Мажилис одобрил поправки в законодательство по вопросам образования
На пленарном заседании Мажилиса обсуждался законопроект Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон «Об образовании», сообщает Zakon.kz.
«В июне 2017 года по инициативе депутатов Парламента Республики Казахстан был предоставлен законопроект «О внесении изменении и дополнении в некоторые законодательные акты РК по вопросам образования. Данный законопроект направлен на обеспечение экономики квалифицированными кадрами и профессиональным образованием в соответствии с международными требованиями в рамках модернизации программы Президента», - сказала депутат Мажилиса Парламента РК Бакытгуль Хаменова.
«А также в соответствии условиям послания главы государства народу РК от 30 ноября 2015 года «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» предусматривается эффективное введение в законную силу реализации бесплатного (свободного) технического и профессионального образовательного проекта. Данные изменения и дополнения основаны на регулировании четырех основных направлений технического и профессионального образования: модульная разработка учебных программ, развитие дуального образования, передача квалификационной аттестации в конкурентную среду, финансовое состояние учебных заведений», - сказал депутат.
Первым направлением является разработка модульных обучающих программ. Основная цель проекта бесплатного технического и профессионального образования - предоставить молодым людям из малообеспеченных семей, безработным, тем, которые не могут поступить в учебное заведение, возможность бесплатно получить рабочую профессию. Ответственные за все специальности пересмотрели учебную программу Министерства и разработали новые модульные учебные программы. По специфики новой программы есть возможность получить квалификации по трём направлениям, вместо одной квалификации. В законопроекте предусматривается введение модульных учебных программ в законодательную базу и внедрение в учебный процесс. Внедрение инноваций повышает престиж рабочей профессии.
Второе направление - развитие дуального образования. В соответствии поручениям Главы государства с 2012 года в Казахстане внедряется система дуального образования. На сегодняшний день разработана законодательная и институциональная основа для дуального образования. Однако понятие наставника и правила выплаты его заработной платы не упоминаются ни в одном законе или правовых актах. В связи с этим в рамках законопроекта была введена концепция Трудового кодекса, промышленное обучение, концепция профессиональной фракции.
Третье направление - передача квалификационной аттестации в конкурентную среду. Сегодня выпускники колледжей сдают государственный экзамен по окончательной аттестации. Они не только защищают дипломный проект, но и проходят теоретические и практические экзамены для оценки уровня профессиональной подготовки и квалификации. То есть, это система повторения. В связи с этим мы предлагаем в рамках законопроекта исключить аттестацию процесса получения квалификации и перенести в конкурентную среду, согласно международной практике, аттестация квалификации выпускников осуществляется независимыми организациями.
Четвертое направление - финансирование образовательных учреждений. Во-первых, касательно государственного образовательного порядка, эта поправка вводится в связи с вопросом об утверждении государственного образовательного заказа и различиями в сроках их утверждения. В будущем предложения от заинтересованных предприятий и организаций вместе с областной палатой предпринимателей будут учтены при размещении государственного образовательного заказа. Во-вторых, были сделаны рекомендации по повышению потенциала государственных учебных заведений в осуществлении предпринимательской деятельности.
«Законопроект направлен на качество подготовки специалистов с техническим и профессиональным образованием, формирование современного взгляда молодого поколение и их социальную ответственность», - заключила Бакытгуль Хаменова.