Статистический
анализ Закона Республики Казахстан
«Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике
Казахстан» от 16 июля 2001 года № 242
(по состоянию на 1 января 2018 г.)[1]
Сатбаева А.Б.
научный сотрудник отдела конституционного, административного законодательства
и государственного управления Института законодательства
Республики Казахстан, магистр юридических наук
Архитектурная, градостроительная и строительная отрасль направлена на создание производственной и социальной инфраструктуры, формирование полноценной среды обитания и деятельности человека, ввода объектов жилищно-коммунального хозяйства, развитие фондов промышленного производства, населенных пунктов и территорий.
В последние годы, законодательство Республики Казахстан в сфере архитектуры, градостроительства и строительства претерпело значительные изменения.
В качестве предмета исследования выступил Закон Республики Казахстан от 16 июля 2001 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан».
Предварительное исследование содержит изложение основных выводов о динамике изменений вышеуказанного закона с описанием ее эффектов, а также анализ стабильности данного законодательного акта.
1. Общие показатели стабильности Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан»
Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» принят 16 июля 2001 года. Начиная с декабря 2004 года по 1 января 2018 года (158 месяцев) изменения и дополнения в Закон внесены 67 законами (Диаграмма 1).
Наибольшее количество поправок в Закон внесено в период с 2012 по 2016 годы, что было обусловлено необходимостью совершенствования законодательства в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, приумножения повышения качества строительства, повышения эффективности контроля и ответственности субъектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности за допущенные нарушения в процессе реализации проектов строительства.
27 января 2012 года Президент Республики Казахстан - Лидер нации Н.А.Назарбаев в своем Послании народу Казахстана объявил о старте новых грандиозных проектов, определив комплекс задач по десяти направлениям. Одним из таких направлений являются доступное жилье, региональное развитие, индустриально-инновационные проекты, надлежащая реализация которых невозможна без соответствующего информационного сопровождения и мониторинга.
Диаграмма 1
Средний период стабильности данного Закона равен значению 2,4[2], из чего следует, что в среднем в Закон вносятся поправки 1 раз в 72 дня.
Это свидетельствует о недостаточной стабильности законодательства в архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Анализ изменений Закона по месяцам 2012-2016 годов, когда было внесено наибольшее количество поправок, показал, что наибольшее количество законов было принято в январе (3 закона) 2012 г., январе (4 закона) 2014 г. и октябре (3 закона) 2015 г. (Таблица 1)
Таблица 1
|
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
всего |
мес. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
2012 |
3 |
1 |
- |
1 |
- |
- |
2 |
2 |
- |
- |
- |
- |
9 |
2013 |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
2 |
- |
- |
- |
- |
1 |
4 |
2014 |
4 |
- |
- |
2 |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
12 |
2015 |
1 |
- |
- |
1 |
- |
- |
1 |
- |
- |
3 |
2 |
1 |
9 |
2016 |
2 |
- |
1 |
2 |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
7 |
В ходе анализа стабильности Закона установлено следующее.
- принятие законов с разницей в 2 дня (12, 13 апреля 2005 г., 2, 3 июля 2013 г., 13, 14 января 2014 г., 27, 28 октября, 28, 29 октября 2015 г.);
- принятие законов с разницей в 4 дня (9, 12 января 2007 г., 14, 17 января 2014 г.);
- принятие законов с разницей в 5 дней (17, 21 января 2014 г.).
Период стабильности Закона в минимальном значении составляет 0 день, в максимальном - чуть меньше 12 месяцев (Таблица 2).
Значение периода стабильности Закона равное 0, означает, что период времени между принятием двух законов, которые вносят изменения в данный правовой акт, менее 24 часов. То есть в один день двумя или тремя законами были внесены поправки в нормы рассматриваемого Закона. 17 законов было принято в один день, что составляет 25,3%.
Максимальный период стабильности составляет почти 1 год, что означает отсутствие каких-либо изменений и дополнений в Закон в течение 12 месяцев.
Таблица 2
|
от 1 до 10 дней |
от 10 дней до 1 мес. |
от 1 до 3 мес. |
от 3 до 6 мес. |
от 6 до 9 мес. |
от 9 до 12 мес. |
свыше 12 мес. |
Всего |
2004 |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
1 |
2005 |
1 |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
2 |
2006 |
- |
2 |
- |
2 |
- |
1 |
- |
5 |
2007 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
- |
- |
3 |
2008 |
- |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
2 |
2009 |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
2 |
2010 |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
1 |
2011 |
1 |
- |
2 |
1 |
- |
1 |
- |
5 |
2012 |
3 |
3 |
2 |
1 |
- |
- |
- |
9 |
2013 |
1 |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
- |
4 |
2014 |
4 |
3 |
5 |
- |
- |
- |
- |
12 |
2015 |
3 |
3 |
2 |
1 |
- |
- |
- |
9 |
2016 |
2 |
1 |
2 |
2 |
|
- |
- |
7 |
2017 |
- |
1 |
3 |
- |
- |
- |
- |
4 |
2018 |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
1 |
|
17 |
16 |
16 |
11 |
2 |
5 |
|
67 |
2. Статьи анализируемых законов, наиболее часто подвергавшихся изменениям
Анализ законодательных актов, которыми вносились поправки в Закон, показал, что наиболее часто подвергались изменениям статьи Закона, закрепляющие компетенцию Правительства Республики Казахстан, уполномоченного органа по делам архитектуры, градостроительства и строительства, местных представительных и исполнительных органов. При этом наибольшее количество изменений и дополнений внесено в статью 20, определяющую компетенцию уполномоченного органа по делам архитектуры, градостроительства и строительства. В нее внесено 24 поправки. За ней следует
статья 19, устанавливающая компетенцию Правительства (18 поправок), статья 24, устанавливающая компетенцию акиматов областей (16 поправок) и статья 25, закрепляющая полномочия акиматов города республиканского значения, столицы и городов областного значения (18 поправок).
Наиболее частым изменениям также подвергались статьи 1 и 68, определяющие основные понятия, используемые в Законе (22 поправки) и устанавливающие основные требование к процессу строительства (18 поправок).
В целях повышения эффективности контроля и усиления ответственности субъектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в статью 31 (организация архитектурно-строительного контроля и надзора), внесены 12 поправок, статью 33 (государственная архитектурно-строительная инспекция) 12 поправок (Таблица 3).
Таблица 3
Статьи Закона |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Всего |
1 |
1 |
2 |
1 |
- |
1 |
- |
2 |
4 |
2 |
3 |
3 |
1 |
1 |
- |
22 |
|
1 |
1 |
3 |
- |
- |
2 |
- |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
- |
- |
- |
18 |
|
1 |
1 |
2 |
2 |
- |
2 |
1 |
3 |
3 |
1 |
4 |
2 |
1 |
1 |
- |
24 |
|
1 |
- |
1 |
- |
- |
1 |
- |
3 |
2 |
2 |
4 |
1 |
1 |
- |
- |
16 |
|
1 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
- |
3 |
2 |
2 |
4 |
2 |
1 |
- |
- |
18 |
|
- |
1 |
2 |
1 |
- |
1 |
- |
2 |
1 |
- |
3 |
1 |
- |
- |
- |
12 |
|
1 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
- |
3 |
2 |
- |
2 |
1 |
- |
- |
- |
12 |
|
1 |
- |
2 |
- |
1 |
1 |
- |
3 |
3 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
- |
18 |
Выводы:
1. Как показывает проведенный анализ, в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности преобладает политика внесения изменений и дополнений, что связано с необходимостью совершенствования законодательства в данной отрасли, повышения качества предпроектной документации, эффективности контроля и ответственности субъектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также усиления задач и функций государственных уполномоченных органов.
2. Между тем, частые поправки, вносимые в Закон Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» приводят к его нестабильности, что в свою очередь оказывает влияние на сферу деятельности.
[1] Исследование проведено на основе данных Информационно-правовой системы нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет»
[2] Средний период стабильности - длительность условного периода, в течение которого в законодательный акт не вносятся изменения. Среднее значение периода стабильности определяется через соотношение общего срока действия закона, в месяцах, на общее количество законов, которые вносили изменения и дополнения.
Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.