Ответ на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 7 марта 2017 года № 20-11/147 «О сохранности пенсионных накоплений в ЕНПФ»

Ответ на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 7 марта 2017 года № 20-11/147

 

Депутатам
Мажилиса Парламента
Республики Казахстан

 

На № ДЗ-9 от 19 января 2017 года

 

Уважаемые депутаты!

 

Деятельность Единого накопительного пенсионного фонда (далее - ЕНПФ) регулируется Законом Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (далее - Закон), где прямо определены функции, обязанности и права ЕНПФ.

Законом определено понятие собственных средств ЕНПФ, которые предназначены для обеспечения его финансово-хозяйственной деятельности и предусмотрено четкое разделение пенсионных активов и собственных средств ЕНПФ.

На ЕНПФ возложены задачи расширения охвата населения, модернизации системы учета пенсионных накоплений граждан, повышения качества обслуживания населения, защиты персональных данных, развития IT - инфраструктуры и обеспечения кибербезопасности. ЕНПФ имеет региональную сеть, состоящую из 232 офисов, в том числе 18 филиалов и 196 центров обслуживания.

Представленные задачи требуют наличия в ЕНПФ средств, которые формируются за счет поступлений комиссионного вознаграждения и доходов от инвестирования собственных средств.

С целью усиления контроля за сохранностью собственных средств ЕНПФ и, принимая во внимание, что капитальные расходы требуют от ЕНПФ накопления средств, в январе 2017 года Правление Национального Банка приняло решение о передаче инвестиционной части портфеля собственных активов ЕНПФ в доверительное управление Национальному Банку.

Во исполнение поручения Главы государства Национальным Банком совместно с Правительством Республики Казахстан прорабатываются предложения по передаче функций управления пенсионными активами частным управляющим компаниям.

Появление на фондовом рынке частных управляющих компаний позволит:

- вовлечь вкладчика в процесс управления его пенсионными накоплениями;

- минимизировать конфликт интересов у государственных органов при управлении частными пенсионными накоплениями;

- предприятиям реального сектора получить доступ к пенсионным активам.

При этом размещение пенсионных активов на рыночных условиях требует жесткого контроля и регулирования со стороны государства.

Финансирование малого и среднего бизнеса продолжится в рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020» при посредничестве банковского и квазигосударственного секторов, тогда как индустриальные проекты с участием крупных транснациональных корпораций в рамках программы индустриализации будут финансироваться напрямую через инструменты фондового рынка.

В заключение хотелось бы отметить, что основной задачей реформирования накопительной пенсионной системы является обеспечение баланса интересов вкладчика и реального сектора экономики, что и было отмечено в Вашем депутатском запросе.

Премьер-Министр Республики Казахстан Б. Сагинтаев

 

Оглашен 18 января 2017 г.

 

Премьер-Министру
Республики Казахстан
Сагинтаеву Б.А.


Депутатский запрос от 19 января 2017 года № ДЗ-9

«О сохранности пенсионных накоплений ЕНПФ»

  

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

 

С марта 2013 года фракция ДПК «Ак жол» в официальных выступлениях в Парламенте и депутатских запросах пять раз (!) ставила вопрос о сохранности пенсионных накоплений ЕНПФ и необходимости принятия предупредительных мер персональной ответственности за неэффективное или незаконное использование средств ЕНПФ должностными лицами.

Судя по известным событиям, наши опасения, к сожалению, сбылись и государственное управление пенсионными активами не отменяет злоупотреблений, а лишь монополизирует и увеличивает их масштабы.

Правоохранительными органами ведётся проверка, возбуждено уголовное дело, задержаны прежние руководители ЕНПФ.

Во-первых, не вдаваясь в ход расследования, наша фракция считает необходимым выразить категорическое несогласие с некоторыми пояснениями Нацбанка о том, будто в нашумевшей сделке на 5 млрд.тенге ЕНПФ распоряжался не пенсионными деньгами, а так сказать «собственными средствами».

Фракция «Ак жол» считает, что у ЕНПФ нет и не может быть никаких «собственных средств», а все находящиеся в Фонде финансовые ресурсы являются доверенными ему в управление пенсионными накоплениями миллионов граждан, либо - инвестиционным доходом с этих накоплений.

Следует также напомнить, что средства ЕНПФ не являются добровольными накоплениями, а собираются наподобие налогов, в обязательном порядке, и потому нуждаются в особом внимании и защите.

Поэтому управление всеми средствами Фонда без исключения должно быть абсолютно прозрачным и подотчётным государству.

Во-вторых, мы обращали внимание на образовавшийся конфликт интересов, когда Нацбанк одновременно выступает и регулятором, и оператором ЕНПФ. Тем самым предпосылки к выявленным сегодня нарушениям в Фонде, были заложены ещё при формировании системы его функционирования. Кроме того, монопольное положение и отсутствие конкуренции за внимание вкладчиков - практически де-стимулируют работу над повышением его устойчивости и доходности.

Ещё 12 марта 2013 года, при первом обсуждении концепции ЕНПФ в Мажилисе, фракция «Ак жол» высказывала мнение, что после наведения порядка в провалившейся прежней пенсионной системе, будет необходимо вернуться к конкурентным подходам, на уровне 3-5 крупных частных пенсионных фондов, которые бы предоставляли будущим пенсионерам возможность выбора своих вложений, в зависимости от эффективности и ответственности управления. В свою очередь, и доходы самих частных фондов и их менеджмента напрямую зависели бы от их доходности.

Тогда Нацбанк стоял бы над всеми фондами в качестве независимого регулятора и реально осуществлял бы их мониторинг и контроль.

Считаем, что обсуждаемая сегодня передача части средств ЕНПФ частным управляющим компаниям не решает эту задачу, так как не меняет природу отношений Нацбанка и ЕНПФ.

В-третьих, 5 ноября 2015 года в своём депутатском запросе фракция «Ак жол» предлагала направить средства ЕНПФ не на сомнительные ценные бумаги и поддержание банков, а на поддержку производительной экономики, в лице предприятий реального сектора в рамках программы индустриализации. Гарантией сохранности этих средств могло бы послужить инвестирование пенсионных накоплений в проекты с участием ведущих транснациональных корпораций, о привлечении в казахстанскую экономику которых дал поручение на декабрьском Дне индустриализации.

К сожалению, как показали недавние события, Национальный банк оказался не в состоянии обеспечить соответствующей защиты и требуемой прозрачности в отношении средств ЕНПФ.

Учитывая происходящее события, депутатская фракция «Ак жол» просит рассмотреть следующие вопросы:

1) об отказе от монополии ЕНПФ и возвращении к конкурентным подходам в деятельности пенсионных фондов в лице нескольких крупных

независимых участников, которые бы предоставляли вкладчикам возможность выбора на основе рыночной конкуренции под жёстким контролем государства и Правительства;

2) о включении в перечень инвестиционных инструментов пенсионных накоплений - прямых инвестиций в индустриальные проекты с участием крупных транснациональных корпораций в рамках программы индустриализации.

 

С уважением, депутаты фракции ДПК «Ак жол»

Д. Еспаева

А. Перуашев

Е. Никитинская

К. Абсатиров

Б. Дюсембинов

Е. Барлыбаев

М. Казбекова

 

 

исп. Хаматханова Р. тел. 74-63-64

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
0
КОММЕНТАРИИ
Главная Топ LIVE Все
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления