Доклад Министра национальной экономики РК на заседании Правительства РК по вопросам развития государственно-частного партнерства (г. Астана, 23 октября 2018 года) (©Paragraph 2018 / 5.0.2.2)

Доклад Министра национальной экономики РК на заседании Правительства РК по вопросам развития государственно-частного партнерства
(г. Астана, 23 октября 2018 года)

 

О работе по развитию ГЧП в Казахстане

 

ПЕРВОЕ. По состоянию на 15 октября текущего года заключено 443 договора на общую сумму 1,1 трлн. тенге. За 10 месяцев 2018 года заключено 192 договора на сумму 845 млрд. тенге:

За этот же период введено в эксплуатацию 275 объектов на сумму 142,1 млрд. тенге. За 10 месяцев 2018 года - 49 объектов на сумму 29,1 млрд. тенге.

Дополнительно, на различных стадиях подготовки находится 721 объект на 1,5 трлн. тенге. Прирост за 10 месяцев 2018 года составил 253 проекта.

В отраслевом разрезе из 449 объектов большинство приходится на сферы образования (286 объектов), здравоохранения (68 объектов), культуры и спорта (36 объектов).

В свою очередь, механизм ГЧП практически не применяется в таких ключевых сферах как водоснабжение и водоотведение, туризм.

В этой связи, госорганам предлагается активизировать работу в данном направлении.

Из вышеозвученных заключенных договоров, основная доля приходится на регионы. Это 440 объектов ГЧП на сумму 221,1 млрд. тенге.

Лидерами по количеству заключенных договоров в 2018 году являются г. Алматы (45), ВКО (33), Костанайская (25) и Акмолинская (24) области.

Всего объем привлеченных инвестиций на данные проекты составляет 100,6 млрд. тенге.

Лидерами по объему привлеченных инвестиций в 2018 году являются г. Астана (8,5 млрд.тг.), Восточно-Казахстанская (6,2 млрд.тг.), Актюбинская области (6,1 млрд.тг), г.Шымкент (5,9 млрд.тг).

В целом, ГЧП позволило снизить разовую нагрузку на бюджет. Это 142,1 млрд. тенге по 275 объектам. Это обеспечило 77 тысяч посещений в месяц в мед.учреждениях. Было введено 30 тысяч мест в дет.садах. Построено 6 спортивно-оздоровительных комплексов на 2500 посещений.

ВТОРОЕ. В июле текущего года принят ряд поправок в действующие законодательные акты. Поправки в части признания договоров ГЧП для БВУ в качестве залогового обеспечения.

Для этого предусмотрен специальный счет в БВУ для зачисления платежей, регламентированы процедуры замены частного партнера, гарантия возврата средств БВУ при расторжении контракта и другие изменения.

ТРЕТЬЕ. Стимулирование местных проектов ГЧП

Для реализации большего количества инфраструктурных проектов со значительными выплатами из бюджета, внесены изменения в Методику определения лимитов гособязательств по проектам ГЧП.

Для городов республиканского значения и столицы увеличены коэффициенты до 0.5 от собственных доходов с учетом ТОХ. Для всех регионов исключены из расчета обязательства МИО перед БВУ и иными кредиторами.

Данная мера позволила увеличить лимиты МИО на 2018-2020 годы. Общий лимит увеличился с 674,2 млрд. до 937,5 мрлд тенге, то есть на 39 %.

ЧЕТВЕРТОЕ. Привлечение иностранных инвесторов на местные проекты

Ранее, компенсация валютных рисков предоставлялась только по особо значимым республиканским проектам.

У регионов отсутствовала возможность реализовывать крупные проекты, в которых имеются валютные компоненты.

Внесены соответствующие изменения в действующие критерии отнесения концессионных проектов к особо значимым проектам. Это позволило в городах областного значения реализовывать крупные инфраструктурные проекты.

Первый опыт по реализации местного концессионного проекта особой значимости планируется в ВКО (многопрофильная клиника на 300 коек).

ПЯТОЕ. «Программное ГЧП»

Для возможности реализации типовых (однородных) проектов предусмотрена возможность в отраслевых госпрограммах определять базовые параметры.

Первым практическим шагом стало изменение Гос. программы развития образования.

В рамках этих программ будут обеспечены студенты местами в общежитиях ВУЗов и колледжей, и строительство детских садов. Для этого подготовлена вся правовая база. Это позволит привлечь бизнес и ускорить ввод новых общежитий.

Принятие обновленной госпрограммы завершило фазу формирования нормативной базы для «программного ГЧП». Теперь перейдем к практической реализации этого направления.

ШЕСТОЕ. Также, в 2017 году Правительством подписано соглашение с ОЭСР на проведение обзора по ГЧП.

Экспертами ОЭСР представлен промежуточный обзор и рекомендации. Министерство совместно с отраслевыми ведомствами ведет анализ представленных рекомендаций. По итогам этой работы рекомендации будут учтены при подготовке соответствующих поправок в законодательство.

СЕДЬМОЕ. Проведены кустовые семинар-совещания с участием всех регионов

В течение 2018 года Министерством совместно с Каз.центром ГЧП проведен ряд выездных семинаров в городах Астана, Атырау, Тараз, Усть-Каменогорск с вовлечением более 445 специалистов со всех регионов страны.

Данные меры соответствуют одной из рекомендаций ОЭСР по повышению квалификации региональных кадров для обеспечения разработки проектов в соответствии с передовой международной практикой.

Исходя из вышеизложенного, наблюдается положительная тенденция роста в развитии ГЧП в стране.

Теперь необходимо перейти к дальнейшим шагам. В этой связи предлагается перейти от «количества» к «качеству».

Как видно из слайда стоимость проектов практически равна сумме государственных обязательств по проектам ГЧП. То есть проекты структурируются с максимальным применением финансовых мер поддержки из бюджета. Указанные проекты снижают нагрузку на бюджет, в основном, в виде временной отсрочки выплат из бюджета. Однако по таким проектам в будущем бюджет выплатит все затраты.

Следует отметить, что в погоне за количественными показателями отдельными регионами практикуется заключение долгосрочных договоров государственных закупок под видом договоров ГЧП.

Заключение таких договоров ведет к существенному уменьшению лимитов государственных обязательств по проектам ГЧП местных исполнительных органов. Они значительно ограничивают возможности МИО на инициирование реально значимых проектов.

Министерством проведен анализ текущих проектов ГЧП, в результате которого указанные проекты были разделены на условные 3 категории:

1. Не требующие возмещения затрат из государственного бюджета;

2. Требующие возмещения эксплуатационных затрат из государственного бюджета. Примером являются проекты, реализуемые в рамках «Программного ГЧП» (размещение образовательного госзаказа в детских садах).

3. Требующие возмещения всех затрат частного партнера из государственного бюджета.

Как видно на слайде, из 449 объектов 86 объектов относятся к 1 категории. Их общая сумма составляет лишь 22,6 млрд. тенге.

При этом, основная часть из 259 объектов относятся ко 2 категории на сумму 270,6 млрд. тенге.

В 3 категории - 104 объекта на сумму 803,1 млрд. тенге.

В этой связи, Министерством начата работа по внедрению критериев качества проектов ГЧП.

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ДАЛЬНЕЙШИЕ МЕРЫ

1. К настоящему времени зарегистрированы не все заключенные договора.

Обусловлено это тем, что органы казначейства не регистрируют договора ГЧП, по которым не предусмотрены государственные обязательства (прямые выплаты из бюджета).

Для повышения интереса инвесторов к проектам ГЧП и ведения корректной статистики предлагается Министерству финансов обеспечить регистрацию всех договоров ГЧП.

Также для дальнейшего развития ГЧП предлагается:

2. Внедрить оценку критериев качества и мониторинг сроков подготовки проектов ГЧП;

3. Отраслевым госорганам и местным исполнительным органам актуализировать Дорожные карты по развитию ГЧП с учетом принятых решений, а также расширения сфер ГЧП;

4. Государственным органам совместно с Казахстанским центром ГЧП продолжить мероприятия по повышению квалификации сотрудников по вопросам ГЧП.

 

 

30 октября 2018, 16:50
Источник, интернет-ресурс: Министерства национальной экономики РК

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript