Доклад Министра национальной экономики Республики Казахстан Сулейменова Т.М.

на Правительственном часе в Мажилисе Парламента РК на тему «О ходе проведения приватизации»
(г. Астана, 26 марта 2018 года)

 

Старт начальному процессу преобразования и приватизации государственной собственности был дан в начале 90-х годов. Этот период можно назвать «первой волной» приватизации.

Ключевой задачей «первой волны» было создание рыночной экономики и базовых условий для развития частного бизнеса. В рамках данной программы было приватизировано более 43 тысяч объектов государственной собственности, а доходы составили порядка 360 млрд. тенге.

Несомненно, приватизация 90-х годов позволила сформировать прочный фундамент рыночной экономики, укоренить частную инициативу и собственность.

Однако, отмечу, что государственный сектор по прежнему занимает значительную долю в экономике страны. Затрудняется дальнейшее развитие частных предприятий в условиях неравной конкуренции за финансовые и человеческие ресурсы с квазигосударственным сектором.

Государственные органы создают организации под каждое поручение, задачи, поставленные руководством страны, что приводит к росту количества субъектов квазигосударственного сектора, к дублированию деятельности, и в целом несет значительную нагрузку на бюджет страны.

Если анализировать динамику роста субъектов квазигосударственного сектора с 2010 по 2014 годы, ежегодный прирост в среднем составляет 5% и к концу 2014 года их количество составило более 7,7 тысяч.

В итоге, с целью развития конкуренции и частного бизнеса, привлечения инвесторов для модернизации и развития отраслей экономики страны, Глава государства на расширенном заседании Правительства 14 февраля 2014 года поставил задачу сократить долю государства в экономике до уровня стран ОЭСР, то есть до 15% от ВВП, посредством проведения масштабной приватизации.

Ведущим принципом участия государства в экономике стал принцип «желтых страниц» (yellow pages rule).

Это означает, что все организации с государственным участием, которые функционируют там, где присутствует частный бизнес, будут переданы в конкурентную среду.

Важный параметр, который мы при этом контролируем - это соблюдение всех социальных обязательств государства перед гражданами Республики Казахстан.

 

***

 

Теперь, хочу остановиться на системных мерах, которые были приняты в целях проведения эффективной и гласной приватизации.

Первое. Приняты законодательные нововведения, в рамках которых разрешена продажа объектов по их реальной рыночной стоимости, сокращено максимальное количество торгов на аукционе и тендере до трех, предусмотрена возможность привлечения стратегического инвестора.

Второе. Особенностью «второй волны» приватизации является упрощение и ускорение процедур приватизации, использование современных технологий.

Введена норма о проведении торгов в электронном формате на веб-портале реестра государственного имущества (gosreestr.kz). Проведение торгов по принципу «одного окна» для продавцов и покупателей обеспечивает прозрачность, гласность при реализации объектов приватизации, веб-портал интегрирован с базами регистрирующих органов.

Это минимизирует время, создает удобство для пользователей и полностью исключает «человеческий фактор»: от этапа подачи-приема электронной заявки для участия в торгах до этапа определения победителя.

Единая торговая площадка общедоступна, и любой желающий, а не только участник, может ознакомиться с перечнем объектов приватизации, посмотреть итоги торгов, цены, предстоящие планы и характеристики и отчетности продаваемых объектов. Также разработаны мобильные приложения на Аndroid и IOS, функционирует колл-центр.

Третье. С целью максимализации и мониторинга продаж под каждый объект разработана дорожная карта, которая предусматривает конкретные мероприятия и сроки их реализации: начиная от предпродажной подготовки объекта до заключения договора купли-продажи.

Четвертое. Реализация топовых компаний осуществляется путем привлечения стратегических инвесторов или путем вывода на фондовый рынок через механизмы IPO. Продажа объектов осуществляется при условии соблюдения определенных требований, позволяющих повысить конкуренцию, качество продукции и возложить на инвестора социальные обязательства, а также обязательства по внедрению новых технологий и т.д.

Важно отметить, что перед нами не стоит задача продать крупные активы быстро. Такая цель ставится только в отношении небольших объектов. Мы смотрим, конечно, на рыночную конъюнктуру и стремимся максимизировать вырученные от приватизации крупных активов средства.

Пятое. Использование международного опыта и контроль. Так, в целях (1) обеспечения прозрачности и эффективности процесса приватизации, (2) исключения конфликта интересов, и (3) координации процесса реализации крупных активов -созданы Проектныеофисы с привлечением к его работе международных консультантов и представителей Национальной палаты «Атамекен».

Проектные офисы созданы:

при Комитете госимущества и приватизации Министерства финансов РК, в состав которого по мимо представители Национальной палаты«Атамекен» входят депутаты Парламента Республики Казахстан;

при Фонде «Самрук-Қазына» с привлечением международного консультанта The Boston Consulting group;

при Холдинге «Байтерек» с привлечением международных консультантов Scholz von Gleich и Accenture.

при Холдинге «КазАгро» с привлечением международного консультанта Deloitte.

Задачами Проектных офисов являются выработка предложений, включая условия, методы, размеры пакетов акций (долей участия), сроки реализации и предложения по предпродажной подготовке объектов. Предложения Проектных офисов рассматриваются на Государственной комиссии по вопросам модернизации экономики под председательством Премьер-Министра Республики Казахстан.

Продажа объектов осуществляются путем:

·          проведения IPO/SPO путем выпуска дополнительной эмиссии акций либо реализации существующей доли компаний на рынке ценных бумаг;

·          прямая реализация стратегическим инвесторам, с определенными условиями по объемам, видам и срокам инвестиций в компанию, сохранению профиля деятельности и рабочих мест, а также внедрение новых технологий и другие условия продажи;

·          реализация через двухэтапный конкурс, где в рамках первого этапа - выбираются два наилучших предложения по развитию компаний, среди которых в рамках второго этапа - проводится конкурс, кто предложит наилучшие условия;

·          доверительное управление с последующей продажей. Предусматривается условие продажи и срок выкупа объекта, а также требования к покупателю. В течение срока доверительного управления ежегодно заслушивается отчет по реализации условий продажи;

·          аукцион или тендер, главным отличием этих двух видов торгов является то, что при тендере есть единственное условие продажи - это сохранение профиля деятельности. Аукцион и тендер проводятся в электронной форме, победителем признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.

Выбор метода продажи, определяется собственником на основании предложений соответствующего Проектного офиса.

Небольшие компании, не имеющие существенного значения, реализуются в ускоренном порядке при помощи аукционов или тендеров. Если покупателя найти так и не удалось, в зависимости от социально-экономической значимости, предприятие реорганизуется либо ликвидируется.

Объекты социальной инфраструктуры (стадионы, парки отдыха, детские сады ит.д.) в конкурентную среду передаются с использованием механизмов государственного-частного партнерства.

Крупные активы реализуются через двухэтапный конкурс либо доверительное управление.

Стратегические объекты реализуются путем прямой адресной продажи либо путем вывода на IPO/SPO.

Позвольте доложиться о текущем исполнении Комплексного плана приватизации и озвучить итоги 2017 года.

В 2017 году по итогам инвентаризации подведомственных организаций государственных органов, а также отдельных поручений Правительства Комплексный план приватизации дополнен 168 организациями.

Кроме того, 255 объектов находятся на стадии реорганизации и ликвидации.

В целом, с учетом реорганизуемых и ликвидируемых объектов выполнение Комплексного плана приватизации составляет более 70%.

На реализацию в 2017 году было запланировано 461 объект. План выполнен на 97%. Выставлено 289 объектов, из них продано 190 объектов на сумму107,9 млрд.тенге.

Справочно: Из проданных объектов:

·          15 объектов республиканской собственности за 22 млрд.тенге;

·          128 объектов коммунальной собственности за 30,9 млрд. тенге;

·          47 объектов квазигоссектора с ценой продажи 55 млрд. тенге.

На продаже ещё остаётся 10 объектов, нереализованных в 2017 году по результатам проведённых торгов, процедура их приватизации завершится в 2018 году.

Реорганизовано и подлежит ликвидации 162 объекта.

Необходимо отметить, что 190 объектов реализованы путем проведения аукциона - 77 объектов (по республиканской - 3, коммунальной - 39, активы нац. холдингов -9, СПК -26), из них, 58 организаций реализованы путем понижения стартовой цены и 19 организаций путем повышения стартовой цены. Реализованы путем проведения тендера - 107 (по республиканской - 11, коммунальной - 90, активы нац. холдингов -2, СПК-4), путем прямой адресной продажи - 3 объекта и конкурса двухэтапных процедур - 3 объекта.

Отдельно по топовым объектам

На продажу было запланировано 21 объект, в том числе 19 объектов Нацхолдингов и 2 объекта республиканской собственности. Из них в настоящее время продано 14 и 7 объектов перенесены в периметр IPO Казмунайгаз и Қазақстан темір жолы.

В частности, по республиканской собственности реализованы 2 объекта здравоохранения (АО «Национальный научный медицинский центр», АО «Казмедтех»).

По квазигосударственному сектору 12 компаний, в числе покупателей указанных активов имеются крупные транснациональные компании, имеющие опыт в соответствующих сферах, к примеру:

·          49 % KTZE-KHORGOS GATEWAY реализованы Shanhai Investment & Development Company Ltd и COSCO Container Lines;

·          50% АО «Локомотив Құрастыру Зауыты» проданы GE Transportation Engines Holding B.V., это организация является крупнейшим тепловозостроительным предприятием на североамериканском континенте;

·          50 % ТОО «Электровоз Құрастыру Зауыты» реализован крупной французской машиностроительной компании Alstom, это один из мировых лидеров (наряду с Bombardier) в производстве энергетического оборудования и железнодорожного транспорта.

Общая цена продажи топовых объектов составила 61 млрд. тенге, что на 20% больше их балансовой стоимости.

Особое внимание уделяется приватизации 7 крупнейших национальных компаний, 3 из которых уже ведут подготовку к возможным сделкам IPO/SPO.

В частности, рассматривает возможность размещения акций Казахтелеком до конца 1-го полугодия 2018 года.

Также планируется вывести на IPO Казатомпром и Эйр Астана к 4-ому кварталу 2018 года.

При этом окончательный срок размещений будет определяться с учетом финансового состояния компаний, макроэкономической ситуации, мировых цен на сырье.

В отношении компаний КазМунайГаз, Самрук-Энерго, Казпочта и КТЖ ведется работа по определению ключевых параметров возможных IPO/SPO, которые планируется провести в 2019-2020 годах.

Одной из целей IPO является развитие внутреннего рынка акционерного капитала страны и обеспечение его ликвидности, поэтому приоритетным вариантом является размещение акций национальных компаний на площадке Международного финансового центра «Астана» (МФЦА).

При этом, рассматривается вариант одновременного листинга на зарубежных площадках в виде депозитарных расписок (GDR), что позволит обеспечить дополнительную ликвидность, а также повысит привлекательность акций среди иностранных инвесторов.

В целом 2017 год характеризуется хорошими результатами в вопросах приватизации. Из государственного сектора были выведены 546 организаций, в том числе:

190 проданных и 162 организации, подлежащих ликвидаций в рамках программы приватизации, а также 194 организации ликвидируемые в рамках инвентаризации подведомственных организаций государственных органов.

По предварительным данным 2017 года участие государства в экономике сократиться до 18,1% от ВВП.

Глава государства в рамках послания народу Казахстана от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» поручил:

·          ускорить реализацию плана приватизации с расширением его за счет сокращения числа подведомственных организаций государственных органов;

·          по возможности консолидировать подведомственные организаций государственных органов для снижения административных расходов.

В реализацию данных поручений Министерством национальной экономики РК создана рабочая группа с участием представителей государственных и местных исполнительных органов, Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен», для проведения полной инвентаризации подведомственных организаций государственных органов. По итогам которой будет актуализирован перечень объектов Комплексного плана приватизации на 2016-2020 гг.

 

27 марта 2018, 16:01
Источник, интернет-ресурс: Министерства национальной экономики РК

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript