Лента новостей
0

«Всем не угодишь» или особенности работы спортивного комментатора

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 17.10.2017 12:37 Zakon.kz
О критике в сети, бое Головкин-Альварес и будущем казахстанского футбола.
Ербол Каиров об особенностях работы спортивного комментатора, диванных критиках и будущем казахстанского футбола, в материале Zakon.kz.

-В журналистике я восьмой год, - рассказывает Ербол. - В юношестве пробовал себя в футболе, но чувствовал, что далеко не дойду. Играл в защите и в средней линии. Ездил на различные соревнования. Если честно, не верил, что на этом можно заработать достойные деньги. Условия для этого были не ахти. Поэтому, закончив школу, выбрал учебу, благо учился всегда хорошо. Сначала изучал азы дизайна, а уже затем - журналистику. В 2010 году с друзьями Казыбеком Бекен и будущим пресс-атташе алматинского «Кайрата» Антоном Лысяком запустили первый в Казахстане сайт об отечественном футболе - Chempionat.kz. Работал главным редактором сайта. В проекте принимали участие около десяти человек со всей страны. Без больших денежных вливаний смогли добиться цифры - в 3 тысячи посещений в день. В те годы это была очень солидная цифра. Проработав ещё в ряде СМИ, в 2013 году перешёл работать в Федерацию футбола Казахстана, в департамент пресс-службы. Спустя несколько месяцев, благодаря Измаилу Бзарову и Олегу Кунгурову (за что им огромное спасибо) впервые вышел в прямой эфир в качестве комментатора на проекте ФФК-ТВ (ныне это очень серьёзный проект, правда, носит уже название ПФЛК-ТВ). Благодаря этому проекту болельщики получили возможность в прямом эфире наблюдать за матчами премьер-лиги, Кубка Казахстана и квалификации еврокубковых турниров. С каждом городе, в которых есть команды премьер-лиги, у нас было по одному комментатору. Я отвечал за матчи, проводимые в Астане. Затем многих комментаторов из регионов пришлось отстранить от эфиров и заменить на нейтральных в Астане в виду того, что те, естественно, переживали за свои клубы и должным образом не давали подробную информацию о команде гостей, что не нравилось болельщикам гостевых клубов. Это касается не всех комментаторов, но тенденция такая существовала.



- С какими трудностями ты столкнулся в начале своего пути?
- В детстве я не отличался общительностью и предпочитал мало разговаривать. Комментаторы, как известно, люди общительные и коммуникабельные, следственно, должны много и очень долго говорить. На моих первых трансляциях было много пауз, которые я не сразу смог восполнить. Вроде бы и много знаешь, владеешь статистикой, а преподносить это и главное вовремя – получалось не сразу. После полученного опыта на интернет-проекте, в котором я, кстати, работаю и в настоящее время, решил попробовать себя на телевидении. Пригласили на телеканал «Хабар», за что большое спасибо продюсеру спортивных программ Аскату Жакаеву. Помимо футбольных трансляций работал на боксе и смешанных боевых единоборствах. Благо, к тому времени я уже достаточно долгое время сотрудничал с Казахстанской федерацией бокса и успел хорошо изучить этот вид спорта.
На некоторых стадионах нет условий. К примеру, в Щучинске и на стадионе "Тарлан Арена" вести репортажи приходилось у бровки стоя. Причём футболисты слышали все, что я говорил и с интересом поглядывали на весь этот процесс. В Кокшетау на стадионе вёл эфир с риском жизни для себя - с крыши стадиона. Больше неоткуда работать.

- Какие курьезные моменты происходили во время эфира?
- В Усть-Каменогорске один комментатор в прямом эфире поднял трубку и сказал: "Перезвони позже, я матч комментирую". Смех, да и только.

- Какой бой или матч было сложнее всего комментировать?
- Тот, на который меня поставили за час до матча. Тогда футбольная сборная Казахстана играла гостевой товарищеский матч в подмосковных Химках против россиян. Изначально я должен был работать на нем как единственный русскоязычный комментатор телеканала. Однако затем бывшие руководители федерации футбола отстранили меня по своим причинам и назначили других комментаторов, которых повезли в Россию. Причем у них даже не было договоров с телеканалом, в отличие от меня. Однако позже стало известно, что по техническим причинам из другой страны наши комментаторы работать не могут, поэтому в срочном порядке вызвали меня и моего казахскоязычного коллегу. Другой бы махнул рукой на этот цирк, но ведь болельщикам все равно, какие там сложились обстоятельства. Нормальная трансляция должна сопровождаться работой комментаторов, поэтому бросив свои личные дела я приехал в астанинскую студию. Другое дело, что качество того эфира оставляло желать лучшего, на мой взгляд. Комментатор должен готовиться к эфиру заблаговременно, а не мчаться на всех парах в последний момент.



- Может ли комментатор болеть за ту или иную команду, или определенного спортсмена, и не вредит ли это работе?
- Когда-то я болел за одну футбольную команду, но став комментатором, перестал это делать. Потому что настоящий профессионал должен рассказывать про обе команды и анализировать то, что происходит на поле без клубных пристрастий. То же самое касается и единоборств. Однако если на поле наша сборная или клуб, а на ринге Головкин или другой отечественный боксер, то, на мой взгляд, болеть нужно обязательно. Посмотрите, как болеют комментаторы из других стран. Одно видео с участием исландского комментатора уже заслуживает отдельного внимания.

- На твой взгляд уместны ли эмоции в эфире?
- Считаю, что это не только уместно, это даже нужно. Чего только стоят трансляции Олимпийских Игр, это же лучшая пропаганда спорта! С помощью комментаторов в 90-е я приобщался к спорту. Теперь, надеюсь, и мы кому-то помогаем лучше узнать спорт и сделать правильный выбор.

- Не всем зрителям можно угодить. Как ты реагируешь на порой необоснованную критику в Сети?
- Пару раз в социальных сетях увидел опрос, организованный одним из пабликов. Голосовавших было не менее тысячи человек. Примерно половина была недовольна моей работой, остальные же нормально оценили ее. Конечно, всем не угодишь, но в любом случае, в режиме онлайн стараюсь читать комментарии болельщиков. Особенно это удобно делать в Ютубе, где ПФЛК-ТВ транслирует свои матчи.

- Сложно ли было комментировать бой Головкин-Альварес?
- На боях с участием Геннадия Головкина я работал дважды. Это очень большая ответственность и требует хорошей подготовки. Большой объем информации я собирал у своих коллег из Казахстанской федерации бокса. Незадолго до боя отсчитываешь дни, оставшиеся до поединка. В день боя заснуть не получается. Едешь под утро на эфир, погружаешься в это дело и забываешь обо всем. В такой момент я понимаю, что тебя слушает вся страна, поэтому заранее нужно тщательно взвешивать каждое слово, которое будет произнесено в эфире. Благодарен руководителям телеканала Qazsport Павлу Цыбулину и Асхату Сагынаеву за возможность работать на таких боях и доверие.

- Кого ты считаешь победителем в том поединке?
- По этому поводу высказались уже многие эксперты. Что касается меня, то я заметил, что Головкин чаще наносил точные удары, нежели Альварес. Однако этого было недостаточно для победы. Урони мексиканца нокаутом, сомнений бы не было. Но профессиональный бокс – это большой бизнес и, возможно, для определения по-настоящему лучшего среди этих двух боксеров потребуется не один, а даже два боя. Конечно, это не может не радовать нас, как и команду Головкина, которая, наконец, сможет заработать достойный для нынешнего высокого уровня боксера гонорар.

- У многих известных комментаторов есть свой неповторимый стиль. А в чем твоя особенность?
- Какого-то неповторимого стиля, думаю, нет. Но я стараюсь иногда говорить максимально быстро и на одном дыхании. Особенно если это футбольный матч и темп игры очень высок.



- Каков уровень твоих профессиональных амбиций?
- К сожалению, пока ни один отечественный комментатор в отличие от зарубежного не может похвастаться тем, что имеет возможность нигде не работать, занимаясь исключительно этим делом. Все комментаторы параллельно где-то работают – в пресс-службах, в новостях на телевидении или еще где-то. Моя мечта – чтобы труд комментатора оплачивался достойно и можно было бы больше времени иметь на подготовку к эфирам. Что касается меня, то я стараюсь работать над собой, как и все наши комментаторы. Даже пробовал комментировать на государственном языке. Диалоги вели с казахскоязычным коллегой во время эфира, в том числе и в кадре. Над этим, правда, предстоит еще много работать.

- Работу в прямом эфире ты совмещаешь с руководством пресс-службы ФФК. В чем заключается работа пресс-атташе?
- В структуре федерации с перерывом я работаю около четырех лет. Трудился и в Профессиональной футбольной лиге Казахстана. Несколько лет назад, к примеру, одной из моих функций был поиск футболистов с казахстанскими корнями за рубежом. Приведу пример: в 2014 году вместе с коллегой нашли в Интернете игрока с азиатской внешностью, но с европейским футбольным образованием. Выяснили, что родился он в Казахстане, но в раннем возрасте переехал в семьей в Европу. Дальше федерация вела с ним переговоры. Сейчас этот футболист выступает в Казахстане и защищает цвета нашей сборной. Тщательно отслеживал и перемещения по клубам казахстанских немцев, с кем-то вел переговоры в социальных сетях. Пресс-службу федерации я возглавил лишь в мае текущего года. Прежде всего, у нас стоит задача – выстроить нормальные отношения со СМИ. В этом плане приходится частенько давать комментарии в связи с различными событиями. Также мы выступаем в качестве организаторов различных футбольных матчей. Считаю, что работа на таких матчах – это колоссальная ответственность и большой опыт. Потому что в такие дни отвечать приходится уже не только за наш официальный сайт, но и за комфортную работу журналистов на матче, организацию открытых тренировок, пресс-конференций и прочее. Также являюсь, пресс-атташе национальной сборной и практически постоянно нахожусь в команде во время сборов. Считаю, что в настоящее время сборная может считаться открытой, потому что открытые тренировки проводятся на регулярной основе и не только в дни, когда того требует регламент. Пусть говорят футболисты не так много, как коллегам того хотелось бы, но сейчас для них главное – много работать. Тем более, что времени на подготовку к официальным матчам у нас катастрофически мало.

- Что ты думаешь об уровне нашей сборной?
- Сейчас в СМИ идет критика, направленная на главного тренера и игроков сборной. Как болельщик своей сборной я их прекрасно понимаю. Все хотят побед и жаждут выхода национальной команды на крупные турниры. Однако предстоит провести огромную работу, чтобы наша сборная играла так, как другие европейские сборные. Необходимо развивать инфраструктуру, повышать качество чемпионата, поднимать детско-юношеский футбол, который много лет был в упадочном состоянии. Если потихоньку решить эти задачи в комплексе, то и сборная будет демонстрировать уже другие результаты.

- Ты частенько отвечаешь людям, которые критикуют отечественный футбол. К примеру, бойцу Куату Хамитову и депутату Магерраму Магеррамову.
- Стараюсь общаться со специалистами, которые глубоко находятся в теме, и знают, что говорят. Что касается людей, которые не владея информацией, пытаются ввести в заблуждение общественность своими дилетантскими высказываниями, делая при этом себе рекламу – то подобного я не понимаю. В любом случае, указанным выше персонам я желаю только удачи. Но лезть в их сферу деятельности я точно не буду.

- На твой взгляд, у сборной есть шанс когда-нибудь попасть на чемпионат мира?
- Я надеюсь, что это произойдет уже через несколько лет. Потому что у нас подрастает молодое поколение футболистов, которое дает бой таким грандам, как Франция. Особенно радует, что в финальной стадии чемпионата Европы отныне принимают участие 24 сборные. Это дает шанс таким странам, как Казахстан. Правда, как я уже говорил ранее, для этого нам нужно много работать.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: