Повысить доверие населения и обеспечить верховенство закона

 

Линара Сактаганова

 

Главным ориентиром отечественного правосудия сегодня выступает удовлетворение потребностей гражданина, общества и государства в законном, справедливом и скором разрешении споров. На достижение этой цели направлена деятельность судебной системы в рамках «Семи камней правосудия».

 

Об этой работе в интервью рассказал руководитель Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде РК Нурсерик ШАРИПОВ.

- Нурсерик Каримович, Президиумом пленарного заседания Верховного Суда рассмотрены предложения по приоритетным направлениям совершенствования деятельности судов, где было предложено формирование Совета по развитию судебной системы и Проектного офиса. Круг каких задач планируется охватить с их созданием?

- Сначала хочется остановиться на общем видении проводимой сегодня в Верховном Суде работы по модернизации правосудия. Приоритетные направления развития судебной системы, безусловно, предопределили новый этап укрепления судебной власти.

В январе текущего года в Верховном Суде была начата масштабная работа по сбору и анализу предложений судей, адвокатов и общественности по улучшению работы судов. В дальнейшем на их основе были сформированы «Семь камней правосудия» - семь приоритетных программ развития судебной системы.

Для работы над каждым направлением были образованы семь команд, которыми выработан комплекс мер по совершенствованию деятельности судов. В них вошли сотрудники и судьи Верховного и местных судов. Команды приступили к работе с применением базовых принципов проектного менеджмента.

В результате трехмесячной работы командами были выработаны проектные документы. Основная цель «Семи камней правосудия» - повышение доверия к правосудию и обеспечение верховенства права. Названия семи команд говорят о том, какие задачи они решают.

Так, программа «Мінсіз судья» («Безупречный судья») ставит своей целью формирование судейского корпуса из числа наиболее честных, добросовестных, беспристрастных, справедливых профессионалов.

Актуальность программы «Үлгілі сот» («Образцовый суд») обусловлена необходимостью повышения качества судебных услуг. Проект «Әділ процесс» («Справедливый процесс») направлен на обеспечение справедливой и единообразной судебной практики, а также обеспечение прозрачности судебных процедур. Программа «Тату-ласу: сотқа дейін, сотта» («Центр внесудебного примирения») призвана повысить возможность решения споров и конфликтов путем примирительных процедур. Раздел «Сапалы нәтиже» («Качественный результат») позволит повысить авторитет судебного акта и в целом общий уровень удовлетворенности участников эффективностью судопроизводства. Цель проекта «Оңтайлы орта» заключается в построении эффективной коммуникации между обществом и судами с учетом конкретных запросов населения. В рамках проекта «Smart сот» предполагается достижение высокого уровня удовлетворенности IT-услугами судебной системы.

Наряду с разработкой уставных документов члены рабочих групп повысили свои профессиональные навыки, пройдя обучение в сфере проектного управления, ораторского мастерства и подготовки презентаций.

Президиумом пленарного заседания действительно был рассмотрен и одобрен вопрос о создании Совета по развитию судебной системы и Проектного офиса из числа судей Верховного Суда и сотрудников Департамента.

Совет по развитию возглавляет председатель Верховного Суда. В него вошли руководящий состав аппарата и судьи ВС. Задача Совета - экспертное обсуждение реформ и выработка принципиальных решений по ним.

Проектный офис - это для нас уникальное место, креативная зона. Там все равны и нет начальников. Любой желающий может прийти туда и высказать свои предложения по улучшению работы судов. Задача проектного офиса - записать их и подумать, как реализовать.

Проектный офис полностью ориентирован на будущее. Он должен спрогнозировать то, как суды будут работать завтра, что надо сделать для повышения эффективности правосудия. Могу с уверенностью сказать, что наш Верховный Суд одним из первых среди стран СНГ создал проектный офис.

- В рамках работы по совершенствованию судебной системы «Семь камней правосудия» в начале текущего года определен перечень приоритетных задач, на основе которого составлен план работы «Быстрые результаты на 2018 год». Какие проблемные вопросы охватывает указанный документ? Каковы пути их решения?

- Модернизация работы судебной системы - это очень сложная работа, требующая во многом изменения законодательства. Для этого, как вы знаете, необходимо время.

Вместе с тем мы определили ряд проектов, внедрение которых можно провести в короткие сроки. Мы назвали их «Быстрыми результатами 2018 года». Кстати, этот перечень размещен на сайте Верховного Суда и доступен населению.

Всего документом предусмотрено 37 мероприятий. За каждым из них закреплены судьи Верховного Суда. Каждый четверг и пятницу все судьи Верховного Суда, у кого нет процессов, принимают участие в их обсуждении. Судьи-докладчики готовят свои презентации и проект решений. Затем все это обсуждается, и принимается коллегиальное решение. Судьи из регионов принимают участие в этой работе через ВКС. Каждый имеет право высказаться. В обсуждениях обязательно принимает участие председатель Верховного Суда. С 3 марта по 25 июня текущего года уже было заслушано 26 презентаций.

Среди быстрых побед - разрешение проноса гаджетов в суды, отказ от рейтингов судов, проверок местных судов. Здесь же обсуждались такие вопросы, как повышение гласности судопроизводства, работа с жалобами на судей, почему мало оправдательных приговоров, эффективность частных постановлений, досудебное примирение по уголовным делам, развитие института присяжных и так далее.

Быстрые результаты - это конкретные меры по улучшению работы судов, в выработке которых принимает участие все судейское сообщество страны.

- Расскажите, пожалуйста, о новых правилах по обеспечению пропускного и внутриобъектового режима на территории и в зданиях судов. Чем обусловлено их принятие?

- В адрес Верховного Суда поступало немало обращений от лиц, участвующих в судебных процессах с просьбой разрешить вносить в здания судов записывающие и мобильные устройства. Они аргументировали это необходимостью работы с делами, доступом к законодательным базам и так далее. Логика была простая - суды активно внедряют электронное правосудие, ключевой характеристикой которого является безбумажное судопроизводство. А для участия в процессе необходимо все распечатывать и нести в суд.

Мы согласились с этим. Сегодня Верховным Судом предпринимаются кардинальные шаги по использованию в судах информационно-коммуникационных технологий в рамках реализации государственной программы «Цифровой Казахстан». Для удобства населения широко используется потенциал информационных систем, создаются электронные залы судебных заседаний с автоматизированными рабочими местами и т.д.

При разработке новых Правил были учтены предложения судей, представителей адвокатуры и Гильдии судебных репортеров.

Таким образом, ключевыми новшествами Правил стало определение понятия «публично-доступной части здания суда», включающее в себя залы ожидания, залы судебных заседаний, помещения приема и выдачи корреспонденции и фронт-офисы судов. Именно в эту часть здания участникам судебных процессов разрешается вносить записывающие устройства, вычислительную технику, мобильные устройства, машинные носители информации, а также другие устройства передачи данных, обеспечивающие выход в Интернет.

Представители средств массовой информации также вправе войти на территорию и в здания судов с мобильными устройствами, видео-, кино- и фотоаппаратурой.

Вопрос их использования представителями СМИ на судебных заседаниях решается председательствующим судьей в соответствии с процессуальным законодательством.

В так называемую служебную зону, где работают судьи и сотрудники судов пронос гаджетов не разрешается. Новые правила действуют всего более двух месяцев и уже вызвали положительную реакцию со стороны участников судебного процесса.

- Упростить процесс отправления правосудия, избавить его от лишних бюрократических процедур теперь стало несложно. Расскажите, пожалуйста, о результатах функционирования электронных сервисов Верховного Суда.

- Электронное правосудие - это наш приоритет. Первые шаги по внедрению информационных технологий в деятельность судов были сделаны в 2006-2007 годы. Постепенно была разработана, апробирована и внедрена во всех судах Казахстана Единая автоматизированная информационно-аналитическая система судебных органов (ЕАИАС СО РК). Но время не стоит на месте и требует внедрения новых сервисов, адекватных запросам общества - мобильных, интерактивных и простых в эксплуатации. Поэтому сегодня Верховным Судом принимаются значительные меры по внедрению в судопроизводство современных программных продуктов и оказанию все большего числа информационных услуг населению Казахстана посредством информационных технологий.

На сегодняшний день интернет-ресурс Верховного Суда представляет собой единый мощный информационный сервис, отражающий деятельность всех судов Республики и обеспечивающий многогранное представление о деятельности судебной системы страны. Базовой информационной системой, на которой основаны все IT-компоненты, является программа «Төрелік». Она, в частности, предназначена для оптимизации и автоматизации судопроизводства, формирования статистических и аналитических данных и т.д.

Одним из важных продуктов системы «Төрелік» является электронный сервис «Судебный кабинет». В рамках данной электронной услуги обеспечен онлайн-доступ участников процесса к судебным документам, возможность мониторинга своего процесса по делу в полном объеме, а также получения судебных решений, аудио-, видеозаписей заседаний, подачи апелляций и т.д.

Для оперативного оповещения участникам судебного процесса направляются СМС-сообщения. Более того, возможности граждан значительно расширены новым сервисом «Мобильный судебный кабинет».

«Судебный кабинет» позволил решить такие проблемы, как несвоевременное предоставление информации, утеря документов, неудобный график работы суда, очереди, отказ в принятии жалоб и другое.

Другим немаловажным шагом стало внедрение во исполнение Плана нации в судах системы аудио-, видеофиксации. В прошлом году данная мера полностью реализована во всех судах. Сегодня 1418 залов судебных заседаний как Верховного Суда, так и всех судов страны оснащены совершенно одинаковой системой аудио-, видеозаписи судебных заседаний.

До конца года нам предстоит оборудовать данной системой еще около 42 залов для следственных судей. Ключевые преимущества системы - синхронная запись аудио- и видео- и синхронное воспроизведение сделанной записи, что позволяет получить полную информацию о происходящем в зале суда. Все видеофайлы хранятся в течение одного года, аудиозаписи - на протяжении срока хранения самого дела.

Еще одним показателем доступности правосудия является система видеоконференцсвязи. Данный электронный сервис стал для участников процесса своего рода гарантией того, что они будут выслушаны в суде, поскольку система позволяет решить ряд вопросов экономии, оперативности и безопасности. Прежде всего, она дает возможность проводить судебное заседание в удаленном режиме без необходимости выезда суда в места лишения свободы, а также исключить конвоирование. То есть теперь подсудимого не обязательно привозить в зал суда. Видеоконференцсвязь организовывается также с учреждениями закрытого медицинского типа, что затрагивает вопросы, связанные с обеспечением здоровья иных лиц, участвующих в деле.

При необходимости посредством ВКС к судебному процессу может дистанционно подключиться любой участник судебного процесса, независимо от места своего нахождения, что также позволяет исключить переносы судебных заседаний. Если человек находится в другом городе и не может дать пояснений или показаний по делу, достаточно лишь обратиться в любой ближайший суд, где ему помогут назначить время и выйти на конференцсвязь с нужным судом.

В целях развития оперативности правосудия Верховным Судом разработан проект «Переход к электронным гражданским делам» и рассматривается создание электронного зала судебного заседания. Указанные меры предполагают сокращение, а в дальнейшем полный отказ от бумажных носителей, т.е. все процессуальные документы и действия планируется перевести в электронный формат. Мы ожидаем, что стороны будут представлять доказательства, подавать ходатайства и иные материалы посредством автоматизированных рабочих мест, оснащенных компьютерами, в зале суда.

С прошлого года в судах Республики по гражданскому судопроизводству уже внедрено электронное судопроизводство по рассмотрению заявлений о вынесении судебного приказа в электронном формате. Данное новшество предусматривает внедрение электронного судопроизводства со стадии подачи и регистрации заявления, составления судьей судебного акта, направление на исполнение в электронном формате.

Наряду с этим, в соответствии с распоряжением председателя Верховного Суда, с марта текущего года судам поручено рассмотрение упрощенного (письменного) производства в электронном формате дел.

Аналогично приказному производству данное новшество предусматривает внедрение электронного судопроизводства со стадии подачи и регистрации искового заявления до направления на исполнение вступившего в законную силу судебного акта.

Необходимо отметить, что на рассмотрение судов поступает большое количество дел указанных категорий. Таким образом, сегодня около 52 процентов дел уже ведется в электронном виде. При этом все рассмотренные дела хранятся в специально созданном электронном архиве. Хранению на бумажном носителе подлежат только решения суда первой инстанции и постановления (определения) суда апелляционной инстанции.

В настоящее время на бумажном носителе ещё продолжают формироваться дела, рассматриваемые в общеустановленном порядке с вызовом сторон. Но и эта часть делопроизводства со временем полностью перейдет в электронный формат. Нет необходимости выполнять «двойную» работу, вести дело в системе «Төрелік», в которой в электронном формате размещаются все документы, а судебные акты подписываются судьей посредством проставления электронной цифровой подписи, и формировать дело на бумажном носителе. Это вопрос ближайшего будущего.

В целом электронное правосудие нацелено на упрощение судопроизводства, повышение его оперативности, доступности и прозрачности. В конечном счете, все это является ключом к росту доверия населения судебной системе страны.

- Одним из важных технологических достижений судебной системы стал Ситуационный центр Верховного Суда. Какие положительные изменения в деятельности судов, связанные с внедрением данного информационного сервиса, вы могли бы отметить?

- 13 сентября 2017 года в ходе Республиканского совещания по вопросам цифровизации Главой государства был дан официальный старт работе Ситуационного центра Верховного Суда.

Ситуационный центр - это единая система мониторинга работы судов, которая дает возможность в онлайн-режиме собирать и анализировать актуальную судебную информацию, поступающую из всех судов республики. Система анализирует основные показатели по делопроизводству, судопроизводству, мониторингу компонентов «Төрелік», отслеживает ход проведения процессов во всех 1418 судебных залах республики посредством АВФ, в реальном времени видит возможные сбои в работе судов и принимает меры по их оперативному исправлению.

Ситуационным центром отслеживается работа 390 местных судов по 700 показателям. Информация обновляется автоматически каждые 15 минут.

Мониторинг, проводимый через Ситуационный центр, позволяет в течение рабочего дня следить за работой канцелярий всех судов республики в части регистрации и процесса распределения дел и материалов. Для просмотра достаточно лишь выбрать определенный регион, посмотреть, в какой суд поступило то или иное дело. Каждая диаграмма представляет собой детальный анализ тех или иных показателей. При этом можно контролировать количество поступивших материалов, пути поступления, оплату государственной пошлины.

Мониторинг применения аудиовидеофиксации в судах позволяет оперативно отслеживать ситуацию в судах республики, видеть количество запланированных и проходящих судебных процессов, а также число оконченных записей.

В целом Верховный Суд осуществляет общий контроль над всеми событиями в судах республики. Таким образом, без наличия жалоб от граждан можно отслеживать нарушения в деятельности судов - задержка начала процесса, проблемы с регистрацией документов.

В то же время система ведет четкий анализ динамики дел по уголовным, административным и гражданским делам. Теперь без труда можно выявить, в каких регионах страны совершено большинство преступлений, оценить результаты рассмотрения дел и уровень рецидива в стране. С помощью системы мониторинга можно также увидеть данные о размерах и видах наказания.

Анализ показал, что с началом запуска Ситуационного центра повысилась эффективность работы канцелярий судов. Потенциал центра позволяет постоянно модернизировать электронные решения по расширению возможностей мониторинга за работой судов.

- В январе т.г. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал Указ об образовании специализированных следственных судов РК. На какой стадии реализации находится процесс открытия следственных судов в стране. Что сделано и что еще предстоит сделать?

- Указом Главы государства от 10 января 2018 года № 620 «Об образовании специализированных следственных судов Республики Казахстан и некоторых кадровых вопросах судов Республики Казахстан» в областных центрах созданы специализированные следственные суды, в Астане и Алматы - специализированные межрайонные следственные суды.

Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и деятельности правоохранительных и специальных государственных органов», принятого Парламентом 21 июня т.г., определена подсудность новых следственных судов. К их ведению отнесены вопросы санкционирования процессуальных действий органов досудебного расследования, а также рассмотрение жалоб на действия следствия (дознания) и прокуратуры.

Правом осуществления судебного контроля, за исключением санкционирования негласных следственных действий, наделены районные и приравненные к ним суды, только в случае, если на соответствующей административно-территориальной единице не создан следственный суд.

После официального опубликования Закона следственные суды заработают во всех областных центрах Казахстана. За это время Верховным Судом созданы все условия для их работы. Речь идет об инфраструктуре - оборудованы залы, специальные секретные режимные помещения, поскольку там будет рассматриваться выдача санкций по негласным следственным действиям и другие моменты. На сегодняшний день материально-техническое оснащение судов обеспечено в полном объеме.

28 июня т.г. Указом Главы государства в обозначенные суды назначены следственные судьи. Штатная численность судей укомплектована в соответствии с проведенным анализом работы действующих следственных судей, уровня их нагрузки, санкционирования, обжалований действий органов досудебного расследования и других критериев.

- В Сарыаркинском районном суде столицы запущен пилотный проект сервиса «Виртуальный суд», позволяющий удаленно участвовать в судебном процессе. Каковы предварительные результаты его реализации?

- С началом запуска проекта всего рассмотрено 12 судебных заседаний посредством мобильной видеоконференцсвязи.

В целом пилотный проект показал себя с положительной стороны - удобство и оперативность процесса обеспечивается за счет использования современных гаджетов. Мобильная видеоконференцсвязь реализована на смартфонах с операционной системой iOS, в работе находится реализация для операционных систем Android. Кроме того, прорабатывается веб-версия видеоконференцсвязи на базе сервиса «Судебный кабинет».

В целом суть проекта в том, что теперь не обязательно приходить в суд для участия в судебном процессе. Можно заявить ходатайство. В указанное время подключиться к суду через свой гаджет и давать показания. Это можно сделать в машине, офисе или даже находясь за границей.

Следует отметить, что это не единственный проект, пилотируемый на базе Сарыаркинского районного суда г. Астаны. Будучи судом с очень большой нагрузкой, суд Сарыаркинского района определен пилотным для совершенствования процессов по отправлению правосудия в рамках реализации программы «Образцовый суд», входящей в «Семь камней правосудия».

Так, для создания максимально комфортных условий для посетителей в суде начал свою работу фронт-офис суда, оборудованный с учетом современных стандартов обслуживания населения. Офис состоит из информационного центра, зоны входящей канцелярии и самообслуживания. Здесь же организованы кабинеты для медиаторов, адвокатов и ознакомления сторон с материалами дела.

По инициативе Верховного Суда РК в Сарыаркинском районном суде г. Астаны реализуется также пилотный проект «Электронная очередь». Он действует по принципу ЦОН при помощи автоматизированного бюро приема и выдачи документов и терминала самообслуживания со сканером. В тестовом режиме запущена функция вызова сторон по гражданскому делу, интегрированная с информационной системой «Төрелік». Участник заседания с помощью удостоверения личности регистрирует себя, и система выдает талон с указанием сторон по рассматриваемому гражданскому делу и номера зала. Внедрение подобных новшеств позволит посетителям получить всю необходимую информацию, запланировать свое время. Для персонала суда система позволяет получить четкую картину распределения потока посетителей и разработать грамотный график работы с учетом статистики посещений.

Немаловажным шагом стал запуск пилотного проекта «Помощник судьи районных судов Астаны», основная цель которого заключается в повышении эффективности работы судов, улучшении качества отправления правосудия, а также оптимизации работы судей и работников суда.

Роль и обязанности помощника судьи заключаются в обеспечении организационно-правового, информационного, документационного, процессуального содействия в деятельности судьи на основании его поручений. В функциональные обязанности помощника судьи входит подготовка заключений по спорным вопросам применения действующего законодательства, изучение поступающих судье обращений граждан и юридических лиц, сбор необходимых сведений, осуществление контроля за деятельностью секретаря судебного заседания, мониторинг действующего законодательства, составление проектов аналитических справок по направлениям деятельности суда. Сегодня в пилотном режиме работает 12 помощников судей. Реализация проекта позволила значительно сократить судейскую нагрузку. Кстати, помощники внедрены за счет оптимизации штата судов Астаны.

- Что вы можете сказать о реализации пилотного проекта «Ночной суд»?

- В современных условиях правильное и эффективное управление временем - одно из важных и решающих аргументов успешного человека. И это относится в равной степени как к суду, так и гражданину, вовлеченному в судебный процесс.

Исходя из передового опыта стран США, Сингапура Верховным Судом реализуется пилотный проект по внедрению работы ночных судов, предусматривающих наиболее удобные возможности реализации гражданами прав на судебную защиту и судебное разбирательство.

В мае текущего года были проведены рабочие совещания с правоохранительными органами по вопросам работы судов в ночное время. Заключены меморандумы о взаимопонимании и взаимном сотрудничестве между областными судами и местной полицейской службой Департамента внутренних дел.

В настоящее время в пилотном режиме в ночное время функционируют административные суды городов Астаны, Алматы, Усть-Каменогорска, Шымкента, Актау, Уральска.

К категории дел ночного суда относятся административные правонарушения в сфере дорожно-транспортных происшествий, при условии если правонарушитель признает себя виновным и согласен с причиненным ущербом; мелкое хулиганство, семейно-бытовые правонарушения.

В рамках проекта административные дела рассматриваются судами с 18 часов 30 минут до 22 часов.

В случае изменения позиции лица, привлекаемого к административной ответственности к вменяемому правонарушителю, и непризнания вины, необходимости участия в деле прокурора, адвоката, переводчика, эксперта, специалиста либо иных заинтересованных лиц, а также изучения и предоставления дополнительных доказательств, судья откладывает судебное заседание для рассмотрения дела в общем порядке.

За один месяц работы пилот уже показывает положительные результаты. Так, судами рассмотрено 1 328 дел, из них в г. Алматы - 500, Астане - 353, Уральске - 237. В основной массе это дела по нарушению водителями правил дорожного движения.

Проект получает положительные отзывы от граждан, участников судопроизводства. Основными плюсами является сокращение сроков рассмотрения дел, немедленная выдача постановлений сторонам, значительное сокращение срока получения страховой выплаты.

Думаю, со временем будет еще больше желающих на рассмотрение дела в вечернее время, что, в свою очередь, сократит количество дел, рассматриваемых в общем порядке в дневное время.

Безусловно, все проводимые сегодня преобразования в судебной системе нацелены на исполнение основной установки Главы государства - повысить доверие населения к судам и обеспечить верховенство закона.

31 июля 2018, 15:50
Источник, интернет-ресурс: Сактаганова Л., Медиа-корпорации «ЗАЊ»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript