Доклад министра финансов РК Султанова Б.Т. на заседании Правительства РК об итогах исполнения государственного бюджета за первый квартал 2018 года
(г. Астана, 17 апреля 2018 года)

 

 

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

 

Важной работой в работе по управлению с государственными финансами в 1-м квартале было обеспечение исполнения плана по доходам и мониторинг расходов, начиная с проведения процедур государственных закупок, включая регистрацию обязательств по договорам. Особое внимание было обращено по осуществлению финансовых процессов рамках реализации таких государственных программ, как Нұрлы Жол, Нұрлы жер, Дорожная карта бизнеса.

В результате доходы государственного бюджета в отчетном периоде исполнены на 107,8%, в том числе республиканского - 101,9% и местных бюджетов - 124,6%.

Расходы государственного бюджета составили 95,7%, республиканского - 96%, местных бюджетов - 97,7%.

Особенностью прошедшего отчетного периода является начало работы IV-го уровня бюджета - бюджета местного самоуправления. В 1 квартале на их счета поступили 28 млрд.тенге, произведены ими расходы на сумму 22 млрд.тенге. Органы казначейства обслуживают 1 078 государственных учреждений V-го уровня бюджета.

Особое внимание было уделено эффективному освоению бюджетных средств и недопущению чрезмерного роста принятых обязательств государства. Это обеспечивается через реализацию проекта казначейского сопровождения государственных закупок. В казначействе открыто 11 счетов генеральным подрядчикам и субподрядчикам для 13 объектов.

В 1-м квартале заключено 182 договора по проектам государственно-частного партнерства на сумму 235,2 млрд.тенге.

Теперь подробнее по исполнению параметров бюджета.

ДОХОДЫ БЮДЖЕТА

В республиканский бюджет поступило 1 299 млрд.тенге. Это на 24 млрд.тенге больше плана и на 142 млрд.тенге больше аналогичного периода прошлого года. Темп роста составляет 112,3%.

Перевыполнение плана обеспечено за счет налоговых поступлений - 17 млрд.тенге, неналоговых платежей - 7 млрд.тенге.

На перевыполнение плана по налогам повлияли рост объема продукции в горнодобывающей промышленности на 105,5%, обрабатывающей - 106,1%, торговли - 107%, транспорта - 104,4%, связи - 105,7%, сельского хозяйства - 103,3%. Также увеличение внешнеторгового оборота - на 24,8%, в том числе импорта - на 25% напрямую привели к дополнительным поступлениям.

Доходы местного бюджета перевыполнены на 110 млрд.тенге и составили 559 млрд.тенге. Более 77% доходов составляют налоги. План по доходам перевыполнен во всех регионах.

Индивидуальный подоходный и социальный налоги, занимающие более половины местных налогов, исполнены на 119% и 116% соответственно.

РАСХОДЫ БЮДЖЕТА

Расходы республиканского бюджета составили 2 265 млрд.тенге. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года темп роста составил 109,7% или 200 млрд.тенге. Основная их доля была направлена на выполнение социальных обязательств, продуктивную занятость населения, поддержку предпринимателей в сельском хозяйстве, реализацию программы «НҰрлы Жер».

Вместе с тем неисполнение бюджета составило 95 миллиардов тенге, из них 6,5 млрд.тенге - экономия. Не освоено - 88,9 млрд.тенге. Это в 1,8 раза больше, чем показатель на 1 апреля 2017 года (47 млрд тенге). 62,1 млрд.тенге от этой суммы приходится на Министерство обороны. Основная причина - позднее проведение конкурсов из-за утверждения государственного оборонного заказа 12 февраля т.г.

20 млрд.тенге образовалось в министерствах культуры и спорта, внутренних дел, сельского хозяйства, образования и науки, юстиции и Комитете национальной безопасности. Этот вопрос мы поднимаем каждый год. Между тем в этих госорганах имеет место проблема по планированию и исполнению планов финансирования из-года в год. В данном вопросе я призываю коллег-финансистов в центре брать пример у местных специалистов.

Расходы местных бюджетов составили 823 млрд.тенге. Не исполнено - 20 млрд.тенге. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель улучшился на 26% (1 апреля 2017 года - 27 млрд.тенге).

Из предусмотренных в республиканском бюджете целевых трансфертов на сумму 545 млрд.тенге, местным исполнительным органам требуется заключить договора на 396 млрд.тенге.

За отчетный период зарегистрированы договоров на 219 млрд.тенге, в том числе 183 млрд.тенге по продолжающимся проектам и 36 млрд.тенге по новым конкурсам.

По информации регионов, на 1 апреля дополнительно объявлены конкурса на 44 млрд.тенге. Не приняты обязательства на 177 млрд.тенге, из которых предстоит принять обязательства по продолжающимся проектам на 117 млрд.тенге и по новым конкурсам - 60 млрд.тенге.

Наибольшие суммы непринятых обязательств сложились в следующих регионах: г.Астана - 68 млрд.тенге, г.Алматы - 19 млрд.тенге, ЮКО - 16 млрд.тенге, Павлодарская - 10 млрд.тенге, Кызылординская и Карагандинская - по 9 млрд.тенге.

В 1 квартале регионам выделено 86 млрд.тенге целевых трансфертов. Освоено 96,6%.

Не освоено 2,5 млрд.тенге. Половина неосвоенной суммы образовалась в Астане. Причинами явилось несвоевременное проведение конкурсов, непредставление актов выполненных работ, а также проведенная в текущем году трансформация государственных органов г.Астаны.

 «НҰРЛЫ ЖОЛ»

Средства, направленные на государственную программу, использованы на 99,9% и составили 37,3 млрд.тенге.

Выделенные регионам целевые трансферты и кредиты на сумму 3,8 млрд.тенге полностью освоены.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АУДИТ

С переходом к аудиту наш профильный комитет от плановых проверок перешел к системе управления рисками. За отчетный период было проведено 678 проверок. Это на 52% меньше по сравнению с 1-м кварталом 2017 года.

В течение отчетного периода аудиторскими проверками охвачено 11% бюджетных расходов, произведенных на всех уровнях бюджета, или 288,6 млрд.тенге. Всего установлено нарушений на 149,5 млрд.тенге, из них 112,6 млрд.тенге - процедурные, 36,9 млрд.тенге - финансовые. Финансовые нарушения сократились на 82% по сравнению с соответствующим периодом 2017 года (1 квартал 2017 года - 205,4 млрд.тенге).

В общей сумме финансовых нарушений 45%, или 66,6 млрд.тенге занимают нарушения, выявленные при ведении бухгалтерского и бюджетного учета. 77% от этой суммы (51,2 млрд.тенге) выявлены в Комитете по водным ресурсам.

Камеральный контроль процедур государственных закупок - это один из инструментов снижения нарушений. В рамках него ежедневно просматриваются сотни рисковых процедур государственных закупок в онлайн-режиме.

Так, за три месяца текущего года под своеобразный «фильтр» попало 192 тысячи процедур государственных закупок. К примеру, пресечено более 4 тысяч случаев нарушений, связанных с ограничением и усложнением участия выраженных в так называемой «заточке» госзакупок под определенного поставщика.

В результате своевременно устранены нарушения на общую сумму 180,7 млрд.тенге.

Уважаемые коллеги!

Это основные показатели исполнения бюджета за предыдущий квартал.

Что касается предстоящих основных задач.

Во-первых, доходы республиканского бюджета увеличены на 189 млрд.тенге. Поэтому мы должны обеспечить исполнение уточненного плана и сохранить имеющиеся темпы роста доходов.

Во-вторых, планируется запуск оставшихся 15 таможенных процедур в информационной системе АСТАНА-1, что позволит сократить время при импорте и даст дополнительные поступления в бюджет на сумму порядка 12 млрд.тенге.

В-третьих, будем отслеживать своевременное исполнение мероприятий, предусмотренных в проекте уточненного бюджета для исполнения 5-ти социальных инициатив Президента и реализацию мероприятий посланий Главы государства.

Спасибо за внимание!

17 апреля 2018, 16:05
Источник, интернет-ресурс: Султанов Б.Т.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript