Ученые создали сверхчувствительный нос

4 июля 2016, 19:37

Международная группа исследователей под руководством Иво Стассена (Ivo Stassen) и Роба Амелута (Rob Ameloot) разработали детектор, позволяющий обнаружить пестициды и нервно-паралитический газ в очень низких концентрациях.

Статья о новом электронном носе, который может быть встроен в смартфоны, опубликована в журнале Chemical Science, передает Лента.ру.

Ключевым материалом для устройства стали металлоорганические соединения — молекулы, в которых атом металла связан с углеродом. Своей структурой они напоминают микроскопические губки, поры которых могут поглотить достаточное количество газа. В данном случае они абсорбируют фосфонаты, которые находятся в составе отравляющих химических веществ, например, зарина. Электронный нос также может «учуять» остатки пестицидов в пищевых продуктах. При этом концентрации искомых веществ могут быть очень низкими и составлять одну часть на миллион. Это примерно одна капля, растворенная в объеме воды, которым можно заполнить олимпийский бассейн.

По словам ученых, химический сенсор может быть легко встроен в существующие электронные устройства. Металлоорганические соединения можно использовать в виде тонкой пленки, помещенной на поверхность микросхемы. Таким образом можно легко создать смартфоны с датчиком пестицидов и нервно-паралитического газа.

Исследователи также надеются, что их разработка может стать основой для медицинских приборов, позволяющих выявить рак легких и рассеянный склероз на ранних стадиях.

Электронный нос представляет собой устройство, позволяющее распознать различные вещества, растворенные в газах (запахи) и жидкостях (привкусы). Прибор воспроизводит принципы работы органов обоняния у людей, регистрируя отдельные компоненты, создающие запах.

Изображение: Ku Leuven / Joris Snaet