Доклад министра финансов Б.Султанова на заседании партии «Нұр Отан»
«О состоянии работы по противодействию коррупции в Министерстве финансов, его ведомствах и территориальных органах»
(г. Астана, 14 июня 2018 года)

 

Құрметті Жанат Абдуллаұлы және Кеңес мүшелері!

 

Қазақстан Республикасы Қаржы министрлігінің жүйесінде сыбайлас жемқорлыққа қарсы саясатты іске асыру мәселесі және сыбайлас жемқорлыққа қарсы шараларды қабылдау бойынша жұмыс нәтижелері туралы баяндау мүмкіндігін бергендеріңіз үшін алғыс білдіремін.

Осы бағыттағы жұмыс Министрлік үшін өте маңызы жоғары.

Министрлік жүйесінде, атап айтсақ Мемлекеттік кірістер және Ішкі мемлекеттік аудит комитеттерінде сыбайлас жемқорлық көріністері орын алып отырғаны жасырын емес.

Хотелось бы отметить, что в 2017 году в отношении 75 работников системы Минфина было возбуждено 70 досудебных расследований, из которых 46 дел, или 66% возбуждены по результатам совместной работы управления внутренней безопасности КГД и других уполномоченных госорганов.

Так, в 2017 году в отношении 65 сотрудников КГД возбуждено 63 досудебных расследования, из которых 46 дел, или 73% возбуждены по результатам совместной работы управления внутренней безопасности КГД и других уполномоченных госорганов.

В отношении 8 работников КВГА возбуждено 6 досудебных расследований.

По КГИП и КК - по 1 досудебному расследованию.

В целях устранения условий по проявлению как системных, так и отдельных фактов коррупции повышена персональная ответственность непосредственных руководителей, подчиненные которых изобличены в коррупции.

За 2017 год к персональной ответственности привлечено по вступившим в законную силу приговорам судов в отношении 78 бывших должностных лиц органов системы Министерства, в дисциплинарном порядке наказано 74 непосредственных и вышестоящих руководителя, в том числе шестеро понижены в должности.

В текущем году к дисциплинарной ответственности привлечены 2 руководителя терподразделений ДГД Комитета госдоходов - по ЮКО и Мангистауской области.

***

Также вопросы по противодействию коррупции Министерства и его ведомства рассматриваются на каждой коллегии.

По итогам коллегии даются поручения, направленные на искоренение коррупционных проявлений и привлечение к дисциплинарной ответственности.

К примеру, по итогам коллегии 1 полугодия 2017 года за ненадлежащее осуществление ведомственного контроля к дисциплинарной ответственности был привлечен заместитель руководителя ДГД по ЗКО, курирующий СЭР.

Также на заседании коллегии по итогам 1 квартала 2018 года мной поручено рассмотреть ответственность руководителей ДГД по ЮКО и Алматинской области за факты коррупции, совершенные работниками таможенных подразделений в возглавляемых ими регионах.

***

Вместе с тем в рамках реализации Антикоррупционной стратегии на 2015-2025 годы проводится планомерная работа по созданию в органах системы Министерства атмосферы «нулевой терпимости» к любым проявлениям коррупции.

На постоянной основе органами системы Министерства опубликовываются и размещаются в СМИ и интернет-ресурсах госорганов статьи, направленные на предупреждение и пресечение коррупционных проявлений, а также проводятся различные мероприятия на антикоррупционную тематику.

Наряду с этим в качестве профилактики практикуется информирование коллективов о результатах проведенных проверок, дисциплинарных проступках, расследованиях уголовных дел в отношении сотрудников органов системы Министерства.

В рамках профилактики коррупционных проявлений, в том числе путем массового антикоррупционного просвещения и придания публичности подобных фактов, некоторыми территориальными подразделениями Комитета государственных доходов подписаны меморандумы с региональными филиалами партии «Нұр Отан» и Национальной палаты предпринимателей о сотрудничестве в сфере противодействия коррупции.

Министерством в 2017 году проведен ряд мероприятий по привитию гражданской позиции, непоколебимости, создания атмосферы «нулевой терпимости» к любым проявлениям коррупции работникам и сотрудникам органов государственных доходов.

В целях повышения антикоррупционного сознания в качестве стимулирования должностные лица органов государственных доходов, заявившие о склонении их к получению взятки, были поощрены денежным вознаграждением.

Данная работа в текущем году также будет продолжена.

В целях реализации Плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации Антикоррупционной стратегии на 2015-2025 с 2016 года в Министерстве введена должность Уполномоченного по этике, а в ведомствах и их терорганах данная функция возложена на ответственных должностных лиц, которыми на регулярной основе проводятся мероприятия, направленные на урегулирование конфликтов среди работников Министерства, рассмотрению жалоб на действия должностных лиц, а также на формирование этичного и антикоррупционного сознания работников Министерства.

Так, в 2017 году Уполномоченными по этике проведены следующие мероприятия:

- оказана индивидуальная консультативная помощь по вопросам соблюдения требований законодательства в сферах госслужбы, противодействия коррупции и Этического кодекса 338 гражданам, в том числе 276 - государственным служащим;

- осуществлено личных приемов граждан - 164, в том числе выездных - 107;

- размещено видеосюжетов и радиоматериалов - 15, опубликовано статей в печатных СМИ - 1049, на интернет-ресурсах - 779.

Основным методом борьбы с коррупцией Министерство определило трансформацию отношений государства и налогоплательщика в партнерское информационное взаимодействие с отменой традиционных проверок.

В этой связи в рамках цифровизации и автоматизации деятельности Министерства хотелось бы отметить следующее.

Для услугополучателей это отразилось в сокращении затрат на приобретение бланков, транспортные расходы, экономию времени на заполнение заявлений, отчетов и деклараций. Срок получения информации об уплате налогов и платежей сократился с 2-х дней до 2-3 минут.

Завершился первый этап развития портала госзакупок, направленный на реализацию норм принятого законодательства в сфере госзакупок.

Полностью автоматизирован камеральный контроль госзакупок (496 484 единиц процедур госзакупок), который позволил в 2017 году охватить в 2 раза больше объектов, сократил в 3 раза количество процедурных нарушений, что говорит о повышении бюджетной дисциплины.

За период внедрения предотвращены нарушения в 31 тысячи процедур из общеохваченных 496 тысяч (2016 г. - 42,7 тыс., 2017 г. - 31,3 тыс.), тогда как за 2013, 2014 и 2015 годы вместе взятых всего 1 тысяча.

Таким образом, доля нарушений снижена в 3 раза (2017 год - 6%, 2016 год - 19%).

Мероприятия по устранению нарушений увеличили суммы возмещений в бюджет в 3 раза с 564,8 млн.тенге в 2016 году до 1,5 млрд.тенге в 2017 году.

Камеральный контроль также эффективно развивается и в сфере налогового и таможенного администрирования.

В результате начисления по уведомлениям выросли на 27,3 млрд. тенге и составили 144 млрд. тенге. Взыскания по уведомлениям составили 123 млрд. тенге.

Сократилось количество проверок, проводимых органами КГД, например, в 2013 - 13 627 проверок, в 2016 - 11 151 проверка, а в 2017 г. уже 7 987 проверок.

Таким образом, исполняется задача по снижению нагрузки на бизнес и росту доли подтверждения камерального контроля.

Улучшение налогового администрирования за счет информатизации повлияло на увеличение поступления налогов (в 2016 г. - 7,2 трлн.тг, 2017г. - 8,8 трлн.тг.).

В рамках упрощения процедур торговли максимально сокращено количество документов, предъявляемых при таможенном декларировании товаров:

- с 10 до 3 при экспорте (транспортная накладная, счет-фактура (или коммерческий инвойс) и таможенная декларация на экспорт);

- с 12 до 5 при импорте (транспортная накладная, счет-фактура (коммерческий инвойс), сертификат соответствия, таможенная декларация на импорт), документ на транзит (в случае транзита товаров).

С 1 октября 2017 года в ИС «Астана-1» автоматизирована услуга по таможенному транзиту, позволяющая перевозчикам самостоятельно передавать предварительную информацию о грузе в электронном виде в таможенные органы.

За 3 месяца функционирования услуги обработано 112,8 тыс. транзитных деклараций, среднее время таможенного оформления сократилось в 4 раза (с 63 до 16,5 минут).

С ноября 2017 г. запущен проект по маркировке меховых изделий, позволяющий вести учет товаров и их движение. К настоящему времени промаркировано 16 310 меховых изделий.

По ИС казначейства хотелось бы отметить эффект от их функционирования в части снижения расходов, таких, как транспортные, расходы на бумагу и печать выходных форм.

Системы обеспечивают прозрачное и своевременное исполнение госбюджета.

Также для снижения коррупционных рисков нами проводится большая работа по минимизации прямых контактов услугополучателей с услугодателями путём автоматизации госуслуг.

Министерством в 2017 году предоставлялось 57 видов государственных услуг, в том числе 32 услуги дополнительно оказывались через Государственную корпорацию «Правительство для граждан».

Из них в электронной форме 38 услуг.

В 2017 году оказано 17,8 млн. услуг, из которых 15,7 млн. услуг (88%) оказано в электронном виде.

Также в 2017 году 2 услуги исключены из Реестра госуслуг, так как переведены на уведомительный порядок.

С целью повышения качества госуслуг предпринимаются системные меры по их оптимизации и упрощению порядка для получателя услуги.

В этом году 3 услуги уже полностью автоматизированы (без участия человеческого фактора), при этом до конца 2018 года еще 3 услуги будут автоматизированы и оптимизированы (без участия человеческого фактора), 5 услуг планируется передать на аутсорсинг, по 37 услугам бизнес-процессы оказания будут оптимизированы и автоматизированы, сокращены сроки оказания, перечень предоставляемых документов.

Во всех крупных центрах оказания услуг внедрена система видеонаблюдения и обслуживания услугополучателей через электронные очереди.

Ведется работа по переходу на безбарьерное обслуживание.

Поэтапно внедряется экстерриториальнный принцип оказания услуг. Данные меры предусматривают отсутствие привязки налогоплательщика к месту регистрационного учета, т.е. дают возможность получения услуг в любом органе государственных доходов.

Кроме этого, для постоянного контроля качества услуг утвержден порядок контроля качества методом «тайный потребитель». Проверка осуществляется путем посещения Центров под видом услугополучателей.

Также проводятся и выездные мероприятия по выявлению административных барьеров и бюрократических процедур при предоставлении услуг.

***

Жоғарыда айтылғандардың барлығын қорытындылай келе, Қаржы министрлігі жүйесінің органдарында сыбайлас жемқорлықты барынша азайту бойынша алға қойған мақсатқа қол жеткізу үшін бар күш-жігерімізді салатынымызды айтқым келеді.

Қойылған мақсаттарға пәрменді жүйелі және кешенді шаралар қабылдау жолымен қол жеткізіледі деген сенімдеміз, онда біз қызмет алушылармен және бақылау (аудит) объектілерімен тікелей байланыстарды қысқартуға, Министрлік қызметкерлерінің сыбайлас жемқорлыққа қарсы сана-сезімін қалыптастыруға және Министрлік қызметін реттейтін нормативтік құқықтық актілерді мониторингтеуге негізгі рөлді беретін боламыз. Аталған жұмыс Министрлік ведомстволарының мемлекеттік қызметтерін және бақылау функцияларын цифрландыру жолымен жүзеге асырылатын болады.

 

Назарларыңызға рахмет!

14 июня 2018, 17:22
Источник, интернет-ресурс: Султанов Б.Т.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript