Лента новостей
0

Выступление Вице-министра национальной экономики Жумангарина С.М. на тему «О мерах по улучшению бизнес-климата РК» (г. Астана, 12 февраля 2018 года)

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 15.02.2018 22:06 Фото: zakon.kz

Выступление Вице-министра национальной экономики Жумангарина С.М. на тему «О мерах по улучшению бизнес-климата РК»
(г. Астана, 12 февраля 2018 года)

 

Всесторонняя поддержка малого и среднего бизнеса всегда была приоритетом государственной политики. Благодаря системным мерам Правительства в Казахстане малое и среднее предпринимательство развивается относительно динамично. Подтверждением тому является то, что на сегодняшний день в стране действует 1 145 994 субъектов МСБ, которыми выпущено продукции на сумму

14 442 048 трлн. тенге и обеспечены занятостью 3 118 448 человек.

Одной из стратегических задач, поставленной Главой государства является обеспечение к 2050 году вклада малого и среднего бизнеса в ВВП страны не менее 50%.

Для достижения этих целей Министерством на системной основе проводится работа по совершенствованию регулирования предпринимательской деятельности в стране.

Разработаны системные меры по дерегулированию бизнеса, направленные на снижение административного давления на бизнес и кардинальное улучшение условий для предпринимательской деятельности.

Проведена полномасштабная ревизия контрольно-надзорных функций государственных органов на предмет их сокращения и оптимизации. На сегодня пересмотрены 114 сфер контроля и 18 сфер надзора, по итогам предлагается исключить 25 сфер контроля и 3 сферы надзора в связи с дублированием и отсутствием эффективности, сократить 17 654 требования по проверке субъектов МСБ.

Концептуально меняется система государственного контроля и надзора, то есть взамен проверок осуществляемых по выборочному порядку внедряется новый институт профилактического контроля.

Основными задачами профилактического контроля будут являться выявление причин и условий противоправного поведения субъекта контроля, разъяснение правовых последствий правонарушения и убеждение в необходимости законопослушного поведения подконтрольного субъекта.

Завершена работа по ревизии законодательства в части обязанностей бизнеса по предоставлению различного рода отчетностей и сведений госорганам.

Сегодня бизнес обременен большим количеством информационных инструментов, то есть законодательно установленной обязанностью по сдаче различной отчетности, направления информации.

По итогам ревизии выявлено более 1600 информационных требований для бизнеса, которые будут сокращены на первом этапе реформы на 30%. В последующем планируем проработать возможность автоматизации процессов их предоставления.

Сегодня физические и юридические лица для осуществления своей деятельности вынуждены получать различные услуги от субъектов естественных монополий и квазигосударственного сектора.

К примеру, для подключения к электросетям необходимо получение технических условий у энергоснабжающих организациях, оператор магистральной железнодорожной сети выдает доступ к услугам магистральной железнодорожной сети, для реализации зерна необходимо получение паспорта качества (ГУ «Республиканская карантинная лаборатория»), а для проведения регистрационных испытаний ветеринарных препаратов, кормовых добавок - соответствующее согласование (РГП на ПХВ «Национальный рефератный центр по ветеринарии»).

Сейчас такие услуги законодательно не урегулированы, на практике они оказываются в порядке и на условиях определяемых самими субъектами и зачастую на платной основе. Соответственно бизнес несет определенные затраты, как финансовые, так и временные.

Поэтому для четкой регламентации таких услуг законопроектом предусматривается утверждение Правительством перечня выявленных 75 таких услуг, а Министерством - порядка их оказания. Контроль за предоставлением таких услуг будет также осуществляться Министерством.

Ведется работа по фронтальному снижению издержек бизнеса. Речь идет о сокращении непроизводственных затрат предпринимателя в различных сферах, включая техническое, экологическое, антимонопольное регулирование, земельные отношения, естественные монополии и пр.

Для выявления издержек, которые несет предприниматель, проведена большая экспертно-аналитическая работа и опрос НПП «Атамекен» в регионах.

В этих целях предусматривается:

- четкая регламентация порядка, этапов и сроков выдачи технических условий субъектами естественной монополии. Новшеством является возможность получения услуги через Государственную корпорацию «Правительство для граждан» или веб-портал «электронного правительства»;

- введение обязанности субъекта естественной монополии по ежеквартальному обновлению и опубликованию информации о наличии свободных и доступных мощностей;

- снижение ставок сборов за выезд с территории Казахстана отечественных автотранспортных средств с 3 до 1 МРП;

- установление для местных исполнительных органов сроков (не позднее 90 дней со дня отказа) для проведения торгов (конкурса, аукциона) по испрашиваемому земельному участку, в случае отказа в предоставлении права на земельный участок по причине необходимости проведения торгов (конкурса, аукциона);

- отмена излишних требований, предъявляемых к субъектам предпринимательства, в том числе по прохождению повторной государственной экологической экспертизы, а также по предоставлению товарными биржами ежедневной отчетности и др.

Вместе с тем, Правительством проводится системная работа по улучшению делового климата в стране и позиции Казахстана в рейтинге «Doing business» Всемирного Банка.

По результатам рейтинга «Doing Business 2018» Всемирного Банка Казахстан в 2017 году занял 36-ю позицию среди 190 стран.

Казахстан опередил в рейтинге «Doing Business» такие страны ОЭСР, как Италия (46), Бельгия (52), Израиль (54), Турция (60). Греция (67), Среди стран Таможенного союза ЕАЭС Казахстан опережает в рейтинге Белоруссию (38), Армению (47), Молдавию (44), Киргизию (77).

Казахстан занял 1 место по индикатору «Защита миноритарных инвесторов». Второй год Казахстана находится в первой десятке стран по «Исполнению контрактов» 6 место. Сохранена позиция Казахстана по индикатору «Регистрация собственности» 17 место.

В рамках данного направления разработаны очередные поправки в законодательства, которые положительно повлияют на 8 индикаторов рейтинга «Doing Business» Всемирного Банка.

В частности будут введены запреты государственным органам и финансовым организациям требование печати на документах субъектов частного предпринимательства.

Кроме того, в сфере строительства будет совершенствоваться принцип «одного окна» в части экологической экспертизы проектов в составе комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства. Регламентируется порядок профилактического контроля и надзора с посещением объекта строительства.

В целях последующего объединения земельного и правового кадастра предлагается передать функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с Министерства юстиции в НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан».

Все указанные меры будут реализованы в рамках единого законопроекта по вопросам регулирования предпринимательской деятельности, который в настоящее время находится в Парламенте. Всего законопроектом вносятся порядка 1000 поправок в 13 кодексов и 100 законов.

Следующим важным направлением является повышение повышения доступности финансирования предпринимательской деятельности. Здесь ключевыми инструментами поддержки выступают Единая программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020», Программа по развитию продуктивной занятости и массового предпринимательства, а также кредитные линии международных финансовых организаций.

В рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020» мерами поддержки по итогам 2017 года было охвачено свыше 192 тыс. предпринимателей и населения с предпринимательской инициативой, что на 10% больше по сравнению с 2016 годом.

По оценочной информации по итогам 2017 года участниками программы произведено продукцию на сумму 3,5 трлн. тенге, что на 9% больше по сравнению с 2016 годом, создано свыше 17,3 тыс. рабочих мест или на 38% больше по сравнению с прошлым периодом, выплачено налогов на сумму 217 млрд. тенге, что на 7% больше по сравнению с 2016 годом. Отмечаем, что в 2017 году на реализацию программы было направлено 48,3 млрд. тенге. В сравнение с этим, объем выплаченных налогов за 2017 год превысил государственные расходы на программу в 4 раза.

В целях повышения доступности инструментов поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства, 29 декабря 2017 года программу были внесены изменения, направленные на внедрение плавающей ставки по кредитам, увеличение срока субсидирования до 5 лет без права пролонгации, предоставление права АО «ФРП «Даму» рассматривать проекты до 180 млн. тенге напрямую без участия Региональных координационных советов, снижение требований к подведению недостающей инфраструктуры, исключение субъектов крупного предпринимательства и снижение стоимости проектов, подлежащих субсидированию и гарантированию до 2,5 млрд. тенге.

Полагаем, что принятые изменения позволят значительно ускорить сроки рассмотрения проектов до 180 млн. тенге, охватить мерами государственной поддержки полную инвестиционную фазу бизнес проектов, сконцентрировать инструменты поддержки исключительно на субъектах малого и среднего предпринимательства.

Вместе с тем, существенным дополнением к уже работающим инструментам программы «Дорожная карта бизнеса 2020» стали меры поддержки в рамках Программы по развитию продуктивной занятости и массового предпринимательства, ориентированные на безработное и самозанятое население.

По программе по итогам 2017 года при плане в 10 млрд. тенге, в банках второго уровня было размещено кредитов на сумму 11,8 млрд. тенге, из них по состоянию на 5 января 2018 года было профинансировано, одобрено и находились на рассмотрении проекты на сумму 10,1 млрд. тенге.

Следует отметить, с учетом дополнительных средств, выделенных местными исполнительными органами портфель микрокредитования уже составил 14,2 млрд. тенге, из них в банках размещены кредиты на сумму 12,9 млрд. тенге.

Прогарантировано 172 проекта бизнеса на сумму

967 млн. тенге и обучено 15 тыс. безработного и самозанятого населения, из них профинансировано свыше 3 300 стартапов.

К мерам государственной поддержки, проявлен интерес у предпринимателей, занятых в промышленности, торговле, сельском хозяйстве, транспорте и оказывающих услуги по предоставлению проживания и питания.

В целях повышения доступности мер поддержки для населения в программу внесены изменения по сокращению сроков освоения бюджетных средств банками и микрофинансовыми организациями до 6 месяцев. Это позволит ускорить доведение бюджетных средств до конечных заемщиков.

Вместе с тем, первый год реализации программы выявил ряд ограничений, которые препятствовали форсированной работе инструментов поддержки. Согласно ранее действовавшим условиям программы запрещалось приобретать за счет бюджетных кредитов жилую недвижимость и земельные участки с некоммерческим целевым назначением.

Учитывая, что программа направлена на самозанятое и безработное население и недвижимость с коммерческим целевым назначением по причине высокой стоимости не доступна для такой категории граждан, в рамках программы предоставлено право приобретать жилую недвижимость и земельные участки с некоммерческим целевым назначением с обязательным ее изменением в течение года.

Полагаем, что принятые поправки позволят вовлечь в программу большую часть самозанятого и безработного населения.

Вместе с тем, Министерством совместно с министерствами по инвестициям и развитию, сельского хозяйства, Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» в рамках программы «Цифровой Казахстан» ведется работа по созданию «Единого окна» по мерам государственной поддержки.

В этих целях образована Рабочая группа по вопросам оптимизации и автоматизации мер государственной поддержки для МСБ.

Рабочей группы установлено, что бизнесу в различных программах государственной поддержки всего доступно свыше 50 инструментов поддержки, которыми ежегодно охватывается более 140 тыс. предпринимателей.

При этом, меры государственной поддержки зачастую чрезмерно зарегулированы. Это связано с необходимостью предоставления большого количества требуемых документов, многоэтапностью принятия решений на различных комиссиях и коллегиальных органах, длительными сроками подписания итоговых документов и договоров.

Для решения выявленных проблем предлагается:

- перевести требуемые документы на декларативный вид, то есть отказаться от запрашивания документов в пользу заполнения установленных бланков;

- заменить работу различных экспертных групп и комиссий на автоматизированные процессы, которые позволят исключить практику принятия решений на основании субъективных мнений их членов.

Для реализации предлагаемых решений определен перечень из 52 инструментов поддержки, по каждому из которых Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» будут выработаны предложения по оптимизации и автоматизации с последующим их утверждением на Межведомственной комиссии по отбору государственных услуг, подлежащих оказанию через Государственную корпорацию «Правительство для граждан» (далее - Межведомственная комиссия).

На сегодня Межведомственной комиссией уже одобрены подходы по оптимизации и автоматизации по 22 инструментам поддержки, оставшиеся 30 инструментов поддержки будут вынесены на ее рассмотрение до конца апреля 2018 года.

Полагаем, что полная автоматизация мер государственной поддержки позволит сделать их доступными, снизить коррупционные риски в этой области, увеличить охват субъектов предпринимательства.

Все перечисленные меры Правительства направлены на создание благоприятного делового и инвестиционного климата, и значительное укрепление роли предпринимательства в экономическом развитии страны.

Наша долгосрочная цель - сделать частный сектор преобладающим и довести долю МСБ в ВВП страны до более 50% к 2050 году.

 

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: