Компенсация, выплачиваемая работникам органов налоговой службы, за вред, причиненный здоровью при исполнении служебных обязанностей (Асель Хайруллина, главный специалист отдела по правовому обеспеченью налоговых проверок и взаимодействия с правоохранительными органами Юридического управления)


Статьей 23 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) предусмотрена правовая и социальная защита должностных лиц органов налоговой службы.

Так, согласно п. 2 указанной статьи Налогового кодекса при нанесении и причинении должностному лицу органов налоговой службы средней тяжести вреда здоровью в связи с осуществлением служебной деятельности ему выплачивается единовременная компенсация в размере пяти месячных заработных плат из средств республиканского бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц в соответствии с законодательством РК.

Пунктом 3 этой же статьи Налогового кодекса установлено, что при нанесении и причинении должностному лицу органов налоговой службы тяжкого вреда здоровью в связи с осуществлением служебной деятельности, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему выплачивается единовременная компенсация в размере пятилетнего денежного содержания из средств республиканского бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц, а также разница между размерами его должностного оклада и пенсии (пожизненно).

То есть, в случае нанесения (причинения) должностным лицам органов налоговой службы вреда здоровью в связи с осуществлением служебной деятельности им выплачивается единовременная компенсация в зависимости от степени нанесенного (причиненного) вреда здоровью.

В целях защиты прав и интересов работников органов налоговой службы, а также недопущения неправомерного расходования бюджетных средств необходимо отметить следующее. Для практической реализации вышеуказанных норм Налогового кодекса органам налоговой службы следует руководствоваться Правилами расследования и учета несчастных случаев и иных повреждений здоровья работников, связанных с трудовой деятельностью, утвержденными постановлением Правительства РК от 03.03.2001 г. № 326 (далее - Правила), в которых установлен единый порядок расследования, оформления и регистрации, в том числе иных повреждений здоровья, происшедших в процессе исполнения трудовых обязанностей с работниками, состоящими в трудовых отношениях с работодателями.

Согласно п. 3 Правил всякое повреждение здоровья работников, связанное с их трудовой деятельностью и приведшее к временной - на один день и более - или постоянной нетрудоспособности либо смерти, рассматривается как несчастный случай на производстве, а его обстоятельства и причины расследуются в соответствии с Правилами.

В соответствии с п. 23 Правил каждый несчастный случай, связанный с производством, вызвавший у работника (работников) потерю трудоспособности не менее одного дня, в соответствии с медицинским заключением (рекомендацией) оформляется актом о несчастном случае или ином повреждении здоровья работника на производстве по форме Н-1 (далее - Акт).

Следует отметить, что при составлении Акта необходимо учитывать пояснение к заполнению Акта (приложение 2 к Правилам), так как в случае несоответствия Акта требованиям Правил не только ущемляются законные интересы и права пострадавшего работника налогового органа или членов его семьи по своевременному получению соответствующей компенсации, но и Налоговому комитету МФ РК не представляется возможным обеспечить поддержку и защиту своих должностных лиц в материальном плане путем выплаты компенсации, установленной Налоговым кодексом.

Так, например, при заполнении Акта, в частности, в строке 15 подлежит указанию физическое состояние пострадавшего в момент несчастного случая согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, т.е. был ли он в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. (При этом следует учесть, что, согласно п. 5 Правил не оформляются как производственные (профессиональные) травмы и иные повреждения здоровья работников на производстве, в ходе расследования которых объективно установлено, что они произошли, в том числе в состоянии алкогольного опьянения, употребления сильнодействующих токсических и наркотических веществ, что явилось причиной несчастного случая.)

Таким образом, в первую очередь для выплаты вышеотмеченной компенсации требуется наличие Акта, соответствующего требованиям Правил, подтверждающего, что несчастный случай, произошедший с работником органа налоговой службы, непосредственно связан с исполнением им служебных обязанностей.

Обращаем внимание, что в п. 19 и 20 Акта подлежат указанию степень вины работодателя и работника, которая определяется соответствующей комиссией в процентах.

Кроме этого, для реализации п. 2 и 3 ст. 23 Налогового кодекса требуется представление медицинского (экспертного) заключения о степени тяжести нанесенного вреда здоровью работника вследствие несчастного случая.

Необходимо отметить, что приказом Министра здравоохранения РК от 20.12.2004 г. № 875/1 утверждены Правила организации и производства судебно-медицинской экспертизы (далее - Правила экспертизы).

При этом, согласно п. 31 Правил экспертизы в соответствии с медицинскими признаками (критериями) вреда здоровью, предусмотренными уголовным законодательством РК, а также методическими указаниями, эксперт при проведении судебно-медицинской экспертизы устанавливает тяжесть нанесенного вреда здоровью.

В соответствии с п. 40 Правил экспертизы судебно-медицинская оценка тяжести вреда здоровью проводится судебно-медицинским экспертом путем медицинского обследования потерпевшего на основании постановления судебно-следственных органов.

То есть, для получения заключения эксперта с оценкой тяжести вреда здоровью следует незамедлительно после несчастного случая обращаться в соответствующие органы внутренних дел по месту жительства или по месту происшествия с ходатайством о назначении экспертизы для определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью работника.

Обращаем внимание, что справки, выдаваемые иными медицинскими учреждениями с указанием поставленного диагноза, не могут являться документами, определяющими степень тяжести вреда здоровью (легкая, средняя, тяжкая), к которым относятся только заключения эксперта.

Согласно п. 46 Правил ответственность за полное, объективное и своевременное расследование, оформление и регистрацию несчастных случаев и иных повреждений здоровья работников на производстве (далее - несчастные случаи) несет работодатель, с которым пострадавшие состоят (состояли) в трудовых отношениях.

В этой связи руководителям налоговых органов при наступлении несчастного случая с подчиненным работником следует незамедлительно организовывать мероприятия, обеспечивающие тщательное и полное расследование произошедшего случая.

Также, согласно п. 4 ст. 23 Налогового кодекса в случае смерти должностного лица органов налоговой службы при исполнении им служебных обязанностей семье погибшего (умершего) или его иждивенцам (наследникам):

1) выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего (умершего) по последней занимаемой должности из средств республиканского бюджета;

2) назначается государственное социальное пособие по случаю потери кормильца в размерах и порядке, установленных законодательством РК.

Дополнительно отмечаем, что, согласно п. 5 ст. 24 Закона РК «О государственной службе» от 23.07.1999 г. в случае смерти государственного служащего членам его семьи выплачивается единовременное пособие в размере трех среднемесячных заработных плат по последнему месту службы в государственном органе, при этом размер пособия не может быть ниже размера, установленного законодательством РК.

То есть, члены семьи погибшего работника налогового органа, являвшегося государственным служащим, имеют право на получение указанного пособия вне зависимости от получения единовременного пособия на основании п. 4 ст. 23 Налогового кодекса.

Кроме того, отмечаем, что нормы Налогового кодекса, предусматривающие выплату компенсации за вред, причиненный здоровью работника при исполнении служебных обязанностей, а также единовременного пособия семье погибшего работника, на лиц, работавших в органах налоговой службы на основании индивидуального трудового договора, то есть не являющихся государственными служащими, не распространяются, в таких случаях подлежат применению нормы Гражданского кодекса РК и Закона РК «О труде в Республике Казахстан».

Асель Хайруллина, главный специалист отдела

по правовому обеспеченью налоговых проверок

и взаимодействия с правоохранительными

органами Юридического управления


5 октября 2006, 11:06
Источник, интернет-ресурс: Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код