Лента новостей
0

Материалы круглого стола «Об основных направлениях налоговой политики и текущих изменений в Налоговый кодекс» (30 сентября 2016 года) (извлечение)

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 04.10.2016 21:05 Фото: zakon.kz

Материалы круглого стола «Об основных направлениях налоговой политики и текущих изменений в Налоговый кодекс»
(30 сентября 2016 года)
(извлечение)

 

Доклад Министра национальной экономики РК К.В. Бишимбаева

Презентация Министра национальной экономики РК К.В. Бишимбаева

Доклад Министра финансов РК Султанова Б.Т. «О предлагаемых изменениях и дополнениях по налоговому и таможенному администрированию в 2016 году»

Презентация Министра финансов РК «О предлагаемых изменениях и дополнениях по налоговому и таможенному администрированию в 2016 году»

Справка к предлагаемым изменениям и дополнениям по налоговому и таможенному администрированию в 2016 году

Проект Закона РК (сентябрь 2016 г.)

 

 

Доклад Министра национальной экономики РК

К.В. Бишимбаева на круглый стол 30.09.2016 г.

«Об основных направлениях налоговой политики

и текущих изменений в Налоговый кодекс»

 

Уважаемые участники круглого стола!

 

Налоговая политика всегда являлась важным инструментом экономической политики государства. И сегодня, в условиях необходимости развития массового предпринимательства и активизации инвестиционной деятельности, перед нами стоит задача построения стабильной, предсказуемой и справедливой налоговой системы.

В начале своего выступления разрешите рассказать вам о текущей законотворческой работе Министерства.

В целях создания благоприятной предпринимательской среды, Министерством совместно с Министерством финансов разработан Законопроект по совершенствованию налогообложения и таможенного администрирования.

Первое на чем хотелось бы остановиться - это НДС.

Как вы помните, в прошлом году был снижен порог постановки на учет с 30 000 МРП до 2 324 МРП (с 63,3 млн. тенге до 6,8 млн. тенге). В целом, мы считаем, что это правильная норма и мы должны идти к снижению данного порога.

Учитывая, что у нас одна из самых низких ставок НДС - 12% и один из самых высоких в мире регистрационных порогов, снижение минимального порогового значения для постановки на регистрационный учет по НДС соответствует вызовам современных налоговых тенденций.

Справочно:

По данным отчета экспертов Всемирного Банка в таких странах как Швеция, Нидерланды, Германия, Бельгия, Франция, Люксембург регистрационный порог для постановки на учет по НДС не существует.

В России 26 600 евро, Беларуси 40 000 евро (для ИП), Кыргызстане 56 000 евро, Армении 107 500 евро, в Казахстане 167 717 евро.

В тоже время, НДС по своей природе является сложным налогом, который требует вести, как налоговый, так и бухгалтерский учет, что дополнительно повлечет увеличение административной нагрузки на МСБ (составление и сдача налоговой отчетности по НДС), в том числе на лиц, торгующих на рынках.

В связи с этим, предлагается сохранить действующее минимальное пороговое значение для целей постановки на учет по НДС (30 000 МРП) по 2017 год включительно, с дальнейшим поэтапным снижением в:

- 2018 г. - до 25 000 МРП (53,0 млн. тенге);

- 2019 г. - до 20 000 МРП (42,4 млн. тенге);

- 2020 г. - до 15 000 МРП (31,8 млн. тенге).

Вместе с этим, предлагается восстановить норму в Налоговом кодексе по добровольной постановке на регистрационный учет по НДС.

Второе. Ежегодно, в рамках законотворческой деятельности, мы не обходим стороной и вопросы сельского хозяйства.

Так, в целях поддержки отечественных сельскохозяйственных производителей для увеличения базы племенного скота предлагается распространение льготы по НДС при падеже и вынужденном забое импортированного племенного скота в пределах нормативов естественной убыли.

Справочно:

В соответствии со статьей 250 Налогового кодекса племенные животные включены в перечень товаров, по которым НДС уплачивается методом зачета.

Согласно законодательству, в случае реализации в течение пяти лет с даты ввоза товаров на территорию РК, НДС на импортируемые товары подлежит уплате в бюджет.

Сельскохозяйственные предприятия производят вынужденный забой скота в связи с болезнью, травмами и/или падежи ввиду неприспособленности животных к климатическим условиям, что влечет невозможность сохранения КРС в течение 5 лет и вынужденной уплате НДС.

Кроме того, в целях реализации поручения Главы Государства в части развития сельскохозяйственных кооперативов предлагается исключение условия по наличию на праве собственности земельного участка в целях применения СНР сельскохозяйственными кооперативами, а также сохранение права применения ЕЗН крестьянскими хозяйствами, которые осуществляют реализацию ранее использованных активов.

Третье - это установление размеров ставок акцизов на алкогольную продукцию, пиво, табачные изделия на 2017-2019 года.

В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 26 июня 2013 года № 590 в части усиления фискальной функции акцизов на алкогольную продукцию, табачные изделия и нефтепродукты предлагается поэтапное повышение акцизов.

Так, предлагается установить акциз на алкогольную продукцию: в 2017 г. - 2 000 тенге за литр, прирост по сравнению к предыдущему году - 45 %. В 2018 г. - 2 275 тенге (прирост 14%), в 2019 г. - 2 550 тенге (прирост 4%).

В текущем году в России ставка акциза за 1 литр безводного спирта в составе алкогольной продукции составляет 500 российских рублей или 2625 тенге, при курсе 5,25 тенге за рубль на 07.09.2016 г.

В Казахстане ставка акциза на алкогольную продукцию составляет 1380 тенге, т.е. ниже на 1170 тенге или на 54%.

Разница акциза на алкогольную продукцию между Республикой Казахстан и Российской Федерации стимулирует российских производителей легально импортировать алкогольную продукцию в Казахстан. По сведениям Ассоциации «КазАлко» доля российской водки на рынке Республики Казахстан составляет свыше 90%.

В то же время, в целях избежания двойного налогообложения и усиления конкурентоспособности отечественных производителей при экспорте алкогольной продукции, предлагается установление нулевой ставки акциза на спирт этиловый, реализуемый или используемый для производства алкогольной продукции, (действующая ставка - 60 тенге/литр). Аналогичное освобождение действует в Российской Федерации и Республики Беларусь.

Четвертое. В целях оказания помощи заемщикам, имеющим просроченную задолженность перед банками по ипотечным жилищным займам в рамках «Программы рефинансирования», а также в целях стабилизации финансового сектора и снижения уровня безнадежной задолженности в ссудном портфеле банков, предлагаются поправки по освобождению от уплаты ИПН и КПН и государственной пошлины банков и организаций при прощении задолженности проблемных займов.

Кроме того, в целях единого и справедливого подхода ко всем пострадавшим работникам, предлагается исключить из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, страховые выплаты по договорам аннуитетного страхования, заключенным работодателем по исполнению требований Трудового кодекса.

Пятое. В целях стимулирования инвестиций в недропользовании, предусмотрено освобождение от КПН дохода при списании задолженности в случае отсутствия коммерческого обнаружения по инвестиционному финансированию (kerri финансирование).

Еще одна поправка, - это решение проблемы налогообложения недропользователей, реализующих газ национальному оператору, предусматривающее определение дохода по фактической цене реализации, без привязки к себестоимости добычи газа.

Согласно Закону РК «О недрах и недропользовании», национальный оператор в сфере газа и газоснабжения покупает товарный газ от недропользователей по цене, установленной государством, т.е. по цене ниже фактической себестоимости.

При фактически полученных убытках от производственной деятельности согласно Налоговому кодексу начисляется КПН на разницу между ценой реализации и себестоимостью, так как доход для целей КПН определяется не ниже себестоимости.

Шестое. В целях поддержки экспорта и усиления конкурентоспособности отечественных производителей, предусматриваются поправки по отнесению услуги по транспортировке товаров железнодорожным транспортом до морского порта Актау к международной перевозке при перегрузке товара на морской транспорт, пересекающий границу.

Справочно:

В международной практике международные перевозки облагаются НДС по нулевой ставке.

Транспортировка товаров экспортируемых с терр. РК и импортируемых на терр. РК признаются международной перевозкой, если оформление перевозки оформляется едиными международными перевозочными документами.

При этом при перевозке экспортируемых товаров по терр. РК несколькими транспортными организациями местом начала международной перевозки признается место начала транспортировки товаров транспортной организацией, осуществляющей перевозку до границы.

В данном случае началом международной перевозки признается место начала транспортировки товара транспортной организацией, осуществляющей перевозку до внешнего передела территориального моря РК, то есть посредством парома из морского порта Актау.

Таким образом, услуги по транспортировке товаров железнодорожным транспортом до морского порта Актау (т.е. внутри границ Казахстана), не признаются услугами, связанными с международной перевозкой, и подлежат обложению по ставке НДС 12%.

Седьмое. Как вы знаете, в соответствии с Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» от 28.11.2014 г. № 257-V проведена налоговая амнистия по списанию сумм пени и штрафов, числящихся на лицевых счетах налогоплательщиков.

Списание данных сумм у налогоплательщиков-должников по сути является доходом данных налогоплательщиков. В целях исключения коллизий при правоприменительной практике и судебных разбирательств, предлагается ретроспективное освобождение от налогообложения доходов при списании таких сумм пени и штрафов по налогам.

В целом, в результате предусмотренных изменений, дополнительные поступления доходов бюджета за 2015 - 2019 годы составят более 237 млрд. тенге. В тоже время, сумма потерь бюджета и Национального фонда от предоставленных льгот за этот же период составит 176,7 млрд. тенге.

Таковы основные текущие изменения по налоговой политике, которые мы будем выносить на обсуждение в Парламент в этом году.

В части налогового и таможенного администрирования Законопроектом предусмотрены поправки по:

- досудебному урегулированию налоговых и таможенных споров;

- поэтапному переходу на обязательную выписку электронных счетов-фактур для всех плательщиков НДС;

- перенос срока внедрения е-аудита (электронного аудита) при проведении налоговых или таможенных проверок;

- оптимизации форм налоговой отчетности.

Более подробно на них остановятся коллеги с Комитета государственных доходов.

 

О разработке объединенного налогово-таможенного кодекса.

 

В соответствии с поручением Главы Государства, в рамках реализации Плана Нации «100 конкретных шагов» Министерством проводится работа по разработке объединенного Налогово-таможенного кодекса.

Сегодня, налоговая политика приобретает все большее значение в стабилизации и росте экономики государства. Повышение собираемости налогов, сокращение теневой экономики, улучшение инвестиционного климата становятся основными ее задачами.

Основными направлениями реформирования налогового законодательства являются:

1. Совершенствование механизма взимания косвенных налогов.

2. Оптимизация действующих налоговых режимов с обязательным ведением учета доходов и расходов;

3. Совершенствование системы налогообложения недропользователей;

4. Отмена неэффективных налоговых льгот и норм, противоречащих правилам ВТО;

5. Объединение налогового и таможенного администрирования.

 

1. Совершенствование взимания косвенных налогов.

Как вы знаете, в Казахстане действует НДС классической модели с единой ставкой 12 процентов. В экономике преобладают крупные и средние предприятия, поэтому почти 90 процентов поступлений НДС приходится на долю около 10 процентов всех действующих зарегистрированных плательщиков НДС.

Доходная производительность НДС, т.е. фактический сбор, выраженный в процентной доле ВВП, разделенный на стандартную ставку, в среднем составляет 0,33. Это низкий показатель по сравнению с европейскими странами (0,51). Кроме того, возврат НДС, выраженный в проценте от общего сбора, в среднем составил в прошлом году почти 43 процента. На сегодня при взимании НДС имеются следующие проблемные факторы:

- значительные потери бюджета по НДС, в связи с применением мошеннических схем, создаваемых с целью незаконного возврата НДС (150-200 млрд. тенге ежегодно);

- наличие большого количества льгот создает «перекосы» в цепочке и в отдельных случаях превращает НДС в «налог с оборота»;

- высокие затраты на налоговое администрирование;

- наличие коррупционных проявлений при возврате НДС и его администрировании.

Хочу, отметить, что по НДС сумма предоставленных льгот составила на 2014 год более 1,4 трлн. тенге. И количество предложений по освобождению от НДС каждый год увеличивается.

Учитывая вышеизложенное, политика в вопросе НДС будет нацелена на увеличение налоговой базы путем:

- поэтапного снижения порога по НДС;

- введения обязательности применения электронных счетов-фактур всеми налогоплательщиками;

- стимулирования безналичного оборота;

- сокращения существующих льгот, при необходимости их замена субсидиями из бюджета;

- обеспечения нейтральности НДС для отечественных и иностранных товаров.

Кроме того изучается вопрос введения Налога с продаж (НсП). В течение прошлого года мы рассматривали его вариант - каскадный метод. Учитывая негативное влияние в целом на экономику, принято решение отойти от этого подхода.

Также изучается вопрос его взимания на стадии реализации товаров, работ и услуг конечному потребителю. При этом, поступать он будет в местные бюджеты, для того, чтобы местные исполнительные органы были заинтересованы в сборе этого налога.

Но, в данном случае имеются риски, которые могут повлечь недопоступления в бюджет.

Таким образом, вопрос введения НСП на сегодня остается открытым.

 

2. Совершенствование налогообложения доходов.

Следует отметить, что налоговая нагрузка в Казахстане, по сравнению с соседними странами, является одной из самых низких и благоприятных для развития бизнеса.

Так, в соответствии с рейтингом Всемирного банка «Doing Business» по показателю «Налогообложение», Казахстан находится на 18 месте среди 189 стран (Россия 47 место, Беларусь 63 место).

Ставка КПН в Казахстане составляет 20%, что является конкурентоспособной по сравнению с другими странами и изменение ставки не предполагается.

В то же время необходима оптимизация действующих специальных налоговых режимов с обязательным ведением налогового учета доходов и расходов.

Как вы знаете, специальные налоговые режимы действуют более 15-ти лет. Они разрабатывались для поддержки бизнеса на этапе становления и были направлены на поэтапный их выход на новый уровень развития.

Я не буду сейчас подробно останавливаться на предлагаемых режимах налогообложения. Хочу только сказать, что общий подход будет основываться на привязке режимов налогообложения для МСБ к поэтапному снижению порога для регистрации по НДС и переходу к ведению учета доходов и расходов к 2020 году. Данная работа будет связана с переходом к всеобщему декларированию доходов после 2020 года.

 

3. В части политики налогообложения недропользователей хотел отметить, что основной задачей является стимулирование разведки и увеличение добычи ТПИ и нефти.

По данным МЭ прогноз объемов добычи нефти в РК до 2025 года будет увеличиваться до 87 млн. тонн в год. Но будет это происходить за счет ТШО, КПО и Кашагана.

По остальным месторождениям к 2025 году объем добычи будет падать. Учитывая текущий уровень цен и действующий налоговый режим, вероятность инвестиций очень низкая и можно предположить, что дополнительные налоговые поступления в будущем маловероятны.

На сегодня, по предоставленным участкам на разведку на нефтедобычу шельфа Каспия, так же не принимаются инвестиционные решения.

Согласно исследованиям, рост мирового спроса на нефть будет замедляться. К 2030 году дополнительное предложение нефти составит порядка 34 млн. баррелей в день. Казахстану, как участнику рынка нефтепродуктов необходимо принять меры по получению доли этого объема. Для этого нам надо конкурировать в глобальном масштабе за инвестиции.

Таким образом, целью налоговой политики в нефтегазовой отрасли будет привлечение инвестиций.

В целях сохранения стабильности доходов бюджета, по действующим контрактам предлагается сохранить текущий режим налогообложения, с предоставлением возможности снижения ставок НДПИ. Для сведения, сумма льгот по НДПИ предоставленных за прошлый год составила 26,2 млрд. тенге, в текущем году 34,7 млрд. тенге.

С целью упрощения процедур по применению льготных ставок НДПИ предполагается введение прямой нормы в Налоговом кодексе.

Для новых контрактов в нефтегазовом секторе прорабатывается преференциальный режим налогообложения с целью расширения ресурсной базы, в том числе в целях привлечения инвестиций в разработку шельфа Каспия.

Для нефтегазового сектора рассматривается вопрос введения роялти с реализации вместо действующих налогов на недропользование.

Аналогичные подходы будут применены для привлекательности инвестиций в недропользовании твердых полезных ископаемых.

 

4. Налоговые льготы.

Действующая система налоговых льгот и преференций охватывают все сектора экономики, направленные на развитие бизнеса и улучшения инвестиционного климата в стране.

Сумма льгот только по КПН и НДС в 2014 году составила более 2 трлн. тенге.

Среди льгот есть стандартные, которые соответствуют международной практике. Это, например, льготы по НДС на образовательные, медицинские, финансовые услуги, инвестиционные льготы и преференции и другие.

В 2013 году проводилась ревизия льгот. Из 281 налоговой льготы было выявлено 163 нестандартные льготы, часть льгот на сумму более 200 млрд. тенге исключена.

Вместе с тем, сохраняется большое количество льгот и преференций, над анализом эффективности которых работает наше Министерство.

В частности, мы анализируем льготы по НДС, с целью обеспечения нейтральности НДС для отечественных и иностранных товаров.

По итогам этой работы будут предложены к отмене неэффективные и «не работающие» льготы.

Кроме того, с 2018 года будут отменены отдельные льготы по НДС согласно обязательствам в рамках вступления Казахстана в ВТО.

 

5. По имущественным налогам. В целом, в этом вопросе кардинальных изменений не ожидается.

Вопрос переноса транспортного налога на стоимость бензина не рассматривается, так как в данном случае будет увеличение налоговой нагрузки на машины с малым объемом двигателя и ее снижение для машин с большим объемом двигателя.

6. Как вы знаете, еще один широко обсуждаемый вопрос, это вопрос введения прогрессивной ставки индивидуального подоходного налога. Он будет рассматриваться в среднесрочной перспективе в увязке со всеобщим декларированием и с учетом экономической ситуации в стране.

Таковы основные подходы по налоговой политике, над которыми мы сейчас работаем.

 

 

Уважаемые налогоплательщики!

 

Для разработки Объединенного налогового-таможенного кодекса в Министерстве функционирует рабочая группа.

В ее состав входят специалисты и эксперты МНЭ, МФ и КГД, директора, руководители и заместители руководителей государственных органов, представители ассоциаций, отраслевых бизнес сообществ и других организации. Для более детальной проработки вопросов создана рабочая подгруппа.

Также, в этой работе принимают активное участие Институт экономических исследований, а также Всемирный банк, которыми привлекаются местные и международные эксперты.

Вместе с тем, разрабатываемый проект Налогово-таможенного кодекса будет представлен на обсуждение широкой аудитории на площадках Министерства национальной экономики, Комитета государственных доходов, НПП «Атамекен», Ассоциации налогоплательщиков Казахстана и других бизнес-сообществ.

Учитывая сложность и важность данных реформ, как для государства, так и для налогоплательщиков, мы выражаем готовность к диалогу и сотрудничеству с вами.

 

Спасибо за внимание!

 

 

Доклад Министра финансов

Султанова Б.Т. на заседании

круглого стола по вопросам

налогового и таможенного

администрирования

 

Уважаемые участники круглого стола, коллеги!

 

В текущем году, Министерством финансов в целях совершенствования налогового администрирования и таможенного регулирования, а также улучшения бизнес климата в стране предлагается внести ряд изменений и дополнений в налоговое и таможенное законодательство.

 

1. Первый блок поправок направлен на улучшение налогового администрирования.

В частности,

- устанавливается новый порядок обжалования результатов налоговых и таможенных проверок;

- продлеваются сроки введения:

электронных счетов-фактур,

электронного аудита,

декларирования физических лиц.

- уточняется порядок:

формирования перечня крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу,

определения рыночного курса обмена валют,

регистрации налогоплательщиков и плательщиков НДС,

подтверждения резидентства нерезидентом и так далее.

 

Досудебное урегулирование налоговых и таможенных споров.

В настоящее время досудебное урегулирование налоговых и таможенных споров осуществляется Комитетом государственных доходов.

Национальная палата предпринимателей (НПП) предложила досудебное урегулирование споров осуществлять на уровне апелляционной комиссии при Министерстве финансов, с включением в нее представителей других заинтересованных государственных органов и НПП.

По сути это новый институт досудебного урегулирования споров, требующий детальной проработки.

В этой связи, предлагаем:

- основные положения в части обжалования и предварительного рассмотрения проектов актов проверок регламентировать в Налоговом и Таможенном кодексах;

- порядок создания, состав и положение Апелляционной комиссии определить постановлением Правительства Республики Казахстан.

 

Международное взаимодействие по обмену информацией.

В 2014 году Казахстаном ратифицирована Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам, к которой присоединились 103 государства, в том числе 19 оффшорных юрисдикций.

Конвенция предусматривает обмен информацией на взаимной основе между странами-участницами в целях противодействия теневой экономике, отмыванию теневых доходов, включая уклонение от уплат налогов.

В этой связи требуется создание правовой основы для исполнения Казахстаном положений вышеуказанного соглашения.

Для решения данного вопроса предлагаются поправки в Налоговый, Гражданский кодексы, законы о банках, о страховании, о рынке ценных бумаг, предусматривающие внедрение механизмов и инструментов обмена информацией в сфере налогообложения.

 

Внедрение электронного документа, подтверждающего резидентство нерезидента.

По действующему налоговому законодательству для применения Конвенции об избежании двойного налогообложения нерезидент обязан представить документ, подтверждающий резидентство, на бумажном носителе с дипломатической (консульской) легализацией такого документа.

В международной практике отдельные страны перешли на подтверждение резидентства в электронном виде путем размещения на официальных сайтах компетентных органов. (Грузия, Испания, Молдова, Чехия и др.).

В этой связи, предлагается для применения международных договоров об избежании двойного налогообложения, внедрить электронный документ, подтверждающий резидентство нерезидента.

 

Поэтапный переход на обязательную выписку электронных счетов-фактур (ЭСФ).

С 1 июля 2014 года Налоговым кодексом предусматривалось право налогоплательщика выписывать электронные счета-фактуры

Законом от 3 декабря 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и таможенного администрирования» внесены поправки, предусматривающие поэтапный переход на обязательную выписку ЭСФ.

Справочно: предусмотрено в шаге 39 «Интеграция таможенной и налоговой систем» обязательная выписка ЭСФ всеми плательщиками НДС с 1 января 2017 года.

После присоединения в декабре 2015 года к Всемирной торговой организации (ВТО) Казахстан взял на себя обязательство перед государствами-членами Евразийского экономического союза по созданию системы учета отслеживания товаров, к которым применяются пониженные ставки таможенных пошлин.

Указанная система учета создается на базе ИС ЭСФ с созданием модуля «Виртуальный склад» и соответственно требует детальной и качественной ее доработки.

Кроме того, в прошлом году было принято решение о финансировании IT в рамках Всемирного банка, с учетом согласования и процедур закупки Всемирного банка заключение договора с разработчиком ожидается до конца текущего года.

В связи с чем, предлагается следующие этапы перехода на обязательную выписку ЭСФ:

- с 1 января 2018 года - крупные налогоплательщики, подлежащие мониторингу;

- с 1 января 2019 года - плательщики НДС.

Аналогично внедрение сопроводительных накладных на все товары начать с 1 января 2019 года (предусмотрено в Налоговом кодексе с 1 января 2017 года).

Справочно: по состоянию на 24 августа 2016 года зарегистрировано 66 398 пользователей ЭСФ. Выписано 8 963 578 ЭСФ.

 

Внедрение Е-аудита.

По результатам изучения положительного международного опыта с 1 января 2017 года предусмотрено введение электронного аудита при проведении налоговых и таможенных проверок (Е-аудит).

Е-аудит позволит повысить результативность проводимых проверок и прозрачность при их проведении.

Однако внедрение Е-аудита требует доработки информационных систем налогоплательщиков и тестирование системы на добровольной основе налогоплательщиков.

Предлагается перенести сроки внедрения Е-аудита при проведении налоговых и таможенных проверок на 1 января 2019 года.

 

Проверки по налогам, проводимые аудиторской компанией.

В действующем Налоговом кодексе налогоплательщикам предоставлено право выбора добровольной ликвидации на основе проверки аудиторской организацией либо налоговой проверки.

Право на проверку аудиторской организацией возникает если сумма совокупного годового дохода не превышает 60 000 МРП.

С целью расширения рынка аудиторских услуг и сокращения количества ликвидационных налоговых проверок предлагается порог совокупного годового дохода для проверки аудиторской организацией увеличить до 120 000 МРП.

 

Совершенствование законодательства Республики Казахстан по вопросам декларирования доходов и имущества физических лиц.

Законом от 18 ноября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам декларирования доходов и имущества физических лиц» предусмотрен поэтапный переход к декларированию доходов и имущества физических лиц:

- на первом этапе с 2017 года - государственными служащими, судьями, работниками национальных компаний управленческого и административного профиля, а также работниками бюджетных организаций;

- на втором этапе с 2020 года - всеми остальными физическими лицами.

Справочно: предусмотрено шагом 42 «Внедрение всеобщего налогового декларирования доходов и расходов с 1 января 2017 года для государственных служащих с последующим переходом для всех граждан».

В ходе проведения в текущем году подготовительных работ по переходу к всеобщему декларированию выявлены проблемы (неактуальность сведений в базах государственных органов), которые могут негативно сказаться на восприятии общества данной идеи государства.

В связи с чем, предлагается осуществить переход к всеобщему декларированию в один этап с 2020 года.

Также, учитывая обсуждения в Парламенте и перенос сроков введения всеобщего декларирования предлагается:

- увеличить пороговые значения имущества, указываемого в декларации об активах и обязательствах;

- снизить размер административного штрафа за несвоевременное представление или недостоверное отражение сведений в декларации.

 

Мониторинг крупных налогоплательщиков.

В рамках иной формы налогового контроля осуществляется мониторинг 300 крупных налогоплательщиков по Перечню, утверждаемому Правительством, которые соответствуют следующим критериям:

- имеют наибольший совокупный годовой доход;

- стоимость активов не менее 325 тысяч месячных расчетных показателей;

- численность работников не менее 250 человек.

К крупным налогоплательщикам, подлежащим мониторингу, применяется упрощенный порядок возврата НДС без предварительного проведения проверки, «зеленый коридор» при таможенном оформлении, особый порядок налогового администрирования, направленный на предупреждение нарушений налогоплательщиком налогового законодательства.

Однако действующие критерии включения в данный перечень позволяют включать налогоплательщиков организационно правовая форма которых не предусматривает извлечение дохода (некоммерческие организации, государственные учреждения).

В этой связи, предлагается исключить из налогоплательщиков, подлежащих мониторингу:

некоммерческие организации, как организации, не преследующие цели извлечения дохода в рамках своей деятельности;

республиканские государственные предприятия, поскольку данные организации предоставляют отчетность в соответствии с законодательством о государственном имуществе.

При этом предлагается в обязательном порядке включать в данный Перечень недропользователей-юридических лиц, отнесенных к категории градообразующих.

 

Определение рыночного курса обмена валют.

В Налоговом кодексе рыночный курс обмена валют - это средневзвешенный курс, сложившийся на основной сессии фондовой биржи и определенный в порядке, устанавливаемом Национальным банком.

Согласно изменениям в Постановление Правления Национального банка, внесенным в 2015 году рыночный курс обмена валют определяется по итогам двух сессий фондовой биржи.

Тем самым возникает спорная ситуация по применению рыночного курса обмена валют для целей налогообложения.

С целью исключения коллизии предлагается при налогообложении применять рыночный курс:

- определяемый в порядке, установленном Национальным банком;

- сложившийся на дату, установленную в Налоговом кодексе.

 

Регистрационный учет налогоплательщиков.

Законом «О разрешениях и уведомлениях» предусмотрено, что в случае изменения юридического адреса физического лица, адреса осуществления деятельности, заявитель обязан со дня изменения направить уведомление в порядке, установленном статьей 46 Закона.

Вместе с тем, нормами Налогового кодекса обязывает ИП предоставлять налоговое заявление при изменении регистрационных данных.

В этой связи, предлагается внести изменения в Налоговый и Предпринимательский кодексы путем внедрения уведомительного порядка, а также на внесение изменений в регистрационные данные ИП.

 

Постановка на регистрационный учет по НДС.

В настоящее время в Налоговом кодексе отсутствует норма отказа в постановке на регистрационный учет по НДС налогоплательщика, приостановившего деятельность.

Следует обратить внимание, что согласно требованиям Налогового кодекса, перед началом приостановления деятельности налогоплательщик обязан предоставить налоговое заявление о снятии с регистрационного учета по НДС.

Однако действующая редакция Налогового кодекса позволяет зарегистрироваться в качестве плательщика НДС налогоплательщика, приостановившего представление налоговой отчетности.

Ввиду чего, предлагается привести в соответствие ограничения, предусмотренные в отношении налогоплательщиков, приостановивших деятельность, путем распространения на них основания отказа в постановке на регистрационный учет по НДС.

 

Постановка на регистрационный учет налогоплательщиков.

Согласно Закону «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» реорганизуемый банк вправе не меняя фактически банковский счет осуществить его передачу банку-правопреемнику, который в свою очередь изменит данному счету ИИК и БИК.

Однако нормами Налогового кодекса процедура уведомления банками органы государственных доходов предусмотрено уведомление об открытии банковских счетов налогоплательщика, при изменении реквизитов банковского счета клиента не предусмотрена.

Предлагается ввести обязанность банков или организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, при изменении реквизитов банковского счета уведомлять орган государственных доходов.

 

Распространение обеспечительного платежа на импортеров алкогольной продукции из третьих стран.

С 2015 года импортеры алкогольной продукции уплачивают обеспечительный платеж при ввозе из стран ЕАЭС (1 МРП на 1 литр алкогольной продукции), при импорте из третьих стран уплата не предусмотрена.

Для создания равных условий ведения бизнеса для всех импортеров алкогольной продукции предлагается распространить обеспечительный платеж на импортеров алкогольной продукции из третьих стран.

 

Не распространение требований об отзыве лицензии при несоблюдении мощности по производству алкогольной продукции в первый квартал деятельности.

Действие лицензии на производство этилового спирта, водки приостанавливается, если в течение квартала использовано менее 40 процентов от производственной мощности. Налогоплательщики могут не выполнить это требование в квартале, в котором получили лицензию.

Предлагается исключить требование по минимальному использованию производственных мощностей в квартале, в котором получена лицензия.

 

Совершенствование законодательства по администрированию подакцизной продукции.

В действующем законодательстве по производству и обороту нефтепродуктов отменен запрет на использование резервуаров двумя и более физическими и (или) юридическими лицами.

В Кодексе об административных правонарушениях действует норма о привлечении к административной ответственности владельцев при передаче резервуаров одновременно двум и более физическим и (или) юридическим лицам.

Предлагается исключить в КоАП норму, предусматривающую привлечение к административной ответственности владельцев при передаче резервуаров одновременно двум и более физическим и (или) юридическим лицам.

 

Совершенствование взаимодействия с уполномоченным юридическим лицом (АО «Компания по реабилитации и управлению активами»).

Уполномоченным юридическим лицом осуществляется реализация ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика в счет налоговой задолженности и задолженности по таможенным платежам и налогам, пеням в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

По действующим Налоговому и Таможенному кодексам после применения всех способов обеспечения и мер взыскания задолженности в бюджет предусмотрена реализация ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика, в том числе с незначительной стоимостью, которые покрывают только расходы на их реализацию и вознаграждение уполномоченного юридического лица.

В целях снижения затрат государства при взыскании задолженности в бюджет предлагается не обращать взыскание на имущество с незначительной стоимостью (общая балансовая стоимость менее 6-кратного МРП).

 

2. Следующим блоком поправок предусматривается совершенствование таможенного администрирования.

В частности, по деятельности складов временного хранения, уполномоченных экономических операторов, по вопросам упрощения таможенного транзита и осуществления таможенных операций.

 

По вопросам упрощения отдельных таможенных операций предлагаются следующие поправки:

> установить требования к местам досмотра товаров в части четкого обозначения периметра места досмотра в зоне просматриваемости средств видеонаблюдения, что позволит исключить коррупционную составляющую при проведении досмотров, а также обезопасит всех участников процесса досмотра и придаст полную прозрачность данной операции;

> установление компетенции на определение особенностей проведения таможенного досмотра, осмотра.

Поправка позволит детализировать действия должностных лиц при проведении таможенного досмотра, осмотра, определит четкость и последовательность действий в зависимости от характера и количества товаров, мест перемещения и вида транспорта;

> предлагается определить термин «внешнеэкономическая сделка». Данная поправка закрепляет возможность выступать декларантом товаров, ввозимых из третьих стран в рамках сделок между лицами разных государств-членов ЕАЭС и вносит ясность для участников ВЭД при совершении таможенного декларирования;

> вносится уточнение, по продлению срока рассмотрения заявления о включении объектов интеллектуальной собственности в таможенный реестр до 3 месяцев только в случае направления запроса третьим лицам или иным государственным органам. Данная поправка была рекомендована Счетным комитетом с целью исключения коррупционной нормы.

 

На данном слайде показаны поправки, направленные на упрощение деятельности уполномоченных экономических операторов.

> Предлагается при проверке на соответствие условиям включения в реестр уполномоченных операторов:

- уточнить период, за который проводится выездная таможенная проверка - последние пять лет до дня регистрации заявления;

- учитывать период ранее проведенных выездных таможенных проверок в отношении такого юридического лица.

Также, предлагается сократить количество статей КоАП РК, которые являются основанием для отказа по включению реестр уполномоченных экономических операторов, в том числе для субъектов квазигосударственного сектора и крупных налогоплательщиков. Также, сократятся статьи КоАП РК, которые являются основанием для отзыва свидетельства из реестра уполномоченных экономических операторов;

> Закрепляется возможность использования опознавательного знака на транспортных средствах международной перевозки уполномоченных экономических операторов в целях обозначения, идентифицирующего право пользоваться упрощениями оператора для приоритетного перемещения через таможенную границу ЕАЭС.

 

Далее следуют поправки, направленные на упрощение процедур таможенного транзита.

> Предлагается не помещать под процедуру транзита иностранные товары при перемещении между внутренними таможенными органами в пределах одного населенного пункта (например, от аэропорта до города), за исключением случаев определяемых системой управления рисками.

> Также предлагается не применять меры обеспечения соблюдения таможенного транзита в случаях перемещения иностранных товаров в процедуре транзита воздушным транспортом по территории Казахстана.

 

Благодарю за внимание!

 

 

 

 

Справка к предлагаемым изменениям и дополнениям по налоговому и таможенному администрированию в 2016 году

 

1. Досудебное урегулирование налоговых и таможенных споров и рассмотрение предварительного акта проверки.

Рассмотрение жалоб субъектов предпринимательства на уведомление о результатах проверки и (или) уведомление об устранении нарушений производится Комитетом государственных доходов или судом.

Предварительное рассмотрение проекта акта проверки не предусмотрено.

Правительством РК приняты предложения Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» в части введения нового механизма досудебного урегулирования налоговых и таможенных споров и рассмотрения возражений на проект акта проверки.

Предлагается внедрение института досудебного урегулирования споров с 1 июля 2017 года, предусматривающего:

- рассмотрение возражений субъектов предпринимательства на предварительный акт проверки;

- создание Апелляционной комиссии при Министерстве финансов для рассмотрения жалоб на результаты проверок.

 

2. Международное взаимодействие по обмену информацией.

В 2014г. Казахстаном ратифицирована Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам (Страсбургская конвенция 25 января 1988г., к конвенции присоединились 103 государства, в том числе 19 оффшорных юрисдикций).

Цель - обмен налоговой информацией в целях противодействия теневой экономике, отмыванию теневых доходов, включая уклонение от уплаты налогов.

Предлагается для создания правовой основы для исполнения Казахстаном положений вышеуказанного соглашения, поправки в законодательство РК, предусматривающие внедрение механизмов и инструментов обмена информацией в сфере налогообложения (Налоговый, Гражданский кодексы, законы о банках, о страховании, о рынке ценных бумаг).

 

3. Сертификат резидентства в электронном виде

Для применения Конвенции об избежании двойного налогообложения нерезидент обязан предоставить документ, подтверждающий резидентство, на бумажном носителе с дипломатической (консульской) легализацией такого документа.

Международная практика - иностранные государства переходят на подтверждение резидентства в электронном виде путем размещения на официальных сайтах компетентных органов.

Предлагается упрощение этой процедуры, путем предоставления возможности подтверждения резидентства нерезидента в электронном виде.

 

4. Поэтапный переход на обязательную выписку электронных счетов-фактур (ЭСФ).

В 2015 году внесены поправки в налоговое законодательство, предусматривающие поэтапный переход на обязательную выписку ЭСФ:

- с 1 января 2016г. - уполномоченные экономические операторы;

- с 1 июля 2016г. - таможенные перевозчики, таможенные представители, владельцы таможенных складов, владельцы складов временного хранения;

- с 1 января 2017г. - плательщики НДС.

Предлагается в связи с обязательством Казахстана перед государствами-членами ЕАЭС по созданию системы учета отслеживания товаров ВТО на базе ИС ЭСФ с применением модуля «Виртуальный склад», а также решением о финансировании IT в рамках Всемирного банка, переход на обязательную выписку ЭСФ осуществить в следующие этапы:

- с 1 января 2018 года - крупные налогоплательщики, подлежащие мониторингу;

- с 1 января 2019 года - плательщики НДС.

Аналогично внедрение сопроводительных накладных на все товары начать с 1 января 2019 года.

Справочно: по состоянию на 24 августа 2016 года зарегистрировано 66 398 пользователей ЭСФ. Выписано 8 963 578 ЭСФ.

 

5. Внедрение Е-аудита (электронного аудита).

Действующим налоговым кодексом с 01.01.2017г. предусмотрено внедрение электронного аудита при проведении налоговых или таможенных проверок.

Мировая практика - электронный аудит при проведении налоговых или таможенных проверок используется в странах ОЭСР и в других странах (Нидерланды, Португалия, Латвия, Эстония и т.д.), что сокращает сроки проведения проверок, повышает их результативность и прозрачность.

Предлагается с целью доработки информационных систем налогоплательщиков, а также ее тестирования на добровольной основе, внедрение электронного аудита перенести на 1 января 2019 года.

 

6. Проверки по налогам, проводимые аудиторской компанией

Налогоплательщикам предоставлено право выбора добровольной ликвидации на основе проверки аудиторской организацией либо налоговой проверки.

Право на проверку аудиторской организацией, возникает если сумма совокупного годового дохода не превышает 60 000 МРП.

Предлагается с целью расширения рынка аудиторских услуг и сокращения количества ликвидационных налоговых проверок порог совокупного годового дохода для проверки аудиторской организацией увеличить до 120 000 МРП.

 

7. Совершенствование законодательства Республики Казахстан по вопросам декларирования доходов и имущества физических лиц.

В 2015 году внесены изменения в законодательство по вопросам декларирования доходов и имущества физических лиц, предусматривающие поэтапный переход к декларированию доходов и имущества физических лиц:

- на первом этапе с 2017 года - государственными служащими, судьями, работниками национальных компаний управленческого и административного профиля, а также работниками бюджетных организаций; -

на втором этапе с 2020 года - всеми остальными физическими лицами.

В целях обеспечения актуальности и сопоставимости сведений баз данных государственных органов, а также разработки программного обеспечения для качественного внедрения всеобщего декларирования предусмотрены следующие поправки:

- перенос сроков декларирования в один этап с 2020 года;

- увеличение порога наличных денег, дебиторской, кредиторской задолженности, а также другого имущества, указываемых в декларации об активах и обязательствах;

- снижение размера административного штрафа за несвоевременное представление физическими лицами декларации или неполное/недостоверное отражение сведений в декларации, совершенные повторно.

 

8. Мониторинг крупных налогоплательщиков.

Критерии формирования перечня 300 крупных налогоплательщиков:

- наибольший совокупный годовой доход;

- стоимость активов не менее 325 000 месячных расчетных показателей;

- численность работников не менее 250 человек.

При этом не исключаются из мониторинга некоммерческие предприятия, деятельность которых не направлена на получение доходов, мониторинг в отношении которых нецелесообразен.

Кроме того, не все недропользователи, являющиеся градообразующими предприятиями на республиканском уровне, соответствуют критериям.

Предлагается:

- осуществлять мониторинг только крупных налогоплательщиков, являющихся коммерческими организациями в форме хозяйственных товариществ, акционерных обществ и производственных кооперативов;

- вне зависимости от критериев осуществлять мониторинг недропользователей, отнесенных к категории градообразующих юридических лиц.

 

8. Определение рыночного курса обмена валют.

Порядок определения и применения рыночного курса обмена валют устанавливается Национальным Банком.

В действующем Налоговом кодексе рыночный курс обмена валют - это средневзвешенный курс, сложившийся на основной сессии фондовой биржи и определенный в порядке, устанавливаемом Национальным банком.

При этом согласно изменениям в Постановление Правления Национального банка, внесенным в 2015 году, рыночный курс обмена валют определяется по итогам двух сессий фондовой биржи.

С целью исключения коллизии предлагается при налогообложении применять рыночный курс:

- определяемый в порядке, установленном Национальным банком;

- сложившийся на дату, установленную в Налоговом кодексе.

 

9. Другие вопросы совершенствования налогового администрирования.

Предлагается:

- внести изменения в Налоговый и Предпринимательский кодексы путем распространения уведомительного порядка также и на внесение изменений в другие регистрационные данные индивидуального предпринимателя;

- норма об отказе в постановке на регистрационный учет по НДС в отношении налогоплательщиков в период, приостановления ими деятельности;

- введение обязанности банков или организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, об уведомлении органа государственных доходов при изменении реквизитов банковского счета;

- распространение обеспечительного платежа на импортеров алкогольной продукции из третьих стран.

- исключение требования по минимальному использованию производственных мощностей в квартале, в котором получена лицензия.

- исключение в КоАП нормы, предусматривающей привлечение к административной ответственности владельцев при передаче резервуаров одновременно двум и более физическим и (или) юридическим лицам;

- в целях снижения затрат государства при взыскании задолженности в бюджет не обращать взыскание на имущество с незначительной стоимостью (общая балансовая стоимость менее 6 - кратного МРП).

 

10. Поправки, направленные на упрощение таможенных процедур:

- установление требования к местам досмотра товаров в части четкого обозначения периметра места досмотра в зоне просматриваемости средств видеонаблюдения;

- установление компетенции на определение особенностей проведения таможенного досмотра, осмотра;

- определение термина «внешнеэкономическая сделка»;

- уточнение основания продления сроков рассмотрения заявления о включении объектов интеллектуальной собственности в таможенный реестр (только в случае направления запроса третьим лицам и (или) иным государственным органам).

 

11. Совершенствование деятельности уполномоченных экономических операторов:

- уточнение периода, за который проводится выездная таможенная проверка на соответствие условиям включения в реестр уполномоченных экономических операторов (последние 5 лет до дня регистрации заявления), с учетом периода ранее проведенных проверок;

- сокращение количества статей КоАП РК, являющихся основанием для отказа во включение в реестр уполномоченных экономических операторов, а для отзыва свидетельства о включении в реестр;

- закрепление возможности использования опознавательного знака для обозначения транспортных средств международной перевозки уполномоченных экономических операторов.

 

12. Упрощение процедур таможенного транзита товаров:

- не помещение под процедуру транзита иностранных товаров, перемещаемых в пределах границы одного населенного пункта (например, от аэропорта до города);

- не применение обеспечения при таможенном транзите при перемещении иностранных товаров воздушным транспортом.

 

 

 

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: