Статистический анализ
Закона Республики Казахстан «О миграции населения»
от 22 июля 2011 года № 477-IV

(по состоянию на 2 мая 2018 г.)[1]

 

Досанова Ф.П.

младший научный сотрудник отдела конституционного,

административного законодательства и государственного управления

Института законодательства Республики Казахстан

 

 

В современном обществе миграционные процессы стали достаточно распространенным и значимым с социально-экономической точки зрения явлением. В условиях действующей миграционной политики наиболее остро стоит вопрос учета миграционных процессов как со стороны внешней, так и внутренней миграции.

Первым нормативным правовым актом, регламентирующим правовое положение мигрантов, в суверенном Казахстане был Закон Республики Казахстан «Об иммиграции» от 26 июня 1992 года, который составлял правовую основу регулирования и организационно-целевого обеспечения переселения в республику этнических казахов, создания необходимых условий жизни на новом месте для беженцев, для лиц и семей, возвращающихся на свою историческую родину[2]. Данным законом законодательно были определены субъекты миграции и закреплены их обязанности, регламентировались виды миграции, предусматривалась ответственность мигрантов, совершивших правонарушения или преступления.

Позже был принят Закон Республики Казахстан «О миграции населения» от 13 декабря 1997 года, который закрепил основные принципы регулирования миграции населения, регламентировал как порядок въезда (иммиграции) в страну, так и выезда из Республики Казахстан (эмиграции) [3].

Однако правовые реалии современного этапа диктуют потребность в дальнейшем совершенствовании миграционного законодательства Республики Казахстан. Так, 2011 году в целях дальнейшего совершенствования законодательной базы в области миграции, государственного регулирования потоков внешней и внутренней миграции, рационального расселения, оказания содействия в обустройстве и социальной поддержки этнических казахов, членов их семей, а также граждан Казахстана, проживающих в экономически неперспективных и экологически неблагоприятных регионах страны был разработан и принят Закон Республики Казахстан «О миграции населения».

Предварительное исследование Закона Республики Казахстан от 22 июля 2011 года «О миграции населения» содержит изложение основных выводов о динамике изменений вышеуказанного закона с описанием ее эффектов, а также анализ стабильности данного законодательного акта.

 

1. Общие показатели стабильности Закона «О миграции населения»

Закон «О миграции населения» (далее - Закон) принят 22 июля 2011 года. Начиная с июля 2011 года по 2 мая 2018 года (81 месяцев) изменения и дополнения в Закон внесены 21 законами (Диаграмма 1).

Наибольшее количество поправок в Закон вносились на отрезке 2014-2015 годов. Вносимые поправки были обусловлены необходимостью дальнейшего совершенствования и развития законодательства Республики Казахстан о миграции населения.

 

Диаграмма 1

Статистический анализ Закона РК «О миграции населения» от 22 июля 2011 года № 477-IV (по состоянию на 2 мая 2018 г.) (Досанова Ф.П., младший научный сотрудник отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Института законодательства РК)

 

Средний период стабильности данного Закона равен значению 3,8[4], из чего следует, что в среднем в Закон вносятся поправки 1 раз в 3 месяца 24 дня. Это свидетельствует о недостаточной стабильности законодательства в области миграции населения.

Анализ изменений Закона по месяцам 2014-2015 годов показал, что наибольшее количество законов было принято в октябре (2 закона), а также в ноябре (3 закона) 2015 года (Таблицы 2).

 

Таблица 2

Месяц

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

всего

2014

-

-

-

-

-

1

1

-

-

-

1

1

4

2015

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

3

-

5

 

В ходе анализа стабильности Закона установлено следующее.

- принятие законов с разницей менее 1 дня (24, 24 ноября 2015 г.);

- принятие законов с разницей в 1 день (23, 24 ноября 2015 г.);

- принятие законов с разницей в 2 дня (27, 29 октября 2015 г.);

- принятие законов с разницей в 7 дней (3, 10 декабря 2013 г., 16, 23 ноября 2015 г.);

- принятие законов с разницей в 8 дней (22, 30 декабря 2016 г.).

- принятие законов с разницей в 18 дней (29 октября, 16 ноября 2015 г);

- принятие законов с разницей в 22 дня (12 июня, 4 июля 2014 г.).

Период стабильности Закона в минимальном значении составляет 0 дней, в максимальном - меньше 1 года. (Таблица 3).

Значение периода стабильности Закона равное 0. Такое положение означает, что период времени между принятием двух законов, вносящие поправки в анализируемый Закон составляет менее 24 часов. То есть в один день двумя законами были внесены поправки в нормы Закона. 8 законов было принято до 1 месяца, что составляет 38% (Диаграмма 2).

Максимальный период стабильности составляет почти 1 год, что означает отсутствие каких-либо изменений и дополнений в Закон в течение 1 года.

 

Таблица 3

 

от 0 до

10 дней

от 10 дней до 1 мес.

от 1 до

3 мес.

от 3 до

6 мес.

от 6 до

9 мес.

от 9 до

12 мес.

Всего

2011

-

-

-

-

-

-

0

2012

-

-

2

-

1

-

3

2013

1

-

-

1

-

1

3

2014

-

1

1

1

1

-

4

2015

4

1

-

-

-

1

6

2016

1

-

-

1

1

-

3

2017

-

-

-

-

1

-

1

2018

-

-

-

1

-

-

1

 

6

2

3

4

4

2

21

 

Диаграмма 2

Статистический анализ Закона РК «О миграции населения» от 22 июля 2011 года № 477-IV (по состоянию на 2 мая 2018 г.) (Досанова Ф.П., младший научный сотрудник отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Института законодательства РК)

 

2. Статьи анализируемых законов, наиболее часто подвергавшихся изменениям

Анализ законодательных актов, которыми вносились поправки в Закон, показал, что наиболее часто подвергались изменениям статьи Закона, закрепляющие компетенцию Правительства Республики Казахстан, органов внутренних дел, уполномоченного органа по вопросам миграции населения, местных исполнительных органов. При этом наибольшее количество изменений и дополнений внесено в статьи 8 (6 поправок) и 15 (6 поправок), определяющие компетенцию Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов. За ними следует статья 9, устанавливающая компетенцию органов внутренних дел (5 поправок) и статья 11, устанавливающая компетенцию уполномоченного органа по вопросам миграции населения (4 поправок).

Наиболее частым изменениям также подвергались: статьи 1 «Основные понятия, используемые в Законе» (9 поправок); 36 «Условия выдачи виз на въезд иностранным работникам» (6 поправок); 48 «Основания для отказа иммигранту во въезде в Республику Казахстан» (6 поправок); 49 «Основания для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на постоянное проживание в Республике Казахстан иммигрантам» (6 поправок).

В целях повышения эффективности процедур присвоение статуса оралмана и (или) включение в региональную квоту приема оралманов этнических казахов, ходатайствующих об этом до въезда на территорию Республики Казахстан в статью 20 внесены 5 поправок.

Наряду с этим законодатель совершенствует получение разрешения на постоянное проживание в Республике Казахстан - статья 7 (4 поправки); порядок подачи заявления на присвоение статуса оралмана и (или) включение в региональную квоту приема оралманов - статья 18 (4 поправки); порядок выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы, справок иностранным работникам о соответствии квалификации для самостоятельного трудоустройства и их привлечения в рамках внутрикорпоративного перевода - статья 37 (4 поправки); а также права и обязанности оралманов - статья 26 (4 поправки) и условия въезда и пребывания трудовых иммигрантов - статья 43-1 (4 поправки) (Таблица 4).

 

Таблица 4

Статьи Закона

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Всего

Статья 1.

-

1

2

1

2

2

-

1

9

Статья 7.

-

-

1

1

1

1

-

-

4

Статья 8.

-

1

2

1

1

1

-

-

6

Статья 9.

-

-

2

-

1

1

-

1

5

Статья 11.

-

-

2

-

1

-

-

1

4

Статья 15.

-

-

2

-

2

1

-

1

6

Статья 18.

-

-

2

-

1

-

-

1

4

Статья 20.

-

-

2

1

1

1

-

-

5

Статья 26.

-

-

2

-

2

-

-

-

4

Статья 36.

-

-

1

-

4

1

-

-

6

Статья 37.

-

-

1

1

2

-

-

-

4

Статья 43-1.

-

-

1

-

2

1

-

-

4

Статья 48.

-

-

1

1

1

2

1

-

6

Статья 49.

-

-

1

1

1

2

1

-

6

 

Выводы:

Рассматриваемый Закон является недостаточно стабильным.

Как показывает проведенный анализ, в области миграции населения преобладает политика внесения изменений и дополнений, что связано с необходимостью совершенствования миграционного законодательства, повышения качества контроля и регулирования миграционных процессов, улучшение надзора за мигрантами, укрепит государственную безопасность по борьбе с терроризмом, а также реализацией Посланий Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана.

 

 


[1] Исследование проведено на основе данных Информационно-правовой системы нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет»

[2] Закон Республики Казахстан «Об иммиграции» от 26 июня 1992 г.: [Электрон. ресурс]. - 2000. - URL: http://adilet.zan.kz/rus (дата обращения 14.05.2018).

[3] Закон Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года № 204 «О миграции населения»: [Электрон. ресурс]. - URL: http://adilet.zan.kz/rus (дата обращения 14.05.2018).

[4] Средний период стабильности - длительность условного периода, в течение которого в законодательный акт не вносятся изменения. Среднее значение периода стабильности определяется через соотношение общего срока действия закона, в месяцах, на общее количество законов, которые вносили изменения и дополнения.

14 мая 2018, 17:48
Источник, интернет-ресурс: Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript