Горячие новости
Читайте также

Почему лифты в Казахстане становятся опасными для жизни и здоровья людей

Большинство лифтового оборудования в стране имеет более 25-летний срок эксплуатации.

Фото : ntv.ru8 июня 2018, 13:21

В последние годы ЧП, связанные с лифтами, стали происходить в Казахстане все чаще и чаще и особенно в двух крупных городах–мегаполисах. Скоро начало учебного года, конец отпускного сезона, в связи с эти лифты начнут работать с удвоенной нагрузкой. Как обеспечить их безопасность, не допустить всевозможных ЧП, угрожающих жизни и здоровью граждан? Об этом рассказывает Zakon.kz.

Заканчиваются летние каникулы, отпуска, учащиеся и взрослое население вот-вот вернутся в школы, вузы, на работу и многие из них опять начнут пользоваться лифтами. Ведь сейчас в городах, особенно в Алматы и Астане, строятся высотные здания, жилые комплексы, где, естественно, обязательно предусматриваются лифты, без них никак не обойтись. Не будут же на 25-й этаж люди подниматься пешком, женщины с колясками и детьми, старики с костылями, люди с ограниченными возможностями. Да и просто здоровые люди не захотят своими ногами подниматься на такую высоту, они, конечно же, предпочтут лифт. И если раньше мы, вызывая лифт, никогда не думали о том, что вдруг он сорвется, полетит вниз, мы покалечимся или вообще распрощаемся с жизнью, так как они были очень надежными и систематически проверялись специалистами, то сегодня мы боимся лифта, боимся заходить в него. И это не просто фобия, а обоснованный страх. В последние годы ЧП, связанные с лифтами, стали происходить в Казахстане все чаще и чаще и особенно в двух крупных городах–мегаполисах.

Особенно богатым на такие происшествия был 2017 год. Так, в 5 апреле 2017-го в Астане 38-летнего сантехника придавило кабиной лифта и он скончался на месте. Через неделю в той же Астане 8 человек - жители ЖК "Эдем Палас-2" упали в подвал вместе с лифтом. Среди них было двое детей, все они были спасены. А еще через неделю подобное происшествие произошло в соседнем доме, благо лифт вовремя остановился.

В начале мая с 9-го этажа на нулевой этаж упал лифт, в кабине которого находились 6 человек. К счастью, никто тогда не пострадал. Это произошло в ЖК «Айя». Через пять дней лифт с 8 этажа ЖК «Успех» упал на 1 этаж. Здесь тоже никто не погиб.

9 сентября в одном из домов ЖК "Гранд Астана" упал лифт, некоторые пассажиры получили травмы. Горожане сильно возмущались, обращались лично к акиму Исекешеву, он обещал проверить лифтовую компанию, но, увы, в предновогодний день - 31 декабря в столице опять случилось ЧП: в ЖК "Тумар" кабина лифта вместе с 8 гражданами, которые в тот момент в нем находились, слетела вниз. Пассажиры с детьми получили травмы различной степени.

2018 год. В феврале в ЖК «Гранд Астана Элит» в первом подъезде сорвался лифт с 5 жильцами и застрял между этажами. Очевидцы рассказывали, что он летел с большой скоростью. Между тем, за три месяца до этого в этом же лифте застряла молодая женщина с коляской, но меры по исправлению ситуации так и не были приняты.

Ужасный случай в начале этого года произошел в городе Лисаковске, когда парнишка, пытаясь выбраться из застрявшего лифта, погиб.

А нынешней весной, в начале апреля казахстанцев шокировала смерть 28-летней телеведущей Айзат Абдисамат из Актобе, которая погибла в лифте на глазах у ее трехлетней дочери. Зайдя в свой подъезд, женщина вызвала подъемник и когда двери открылись, пропустила сначала свою дочку, потом хотела зайти сама, но не успела, ей зажало ногу, и лифт поехал. К сожалению, полученная травма оказалась несовместимой с жизнью, она погибла на месте.Позже специальная комиссия провела проверку технического состояния лифтов в Актобе и пришла к выводу, что половина из них находится в аварийном состоянии, и представляют угрозу для здоровья и жизни людей.

Также в разное время аварии с лифтами происходили в городе Уральске, когда, например, в 2011 году беременная женщина упала в шахту лифта и разбилась. В том же году в Астане в ЖК "Северное сияние" лифт сорвался с 22 этажа, 4 человека получили переломы конечностей и ушибы. В 2013 году в Алматы в гостинице "Казахстан" 20-летний парень упал в шахту лифта с 23-го этажа и скончался. ЧП с лифтами зафиксированы и в городах Актобе и Караганде и так далее.

Узнавая о таких происшествиях из новостных выпусков и соцсетей, казахстанцы сильно возмущаются и требуют немедленно привести лифтовое хозяйство в порядок, чтобы мирные граждане не страдали больше от таких случаев, не ломали руки, ноги, не становились инвалидами.

Резонным будет вопрос: почему лифты в нашей стране превратились в убийц? Кто в этом виноват, и что нужно делать, чтобы подобные трагедии свести до минимума, чтобы наше лифтовое хозяйство всегда содержалось в надлежащем виде, обеспечивало безопасность пользующихся ими людей.

По мнению специалистов, самыми главными причинами поломки лифтов являются их неисправность, перегрузка, нарушение техники безопасности и устаревшее лифтовое хозяйство. Как говорил мажилисмен Шакир Хаказов, подавляющее большинство лифтового оборудования в Казахстане имеет более 25-летний срок эксплуатации. К примеру, в южном мегаполисе 70% лифтов требуют замены, в Шымкенте - 80%.
Другой, не менее важной причиной бесконечного выхода из строя лифтов, является наличие компаний-однодневок, которые занимаются монтажом, эксплуатацией лифтового оборудования и его экспертизой. Поэтому на уровне правительства шел разговор о необходимости лицензировать деятельность лифтовых компаний.

Конечно, не всегда лифты падают по каким-то техническим причинам, многое зависит от самого человека, то есть от нас с вами, от того, как мы относимся к лифтовому хозяйству, бережем его или обходимся с ним как попало, не думая, что тем самым приводим их в опасное состояние. Поэтому при пользовании лифтом всегда нужно соблюдать меры безопасности, быть осторожными, аккуратными и внимательными при поездках на лифте, требовать от соответствующих служб правильной эксплуатации и контроля над эксплуатацией лифтового оборудования, объяснять жильцам и особенно детям правила пользования.

Как-то генеральный директор Института стандартов Еркин Дуйсеев в эксклюзивном интервью Zakon.kz отметил, что вся проблема кроется в том, что сейчас на рынках появляется огромное количество компаний-пустышек, не имеющих ни лицензии, ни ресурсов, ни специалистов и не несущих никакой ответственности за состояние лифтового парка. По его мнению, сейчас фактически любой человек может открыть ТОО или ИП и начать обслуживать лифты.

- Лифты относятся к классу опасных подъемных устройств, - говорит он. - В связи с этим раньше проводилось лицензирование на право монтажа и обслуживания лифтов, поэтому цена входа на рынок была достаточно высокой. Компании, претендующие на работу в этой сфере, должны были доказать свою компетенцию, т.е. иметь квалифицированный персонал, оборудование, технику, транспорт и так далее. Также в ходе работы проводились проверки по выполнению требований. На данный момент проводятся либерализация, реформа контрольно-разрешительных функций, сокращено около 800 различных разрешений.

Значительно сокращен контроль, в основном проверяют в случае жалоб и претензий. В большинстве случаев лицензионно-разрешительные проверки ушли в небытие. В связи с либерализацией появилось большое количество недобросовестных компаний. Сейчас фактически любой может открыть ТОО или ИП и начать обслуживать лифты. О каком качестве тут можно говорить?! Как мы видим на примерах последних лет, это влечет к появлению несчастных случаев, гибели людей, аварий и выходу из строя лифтового оборудования.

Пожалуй, этим все сказано. Компании-пустышки не способны высвободить человека, застрявшего в лифте, в течение 30 минут, как это предусмотрено нормами и отраслевым стандартом ССИ. Для этого компания должна быть специализированной, сервисной, иметь свою диспетчерскую, аварийную службы, механиков, транспорт, инструменты и так далее, а также быть в состоянии возместить ущерб. Но увы…
В итоге многие лифты находятся в аварийном состоянии, иные срываются либо вообще не работают, население жалуется. Учитывая это, «Институт Стандартов» совместно с ассоциацией «Союз лифтовиков Казахстана» разработал отраслевой стандарт на лифтовое обслуживание, в котором были определены зоны ответственности лифтовой компании; упорядочены и усилены требования к выбору монтажных организаций, сервисных компаний и импортеров оборудования; выработана методология прозрачной оценки соответствия стандарту ССИ. Работа эта продолжается. «Для того, чтобы пассажиры знали, что лифт обслуживается надлежащим образом, мы внедряем систему маркировки лифтов знаком соответствия стандарту ССИ, которую вы можете найти в лифте. Теперь любой пассажир сам может узнать, кто обслуживает лифт – пустышка, непроверенная компания или компетентная организация, и спрашивать у КСК, почему выбор сделан в пользу компании пустышки. Тем самым потребительское регулирование и контроль начинают работать», - прокомментировал Еркин Дуйсеев.

Что делать, если лифт внезапно остановился
- Главное, не паниковать и не нажимать на все кнопки подряд.
- Не пытайтесь разжать двери лифта и вылезти на этаж, это опасно для жизни.
- Не раскачивайте лифт и не пытайтесь открыть люк

Ваши действия
- Нажмите на кнопку вызова диспетчера и следуйте инструкции
- Если кнопка вызова диспетчера не работает, позвоните по мобильному телефону в аварийную службу или родственникам
- Если у вас нет с собой мобильного телефона, громко позовите на помощь.

В ожидании помощи
- Снимите верхнюю одежду, если вам жарко
- Пейте воду, если есть, маленькими глотками
- Сядьте на пол и вытяните ноги

После приезда ремонтной бригады, выполняйте их указания.

Что делать, если лифт падает
- Нажмите на кнопку «стоп»
- Не нажимайте кнопку, открывающую дверь
- Примите безопасную позу
- Можно прижаться спиной к стенке кабины, сесть на корточки и упереться руками в пол
- Можно лечь на пол лицом вниз в центре кабины, головой уткнувшись в сумку и закрыв руками голову
- Если в лифте есть поручень, держитесь за него и зафиксируйте себя в одном положении

Важно!
- Чем менее подвижны вы будете в момент остановки, тем меньше пострадаете
- После остановки лифта постарайтесь связаться с диспетчером и следуйте инструкции.

При свободном падении лифта по возможности следует лечь на спину на пол кабины и защитить лицо руками от падающих осколков. Но надо учесть, что при этом основной удар с пола кабины примут на себя мягкие ткани, в частности мозг, поэтому могут быть ушибы. Также при падении кабины лифта пол может расколоться и превратиться в груду острых осколков, поэтому надо смотреть, чем покрыт пол в кабине лифта.

Ну и конечно, если вы заметили, что лифт в вашем доме плохо работает, часто останавливается сам по себе или дверцы не сразу открываются, заедает и так далее, обязательно сообщите в свой ЖКХ, ДЧС, обслуживающую лифтовую компанию, а если таковой не окажется – в акимат и так далее.

С началом осени и учебного года загруженность лифтов повысится, поэтому следите за их состоянием, чтобы не допустить, избежать всевозможных ЧП, которые, как показывает жизнь, могут даже обернуться трагедией.

Такой должна быть маркировка освидетельствования лифтов (фото Е. Дуйсеева)

(фото Е. Дуйсеева)

Чтобы пассажиры знали, что лифт обслуживается надлежащим образом, внедрена система маркировки лифтов знаком соответствия стандарту ССИ, которую вы можете найти в лифте (фото Е. Дуйсеева)


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии