Статистический анализ Закона Республики Казахстан «О товарных биржах» от 4 мая 2009 года № 155-IV (Даулетханова А.А., Старший научный сотрудник Института законодательства Республики Казахстан, кандидат юридических наук) (© Paragraph 2018) (5.0.1.76)

Статистический анализ
Закона Республики Казахстан «О товарных биржах»
от 4 мая 2009 года № 155-IV

Даулетханова А.А.,

Старший научный сотрудник

Института законодательства

Республики Казахстан,

кандидат юридических наук

 

В целях выявления динамики изменения и уровня стабильности некоторых законов было проведено исследование на основе анализа статистических данных [1].

Предметом исследования выступает Закон Республики Казахстан «О товарных биржах» от 4 мая 2009 года № 155-IV (далее - Закон).

Предварительное исследование содержит изложение основных выводов о динамике изменений вышеуказанного закона с описанием ее эффектов, а также анализ стабильности данного законодательного акта.

 

1. Общие положения

 

Закон был принят 04 мая 2009 года. Начиная с 2009 года, в период 101 месяцев, изменения и дополнения в Закон были внесены 22 законами. При этом наибольшее количество поправок в Закон вносились на отрезке 2014-2015 годов [[1]] (Диаграмма 1). В этот период наблюдается законодательная активность в государстве. Так, были изменения и дополнения в законодательствах по вопросам закрепления компетенции государственных органов, совершенствования исполнительного производства, разграничения полномочий между уровнями государственного управления, улучшения условий для предпринимательской деятельности, регулирования торговой деятельности.

Данная активность совпадает с общей тенденцией интенсивности законотворчества и собственными закономерностями и практикой внесения изменений и дополнений в Закон, предусматривающих совершенствование сферы биржевой торговли.

Средний период стабильности Закона равен 4,59 [[2]] значению из чего следует, что в среднем в Закон внесены изменения 1 раз в 4,5 месяцев.

 

 

 

Диаграмма 1

Статистический анализ Закона Республики Казахстан «О товарных биржах» от 4 мая 2009 года № 155-IV (Даулетханова А.А., Старший научный сотрудник Института законодательства Республики Казахстан, кандидат юридических наук)

 

Наибольшим числом законов были внесены изменения и дополнения в Закон в 2014 году - 7 законами, а также в 2011 и 2015 годах - 3 законами, в 2009, 2012, 2013, 2016 годах - 2 законами, и в 2010 году - 1 законом. (Таблица 1)

 

Таблица 1

Год

2011

2014

2015

2016

Количество

законов,

которыми

внесены

изменения и

дополнения

в Закон

3

7

3

2

 

Анализ изменений и дополнений Закона по дням, месяцам в 2014 году показал, что изменения в Закон начали вноситься с января 2014 года и вносились по декабрь 2014 года с периодичностью примерно от двух дней до 11 месяцев 6 дней (Таблица 2).

Таблица 2

Дни, месяцы 2014 г.

Январь

(ч/з 6 мес. 10дн.)

 

16 мая

/з 4 мес. 1дн.)

 

10 июня

/з 25 дн.)

4 июля

/з 24 дн.)

Количество

законов,

которыми

внесены

изменения и

дополнения

в Закон

2

1

1

1

 

Период стабильности по Закону в минимальном значении составляет 2 дня, в максимальном 11 месяцев 6 дней (Диаграмма 2).

Значение периода стабильности Закона равное 2 дням означает, что период времени между принятием двух законов, которые вносят изменения и дополнения в Закон составляет 2 дня. То есть, за 2 дня двумя законами были внесены поправки в нормы Закона. В связи с чем, его редакция обновилась дважды за 2 дня.

Максимальный период стабильности в 11 месяцев 6 дней означает, что наибольший период времени между двумя изменениями и дополнениями в Закон равен 11 месяцам 6 дням.

С начала действия Закона с мая 2009 года по июль данного года изменения и дополнения в Закон не вносились.

 

Диаграмма 2

Статистический анализ Закона Республики Казахстан «О товарных биржах» от 4 мая 2009 года № 155-IV (Даулетханова А.А., Старший научный сотрудник Института законодательства Республики Казахстан, кандидат юридических наук)

 

Отмечаем, что период стабильности Закона «свыше 11 месяцев» приходится на отрезок времени с июля 2011 года по июнь 2012 года. Так периодичностью «до 9 месяцев» в 2011, 2015 годах, «до 6 месяцев» в 2011, 2014 годах, и «до 1 месяца» 2011, 2012, 2014, 2015 годах. (Таблица 3).

 

 

Таблица 3

Периодичность в месяцах, годах

До 1 мес.

До 6 мес.

До 9 мес.

До 12 мес.

Свыше 1 года

Количество

законов,

которыми

внесены

изменения и

дополнения

в Закон

7

9

4

3

0

 

В максимальный период стабильности более 11 месяцев вносились изменения и дополнения в Закон 1 законом из 22. Данное количество является показателем, того, что большинство законов, которыми внесены поправки в Закон, принимались периодами менее одного года.

Необходимо отметить, что из 22 законов только 1 (11,11%) посвящен исключительно вопросам регулирования торговой деятельности (Таблица 4).

Следовательно, 21 или 88,89% законов, внесших изменения и дополнения в Закон, не были прямо связаны с системой торговой деятельности (строка 3 Таблицы 4). Однако именно эта категория законов является преобладающей.

Следует также отметить, что объективно количество законов о внесении изменений и дополнений могло быть сокращено, так как в большинстве законов о внесении изменений и дополнений с поправками редакционного характера содержалось лишь небольшое количество норм (как видно из представленной таблицы), которое могло быть принято одним законом, так как внесенные изменения и дополнения носили косвенный характер в сфере биржевой торговли.

 

Таблица 4

 

Количество законов, которыми внесены изменения и дополнения в Закон

2011 год

2014 год

2015 год

2016 год

1

общее количество, в т.ч. принято с целью:

3

7

3

2

2

решения вопросов торговой деятельности

0

0

1

0

3

по иным вопросам

3

7

3

2

 

Как показывает статистический анализ, представленный в Таблице 4 (строка 2), для решения вопросов торговой деятельности в период времени с мая 2009 года до октября 2015 года (что составляет 77 месяцев, или 6 лет 5 месяца) был принят всего один закон.

 

2. Постатейный анализ

 

За период действия Закона наибольшим изменениям подверглись десять статей, в остальные поправки вносились по одному разу (Таблица 5).

 

Таблица 5

 

Статья

Заголовок статьи

Количество законов

Статьи, в которые поправки внесены несколькоми законами:

 

Статья 4

Компетенция уполномоченного органа

11

Статья 24

Представление сведений о деятельности товарных бирж, составляющих коммерческую тайну

7

Статья 3

Компетенция Правительства Республики Казахстан в области деятельности товарных бирж

6

Статья 1

Основные понятия, используемые в настоящем Законе

4

Статья 25

Государственный контроль в сфере товарных бирж

3

Статьи, в которые поправки внесены 2 законами:

Статья 4-2

Реализация товаров, вошедших в перечень биржевых товаров

2

Статья 10

Типовые правила биржевой торговли

2

Статья 13-1

Государственные закупки через товарную биржу

2

Статья 15-1

Режимы проведения биржевых торгов

2

Статья 17

Клиринговая деятельность по биржевым сделкам

2

Статьи, в которые поправки внесены 1 законом:

Статья 4-1

Полномочия по получению информации

1

Статья 5

Лицензирование деятельности в сфере товарных бирж

1

Статья 6

Товарная биржа

1

Статья 8

Разрешение споров на товарной бирже

1

Статья 11

Члены товарной биржи

1

Статья 12

Работники товарной биржи

1

Статья 13

Деятельность товарной биржи

1

Статья 13-2

Права и обязанности товарной биржи

1

Статья 16-1

Фонды товарной биржи по обеспечению исполнения биржевых сделок

1

Статья 18

Биржевая цена

1

Статья 19

Порядок осуществления деятельности брокера и дилера

1

Статья 26

Порядок проведения проверок деятельности товарных бирж

1

Статья 27

Решение уполномоченного органа по результатам проверки деятельности товарной биржи

1

 

Как видно из представленной в таблице информации, основные статьи, подвергшиеся изменениям и дополнениям, касаются государственного регулирования, контроля, компетенций Правительства, уполномоченного органа в сфере биржевой торговли, основных понятий и принципов, используемых в Законе. Данные поправки связаны с изменениями и дополнениями в некоторые законодательные акты по вопросам пересмотра компетенции уполномоченных государственных органов и Правительства Республики Казахстан, закрепления компетенций государственных органов, дальнейшего совершенствования системы государственного управления, дальнейшего упрощения отправления правосудия, снижения бюрократических процедур, кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности, порядка проведения проверок деятельности товарных бирж.

Так, всего за период действия Закона были изменены, дополнены 23 статей. Большинство дополнений и изменений Закона коснулись статьи 1 (где понятийный аппарат дополнен новыми положениями как биржевой брокер, гарантийный фонд, режим классической торговли, кросс-сделка, режим двойного встречного аукциона, страховой фонд, режим стандартного аукциона, электронная торговая система товарной биржи, электронные биржевые торги).

За ней следует изменения и дополнения статьи 3(дополнен подпунктом 7), подпункт 4) изложен в новой редакции, подпункты 2), 3), 4), 5), 6), 6-1), 6-2) и 6-3) исключены; статьи 4 (где из 11 подпунктов искючены 6, также нормы которой подверглись изменениям 11 Законами, дополнен подпунктами 2-1), 2-2), 3-6),7-1),11); по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма и обналичивания денег); дополнен новыми статьями 4-1 и 4-2; статьи 5 (внесены измененияв целях исключения нормы бланкетного характера);статьи 6 (дополнен нормой об уставном капитале товарной биржи); статьи 8 (пункт 2 изложен в новой редакции); статьи 10 (подпункт 2) порядок проведения биржевых торгов изложен в новой редакции и дополнен подпунктами 8), 9) и 10) в части порядка представления товарной биржей отчетов уполномоченному органу, а также размещения информации о проводимых торгах на интернет-ресурсе товарной биржи, проведения государственных и иных закупок через товарную биржу); статьи 11 (изменения касательно количества членов товарной биржи и ограничения по ним); статьи 13 (подпункт 7) пункта 2 изложен в новой редакции); дополнен статьями 13-1, 13-2, 15-1 и 16-1); статьи 17 (дополнен пункт 5 подпунктом 4) и пунктом 6); статьи 18 (пункт 2 изложен в новой редакции); статьи 24 (дополнен подпунктами 1-1) и 6), подпункт 4) изложен в новой редакции); статьи 27 (внесено изменение редакционного характера).

 

 

3. Стабильность Закона

 

С начала действия Закон подвергался изменениям 22 раза. При этом наибольшее количество изменений и дополнений было внесено в Закон в 2014-2015 годах (10 законами) (Диаграмма 1), (таблица 1).

Анализ стабильности Закона

В рамках исследования для Закона был исчислен «период стабильности», под которым понимается длительность условного периода, в течение которого в законодательный акт не вносились изменения (Таблица 6).

Таким образом, среднее значение периода стабильности (Кстаб.) определяется через соотношение общего срока действия закона, в месяцах, (Т) на общее количество законов, которые вносили изменения и дополнения (А), и выражается в следующей формуле:

 

Кстаб.=Т/А

 

Таблица 6

 

Закон

Кол-во законов, которыми внесены изменения в закон

(А)

 

Срок действия закона,

в месяцах(Т)

 

Среднее значение периода стабильности

 стаб.)

 

Средний период стабильности

Среднее кол-во законов, принимаемых в течении одного года

Закон

22

101

4, 59

4,59 месяцев

0,38 закона

 

Таким образом, среднее значение стабильности Закона составляет 4,59, что означает, что изменения в Закон принимались каждые четыре с половиной месяцев.

 

Нестабильность законодательства

Понятие «коэффициент нестабильности» означает величину, определяемую как результат деления количества нормативных актов, вносивших в него изменения, на количество месяцев, прошедших от момента принятия акта до момента измерения.

Чем выше коэффициент нестабильности, тем чаще менялся закон. Значение коэффициента нестабильности (Кнестаб.) находится в зависимости от двух параметров: количества законов, вносящих изменения (А) и периода действия закона, в месяцах (T) и определяется как соотношение их числовых величин и выражается в следующей формуле:

 

Кнестаб. = А/Т

 

В Таблице 7 представлен расчет Коэффициента нестабильности на 01января 2015 года, а в Таблице 8 - Коэффициент нестабильности на 01 января 2018 года.

Таблица 7

 

Закон

Кол-во законов, которыми внесены изменения (А)

Срок действия закона,

в месяцах

(на 01.01.2015)(Т)

 

Коэффициент нестабильности

Кнестаб.

 

Закон

17

68

0,25

 

Таблица 8

 

Закон

Кол-во законов, которыми внесены изменения (А)

Срок действия закона,

в месяцах

(на 01 января 2018)(Т)

 

Коэффициент нестабильности

Кнестаб.

 

Закон

22

101

0,21

 

Сравнение значений коэффициентов нестабильности, полученных в разное время, дает представление о том, во сколько раз выросла либо уменьшилась интенсивность изменения конкретного закона. Изменение коэффициента нестабильности (Кизм.) определяется как соотношение коэффициента нестабильности на 01 января 2018 года (Кнестаб. на 01 января 2018) к коэффициенту нестабильности на 01 января 2015 года (Кнестаб. на 01.01.2015) и выражается в следующей формуле:

 

Кизм. = Кнестаб. на 01 января 2018 / Кнестаб. на 01.01.2015

 

Закон

Коэффициент нестабильности

на 01.01.2018

 

Коэффициент нестабильности

на 01 января 2015

 

Изменение коэффициента нестабильности

Закон

0,21

0,25

0,84

 

Расчет коэффициента нестабильности показывает существование тенденции в сторону уменьшения роста коэффициента нестабильности по Закону. Полученный результат означает, что указанный Закон стал меняться реже, чем в более ранний период.

 

Основные выводы:

Закон является относительно стабильным. Динамика принимаемых законов, которыми вносились изменения и дополнения в Закон показывает процесс планомерного и стабильного совершенствования законодательства.

С начала действия Закон подвергался изменениями дополнениям 22 раза. Наибольшее число законов, которыми были внесены изменения и дополнения в Закон, были приняты в 2014-2015 годах (10 законами).


[1]Подготовлено с использованием результатов статистического обзора законов РГП «Республиканский центр правовой информации» по состоянию на январь 2018 года.

[2]Средний период стабильности - длительность условного периода, в течение которого в законодательный акт не вносятся изменения. Среднее значение периода стабильности определяется через соотношение общего срока действия закона, в месяцах, на общее количество законов, которые вносили изменения и дополнения.

 

12 октября 2018, 16:04
Источник, интернет-ресурс: Даулетханова А.А.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript