Лента новостей
0

Улбосын Сулейменова: Свои споры надо стремиться разрешать путем переговоров

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 03.11.2017 09:40 Zakon.kz
Более полутора миллиона казахстанцев судятся ежегодно в судах по гражданским делам.
Любой центр медиации может проводить обучение и выдавать сертификаты, при этом взимая разную плату за обучение. Но достаточно ли полученных знаний для оказания квалифицированной помощи - никем не проверяется, заявила судья Верховного суда Улбосын Сулейменова. По просьбе Zakon.kz она рассказывает о проблемах и перспективах развития медиации в Казахстане.

- Улбосын Аждаровна, сейчас много говорят о медиации. От кого исходит инициатива ее внедрения, развития и есть ли от этого польза?

- Медиация на этапе своего зарождения являлась процедурой, к которой стороны обращались исключительно по собственной инициативе. С середины 70-х годов ХХ века, когда появился термин альтернативное разрешение споров, ситуация стала меняться и инициатива развития таких споров стала исходить от представителей именно судебной и правовой системы. Медиация для нашего государства не является новым институтом, это историческое наследие, которое пришло к нам от судов биев.

Верховным судом в рамках исполнения поручений главы государства, данных на последних съездах судей страны, о медиации, сокращении споров, подлежащих рассмотрению в судебном порядке, о внедрении альтернативных способов их разрешения, придании правосудию восстановительного характера разработаны закон «О медиации», действующий с августа 2011 года, и Гражданский процессуальный кодекс, действующий с января 2016 года, в котором примирительным процедурам посвящена целая глава. Содействие мирному урегулированию спора стало новой задачей гражданского судопроизводства.

Реализации поставленных задач способствовали новеллы ГПК: граждане могут заявить ходатайство о проведении примирительной процедуры судьей, или медиатором в порядке медиации; в случае представления интересов обеих сторон адвокатами в порядке партисипативной процедуры; имеют право на заключение мирового соглашения, как и ранее. Право выбора вида примирительных процедур остается за сторонами.

В целях повышения интереса граждан к примирительным процедурам, как известно, госпошлина возвращается при примирении сторон в судах первой и апелляционной инстанций в полном объеме, в суде кассационной инстанции в размере 50% от суммы госпошлины, уплаченной при подаче искового заявления.

Анализ статистических данных свидетельствует, что указанные нормы, работа, проводимая Верховным судом, оказались действенными и повлияли на рост дел, окоченных примирением, в том числе проведением медиации. Если в 2012 году, к примеру, окончены медиацией 122 гражданских дела, в 2013 - 1276, то в 2014-м количество составило 5090 дел, поскольку в этот год разрабатывался ГПК и проводился пилотный проект по внедрению судебной медиации, результаты которого позволили обосновать необходимость введения судебной медиации. В 2016 году суды стали работать с ГПК в новой редакции и количество оконченных дел в порядке медиации возросло до 19 805.
Только за 8 месяцев 2017 года судами республики окончено в порядке медиации 18 122 дела. Такое стало возможным в связи с проведением Верховным судом пилотного проекта о введении обязательной медиации по некоторым категориям дел.

- Верховному суду кто-то помогает, поддерживает в этом?

- Конечно. К примеру, в реализации пилотного проекта большую помощь оказывает Ассамблея народа Казахстана в рамках заключенного с Верховным судом меморандума о сотрудничестве по вопросам развития медиации. При непосредственной помощи АНК проводится разъяснительная работа среди населения, совместно с Восточно-Казахстанским областным судом открыт виртуальный кабинет медиатора. АНК поддержано предложение Верховного суда и открыты кабинеты медиации при акиматах регионов и Домах дружбы. Это стало удобным для граждан, поскольку за разрешением спора им нет необходимости идти в суды, нести материальные и моральные издержки.

Это состояние медиации на сегодня в свете данных судов. Много работы проводится медиаторами на местах, но из-за отсутствия единого учета, не представляется возможным объективно ее показать.

Предлагаем обратить внимание на следующее. Из года в год количество оконченных дел в судах растет: 2015 год - 680 778, 2016-й – 764 962, только за 9 месяцев 2017-го – 640 175. К концу года эта цифра будет больше данных за 2016 год, и это несмотря на развитие институтов досудебного и внесудебного урегулирования споров.

Востребованность института судебной защиты, естественно, согласуется с положениями статьи 8 ГПК о том, что каждый вправе в порядке, установленном настоящим Кодексом, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Однако, если количество дел умножить на два, поскольку в основном две стороны принимают участие в процессе, отчасти принимают участие и третьи лица, то получится, что в 2015 году принимали участие в судах - 1 361 556 граждан, в 2016 - 1 529 924, за 9 месяцев этого года – 1 280 350, то есть более полутора миллиона граждан нашей страны судятся ежегодно в судах, принимая участие в качестве сторон по гражданским делам.

- Поэтому возникают разговоры о необходимости развития институтов внесудебного и досудебного урегулирования споров?

- Совершенно верно.
Проведение соотношения этой цифры к взрослому населению нашего государства вызывает еще большую убежденность в том, что необходимо принятие эффективных мер к развитию институтов внесудебного и досудебного урегулирования споров, чтобы граждане цивилизованным путем - посредством переговоров разрешали свои споры.

Но для развития медиации нужно сначала решить проблемы, которые стоят на этом пути, поэтому давайте их обозначим и дальше расскажем о перспективах данного института.

Первое. Немаловажное значение имеет оплата за услуги медиатора. В настоящее время много медиаций проводится бесплатно, но это не решение проблемы, поскольку медиатор работает и имеет право на получение соответствующей заработной платы.

Уже несколько раз озвучивалось на разных форумах предложение о включении профессии медиатора в классификатор профессий, но это вопрос так и остался нерешенным. Одной из причин называется наличие двух определений медиатора в Законе «О медиации»: профессиональный и непрофессиональный медиатор.

Предлагается рассмотреть возможность оставления одного определения – медиатор, а квалификационные требования к профессии медиатора привести в соответствие со статьей 9 Закона «О медиации» без указанных уточнений.

Второе. Находится на стадии обсуждения и не находит своего разрешения вопрос об оказании помощи медиаторами бесплатно для отдельных, социально незащищенных слоев населения по аналогии с юридической помощью, оказываемой адвокатами. Одним из аргументов называется, что медиатор не оказывает юридические услуги. Предлагается назвать это «медиативными услугами» и открыть гражданам доступ к медиации.

Третье. Только при разрешении указанных выше вопросов возможно введение обязательной медиации по отдельным категориям споров, что не может являться ограничением права на судебную защиту, поскольку после прохождения стадии досудебного урегулирования спора можно обратиться в суд.

Для выявления заинтересованности граждан во внесудебном урегулировании споров в порядке медиации, Верховным судом проводится пилотный проект, срок которого в связи с определенной успешностью и рекомендациями диспут-форума АНК «Роль института медиации в обеспечении общественного согласия», проведенного 23 февраля 2017 года, продлен до конца 2017 года.

Согласно положению о реализации пилотного проекта к категории споров, по которым необходимо проведение обязательной медиации, отнесены споры, где между сторонами длящиеся отношения. Это споры, связанные с интересами ребенка; трудовые споры, по которым не предусмотрено обязательное досудебное обращение в согласительную комиссию в порядке пункта 1 статьи 159 Трудового кодекса; наследственные споры; споры, возникающие между соседями об определении границ пользования земельными участками, о заливе квартиры; споры о выселении, по управлению кондоминимумом; о расторжении брака и разделе имущества, споры, вытекающие из договоров займа и страхования.

По итогам полугодия в связи с медиабельностью и других категорий споров, таких, как корпоративные, о праве собственности на имущество, по поставкам, аренде, купле-продаже, перевозкам, о защите прав потребителей, корпоративные споры, данный перечень расширен.

Важно отметить, что стороны могли не согласиться с обязательной медиацией, и дело рассматривалось в общем порядке.

- Есть ли у нас какие-либо статданные по наиболее медиабельным спорам?

- Округляемые цифры: из 3000 дел, связанных с интересами ребенка, вынесено решений по 1000 делам, по 800 делам проведена медиация. Из 6600 дел по трудовым спорам вынесено решений по 3000 делам, по 1000 проведена медиация. Из 4600 наследственных споров вынесено решений по 3000 делам, по 166 проведена медиация. Из 54 600 дел о расторжении брака и разделе имущества вынесено решений по 34 500 делам, проведена медиация по 6414 делам и так далее. Это только результаты эксперимента, а если бы проводилась комплексная работа по предотвращению конфликтности в обществе, то медиабельными оказались бы и другие споры.

Представляется, что все дела, связанные с интересами ребенка должны регулироваться в обязательном досудебном порядке с участием медиатора и в этом направлении должна активизироваться роль образовательных учреждений, опекунского совета. Такие споры требуют особой подготовки, медиатору следует разбираться в очень специфической области знаний, в семейной динамике, динамике развода, детского развития и прочее.

Рассмотрение трудовых споров в судах может быть со временем исключением, чем правилом.
Такую надежду также дают статданные. Известно, что истцами по данной категории дел выступают граждане. Из 3000 решений, вынесенных судами за 9 месяцев 2017 года, 2000 - об удовлетворении иска, что свидетельствует о том, что трудовое законодательство нарушается чаще работодателем, а работа согласительных комиссий не дает объективного ожидаемого результата. Проведение медиации в определенной степени разрешило бы проблему конфликта между работодателем и работником.

Много наследственных дел связано с оспариванием свидетельств о наследовании, выданных нотариусами на основании данных наследников, которыми скрыты достоверные сведения о круге наследников в связи с чем, эти, совершенно бесспорные иски, рассматриваются в судах. Представляется правильным наделить нотариусов правом отменять при таких обстоятельствах свидетельства о наследовании (по аналогии с ГК РФ) с последующим проведением примирительной процедуры между родственниками.

- В Казахстане очень много разводов, эти дела куда вы предлагаете передать?

- Да, в судах рассматривается значительное количество дел о расторжении брака. Учитывая, что при согласии сторон брак расторгается, возможно, эту категорию споров следует отдать в органы ЗАГС, при этом увеличить госпошлину при подаче иска в суд, открыть кабинеты медиации в органах ЗАГС. В большинстве случаев исследователи считают развод преимущественно семейной, а не юридической проблемой.

- В отчете международного эксперта Алеш Залара, экс-министра юстиции Словении и президента Европейского центра по разрешению споров, подготовленным и изданным при поддержке гранта Агентства США по международному развитию (USAID), о состоянии развития медиации в Казахстане рекомендуется внедрение комплексной политики по урегулированию споров. Такая политика - важная часть реформы доступности правосудия в Казахстане, она должна установить три вида направления на медиацию: добровольный, квази-обязательный с правом на отказ и обязательный, если это будет целесообразно. Экспертом указывается, что не следует считать медиацию предпочтительнее судебного разбирательства, ее нужно считать дополнением к судебному разбирательству. Во многих юрисдикциях, например, в Великобритании, Словении, Норвегии, США, Канаде, считается целесообразным для судьи предписать сторонам, принять участие в необязательном процессе альтернативного рассмотрения споров, невзирая на возражение сторон.

Четвертое. В США, Великобритании, Франции, одним из основных стимулов использования медиации является высокая государственная пошлина, расходы на представителя и другие судебные издержки. В США, Сингапуре более 90-95% дел разрешаются в порядке медиации, то есть граждане не судятся, а больше прибегают к помощи посредника-медиатора. Если раньше основной причиной невостребованности медиации в Казахстане указывалось, как безусловная, неосведомленность граждан об этом институте, то в настоящее время это отсутствие заинтересованности сторон в ее применении, поскольку возвращаемая государственная пошлина может не иметь значения для сторон.

К примеру, по делам, связанным со спорами неимущественного характера, а также с исковыми требованиями о взыскании небольших сумм, ставки государственной пошлины незначительны. Предлагается пересмотреть положения Налогового кодекса о размере государственной пошлины при подаче исков в суды.

Пятое. Медиация может быть очень сильным инструментом, когда она используется правильно и медиатор является квалифицированным специалистом, а для этого необходимы обучение и подготовка медиаторов.
В настоящее время любой центр медиации может проводить обучение и выдавать сертификаты, при этом взимая разную плату за обучение. Но достаточно ли полученных знаний для оказания квалифицированной помощи - никем не проверяется.

Торгын Нурсеитова
Фото kazpravda.kz

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: