Доклад министра по инвестициям и развитию РК на заседание Правительства по вопросам дальнейшего развития гражданской авиации
(г. Астана, 23 января 2018 года
)

 

 

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

Участники заседания Правительства!

 

На сегодняшний день Казахстан является полноценным участником мирового авиационного рынка. За 26 лет независимости в нашей стране создана комплексная система гражданской авиации.

В настоящее время по уровню безопасности полетов согласно соответствию стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО) Казахстан занимает второе место среди стран СНГ (после Армении - 83%) и 73-ое среди всех государств-членов ИКАО с показателем 74%. Данный индикатор демонстрирует уровень безопасности полетов авиакомпаний.

Создан авиаперевозчик, лидирующий в регионе - «Эйр Астана», которая на протяжении 6 последних лет признается Лучшей авиакомпанией Центральной Азии и Индии с одним из самых молодых авиапарков в мире (6-8 лет).

Вместе с тем, для реализации целей Послания Главы государства планируется достичь уровня соответствия требованиям ИКАО по безопасности полетов свыше 80% и войти в 50 ведущих авиационных администраций мира. Темпы роста пассажиропотока за прошлый год составили 23%, что является лучшим показателем за последние 25 лет - безусловно, это стало возможным благодаря успешному проведению ЭКСПО-2017. Рост транзитных пассажиров составил 30%, грузоперевозок - 24%. К 2020 году планируется увеличение пассажирских авиаперевозок на 35%, транзитных авиапассажиров более чем в 2,5 раза и грузоперевозок в 2 раза.

Касательно безопасности полетов, на сегодняшний день с казахстанских авиакомпаний сняты все ограничения на полеты в страны Евросоюза - уже 5 отечественных авиакомпаний (Эйр Астана, СКАТ, Комлюкс, КазЭйрДжет и Прайм Авиэйшн) имеют права на выполнение полетов в Европу.

Одной из наиболее важных и объективных форм оценки системы безопасности на воздушном транспорте является Аудит ИКАО. Так, в период с 22 ноября по 30 ноября 2017 года, Комиссией ИКАО был проведен Аудит по авиационной безопасности, который представляет собой комплексную проверку системы безопасности аэропортов. Экспертная оценка проводится по 480 вопросам, тогда как во время прохождения Аудита 2009 года проверка осуществлялась по 299 вопросам, что говорит об ужесточении требований ИКАО в вопросах авиационной безопасности. По предварительным оценкам экспертами ИКАО отмечается значительный прогресс Казахстана и ожидается, что мы серьезно улучшим показатели в рейтинге ИКАО. Официальные результаты будут опубликованы к 1 февраля 2018 года.

В целом в стране работают 53 авиакомпании - 20 авиакомпаний осуществляют коммерческие воздушные перевозки (в т.ч. 7 авиакомпаний, осуществляющих регулярные пассажирские авиаперевозки), 32 эксплуатанта выполняют авиационные работы. В Государственном реестре воздушных судов зарегистрировано 913 единиц, наблюдается ежегодный стабильный рост количества воздушных судов в Казахстане.

Так, в рамках недавнего визита Главы государства в США отечественными перевозчиками подтверждены и заключены контракты на поставку воздушных судов Boeing 787 Dreamliner (3 ед.) и Boeing 737MAX (6 ед.) на сумму свыше 1,5 млрд. долл. США.

Справочно: Всего в 2017 году приобретено 6 воздушных судов: авиакомпанией «СКАТ» приобретено 2 самолета (Boeing-737CL и CRJ-200), «Эйр Астана» - 1 Airbus-320NEO, «Бек Эйр» - 2 самолета Fokker-100, «Prime Aviation» - 1 самолет DHC 300.

В целях успешной реализации данных проектов необходимо включение некоторых из них в Госпрограмму «Нурлы Жол». Прошу поддержать.

За прошлый год произошло 5 авиационных происшествий с человеческими жертвами. Все они произошли с воздушными судами малой авиации. К сожалению, с увеличением объемов авиационных работ растет и количество авиационных происшествий. Так, за один только прошлый год физическими и юридическими лицами было дополнительно приобретено и зарегистрировано 60 воздушных судов малой авиации в Казахстане. Это связано с увеличением обработки сельскохозяйственных угодий и ростом объемов оказания медицинской помощи с применением авиации. По 3-ем из 5-и авиационных происшествий расследование завершено, причинами инцидентов послужили человеческий фактор и отказ техники.

Наиболее резонансные авиационные события прошлого года связаны с самолетом Ан-28 авиакомпании East Wing, выполнявшим санитарный рейс и с самолетом Tecnam осуществлявшим учебно-тренировочные полеты Академии гражданской авиации. По обоим случаям расследования продолжаются, проводятся соответствующие экспертизы, завершение которых ожидается в I квартале текущего года. О результатах мы обязательно сообщим.

В этой связи, совместно с Министерством здравоохранения и Министерством образования и науки разрабатываются новые подходы в работе санитарной авиации и подготовке летного состава.

По поручению Главы государства в рамках Плана нации «100 конкретных шагов» предполагается переход на британскую модель госрегулирования отрасли (Шаг 68). Это позволит соответствовать требованиям ИКАО по наличию квалифицированных инспекторов и достичь поставленной цели в 80% по уровню безопасности полетов. Согласно заключению ИКАО, количество инспекторов авиационной администрации должно быть в 2 раза выше, чем в настоящее время.

В рамках реализации этой задачи, Министерством проделана подготовительная работа, подписан Меморандум о взаимопонимании с Британским агентством гражданской авиации, состоялись неоднократные визиты британских специалистов в Казахстан, отработаны проекты технического сотрудничества и получены соответствующие рекомендации и наработки.

Британская модель регулирования гражданской авиации является одной из наиболее передовых форм управления в мире и представляет собой государственную корпорацию, которая обеспечивает контроль и надзор в области безопасности полетов. Штатная численность Британского агентства составляет более 800 человек. Данная госкорпорация подотчетна Департаменту транспорта Великобритании, который формирует государственную политику в области гражданской авиации. Показателем эффективности такой структуры является высокий уровень соответствия Великобритании стандартам ИКАО по безопасности полетов - свыше 93% (для сравнения, среднемировой уровень - 63%, среднеевропейский - 76%, Казахстан - 74%).

На основе совместной работы, нами выработаны подходы по внедрению британской модели, которые предполагают внесение изменений в действующее законодательство в части передачи контрольно-надзорных функций в области безопасности полетов в новую структуру в форме национальной компании по надзору и контролю в области гражданской авиации, которая будет подотчетна Министерству. Часть штатной численности в виде инспекторов перейдут в национальную компанию, за Министерством сохранятся функции по формированию государственной политики и международные отношения.

В целях принятия концептуального решения и определения дальнейших действий, Министерство внесло на Ваше рассмотрение предложение о вынесении вопроса ориентирования на британскую модель на заседание Национальной комиссии по модернизации. В настоящее время, он выносится на Рабочую группу по модернизации при МНЭ РК, после чего, в ближайшее время будет внесен на рассмотрение Нацкомиссии. Прошу поддержать.

Согласно поручению Президента перед отраслью стоит задача по увеличению количества транзитных авиапассажиров к 2020 году до 1,6 млн. человек. За последние 8 лет (в период с 2010 по 2017 год) количество транзитных пассажиров казахстанских авиакомпаний выросло более чем в 30 раз - с 20 тыс. до 620 тыс. пассажиров в год. Ключевые пассажиропотоки транзитом через Казахстан наблюдаются по направлениям:

- из Китая в Европу, Турцию, Россию и Украину;

- между Европой и Южной Кореей;

- из Украины в Узбекистан и Индию;

- между Кыргызстаном и Индией;

- между Турцией и Узбекистаном.

За 2017 год перевезено 620 тыс. транзитных авиапассажиров, в 2018 году ожидается - 900 тыс. транзитных пассажиров. Вопрос развития транзитных авиаперевозок реализуется в рамках Проектного офиса.

Немаловажным вопросом для развития транзитного пассажиропотока является открытие новых рейсов и увеличение интенсивности полетов на существующих направлениях. Буквально неделю назад, в СМИ была озвучена информация представителей Международной ассоциации воздушного транспорта и авиакомпаний, осуществляющих полеты в столичный аэропорт, о том, что отмена госрегулирования на международных направлениях привела к приостановлению полетов ряда иностранных авиакомпаний. Хотелось бы отметить, что данные, использованные в этом сообщении, не соответствуют действительности. Так, решения о прекращении или сокращении частот иностранными перевозчиками принимались значительно раньше изменений уровня международных тарифов казахстанских аэропортов, которые произошли с 1 января 2018 года. К примеру, в сообщении ИАТА говорится, что по этой причине с казахстанского рынка ушли Австрийские авиалинии, British Airways, Чешские авиалинии, KLM, снизили количество рейсов Asiana Airlines, China Southern Airlines, FinnAir, LOT, Etihad, тогда как Австрийские авиалинии прекратили полеты в 2016 году, т.е. за 1 год до дерегулирования, British Airways и Чешские авиалинии в 2015 году - за 2 года, KLM с октября 2017 года - за 3 месяца. Все решения по приостановлению полетов по информации самих данных авиакомпаний обусловлены исключительно экономическими причинами.

Что касается Asiana Airlines, данная компания продолжает полеты в Алматы, и на маршруте Астана - Сеул произошло увеличение количества рейсов авиакомпании «Эйр Астана», с которой у Asiana Airlines действует код-шер соглашение, авиакомпании China Southern Airlines и FinnAir приостановили полеты до лета текущего года в связи с сезонным снижением пассажиропотока на данных направлениях, что является нормальной международной практикой в работе авиаперевозчиков. LOT и Etihad также продолжают полеты в Астану, снизив количество рейсов на зимний период.

Более того, с учетом внедрения в период проведения ЭКСПО-2017 пилотного проекта «Открытое небо в г. Астана», согласно которому иностранным авиаперевозчикам было предоставлено право выполнять ежедневные рейсы в Астану, с начала 2017 года иностранными и казахстанскими авиакомпаниями открыто 10 новых международных авиамаршрутов из Астаны в Дели, Варшаву, Хельсинки, Будапешт, Пекин, Ереван, Киев, Батуми, Минеральные Воды, Сиань. В целом, наблюдается стабильный рост международных перевозок, если в 2013 году полеты выполнялись по 73-м направлениям, то в 2017 году этот показатель составил 96 направлений (2013 год - 73, 2014 - 89, 2015 - 87, 2016 - 88, 2017 - 96).

В отношении дерегулирования тарифов на международные перевозки хотелось бы отметить, что данное решение было принято Приказом МНЭ РК в полном соответствии с установленным законодательством порядке, в т.ч. согласовано с аккредитованными общественными организациями. Эта мера соответствует международной практике, в целях поддержки национальных аэропортов применяются различные тарифы для авиакомпаний в Польше, Германии, Турции, России.

Основными причинами дерегулирования тарифов на международные перевозки послужили:

- отсутствие возможности утверждения тарифов в иностранной валюте, т.к. после перехода на «плавающий» курс национальной валюты, тарифы аэропортов не покрывали расходов на оказание услуг авиакомпаниям;

- износ основных средств аэропортов, который достиг 70-80%;

- неизменность уровня тарифов большинства аэропортов на протяжении последних 10 лет.

Вместе с тем, даже в новых условиях тарифы отечественных аэропортов на международные рейсы остаются ниже, чем в аэропортах наших соседей по региону. К примеру, стоимость одной из основных услуг - взлет-посадка воздушного судна - в аэропорту Астаны составляет 5,6 долл. США за тонну взлетной массы, тогда как в аэропорту Домодедово (Москва) тариф за аналогичную услугу - 11,5 долл. США, Ташкента - 19,8 долл. США, Бишкека - 18 долл. США, Новосибирска - 11,5 долл. США, Екатеринбурга - 17,4 долл. США.

Необходимо также отметить, что в себестоимости авиаперевозок расходы на регулируемое аэропортовое обслуживание составляют порядка 2-7%.

При этом с учетом социальной важности внутренних перевозок остается неизменным государственное регулирование тарифов аэропортов на внутренних маршрутах, тогда как тарифы авиакомпаний не регулируются с 2015 года.

Вопреки распространяемой информации, в текущем году иностранными авиакомпаниями (Air Baltic, Emirates, Fly Dubai, Ангара, Аэрофлот) планируется открыть рейсы Рига - Алматы, Дубаи - Алматы, Дубаи - Актау, Красноярск - Алматы, Москва - Кызылорда, и казахстанскими авиаперевозчиками из Астаны в Тюмень, Краснодар, Вильнюс, Томск, Челябинск, Сочи, Батуми, Душанбе.

Также в пилотном режиме постановлением Правительства от 7 июня 2017 года был введен 72-х часовой безвизовый режим для граждан КНР, следующих транзитом через аэропорты Астаны и Алматы казахстанскими авиакомпаниями в период проведения ЭКСПО-2017, который недавно был продлен до конца 2018 года. Для дальнейшего развития транзитного потенциала совместно с МКС РК прорабатывается вопрос аналогичного режима для транзитных граждан Индии и других стран.

Благодаря географическому расположению, Казахстан также привлекателен для транзитных авиаперелетов в нашем воздушном пространстве. Всего на территории Казахстана действует 92 воздушные трассы, протяженностью 84 166 км, по которым осуществляют полеты свыше 700 воздушных судов в сутки. Основная часть - 80% транзитных перевозок проходят по территории страны на 12 основных маршрутах, соединяющих Европу и Юго-Восточную Азию.

Количество выполненных самолето-километров за 2017 год составило 301,3 млн., рост составил 5,9%.

Объем транзитных авиаперелетов за 2017 год составил около 175,2 млн. сам/км, что превышает показатели 2016 года на 4% (168,7 млн. сам/км).

Одним из важных вопросов для увеличения объемов обслуживания воздушных судов в воздушном пространстве Казахстана является пересмотр порядка использования военных полигонов. Для этих целей совместно с министерствами обороны и иностранных дел прорабатывается вопрос вынесения соответствующих предложений на рассмотрение Межведомственной комиссии по вопросам деятельности испытательных полигонов.

На сегодняшний день в Казахстане практически завершена модернизация инфраструктуры воздушного транспорта - за годы независимости проведена реконструкция 15 взлетно-посадочных полос (ВПП) и 11 терминалов аэропортов Казахстана.

Всего в 2017 году аэропортами РК было обслужено 14,2 млн. пассажиров, что больше показателя 2016 года на 17% (12,2 млн. пассажиров).

В текущем году в рамках исполнения «Нұрлы жол» завершено строительство нового терминала аэропорта Нурсултан Назарбаев города Астаны, который позволит развивать Астану как региональный хаб на территории Центральной Азии.

Площадь терминала составляет 47 000 м2. Пропускная способность нового терминала - 5 млн. человек в год (действующий терминал - 3,2 млн. чел.), итого 8,2 млн. пассажиров в год или 2525 пасс/час.

В 2017 году завершена реконструкция одной из действующих ВПП аэропорта г. Алматы. В 2018 году будет завершена реконструкция ВПП аэропорта г. Семей и начата реконструкция ВПП аэропорта Костаная. До 2020 года будет завершена модернизация всех аэропортов (аэропорт Оскемен).

Одним из факторов, сдерживающих развитие отечественных аэропортов, как хабов, является проблема дефицита авиационного топлива - при производстве отечественного топлива в объеме 431 тыс. тонн, прогнозируемое потребление на 2018 год казахстанскими авиакомпаниями и аэропортами составляет порядка 776 тыс. тонн (дефицит 345 тыс. тонн). В целом, с каждым годом, с ростом производства отечественного топлива уровень дефицита снижается (производство авиаГСМ в 2017 году - 241 тыс. тонн, в 2018 году - 431 тыс. тонн). Минэнерго поддерживает нас в этом вопросе и в прошлом году, при возникновении сложной ситуации с импортом авиатоплива оперативно приняло меры по решению данной проблемы с поставщиками из других стран.

С завершением реконструкции отечественных НПЗ и переходом на новые стандарты авиатоплива предполагается полностью устранить дефицит авиационного керосина в 2019 году.

Одним из приоритетов в рамках «Нұрлы жол» является развитие малой и региональной авиации. Главной задачей является развитие устойчивого авиасообщения между областями и развитие внутреннего туризма, а также обеспечение санитарных и почтовых перевозок.

Для развития аэродромов МВЛ предусматривается строительство и реконструкция 5-и аэродромов с твердым покрытием и 11-и аэродромов с грунтовым покрытием. Финансирование проектов предусмотрено за счет республиканского бюджета.

Для восстановления полетов на местных воздушных линиях требуется большее количество самолетов регионального класса (в настоящее время эксплуатируется около

15 самолетов типа Як-40 и Ан-24, находящихся в руках нескольких эксплуатантов и имеющих возраст 30 лет и более). По предварительному анализу потребность в таких самолетах может составлять до 20 ВС в период 2018-2021 годы. В настоящее время определен оператор - авиакомпания «Жетысу», ведутся переговоры по приобретению самолетов регионального класса. Предполагается закупка новых самолетов вместимостью до 20-и кресел с двумя двигателями и возможностью быстрой реконфигурации (30-40 минут) в санитарно-пассажирскую и транспортную версию и имеющих оптимальные характеристики (минимальные требования по ТО, устойчивое производство). Средняя стоимость одного самолета такого типа составляет 2,2 млрд. тенге. Источником финансирования предполагаются собственные и заемные средства АО «БРК-Лизинг» (срок финансового лизинга 15-20 лет).

По предварительным расчетам, на финансирование проектов малой авиации потребуется свыше 23 млрд. тенге.

С учетом роста авиаперевозок, важным вопросом является кадровое обеспечение отрасли. В настоящее время в гражданской авиации Казахстана работает 20 000 человек.

Справочно: 10 000 - работники аэропортов, 3 000 - летный состав (330 - иностранных пилотов), 2 000 - инженерно-технический состав, 650 авиадиспетчеров, 4 350 - сотрудники авиакомпаний, технических центров, авиационных учебных центров.

Подготовкой авиационных специалистов занимается Академия гражданской авиации, Колледж при Академии, а также 20 авиационных учебных центров.

На сегодняшний день существуют проблемы невостребованности выпускников авиационных учебных заведений в предприятиях отрасли, основные авиапредприятия осуществляют подготовку кадров самостоятельно, в том числе и за рубежом. В этой связи, для дальнейшего совершенствования и повышения качества подготовки персонала в 2018 году запланировано начало работ по строительству Авиационно-учебного центра в Астане с завершением в 2020 году, также нами предлагается передача

АО «Академия гражданской авиации» в ведение профильного ведомства. Целью данных мер является создание единой системы квалификационной подготовки авиационных специалистов.

 

Благодарю за внимание!

 

 

30 января 2018, 14:36
Источник, интернет-ресурс: Министерства по инвестициям и развитию РК

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript