Горячие новости
Читайте также

Сколько государство тратит на здравоохранение

В Казахстане темпы роста экономики опережают динамику государственных расходов на здравоохранение, уровень которых по отношению к ВВП имеет негативную тенденцию снижения

Фото : empowher.com30 ноября 2017, 11:21
Размер гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в 2017 году составил 924 млрд. тенге. Из года в год средств на ГОБМП выделяется все больше, в прошлом году из республиканского бюджета было выделено 887 млрд.тенге.

О том, сколько средств выделяется на обеспечение населения медицинской помощью в рамках Единой национальной системы здравоохранения в интервью корреспонденту Zakon.kz рассказывает председатель Комитета оплаты медицинских услуг Министерства здравоохранения Республики Казахстан Ботагоз Жакселекова.

- Ботагоз Шаймардановна, расскажите, как развивалась система оплаты государством за медицинскую помощь в Казахстане?
- На слайде показана история. Как вы видите, в 2005 году состоялась консолидация расходов на областном уровне.
С 2013 до 2017 года осуществлялась поэтапная консолидация расходов на республиканском уровне через КОМУ.
В этот период с участием международных экспертов были внедрены передовые методы оплаты - клинико-затратные группы, комплексный подушевой норматив, глобальный бюджет, а также заложены основы для их последующего совершенствования.
В указанный период формировались и совершенствовались платежные информационные системы.



- Как объем финансовых средств составляет гарантированный объем бесплатной медицинской помощи?
- Размер ГОБМП в 2016 году составлял 887 млрд.тенге. В 2017 году объем выделенных средств из республиканского бюджета увеличен до 924 млрд. тенге.
Из них, в текущем году на обеспечение населения медицинской помощью в рамках Единой национальной системы здравоохранения выделено – 772 млрд. тенге.
Администрирование этих средств осуществляется Комитетом оплаты медицинских услуг Министерства здравоохранения.

- На что направляются эти средства?
- Это оказание стационарной и стационарозамещающей помощи – порядка 297 млрд.тенге, на оказание высокотехнологичных медицинских услуг – около трех млрд. тенге; на оказание медицинской помощи онкологическим больным –33 млрд.тенге. Для оказание медицинской помощи на селе и амбулаторно-поликлинической помощи выделено около 300 млрд.тенге.

- Это достаточно большие суммы. Обеспечена ли на ваш взгляд, потребность населения в медицинских услугах?
- Не секрет, что дальнейшее развитие системы здравоохранения на основе опережающего увеличения финансирования невозможно, тогда как спрос на услуги общественного сектора здравоохранения и ожидания в отношении расширения государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи продолжают расти.
В Казахстане темпы роста экономики опережают динамику государственных расходов на здравоохранение, уровень которых по отношению к ВВП имеет негативную тенденцию снижения (с 2,6% в 2009 г. до 1,9 % в 2017 г.). Как следствие, ГОБМП сталкивается с проблемой нехватки бюджетного финансирования, оцениваемой около 540 млрд. тенге или 38% от потребности.
В результате, население вынуждено платить за медицинские услуги, предусмотренные в ГОБМП. При этом доля «карманных» платежей населения в структуре общих затрат на здравоохранение увеличилась с 31% (2011 г.) до 39 % (2015 г.).

- Какой же выход?
- В этих условиях и было принято решение о введении обязательного социального медицинского страхования, что исходя из передового международного опыта является прогрессивным инструментом.
Внедрение ОСМС позволит привлечь дополнительные ресурсы на развитие здравоохранения, сдерживать дальнейший рост бюджетных расходов, а также снизить «карманные» платежи населения.
В настоящее время на рассмотрении Парламента РК находится законопроект, в рамках которого оказание помощи в рамках ОСМС переносится с 2020 года.
Тем не менее, созданный для этого Фонд будет являться единым стратегическим закупщиком медицинских и фармацевтических услуг в рамках ГОБМП с 1 января 2018 года.
Через новый функционал Фонда и через обновленную нормативно-правовую базу мы изменим стереотип непрозрачного распределения средств среди медицинских организаций.
В отличие от Комитета оплаты медицинских услуг где организационно-правовая форма государственного учреждения зарегулирована бюджетным законодательством и исключена гибкость, Фонд в форме некоммерческого акционерного общества внедряет принципы корпоративного управления, рыночные механизмы, привлекает высокопрофессиональные кадры.
Нынешний акцент по освоению бюджетных средств будет смещен в сторону их эффективного использования.
С 2020 же года участники ОСМС смогут получать расширенный пакет услуг, на финансирование исключительно которого будут направляться накопленные средства ФСМС. Это создаст существенный стимул для незастрахованных граждан самостоятельно осуществлять уплату взносов и переходить в категорию застрахованных. Для этого предусмотрена возможность самостоятельной оплаты незастрахованными взносов в Фонд. И с 1 января 2022 года будут созданы необходимые условия для полноценного перехода на систему ОСМС.

-Будет ли изменен стандартный пакет предоставляемых медицинских услуг?
- В настоящее время ведется работа определению четких границ обязательств государства через оптимизацию пакета ГОБМП до уровня выделяемых бюджетных средств, лимитирование отдельных видов неприоритетных медицинских услуг и формирование адекватных тарифов. Услуги, не вошедшие в ГОБМП, население сможет получать в рамках ОСМС или оплачивать самостоятельно, либо через добровольное медицинское страхование.
Вместе с тем, с целью обеспечения минимально необходимого объема социальных гарантий предлагается сохранить предоставление незастрахованному населению оптимизированного ГОБМП до 2022 года.


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии