Лента новостей
0

Когда казахстанские футбольные клубы перестанут финансироваться из госбюджета

из открытых источников, фото - Новости Zakon.kz от 20.04.2018 10:21 из открытых источников
Отечественные футбольные клубы до сих пор спонсируются за счет средств из областных бюджетов.

Отечественные футбольные клубы до сих пор спонсируются за счет средств из областных бюджетов, практически не зарабатывая собственных денег. Когда наши клубы станут частными и на футбольные матчи стабильно будут ходить тысячи зрителей? Об этом и многом другом в интервью Zakon.kz рассказал бывший начальник отдела маркетинга Профессиональной футбольной лиги Казахстана Галым Байкен.

- Галым, для начала расскажите, почему, на Ваш взгляд, казахстанские клубы до сих пор не самоокупаемы? Скажем, хотя бы процентов на пятьдесят.
- Нам даже о пятидесяти процентах говорить еще рано. Расходы клубов пока не сопоставимы с теми суммами, которые в ближайшей перспективе можно заработать. Тем не менее, на коммерческие рельсы мы потихоньку переходим. В этом направлении большую работу проделывают и Казахстанская федерация футбола и Профессиональная футбольная лига Казахстана, делая все возможное, чтобы клубы всячески развивались. Даже на собственном примере они показывают, что есть такая возможность, просто клубам нужно взять это на вооружение. Некоторые клубы уже поняли, что это неизбежно. Когда-нибудь мы придем к более высокому проценту самоокупаемости, но это вопрос времени. Вообще, рекламный футбольный рынок уже готов к коммерческим средствам и даже как показывает опыт, потенциальные спонсоры сами заинтересованы вкладывать свои деньги в отечественный футбол. Осталось изменить некоторые детали работы клубов и этот механизм заработает. То есть коммерческие деньги – это не где-то далеко, это уже рядом.

- В прошлом году Вы возглавляли отдел маркетинга в Профессиональной футбольной лиге Казахстана. Какую работу удалось проделать за время работы в этой организации?
- В течение прошлого года в ПФЛК были созданы условия для привлечения спонсоров. Они в итоге пришли, потому что условия стали привлекательными. Соглашения подписывали долгосрочные. К ним добавились еще дополнительные спонсоры. Каждому клубу нужно задуматься, ведь конкретные примеры у них перед глазами. По нормам регламента в клубах существует позиция маркетолога. К сожалению, в основном они занимаются непрофилирующими второстепенными задачами. Штатный маркетолог должен в первую очередь задумываться о коммерциализации футбола.
Я не спорю, что актуальнейшая проблема в данном направлении - это посещаемость наших матчей, но ответственным по этому вопросу должен быть отдельный специалист в тандеме с остальными сотрудниками клуба. Все должны быть в этом напрямую заинтересованы, потому что когда какой-либо спонсор прежде чем сделать предложение клубу, проводит анализ и изучает какое количество болельщиков увидят его рекламу. Целенаправленная задача - привлекать коммерческие средства, в том числе спонсоров, должна ставиться руководством.

- Наверное, некоторые просто не видят смысла напрягаться и искать спонсора, если деньги из областного бюджета уже выделены.
- Никто не отменял дополнительные средства. Когда сверстываются бюджеты, некоторые проекты могут быть и не защищены по различным причинам. Привлеченные спонсорские средства могут быть направлены на эти самые проекты.

- Посещаемость чемпионата страны практически не растет. Какие ошибки допускают клубы при анонсировании игр в своих регионах?
- Мое мнение, что клубы работают по принципу вчерашнего дня. Распределение бюджета на анонсирование матчей несколько устарело. Слишком мало средств выделяется на онлайн-продвижение, хотя выбор должен делаться в ее сторону, нежели в оффлайн. Потому как клубами нужно привлекать новых болельщиков из числа молодого поколения, а у постоянных болельщиков уже выработана хорошая привычка ходить на стадион. Обратите внимание что современные люди в день по тысячу раз проверяют свои социальные сети и на это нужно делать акцент. К примеру, букмекерские конторы, которые сейчас заходят на наш рынок и уже давно работают с европейскими и мировыми клубами, смотрят на онлайн-показатели. А вот местные Казахстанские компании смотрят уже и на посещаемость в том числе.

- Наверняка здесь мы не можем не учитывать и количество просмотров матчей на проекте ПФЛК-ТВ в Youtube.
- ПФЛК-ТВ – это прекрасный проект. Во-первых, он всегда дает четкие цифры. Он отражает ту популярность, которая есть у футбола в стране, показатели которого растут из года в год. Часто, когда идут переговоры между потенциальными спонсорами и футбольными клубами, ПФЛК-ТВ в этом плане приносит определенный вклад. Тем более, что его возможности, скажем, не ограничены. Конечно, было бы хорошо, если бы наши матчи транслировались дополнительно на центральном телевидении, но, я думаю, что мы к этому придем.

- Что делать клубам, которые ищут спонсоров, но им говорят «нет»?
- Ни для кого не секрет, что у многих клубов не развита инфраструктура. Это не только отражается на посещаемости, но и на привлечении спонсоров. Мы не сможем объяснить спонсорам, почему в весенний период наши клубы играют на резервных полях. Картинка на таких матчах как правило слабая и это отпугивает потенциальных спонсоров.

- То есть продукт просто выглядит непрезентабельно?
- Да. Ни одна компания не захочет, чтобы ее имидж в глазах потребителей выглядел плохо.

- Может быть, тогда стоит начинать с небольших сумм?
- Да, конечно. Например, сначала спонсор заплатил определенную сумму, а клубу необходимо инвестировать ее в маркетинг, с целью дальнейшего увеличения маркетинговой возможности клуба для следующих спонсоров. Улучшили рекламу, увеличил посещаемость и так далее. У каждого города своя история и традиции. Если, к примеру, у Павлодара своя «фишка», то, скорее всего, она не пройдет в Кызылорде или в другом городе. Очень плотно сейчас наши клубы работают с букмекерскими конторами. Стоит отметить, что головные офисы этих организаций чаще всего находятся не в Казахстане. И даже оттуда им интересен наш рынок, а это говорит о многом. Зарубежные производители тоже сейчас смотрят в сторону казахстанского футбола. Поэтому нам сейчас нужно развиваться вместе и сообща. Несколько лет назад подобного ведь не было, но бы к этому пришли.

- Республиканские телеканалы, к сожалению, не транслируют матчи недавно стартовавшего чемпионата страны среди команд Премьер-лиги. У ПФЛК свои доводы, у телеканалов – свои. Как в этом случае прийти к компромиссу?
- Здесь в первую очередь необходимо принимать во внимание зрителей у экранов телевизоров. В любом случае, я считаю, телеканалы должны транслировать матчи Премьер-Лиги, так как в коммерческой смысле это будет для них как минимум не в убыток, если постараться. ПФЛК в этом напрямую заинтересована.

- Ряд стран пошли по такому пути, как привлечение зарубежных специалистов. Особенно ценны здесь маркетологи, работавшие в таких крупных лигах, как НБА и НХЛ. То есть там, где умеют делать шоу. Могли бы мы привлечь в наш футбол иностранных специалистов?
- Это такая же ситуация, как в случае с легионерами в футбольных командах. Однако я считаю, что у нас в государстве есть профессиональные ресурсы, которые могут правильно выстроить работу. За счет того, что мы знаем внутреннюю ситуацию, ментальность и другие аспекты. Если иностранец какие-то моменты упустит, то этот механизм может не заработать. Так что нам в этом плане лучше ориентироваться на собственные кадры. Правда, их постоянно нужно развивать, отправляя на различные стажировки.

- Галым, многие болельщики жалуются на то, что невозможно купить атрибутику футбольных клубов. Зарубежные клубы на этом, кстати, зарабатывают миллионы денег.
- Это тонкий вопрос. Первое – клубам это необходимо, ведь понятие имиджа еще никто не отменял. Это добавляет атмосферы на стадионе, ощущение праздника. Что касается коммерческой составляющей, то это далеко не всегда выгодно клубу. Однако есть стандартный пакет, который хочет каждый болельщик. У него для начала должна быть футболка, головной убор и шарф с символикой любимого клуба. В этом направлении продуктивно работают «Кайрат», «Астана» и «Актобе». Остальные клубы просто должны обратить на это внимание. Клубы еще должны работать в направлении «match day». То есть болельщик, просыпаясь в день матча, уже знает, что вечером футбол. И планирует свой распорядок дня вокруг матча. Неправильно то, что болельщик просто приходит на игру и смотрит два тайма по 45 минут. Клубы в таком случае недополучают своих денег. Налицо низкое отношение к болельщику. За примерами далеко ходить не надо. Те же московские клубы, выступающие в Премьер-лиге, делают различные акции за несколько часов до матчей. Организовываются фан-зоны с развлечениями и розыгрышами. В перерыве так же должна быть развлекательная или же информационная программа. Обязательно, после финального свистка, невзирая на результат – еще что-то. Так сказать, послевкусие. В таком случае болельщик уже в меньшей степени привязан к спортивной составляющей. В случае поражения любимой команды он уже не будет жалеть о потраченном времени. В следующий раз он придет не один. Возьмет с собой детей, друзей или коллег. Таким вот образом мы, не затрачивая крупных денег, значительно повышаем посещаемость. Фан-зоны и прочее – это не так дорого, как кажется и к тому же это рекламная площадка для спонсоров.

- Есть мнение, что у нас не хватает ярких персонажей, вокруг которых можно строить положительный образ.
- В каждой команде есть потенциальные любимчики публики. Но это уже задача пиарщиков клуба – раскрутить этот образ. Но мы в этой части значительно отстаем. Здесь многое зависит и от СМИ. Продолжая основную тему нашего разговора – клубу нужно создавать условия для болельщиков на стадионе.

- Многие страны добивались высокой посещаемости после того, как их клубы или сборная «выстрелили» на крупных турнирах. И такой же футбольный бум нужен Казахстану.
- На волне успехов «Астаны» и на волне тех изменений, которые происходят сейчас в сборной, есть тот же Еркебулан Сейдахмет, который популярен даже в России, мы можем добиться более высокого интереса со стороны болельщиков. Правда, мы не должны сильно зависеть от этого. У нас уже есть зритель, есть рынок. Нужно просто завлечь болельщика на стадион, создать ему условия. Человек пришел, получил эмоциональное и эстетическое удовольствие и ушел с мыслями вновь вернуться на стадион. И это своеобразный бум. Нужно продолжать эту работу, чтобы они приводили своих друзей на матчи, записывали детей на футбольные секции. Работы – непочатый край, но тем и интересней. И я надеюсь, что уже через несколько лет наш футбол в этом направлении выйдет на новый уровень. Все предпосылки к этому есть.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: