Лента новостей
0

Нечестность и алчность следователя помогли оправдать невиновную подсудимую

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 06.11.2017 14:39 Zakon.kz
За должностные преступления следователи сами оказались под следствием.
Следователи часто и безнаказанно нарушают закон и права подозреваемых, что в конечном итоге ведет к вынесению неправосудных судебных актов, заявил известный адвокат Жан Кунсеркин. В этом он убедился еще раз на примере своей подзащитной, историю которой рассказал Zakon.kz.

Алматинка Карина вместе с неким Тимуром (здесь и далее имена изменены) обвинялись в мошенничестве в крупном размере. Ауэзовский районный суд Алматы оправдал Карину за отсутствием в ее действиях состава преступления, а Тимур был признан виновным и осужден условно, но по двум эпизодам он все же был оправдан.

Как же Карину оправдали, ведь в судебной практике оправдательные приговоры выносятся довольно редко? Из материалов дела, о которых рассказал адвокат Карины Жан Кунсеркин, следует, что летом 2015 года Тимур был задержан за мелкую кражу и доставлен в УВД Ауэзовского района, где с ним начали проводить первоначальные следственные действия.

Как написано в обвинительном акте, Тимур зашел в кабинет к следователю Бахыту, сидевшему в одном кабинете со следователем, который вел его дело и сразу предложил ему купить автомашину по цене ниже рыночной. Тот соглашается. Они едут смотреть машину, которая принадлежит Карине. Ее же Тимур представил как свою жену, хотя на самом деле не был женат, но следователь Бахыт об этом не знал.

О необходимости проведения следственных действий с участием Тимура, который только ночью был задержан за мелкую кражу, никто даже не вспоминает. Карина же с самого начала утверждает, что никто в тот день ее машину не смотрел.

Посмотрев машину, как утверждает следователь Бахыт, они вместе с Тимуром вечером того же дня около 21.00 едут к нотариусу и составляют долговую расписку на 7000 долларов США и следователь передает деньги Тимуру, который, пообещав, что Карина сейчас пригонит машину, исчезает с деньгами.

Не дождавшись ни машины, ни денег, обманутый следователь в три часа ночи едет домой к Карине и требует, чтобы она выдала ей Тимура, при этом представился сотрудником полиции.

Не получив в доме Карины ни машины, ни денег, ни Тимура, следователь Бахыт едет в УВД и пишет своему соседу по кабинету, следователю А. заявление о мошенничестве, которое совершили Тимур и его сообщница Карина. После некоторых оперативных действий, находят еще двух людей, которым Тимур должен деньги, и они тоже становятся потерпевшими, хотя один из них утверждал, что сумма 50 000 тенге не такая уж и большая и он может подождать.

- Далее обычное для нашей правоохранительной системы досудебное расследование с массой нарушений прав подозреваемых и даже потерпевших, - говорит Жан Кунсеркин. - Подозреваемый в мошенничестве Тимур с самого начала утверждал в своих показаниях, что под видом нотариальной расписки о долге в пользу Бахыта, с него вымогали взятку за прекращение дела по мелкой краже. Но его показания и многочисленные жалобы были проигнорированы. Родственники Тимура в первые дни, когда задержали их сына, действительно начали искать пути решения проблемы, разговаривали как с потерпевшим следователем Бахытом, так и со следователем, который вел дело Тимура.

По словам адвоката, после этих бесед, они пошли в антикоррупционную службу с заявлением, где их снабдили подслушивающим устройством, после чего за следователями Ауэзовского РУВД установили наблюдение. Но!

Следователя Бахыта к тому моменту уже разрабатывали другие коллеги из антикоррупционной службы по совершенно другому делу, и он, оказывается, сам был в статусе подозреваемого, причем также по вымогательству взятки. В результате этого казуса, родители Тимура не смогли помочь в изобличении нечестного полицейского.

Тем не менее, в 2016-м Тимур и Карина предстают перед судом по обвинению в мошенничестве. Следователь Бахыт к этому времени уже сам был осужден и сидел в камере СИЗО.

В ходе судебного разбирательства вскрывается масса процессуальных нарушений, потерпевшие, поставленные перед очевидными фактами, путаются в показаниях, меняют их, отказываются от своих слов. Суд, найдя основания, отправляет дело обратно в УВД для принятия хоть какого-то разумного решения, иначе любой обвинительный приговор будет незаконным, комментирует Жан Кунсеркин.

Также он отметил блестящую работу своего коллеги И. Авутова, который до него вел защиту Карины, а я, говорит, «прошел только по проложенному им пути». Так вот, за это время следователь А., который также вел дело, как и его коллега Бахыт, сам оказывается под следствием за должностное преступление – фальсификацию уголовного дела, другого, и в настоящее время он также осужден. Тем не менее, прокуратура Ауэзовского района дело по обвинению Тимура и Карины опять направляет в суд с ворохом прежних и неустраненных нарушений закона.

В итоге, после пяти месяцев судебного разбирательства, Ауэзовский районный суд не имел другого варианта, как вынести оправдательный приговор Карине.

- Фактически ее изначально незаконно привлекли к уголовной ответственности, чтобы через нее оказывать давление на Тимура, - отметил Жан Кунсеркин. - Следователи просто ошибочно предположили, что если Тимур и Карина если и не муж и жена, то точно являются друг другу парнем и девушкой, то есть находятся в близких отношениях, хотя это совсем не так. В отношении моей подзащитной не было собрано доказательств, чтобы сделать вывод, что она кому-то способствовала похищать путем мошенничества деньги потерпевших. Все дело было построено на домыслах следователя. Даже не в предположениях, а именно домыслах. По результатам этого и других дел, я не могу сказать, что оправдательные приговоры это обычное повседневное явление в нашей судебной практике, но они реально есть, и в моей практике были оправдательные приговоры по тяжким преступлениям во всех инстанциях.

Дело Карины, по мнению адвоката, «является проявлением того, что прокурорский надзор за следствием не осуществляется должным образом. Следователи очень часто и практически безнаказанно нарушают закон и права подозреваемых, что ведет в конечном итоге к вынесению неправосудных судебных актов.
Если бы закон соблюдался, то дело Карины вообще должно было быть прекращено еще до суда. Очень редко наши суды и прокуроры дают надлежащую оценку допускаемым в ходе уголовного процесса нарушениям закона и прав граждан».

Оправдательный приговор еще не вступил в законную силу, прокурор имеет право принести апелляционный протест, а потерпевшие написать апелляционную жалобу. Но адвокат надеется, что трехлетние мучения Карины все же подошли к концу. А ежели это так, то через некоторое время адвокат собирается обсудить с ней условия получения реабилитации за незаконное привлечение ее к уголовной ответственности.

P. S. Копия приговора в редакции имеется.

Торгын Нурсеитова

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: