Министр юстиции РК рассказал о перераспределении полномочий в Казахстане

30 января 2017, 13:21
Фото:
Министр юстиции РК Марат Бекетаев рассказал об усилении Парламента и расширении подот­четности и самостоятельности Правительства в связи с перераспределением полномочий между ветвями государственной власти в Казахстане, передает газета "Казахстанская правда".

Министр напомнил, что 25 января 2017 года Нурсултан Назарбаев выступил с обращением к народу Казахстана, в котором обозначил основные контуры перераспределения полномочий между ветвями государственной власти.

Во-первых, это вопросы перерас­пределения полномочий, установленных Конституцией. Предлагаемые поправки были ранее опубликованы в официальных СМИ, и все желающие могут с ними ознакомиться и представить свои предложения.

Во-вторых, это вопросы передачи на нижестоящий уровень полномочий президента респуб­лики по регулированию социально-экономических процессов, установленных законами и не затрагивающих конституционный статус президента республики как главы государства.

Президентом поручено правительству разработать и в приоритетном плане внести в парламент соответствующий проект закона для принятия его до конца текущей сессии парламента. Министерством юстиции совместно с заинтересованными государственными органами в настоящее время такой законопроект разрабатывается.

Сегодня наряду с полномочиями президента республики, определяющими его статус как главы государства и предусмотренными Конституцией, имеется большое число организационно-правовых и управленческих законодательно установленных полномочий, относящихся к сфере государственного управления и характерных, как правило, для исполнительной ветви власти.

В связи с этим целый ряд управленческих полномочий президента страны могут быть без риска для государства и общества переданы на нижестоящие уровни управления и перераспределены между правительством и иными исполнительными органами.

В результате рабочей группой уже выработаны около 40 предложений по перераспределению полномочий главы государства, которые могут быть переданы правительству и некоторым исполнительным органам. К примеру, предложен целый комплекс поправок, направленных на перераспределение организационно-правовых полномочий главы государства в области экономики, бюджетного планирования и предпринимательской деятельности, которые возможно передать в компетенцию правительства. Это функции по формированию перечня объектов, не подлежащих передаче для целей государственно-частного партнерства, определению приоритетных секторов экономики в целях их стимулирования, утверж­дению порядка присуждения почетных званий для субъектов бизнеса, осуществляющих предпринимательскую деятельность и внесших значительный вклад в развитие благотворительности. А также по образованию Респуб­ликанской бюджетной комиссии (РБК) и утверждению ее положения и состава, определению системы государственного планирования и некоторые другие.

Это позволит правительству эффективно осуществлять возложенные на него функции и непосредственно регулировать сектор национальной экономики, повысив тем самым его ответственность.

Существуют отдельные полномочия, носящие организационно-распорядительный характер. К примеру, создание государственных предприятий; определение лица, у которого приобретение товаров, работ, услуг производится вне процедур государственных закупок; утверждение перечня праздничных дат и типового положения о государственном органе и другие.

Целый ряд полномочий главы государства, по мнению рабочей группы, может быть передан в компетенцию правительства по согласованию с администрацией президента. Это обуславливается сохранением за Главой государства функций по определению основных приоритетов во внешней и внутренней политике, национальной безопасности и бороноспособности страны. К числу таковых рабочая группа относит: определение порядка прикомандирования долж­ностных лиц к государственным органам, загранучреждениям и иным организациям; утверждение порядка подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих; определение порядка и условий выплаты бонусов, оказания материальной помощи государственным служащим; установление надбавок к должностным окладам административных государственных служащих корпуса «Б»; определение порядка исчисления стажа работы государственных служащих. Кроме того, это – утверждение правил применения оружия и боевой техники по воздушным судам – нарушителям воздушного пространства Казахстана; определение перечня охраняемых государственных объектов. А также – приостановление проверок субъектов частного предпринимательства на определенный срок; определение порядка внешнего анализа коррупционных рисков.

Важно отметить, что мнения членов Рабочей группы были едины в целесообразности отнесения на уровень правительства и отдельных центральных государственных органов специальных и отраслевых функций, таких как создание и упразднение специальных экономических зон (СЭЗ), определение их границ и сроков действия, утверждение видов их деятельности, положения о СЭЗ, целевых индикаторов функционирования подобных зон и критических уровней их недостижения. Сюда же может быть отнесено и определение видов и порядка разработки правовых актов в области государственного планирования; создание попечительского совета инновационного кластера «Парк инновационных технологий», утверждение положения о нем и состава; образование архитектурного совета столицы, утверждение его персонального состава и положения.

На правительственный уровень возможна передача функций по определению порядка выдачи удостоверений судьям; введению специального валютного режима; утверждению порядка разработки проекта республиканского бюджета, порядка составления и представления годового отчета об исполнении республиканского бюджета; утверждению порядка составления и представления отчета о реализации стратегического плана.

"Такой масштабный пересмотр функций ставит во главу угла вопрос повышения ответственности Правительства в целом и его членов в отдельности. Таким образом, образуется новая реальность, в условиях которой Правительство Республики Казахстан будет работать. Это логическое продолжение государственной политики формирования и развития конкурентоспособной национальной экономики, определенной специальным обращением Главы государства Нурсултана Назарбаева", - подытожил министр юстиции.

Фото: kazpravda.kz

Читайте новости zakon.kz в
Показать комментарии

Популярное

все топ новости

НОВОСТИ

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:

Хотите быть в курсе важных новостей?