Доклад Министра финансов РК Султанова Б.Т. на заседании Правительства РК по вопросу «Об итогах исполнения государственного бюджета за 9 месяцев 2017 года»
(г. Астана, 17 октября 2017 года)

 

 

 Уважаемый Бахытжан Абдирович!

 

В сфере государственных финансов по итогам 9 месяцев т.г. мы достигли следующих показателей.

Текущие планы по доходам на всех уровнях бюджетов перевыполнены. ГБ - 103,9%, РБ - 102,1% и МБ - 107,8%.

И проблем по исполнению годового плана не имеются.

Принимаемые меры по улучшению бизнес-климата за счет сокращения налоговых проверок безусловно отразились на поступлениях.

По расходам процент освоения достаточно высокий: ГБ - 98,8%, РБ - 99,3% и МБ - 98,2%.

Высокому исполнению расходов способствовало онлайн-мониторинг расходов и проведенные селекторные совещания по освоению средств с центральными и местными исполнительными органами.

Государственные закупки стали еще быстрее и прозрачнее. В текущем году все этапы государственных закупок переведены на электронный формат.

В контрольной работе усилена превентивность проводимых мероприятий. Камеральный контроль процедур государственных закупок полностью автоматизирован. В результате нарушения в процедурах государственных закупок снижены в 5 раз

 

***

 

Теперь, более подробно по блокам.

Во-первых, ДОХОДЫ

Доходы государственного бюджета перевыполнены на 185 млрд.тенге. Прирост, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составил 8%, или 377 млрд.тенге.

Аналогично перевыполнены доходы республиканского и местных бюджетов.

На рост доходов безусловно повлияло сохранение действующих темпов роста экономики.

Также этому способствовал ряд дополнительных мер, принятых в отчетном периоде для укрепления доходной части.

Кроме того, за счет улучшения налогового и таможенного администрирования поступили 113,9 млрд.тенге.

Такой результат достигнут вследствие снижения административной нагрузки на предпринимательство и минимизации вмешательства в добросовестный бизнес. В отчетном периоде количество налоговых проверок в сравнении с аналогичным периодом 2016 года сокращены на 37,9% или 20 149.

Мы добились сокращения количества направляемых уведомлений по камеральному контролю в 2 раза.

За счет создания благоприятных условий для бизнеса налогоплательщики стали добросовестно исполнять налоговое законодательство без уведомления.

По итогам 9 месяцев 2017 года коэффициент добровольности уплаты налогов составил более 98%. Т.е. 98% от всех налогов было уплачено без государственного принуждения (пеня, арест счета и др.). Это достигнуто разъяснениями и взаимодействием.

Ожидаемый прирост доходов республиканского бюджета составит 119 млрд.тенге стало основой для осеннего уточнения бюджета, планируемого к внесению сегодня на рассмотрении Парламента.

Во-вторых, РАСХОДЫ

За вычетом 2 трлн.тенге, направленных на оздоровление банковского сектора, реальный прирост расходов госбюджета по сравнению аналогичным периодом прошлого года составил 14%, республиканского - 13% и местного - 15%.

Процент освоения расходов относительно годового плана на всех уровнях бюджета выше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

В отчетном периоде заключены и зарегистрированы договора на 15% больше.

Вместе с тем, на отчетную дату по республиканскому бюджету текущее неосвоение составило 50,6 млрд.тенге. Оптимизация и перераспределение части этих средств предусмотрено в проекте уточненного бюджета. По проекту уточненного республиканского бюджета мы уже начали работу с госорганами. Буквально, вчера провели селекторное совещание по реализаций мероприятий по дополнительно выделяемым средствам.

В-третьих, МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В бюджете текущего года регионам предусмотрены целевые трансферты в сумме 998,4 млрд.тенге. Выделено 740,3 млрд.тенге. Освоено на местном уровне 700,3 млрд.тенге, или 94,6%.

Сумма неисполнения составила 40,7 млрд.тенге, из них 1,4 млрд.тенге - экономия бюджетных средств. Неосвоено 39,3 млрд.тенге. Основными причинами явились: отставание от графика производства работ корректировка ПСД несостоявшиеся конкурсы и конкурсы, по которым не подведены итоги.

В проекте уточненного бюджета учтены просьбы местных исполнительных органов. По отстающим проектам суммы перераспределены на проекты, идущие с опережением графика, а по отдельным -оптимизированы.

В-четвертых, ПО ГОСПРОГРАММЕ «НҰРЛЫ ЖОЛ»

Ход освоения Госпрограммы мы отслеживаем еженедельно. Годовой план освоен на 66,2%, а текущий план на 99,2%. Темп освоения высокий.

Местным органам власти выделено 104,1 млрд.тенге в виде целевых трансфертов и кредитов. Ими освоено 100,1 млрд.тенге, или 96,1%. Не освоено 3,8 млрд.тенге. Из них, наибольшее неосвоение допущено в Мангистауской, Акмолинской областях, в ВКО и ЗКО.

В-пятых, ГОСЗАКУПКИ и ГОСАУДИТ.

Согласно данным веб-портала за 9 месяцев 2017 года объем объявленных госзакупок составляет 3,3 трлн. тенге или 93% от всех запланированных закупок

 

За аналогичный период прошлого года объем объявленных закупок составлял 3,2 трлн.тенге или 88% от всех запланированных закупок.

Введение предварительного годового плана в госзакупках дало возможность госорганам начинать закупки до утверждения бюджета на основании положительных заключений бюджетных комиссий. В 2016 году этим правом воспользовались свыше 1 300 заказчиков по 38 тыс. закупкам 2017 года на общую сумму свыше 146 млрд. тенге.

В этом году уже утверждены предварительные годовые планы на 2018 год на общую сумму около

3 млрд. тенге. В основном это организации Министерства обороны.

Учитывая положительный опыт применения предварительного годового плана прошу Вас, Бакытжан Абдирович, поручить всем центральным и местным исполнительным органам в целях своевременного освоения уже сейчас начать процедуры закупок.

Внутренний госаудит начал работать по новым стандартам.

Проведено 3 488 аудиторских мероприятий.

Почти в 2 раза сокращены плановые проверки уполномоченного органа по внутреннему госаудиту (КВГА) в сравнении с 2016 годом.

При этом, доля выявленных финансовых нарушений увеличилась в полтора раза и составила 239 млрд. тенге из проверенных 1,4 трлн.тенге.

В основном нарушения выразились в:

1)искажении финансовой отчетности - 228 млрд.тенге, в частности не приходуются по учету законченные объекты строительства, что влияет на достоверность отражения активов государства;

2)завышении бюджетных средств и другие - 9 млрд. тенге. Эти нарушения устранены уменьшением финансирования, восстановлением на счета госпредприятий, довыполнением работ, услуг и допоставки товаров;

3)необоснованное использование бюджетных средств - 3 млрд. тенге, как оплата за невыполненные объемы строительных работ, хищения путем перечисления денежных средства на личные карт-счета Реализованы новые инструменты превентивности.

В текущем году автоматизировали камеральный контроль, благодаря чему в 2 раза больше проверено процедур госзакупок.

Вместе с тем, как показала практика, в деятельности организаторов госзакупок имеются проблемные вопросы как:

1)«Затягивание» рассмотрения заявок потенциальных поставщиков, более предусмотренных десяти рабочих дней со дня вскрытия.

Решение видится в установлении ответственности за несвоевременное рассмотрение конкурсных заявок.

Повторяющиеся нарушения, допускаемые организаторами госзакупок.

Необходимо исключать повторяющиеся случаи неправомерных действий, а также принимать во внимание рекомендации уполномоченного органа.

2)Заключения договоров из одного источника по несостоявшимся конкурсам.

Так, за текущий год установлено 4,5 тысяч конкурсов на сумму 161 млрд.тенге, в которых допускалась единственная заявка с ценой равной выделенной сумме, при этом, в большинстве случаев заявки отклонены по формальным причинам.

Подобные отклонения остальных заявок приводят к массовым обжалованиям, проверкам и рискам неосвоения бюджетных средств.

В целом, все нарушения допускаются самими организаторами госзакупок, уполномоченным органом на постоянной основе проводятся разъяснительные работы. Так, в августе-сентябре т.г. проведены семинары с представителями МИО, НПП «Атамекен», общественных организаций, бизнес-сообществ по разъяснению норм законодательства о госзакупках.

 

***

 

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

 

 

До завершения финансового года остается 50 рабочих дней. Поэтому, первоочередной задачей на 4 квартал является сбалансированное исполнение бюджета. Для этого мы совместно с госорганами должны провести следующие мероприятия.

Первое, продолжение онлайн-мониторинга по расходам, в том числе выделенных при уточнении бюджета.

Второе, совместно с государственными органами своевременное принятие всех необходимых документов и процедур по проекту уточненного республиканского бюджета на 2017 год.

Третье, контроль составления центральными и местными исполнительными органами предварительных планов по госзакупкам по республиканскому бюджету на 2018-2020 годы с целью уже в декабре начать объявление конкурсов.

 

Благодарю за внимание!

 

23 октября 2017, 15:52
Источник, интернет-ресурс: Султанов Б.Т.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript