расхождений ряда макропоказателей бюджета.

Так, по оценке Счетного Комитета, в номинальном выражении ВВП сложился ниже плана на 823 млрд.тг., хотя среднегодовая мировая цена на нефть (марки Brend) в 2015 г. превысила ожидавшиеся 50 долл. США и составила 52,4 долл.

Налицо парадоксальная ситуация, когда снижение роста ВВП происходит даже несмотря на более высокие, чем ожидалось, цены на нефть.

Источником столь разительных расхождений, на наш взгляд, является недостаточный анализ факторов при разработке прогноза.

Считаем, что данные, представляемые в Отчете, должны не ограничиваться простой констатацией фактов, а обязаны содержать критический анализ причин сложившихся тенденций. Иначе невозможно оценить, в какой степени ситуация является объективной, а в какой она вызвана недоработками министерств и ведомств.

В Отчете Счетного комитета зафиксировано:

- продолжающееся снижение доли перерабатывающих отраслей в структуре ВВП до 9,9% в 2015 г. (по сравнению с 10,4-10,8% в 2010-2013гг.);

- снижение экспорта на 42% и импорта на 27%, а также формирование отрицательного сальдо внешнеторгового баланса в размере -5,8 млрд. долл. США;

- увеличение внешнего государственного долга страны за последние 3 года в 5 раз (!).

Кроме того указывается, что за последние пять лет в структуре доходов республиканского бюджета прослеживается устойчивая тенденция замещения налоговых поступлений - трансфертами из Национального фонда и нижестоящих бюджетов. Так, если в 2011г. трансферты составляли 29.8 % от доходов, то за 2015 г. их удельный вес составил уже 42.9%!

Эти факты вызывают обоснованную обеспокоенность за судьбу Национального фонда, поскольку они констатируют, что мы уже сегодня «проедаем» накопления, вообще-то созданные для будущих поколений. Цифры заставляют сомневаться и в том, на сколько лет хватит средств Нацфонда при таких тенденциях?

Возможно, в этой связи есть необходимость выделения Стабилизационной части Нацфонда, средства которой могли бы задействоваться в кризисных ситуациях, наподобие нынешней; и - Накопительной части (так сказать, «фонда развития»), которую ни при каких обстоятельствах нельзя тратить на текущее финансирование бюджета.

Например, в наиболее успешном Нефтяном фонде Норвегии допускается расходование средств только из суммы чистого инвестиционного дохода, не затрагивая сам капитал Фонда.

Полагаем, что аналогичные требования возможны и необходимы и в нашем случае, причём как в отношение средств Нацфонда, так и в отношение средств ЕНПФ.

Кроме того, сегодня крайне обострились вопросы финансовой дисциплины, и данные Счетного комитета свидетельствует о многочисленных проблемах в данной сфере.

Так, несмотря на 3-х кратное увеличение расходов государства на увеличение уставных капиталов субъектов квазигосударственного сектора (с 165 млрд.тг в 2013 г. до 478,8 млрд.тг в 2014 г.), их чистый доход сократился обратно-пропорционально на 34% по итогам 2014 г.

То есть, в ответ на полученные от государства в 2013-14 г.г. почти 700 млрд.тенге, в доход республиканского бюджета от квазигоссектора за последние 3 года поступили дивиденды на сумму в 7,5 раз меньше - 85,1 млрд.тг. Какая-то странная арифметика получается, причём в ущерб интересам государства.

При этом обнаруживаются примеры извлечения сомнительной прибыли госпредприятий путём сокрытия части доходов.

Так, по результатам аудита в распоряжении РГП «Госэкспертиза» после уплаты части чистого дохода, оставались средства, превышающие размер отчислений почти в три раза.

На эти деньги в сумме 2 млрд.тенге были открыты срочные банковские вклады, сумма вознаграждений по которым составила 243 млн.тг.

А в это же время для наполнения бюджета фискальные органы изобретают всё новые способы - такие, как признание недействительной регистрации предприятий-контрпартнёров или снятие с постановки на учёт по налогообложению - чтобы доначислить налоги на добросовестно работающий бизнес.

Фракция «Ак жол» неоднократно подчёркивала, что невозможно наполнить бюджет, если заниматься только наполнением и не контролировать расходы. И именно с контролем расходов бюджета есть явные проблемы.

По бюджетной программе «Увеличение уставного капитала Фонда «Самрук-Казына» не завершено строительство 68 объектов инфраструктуры СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота», а работы по строительству объектов СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» выполнены только на 3,5%.

Не меньше вопросов и по холдингу «Байтерек».

Всего же по итогам 2015 г. на контрольных счетах только 26 субъектов квазигосударственного сектора образовались остатки на общую сумму 132 млрд.тг, выделенные на формирование и увеличение уставного капитала.

Всё это говорит о масштабах негативных тенденций и слабой финансовой дисциплине госпредприятий.

Между тем Кодекс об административных нарушениях не предусматривает ответственность за неэффективное расходование выделенных средств предприятиям квазигоссектора. Максимум что грозит при таких «шалостях» на сотни миллиардов - это дисциплинарное наказание, например - выговор.

Законодательством не предусмотрена и ответственность за несоблюдение субъектами квазигосударственного сектора норм по административным расходам. Поэтому эти расходы в ряде случаев растут в удручающем темпе.

На наш взгляд, это еще раз подтверждает необходимость разработки законов, регламентирующих данные процессы и устанавливающие меры административной и даже уголовной ответственности за злоупотребления в распоряжении огромными средствами, доверенными государством.

Более того, фракция «Ак жол» считает необходимым прямо обусловить вливания из бюджета в нацкомпании и госпредприятия - требованиями их отдачи для бюджета.

По идее, создание сектора квазигосударственных компаний подразумевало их работу на рыночных принципах, т.е. из собственной прибыли. И самым оптимальным решением является реализация поручения Главы государства о проведении широкой второй волны приватизации.

В то же время, с учётом накопившихся проблем в данном сегменте, считали бы правильным включить в республиканский бюджет, подлежащий рассмотрению и утверждению Парламентом, также и бюджеты национальных холдингов и компаний, с обязательным отчётом об их исполнении.

Не меньше проблем по исполнению бюджетных программ в 2015г. наблюдалось и в госорганах. Например, по итогам реализации программы «Информационный Казахстан - 2020» сумма выявленных финансовых нарушений составила 145 млрд.тг.

По программе «Содействие развитию местного содержания» конечные результаты не достигнуты, произошло снижение казахстанского содержания в госзакупках на 8%.

По Комитету по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами МНЭ выявлены финансовые нарушения на сумму 32,7 млрд.тг.

В рейтинге «Глобальный индекс конкурентоспособности» не был достигнут такой существенный показатель для Казахстана, как «Количество процедур для открытия бизнеса». По нему вместо запланированного 43 места, страна заняла только 57-ое место, опустившись на 10 позиций по сравнению с 2013 г.

И так далее, и тому подобное.

Между тем, в пояснительной записке к Отчету Правительства об исполнении бюджета говорится, что были внесены изменения и дополнения в Бюджетный кодекс, направленные на введение ответственности первых руководителей государственных органов за недостижение прямых и конечных результатов.

Примеров, когда результаты бюджетных программ остались не достигнутыми, сегодня приводилось немало.

И как же реализовано требование об ответственности первых руководителей?

По итогам мониторинга освоения бюджетных средств к ответственности по центральным государственным органам привлечено 24 чел, из которых к дисциплинарной ответственности привлечен 1 чел., все остальные получили выговоры, замечания и т.п..

В местных исполнительных органах наказано 29 чел., в т.ч. освобождены от занимаемой должности 3 чел., остальным также объявлены выговоры и замечания.

При этом самыми высокопоставленными чиновниками, понёсшими наказание за срывы программ и неэффективное использование миллиардов, стали начальник управления одного из министерств и руководитель эксплуатационного отдела - говоря обыденным языком - завхоз (!) провинциального вуза.

А где же первые руководители, о которых говорилось в Пояснительной записке? Почему они прячутся за меморандумы и спины своих подчинённых?

Ссылки на индивидуальные меморандумы здесь не могут быть приняты, так как никакие меморандумы не выше требований Бюджетного кодекса.

Уважаемые коллеги,

Мы лишь обозначили болевые точки рассматриваемого документа. Надеемся, что ответственные госорганы найдут желание и возможность выработать более подробные детальные подходы по их исправлению.

Спасибо за внимание.

 

В.КОСАРЕВ: КТО БЫ НИ ВОРОВАЛ, ОБИЖЕННЫЙ ВСЕГДА ВИНИТ ГОСУДАРСТВО

 

Астана, 20 июня, Дом Мажилиса. Руководитель фракции «Народные Коммунисты» в Мажилисе Владислав Косарев после завершения совместного заседания Палат Парламента высказал позицию фракции по отчету об исполнении республиканского бюджета за 2015 год.

- Отчет Правительства перед высшим представительным органом это важная веха в жизни страны. Народ должен знать итоги работы органов власти за истекший год. Полагаем, что избиратели поддержат наши оценки усилий органов власти по исполнению бюджета. Во всяком случае, все, что предусмотрено на нужды населения, реализовано полностью. За последние годы упорядочена выплата пенсий и стипендий, заработной платы работникам госорганов. Другое дело размеры этих выплат. Они не устраивают многих пенсионеров, учителей и медицинских работников среднего звена. Это надо оставить задачей на будущее! - заявил мажилисмен.

Оценивая работу Правительства за прошлый и текущий год, он отметил, что в нашей стране набраны хорошие темпы строительства автодорог, развития железнодорожного и воздушного транспорта. Прирост протяженности железнодорожных путей и инфраструктуры по расширению потока грузов и людей вызывают удовлетворения, а по некоторым позициям и восторг. Хочется верить, что Правительство и впредь будет сохранять потенциал автодорожного строительства и повернет силы на сельские дороги, благоустройство сел и аулов.

Говоря о том, что особого внимания заслуживает жилищное строительство депутат выразил сожаление, что эта сфера целиком подчинена коммерческим интересам.

- По нашей оценке, на строительстве жилья наживаются десятки предпринимателей, а страдают сотни тысяч наших сограждан. Осмелюсь заявить, что строительство вышло из-под контроля государства, поглощает миллиарды денежных средств. Здесь махровым цветом расцвели обман и надругательство над человеческим достоинством, а главное по этим причинам угасает доверие граждан к органам власти. Кто бы ни воровал, обиженный всегда винит государство. Так не должно быть, когда бизнес в жилищной сфере достиг небывалого масштаба. Созерцать как мошенники и проходимцы среди бела дня обирают людей, строят, как попало. То и дело брак и аварийные ситуации обнажаются то в домах, то в школах, то в других новостройках. Баланс жилья и потребности в нем, свидетельствует о наличии тенденции к наживе на нуждах наших сограждан, - констатировал В. Косарев.

Он считает правильным от имени всего Парламента потребовать у Правительства и местных исполнительных органов в ближайший год навести порядок в строительной сфере. А заодно и проработать практику расширения строительной индустрии.

- Под такие объемы освоения капиталовложений давно пора иметь мощные комбинаты, объединения. У нас же многое делается на объекте, а передовые технологии диктуют сборку конструкций, изготовленных индустриальным способом. Такой подход позволил бы резко увеличить объем производства в структуре валового продукта.

Жаль, но мы сильно сократили долю производства в структуре ВВП. Если в 2007 году оно составляло 44%, в 2012 уже 40%, а теперь около 36%.

Хотя некоторые умники из центров регулирования либеральным рынком считают, что услуги должны преобладать над производством, верить этой версии - значит обманывать себя, - отметил депутат.

По мнению парламентария, нельзя за чистую воду принимать советы и наставления, в кавычках «сильных мира сего». Они строят версии таким образом, чтобы иметь свою выгоду. Нас завели в рынок, консультируют и надзирают за жизнью опытные, хитрые и алчные силы. Не зря ведь все финансы мира и наши тоже находятся под их контролем, перетекают от одной к другой цели под видом глобальных процессов. Надо научиться жить не на заемные, а на свои средства.

- Мы богатая и сильная страна. Но нам следует помнить, что и нашей силой, и богатствами стремятся воспользоваться транснациональные корпорации. Весь их опыт и арсенал знаний нацелены на извлечения выгоды для себя. Что бы они нам ни советовали, надо анализировать и отсевать возможные потери и издержки. Когда мы живем по их правилам, мы теряем возможности повышения благосостояния своего народа, своей страны. Многие страны, имея гораздо меньший потенциал, чем мы не стали соучаствовать в глобальных процессах, это скандинавские страны - Кипр, Греция, Куба, Венесуэла и Боливия и др.

Наша фракция не впервые заявляет о своей приверженности к повышению внимания к человеку, гражданину, его жизненным проблемам. Мы много и красиво строим, не стыдно показать нашу столицу жителям мира, но средств на благосостояние нашего населения тратиться, во много раз меньше чем могло быть. Страна переувлеклась рыночными реформами, а проблемы, быта сгрудились в неодолимое препятствие в жизни многих простых людей. Доходы отечественных миллиардеров в сотни, тысячи раз превосходят затраты на нужду людей, это опасный разлом в единстве общества. Весь объем обращений и заявлений как никогда прежде убедительно свидетельствует о том, что государственные органы ослабили внимание к человеку до самой низкой планки, - заявил В.Косарев.

«Разрешить даже малозначительные вопросы в акиматах крайне сложно. Из-за пустяков люди пишут, едут, ходят по инстанциям в Астане. Это могут подтвердить и Генпрокуратура, и Верховный суд. Правительству надо бы проанализировать работу местных органов по рассмотрению жалоб и обращений граждан, дать, как следует по рукам тем работникам, которые не в состоянии проникнуться тревогами и нуждами людей. Мы же хорошо видим, что на наших граждан мощным потоком полилось западное влияние, направленное на разрушение нашего единства, сплоченности и приоритета государственной власти. Надо так обустраивать бытие, чтобы сам образ жизни воспитывал гражданина страны, был основой его патриотических чувств.

У нас часто принято говорить об идеологической направленности внутренней политики. Высокие патриотические идеи как - Мәнгілік Ел. Да, эта проблема действительно есть. Но многообразие политических и экономических тенденций становиться препоном для воспитания высокой гражданственности и патриотизма», - сказал руководитель фракции КНПК.

В. Косарев считает, что жизнь общества наполнена пробелами и пороками в соблюдении высокой нравственности, в честном исполнении долга должностных лиц перед обществом, и граждан перед государством. Не находят осуждения аморальные выходки, неприкрытая ложь, лицемерие, дезинформация. В своем отчете один из акимов района назвал такую огромную цифру произведенного мяса, что весь район, не вставая из-за стола ни днем, ни ночью в течение года никогда столько не съест. Этот аким так низко опустил свою должность, что восстановить нужное доверие ему не хватит самой долгой жизни, а государство, которое оставляет на службе настолько непорядочного человека выглядит в глазах людей слабым и беспомощным. Надо укреплять веру людей во власть, формировать доверие всем институтам государства.

- «Люди равны и свободны, а власть справедлива», - эти слова сказаны Главой государства уже три с лишним года тому назад, а заметного продвижения к этой высокой цели мы не добились», - напомнил депутат.

Владислав Косарев: «Нахожу возможным от имени фракции заявить, что формировать производительные силы общества нам мешают скрытые способы наживы, теневой бизнес, рейдерство. Пока Правительство, суды, Прокуратура не встанут в один ряд, плечом к плечу перед этим злом, мы не продвинемся к высоким целям благосостояния общества.

Высокое достоинство страны, из которой через год будет исходить свет новейших источников, возобновляемой энергии суммируется из трудолюбия, честности, благородства, а рыночные способы наживы, обмана и скрытности уже пора признать тенденциями вчерашнего дня. Пусть они уходят в прошлое, как горький урок, полученный в пору поиска нового формата высокоразвитого общества».

 

Т.ЯКОВЛЕВА: ВОПРОСЫ ЕСТЬ, А ОТВЕТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА НЕТ

 

Астана, 17 июня, Дом Мажилиса. «Правительством параметры республиканского бюджетапрошлого года в основном исполнены. Но насколько эффективно?!». Таким вопросом задалась депутат, секретарь Комитета Мажилиса по финансам и бюджету Татьяна Яковлева по завершению совместного заседаниия палат Парламента, на котором рассматривались сегодня отчеты Правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2015 год.

Депутат заявила, что необходимость повышения качества управления бюджетными средствами обусловила переход на бюджет, ориентированный на результат.

- Принимая действующий Бюджетный кодекс, мы говорили о переходе на среднесрочное бюджетное планирование. В настоящее время утверждаем трехлетний бюджет, однако бюджет неоднократно уточняется и корректируется по одним и тем же позициям в течение одного финансового года показатели то увеличиваются, то уменьшаются. Кроме того, многие показатели целевых индикаторов не обоснованные, они не отражают конечный результат и эффективность.

В Отчете Счетного комитета приведены факты, когда плановые значения показателей целевых индикаторов занижены или их нет.

Например, по госпрограмме «Саламатты Қазақстан»:

плановые показатели по некоторым целевым индикаторам на 2013-2015 годы, достигнуты еще в 2011-2012 годах;

по 11 пунктам мероприятий вообще нет показателей, позволяющих определить достигнут результат или нет. (Совершенствование медицинской помощи, оказываемой людям пожилого возраста (геронтологической и гериатрической помощи).

Депутаты Мажилиса отмечали низкую эффективность реализации Национальной скрининговой программы. Да, по показателям все соответствует рекомендациям ВОЗ и евростандартам. Но необходимо корректировать показатели с учетом национальных особенностей, уровня и качества жизни, ведь больных меньше не становится, - считает Татьяна Яковлева.

Кроме того, парламентарий отметила, что есть проблемы при планировании и закупе лекарственных средств медицинскими организациями: их или недостает или остается в избытке.

Она привела пример с онкодиспансером в г.Семее, который в эксплуатацию не введен, а 6 млрд.тенге освоены.

- Почему средства перечислялись? Получается, со стороны администратора, не было контроля, - недоумевает депутат.

И другой пример касается программы «Нұрлы жол».

- По данным Отчета Правительства не освоено всего 638,8 млн.тенге. Однако далее указано, что местными исполнительными органами не освоено - 2 млрд.тенге и Холдингом «Байтерек» - 62,4 млрд.тенге. По логике, если это одна программа неосвоение составляет более 65 млрд. тенге? - спрашивает депутат.

Также Татьяна Яковлева привела еще несколько примеров:

- Непонятная ситуация и по направлению «жилищная программа», не освоено - 25 миллиардов тенге, а в процентном отношении перевыполнение (106,6%). Такое возможно, если только заложить средства сверх потребности.

По Государственной программе «Информационный Казахстан - 2020» в 2015 году предусмотрено внедрение четырех информационных систем на сумму 6,5 млрд. тенге, по факту введена в эксплуатацию только одна. Три информационные системы стоимостью 6,1 млрд. тенге не введены в промышленную эксплуатацию.

По плану показатель «автоматизация информационного взаимодействия государственных органов» должен достигнуть уровня 80% в 2017 году, а по факту 99,96% достигнуто в 2015 году.

Низкая эффективность использования бюджетных средств и у субъектов квазигосударственного сектора.

Например, на строительство СЭЗ «Хоргос - восточные ворота» АО ФНБ «Самрук-Казына» выделено 77 млрд.тенге. Однако по 68 объектам строительство не закончено, причины не ясны. Что получит экономика от введения данных объектов, также нет сведений.

В 2015 году на пополнение уставного фонда «Самрук-Казына» выделено 136,8 млрд.тенге. Все, что мы знаем об этих средствах от фонда это «целевое их использование». А насколько эффективно потрачены средства, какова отдача, экономический эффект от бюджетных вливаний, информации нет.

В отчете Счетного комитета приведены примеры, когда субъектами квазигосударственного сектора необоснованно привлекались заемные средства в иностранной валюте на внешних рынках. Из-за внешних заимствований АО «НУХ «КазАгро» только на курсовой разнице 2015 год завершил с убытками - 94,4 млрд. тенге.

В 2015 году перечислены 9,2 млрд.тенге в виде целевого вклада в АОО «Назарбаев университет» на строительство Национального научного онкологического центра в г.Астане и т.д. По данным Отчета Правительства в отчетном году сделано не много: заключен договор подряда и ведутся переговоры по заключению контракта с французской компанией. В данном случае хочется отметить, чтобы не повторилась ситуация как с «Холдингом «Касипкор», когда деньги были перечислены в полном объеме, а колледжи не построены.

Согласно Отчету Счетного комитета, в 2015 году из общего объема финансовых нарушений 44,3%, или 526,4 млрд.тенге приходится на несоблюдение норм Бюджетного кодекса, значительная часть нарушений приходится на превышение цены договора над сметной стоимостью проекта без корректировки ПСД (62%). Первоначальная сметная стоимость инвестиционных проектов на 2015 год, увеличилась на 88,7 млрд. тенге. Основными причинами такого увеличения являются образование курсовой разницы, включение дополнительных объемов работ, ранее не учтенных в утвержденной технической документации, внесение изменений в утвержденный перечень оборудования, уточнение площадей строительства, изменение проектных решений и т.д. Практически все причины носят субъективный характер, - сказала Т.Яковлева.

Депутат заявила, что при реализации инвестиционных проектов в регионах нарушаются нормы Бюджетного кодекса и закона «О государственных закупках». Также местными исполнительными органами не соблюдаются требования Бюджетного кодекса в части своевременного и обязательного софинансирования проектов из местного бюджета, что приводит к срыву сроков ввода инвестиционных проектов, образованию кредиторской задолженности и нагрузке на республиканский бюджет.

Например, без софинансирования из бюджетов Восточно-Казахстанской области реализованы - 132 проекта (3,1 млрд. тенге), в Западно-Казахстанской области - 94 проекта (1,3 млрд. тенге) и т.д. В г. Уральск проекты по водоснабжению новых микрорайонов и реконструкции второй нитки водопровода сметной стоимостью 1,2 млрд.тенге не реализованы.

Аналогичные факты установлены в г.Астане, Актюбинской, Алматинской, Атырауской и Южно-Казахстанской областях.

- Вышеуказанные факты имеют место быть, так как в настоящее время низкая эффективность бюджетного планирования, нет четкой взаимосвязи между расходами и конкретными результатами. Когда нет четких критериев оценки эффективности использования бюджетных средств, существенно усложняется процесс планирования, снижается ответственность администраторов бюджетных программ за определение и достижение целей, возникают стимулы к постоянному «раздуванию» расходов. Депутаты неоднократно поднимают данные вопросы. На встречах избиратели задают ряд вопросов, на которые депутаты не всегда могут дать полные ответы, так как со стороны Правительства нет исчерпывающей информации. Поэтому депутаты направляют запросы, на которые также получаем формальные ответы, которые являются «отпиской». Из-за отсутствия аргументированной подробной информации, депутаты затрудняются ответить избирателям.

Из ответов, полученных от Правительства, государственных органов возникает еще больше вопросов.

В целях повышения эффективности управления, использования государственных средств и активов государства в рамках «100 шагов» разработан закон «О государственном аудите и финансовом контроле», с начала года закон работает. За 3-4 месяца реализации данного Закона, уже имеется положительный результат - и по экономии, и по эффективности освоения бюджетных средств.

В то же время нельзя останавливаться на достигнутом, так как не все заявленные планы реализованы. В частности, необходимо предусмотреть ответственность за «неэффективное управление и использование бюджетных средств, активов государства».

Согласно указанному закону акцент должен быть смещен на экспертно-аналитическую деятельность, то есть, закон должен стать реальным механизмом предупреждения нарушений. Со следующего года, когда мы будем рассматривать Отчеты текущего года, надеюсь, мы будем обсуждать количество предотвращенных нарушений, а не как сегодня количество уже совершенных финансовых нарушений, - резюмировала депутат.

 

МАЖИЛИСМЕН СИМОНОВ СОВЕТУЕТ ИСЕКЕШЕВУ БОЛЕЕ ТЩАТЕЛЬНО ЧИТАТЬ ОТЧЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВА

 

Астана, 17 июня, Дом Мажилиса. Сегодня, после совместного заседания палат Парламента, на котором рассматривались отчеты Правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2015 год, депутат Мажилиса Сергей Симонов подверг критике исполнение программы «Дорожная карта занятости 2020».

Один из принципов Системы государственного планирования согласно Указу Главы государства №827 от 18 июня 2009 года - результативность и эффективность. Выбор целей, задач и показателей результатов должен быть максимально правильным, основываться на глубоком анализе текущей ситуации и необходимости достижения заданных результатов с наименьшими затратами ресурсов.

По мнению Симонова, на практике данный принцип реализуется не до конца.

Цель программы «Дорожная карта занятости 2020» - повышение уровня занятости населения, содействие повышению благосостояния, сокращению безработицы.

В программе предусмотрено 3 целевых индикатора. Такие, как не превышать уровень безработицы до 5%, уровень женской безработицы до 5,5%, уровень молодежной безработицы до 4,6%.

Согласно отчету Правительства данные индикаторы достигнуты в 2015 году.

- Вместе с тем, в отчете Правительства по деятельности Министерства здравоохранения и социального развития в соответствии его стратегического плана, в четвертом стратегическом направлении, предусмотрено достижение 4 целевых индикаторов, 3 из которых отражены в программе «Дорожная карта занятости 2020».

У парламентария возникают вопросы: зачем указывать одни и те же индикаторы с одинаковыми значениями в разных документах, дорожной карте и стратегическом плане госоргана? В чем смысл дублирования целей, может, чтобы получить дополнительное финансирование? В стратегическом плане госоргана должны отражаться те цели, которые соответствуют их непосредственным функциональным обязанностям и задачам. По данному плану они формируют бюджет.

Поэтому считаю, отмечает депутат, что у данной программы должны быть более четкие и конкретные целевые индикаторы и показатели прямых результатов.

- Одна из целей программы - содействие повышению благосостояния. Что подразумевается под этой целью в программе? Другая сокращение безработицы, это основная работа министерства по своему стратегическому плану, т.е. программа дублирует функции госоргана», - сказал С.Симонов.

Реализация программы осуществляется по трем направлениям, участниками стали 136 тыс. человек. На эти цели в 2015 году по данной программе выделены 37,1 млрд. тенге.

Парламентарий также задался вопросом, если, по первому направлению Программы трудоустроено 8 601 человек, из которых 4 490 чел. участники Программы, тогда остальные по какой программе? Кроме того, сколько из 2 810 человек, прошедшим обучение основам предпринимательства по второму направлению, трудоустроено или отрыли свое дело?

По словам С.Симонова, министерство так и не дало разъяснение по вопросу выдачи займов:

- 6 010 чел. получили микрокредиты, из них 4 114 чел. открыли свое дело, в тоже время АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» по программе занятости выдал 3 799 займа, кто выдавал тогда остальные? - спрашивает парламентарий.

В итоге, по данным Отчета Правительства по реализации программы «Дорожная карта занятости 2020» в 2015 году всего трудоустроено 40 014 чел., или 29,2% от общего числа участников Программы, то есть, даже не обеспечено 50% из числа обратившихся лиц.

Изучая программы «Дорожная карта занятости 2020», «Дорожная карта бизнеса 2020», «Нурлы жол», ГПИИР, парламентарий пришел к выводу, что для всех характерны дублирующие задачи. «Это и обучение, переобучение, повышение квалификации, выдача микрокредитов на селе, строительство жилья и инфраструктуры, создание рабочих мест. Поэтому очень сложно оценить степень эффективности, все занимаются общими вопросами, а результат и освоение средств размыто.

По этим программам сделано вроде бы очень многое, но согласно результатам экономической ситуации данное исполнение программ не повлияло на увеличение доходности, производительности, объемов производства, снижение безработицы. Уровень безработицы остался на уровне 2014 года 5,1%» - резюмировал мажилисмен.

Кроме того, депутат Симонов усомнился в том, что министр по инвестициям и развитию Асет Исекешев знаком с отчетом Правительства.

Так, словам Симонова: «При ответе господина Исекешева, на мой вопрос на пленарном заседании: «Каким образом произойдет рост объемов производства до 43% и производительности труда до 40%, показателей установленных в целевых индикаторах программы индустриально-инновационного развития в 2019 году по отношению к 2012 году, если по итогам 2015 года рост составил 3,2 и 0,1% соответственно?» у меня сложилось впечатление, что материалами отчета в своем направлении он не знаком! Для его сведения стр. 54 отчета Правительства».

«Да и не удивительно, ведь слушая отчеты на рабочих группах, стало очевидным, что у всех государственных органов была задача освоить выделенные средства, а нужно это, даст ли это эффект никого не интересовало. В отчете Счетного комитета везде звучали фразы: неэффективное, нецелевое использование и т. д.

Государственные и отраслевые программы должны решать точечную проблему, которые в последующем дают мультипликативный эффект от вложенных средств. Мы должны видеть четко, какая была отдача от деятельности госоргана, и какая отдача от отдельной программы. Если ставятся одни цели в двух документах, тогда хотя бы должна быть разница в значениях по конечным результатам, чтобы видеть долю вклада реализации программы к реализации стратегического плана госоргана. А так, получается, идет двойное финансирование, с одним результатом», - сказал Сергей Симонов.

Он отметил о необходимости Правительству взять на жесткий контроль вопросы разработки, принятия и реализации стратегических и программных документов. Стратегические планы государственных органов согласовываются с Министерством национальной экономики, который отвечает за стратегическое планирование в стране, поэтому министерству нужно быть жестче и не пропускать подобные ошибки.

Вместе с тем, необходимо оформлять отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета в части реализации программ так, чтобы было понятно, куда направлены деньги, на какие цели, какой результат конкретно получен от вложенных бюджетных средств.

В рамках реализации Плана Нации «100 конкретных шагов» Главой государства была поставлена задача перед Правительством ориентировать действующую систему госуправления на управление по конкретным результатам.

«Очень надеемся, что уже в скором времени увидим конкретные результаты», - выразил надежду депутат.

 

 

20 июня 2016, 14:34
Источник, интернет-ресурс: *Парламента Республики Казахстан

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript