Содержание института государственной пошлины в гражданском судопроизводстве (Мамонтов Н.И., судья Верховного Суда Казахстана в почетной отставке; Мамонтов В.Н. помощник судьи Есильского районного суда города Астаны) (©Paragraph 2018 / 5.0.2.5)

Содержание института государственной
пошлины в гражданском судопроизводстве

 

Мамонтов Н.И.

судья Верховного Суда

Казахстана в почетной отставке

 

Мамонтов В.Н.

помощник судьи Есильского

районного суда города Астаны

 

 

«Мы должны быть рабами законов,

чтобы стать свободными»

Марк Туллий Цицерон

 

В гражданском процессуальном праве используется термин «судебные расходы», в состав которых включается государственная пошлина и издержки, связанные с производством по рассмотрению судом материально-правового отношения [2. ст. ст. 102, 108].

Судебные расходы выполняют две важные функции: 1) компенсационную, которая реализуется в полном или частичном возмещении (компенсации) государству затрат (расходов), понесенных судом и участниками процесса судебных издержек и 2) предупредительную, которая предназначена для пресечения злоупотреблений участниками процесса процессуальными правами и затягивания процесса [10. С. 221].

Институт государственной пошлины регулируется исключительно Налоговым кодексом и включает в себя понятие государственной пошлины, виды ее плательщиков и объектов взимания, ставок и порядка уплаты, оснований ее возврата, а также категории субъектов гражданских процессуальных отношений, освобождаемых от ее уплаты при совершении юридически значимых действий в судах первой и кассационной инстанции по делам приказного, искового, особого искового, особого производств [1. п. 1 ст. 607, ст. 608, пп. 1) п. 1 ст. 609, ст. ст. 610, 616, 623, 108].

Правовая природа государственной пошлины не получила единого определения в законодательстве и теории права. Институт государственной пошлины в разных аспектах можно считать межотраслевым институтом, содержание которого регулируется налоговым, бюджетным, гражданским процессуальным законом.

Государственная пошлина как обязательный платеж не предназначена для обеспечения существования государственных органов за счет государственной пошлины, в том числе судов, правоохранительных органов. Государственная пошлина взыскивается (удерживается) в связи с той государственной услугой, которую в пределах своей юрисдикции оказывает соответствующий государственный орган (отправление правосудия, обеспечение законности и правопорядка и т.д.) плательщику государственной пошлины.

Закон предлагает широкое понимание государственной пошлины, так как она уплачивается не только при отправлении правосудия, но и при совершении юридически значимых действий другими органами [1. п. 1 ст. 609; 11. С. 206].

Государственная пошлина подлежит уплате в государственный бюджет, под которым понимается централизованный денежный фонд государства, объединяющий республиканский и местные бюджеты без учета взаимопогашаемых операций между ними. Именно государственный бюджет и предназначен для финансового обеспечения реализации задач и функций государства [3. пп. 12) п. 1 ст. 3].

Государственный бюджет подразделяется на республиканский бюджет и местные бюджеты (областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы; районный (города областного значения) бюджет; бюджет города районного значения, села, поселка, сельского округа) [3. ст. ст. 7, 8, 9, 9-1].

Применительно к гражданскому судопроизводству государственная пошлина уплачивается:

- в республиканский бюджет с подаваемых в суд исковых заявлений к государственным учреждениям [3. пп. 36 п. 1 ст. 49];

- в бюджет города республиканского значения, столица государственная пошлина, кроме консульского сбора и государственных пошлин, зачисляемых в республиканский бюджет [3. пп. 19) п.1 ст. 51];

- в районный (города областного значения) бюджет уплачивается государственная пошлина, кроме консульского сбора и государственных пошлин, зачисляемых в республиканский бюджет [3. пп. 18) п.1 ст. 52].

В бюджеты города районного значения, села, поселка, сельского округа государственная пошлина за совершение юридически значимых действий в судопроизводстве не платится (не поступает).

В налоговом законодательстве под государственной пошлиной понимается обязательный платеж в бюджет установленной законом суммы денег за совершение юридически значимых действий с подаваемых в суд исковых заявлений, заявлений особого искового производства, заявлений (жалоб) по делам особого производства, заявлений о вынесении судебного приказа, заявлений о выдаче дубликата исполнительного листа, заявлений о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений арбитража и иностранных судов, заявлений о повторной выдаче копий судебных актов, исполнительных листов и иных документов [1. пп. 1) п. 1 ст. 609].

Государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами, уплачивается до подачи соответствующего заявления (жалобы) или заявления о вынесении судебного приказа, за исключением дел, по которым лицо освобождается от уплаты государственной пошлины [1. пп. 1) п. 1 ст. 623, ст. 616].

Создается такое впечатление, что государственная пошлина подлежит уплате в государственный бюджет при подаче в суд соответствующего заявления, жалобы, кассационного ходатайства. Фактически же государственная пошлина уплачивается в установленном законом размере за совершение судом процессуального действия (вынесения процессуального решения) по рассмотрению по существу соответствующего материально-правового отношения.

Например, судья по предусмотренным процессуальным законом основаниям выносит определение об отказе в принятии искового заявления (заявления) в производство суда, которое оплачено государственной пошлиной. Аналогичным образом судья может вынести определение о возвращении искового заявления, заявления [2. ст.ст. 151, 152].

В указанных случаях в определении судья обязан указать, что истец, заявитель вправе обратиться до истечения трехлетнего срока со дня уплаты государственной пошлины в налоговый орган по месту ее платежа с заявлением о возврате уплаченной государственной пошлины, предоставив платежный документ [1. пп. 4) п. 1 ст. 108; 8. ст. ст. 30-38].

Если по предусмотренным процессуальным законом основаниям судья выносит определение:

1) о прекращении производства по делу, если оно не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства [2. пп. 1) ст. 277];

2) об оставлении иска без рассмотрения, а) если дело не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства [2. пп. 13) ст. 279]; б) если истцом не соблюден установленный для данной категории дел порядок предварительного разрешения спора [2. пп. 1) ст. 279]; в) если иск подан недееспособным лицом (несовершеннолетним лицом, не признанным эмансипированным, а равно физическим лицом, недееспособность которого признана в судебном порядке либо лицом, признанного судом ограниченно дееспособным), [2. пп. 2) ст. 279; 4. ст. ст. 22-1, 26, 27], то в определении должно быть указано о возвращении истцу уплаченной им государственной пошлины в порядке, установленном законом [1. пп. 5) п. 1 ст. 108].

Если в суде первой или апелляционной инстанции стороны заключили мировое соглашение, соглашение об урегулировании спора в порядке медиации или партисипативной процедуры, то в определении суда указывается, что уплаченная истцом государственная пошлина подлежит возврату в полном размере в порядке, установленном законом [1. пп. 3) п. 1 ст. 108; 2. пп. 4) ч. 5 ст. 177, ст. ст. 176, 180-182; 7. п. 5 ст. 27].

Кассационное ходатайство о пересмотре в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных актов местных судов оплачивается государственной пошлиной в размере 50 процентов от соответствующей ставки государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления (заявления) имущественного и (или) неимущественного характера [1. ст. 610].

Исковое заявление (заявление) может быть удовлетворено полностью или частично. С учетом этого в кассационном ходатайстве могут приводиться доводы о проверке законности судебных актов местных судов не в полном объеме искового заявления (заявления), а только в той части, в которой иск удовлетворен или в удовлетворении иска отказано. Это влияет на цену иска и, соответственно, на размер государственной пошлины, которой подлежит оплате кассационное ходатайство. Было бы более справедливо и разумно, если бы кассационное ходатайство оплачивалось государственной пошлиной по цене иска, которая установлена вступившим в законную силу судебным актом, о пересмотре которого подается кассационное ходатайство.

Правовая судьба кассационного ходатайства определяется одним из распорядительных или процессуальных действий:

1) возвращение кассационного ходатайства до его предварительного рассмотрения

Если кассационное ходатайство возвращается по таким основаниям как:

1) подача по истечении шести месяцев со дня вступления в законную силу судебного акта и отсутствия заявления о восстановлении этого срока, пропущенного по уважительным причинам;

2) отзыв кассационного ходатайства до его предварительного рассмотрения;

3) отказ от кассационного ходатайства при его рассмотрении в суде кассационной инстанции,

то выносится постановление о возвращении кассационного ходатайства.

По другим предусмотренным законом основаниям кассационное ходатайство возвращается письмом. Но при этом не указывается, кем такое письмо подписывается (председателем судебной коллегии, судьей, сотрудником аппарата Верховного Суда).

Участник материально-правового отношения или профессиональный процессуальный представитель в его интересах вправе подать на имя Председателя Верховного Суда Казахстана кассационное ходатайство о пересмотре по основаниям, предусмотренным частью 6 статьи 438 ГПК, постановления судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Казахстана.

Такое кассационное ходатайство подлежит оплате государственной пошлиной в размере 50 процентов от соответствующей ставки государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления (заявления). Такая государственная пошлина подлежит уплате, поскольку возникает вопрос о совершении процессуального действия Председателем Верховного Суда по проверке законности не только вступивших в законную силу судебных актов местных судов, но и судебного акта, вынесенного кассационной инстанцией Верховного Суда Казахстана.

Законодатель только указывает, что Председатель Верховного Суда вправе внести в Верховный Суд кассационное представление и пересмотре в кассационном порядке постановления кассационной инстанции Верховного Суда Казахстана (одновременно о пересмотре соответствующих судебных актов местных судов), которое рассматривается коллегиальным составом не менее семи любых судей Верховного Суда Казахстана (не только судьями судебной коллегии по гражданским делам).

Но законодатель не указывает, какие процессуальные действия должен совершить Председатель Верховного Суда, если им принято решение о возврате кассационного ходатайства или об отказе в возбуждении экстраординарного кассационного производства.

Процедуры предварительного рассмотрения кассационного ходатайства не применяются в отношении Председателя Верховного Суда Казахстана, поскольку он не является судьей кассационной инстанции, не рассматривает в предварительных формальных процедурах кассационное ходатайство о пересмотре постановления судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Казахстана и, следовательно, не выносит постановление о возвращении кассационного ходатайства или об отказе в его удовлетворении. Представляется, что в указанных случаях свое решение о возвращении кассационного ходатайства или об отказе в возбуждении кассационного производства Председатель Верховного Суда Казахстана вправе излагать в форме письма, а не соответствующего постановления.

В случае возвращения кассационного ходатайства по предусмотренным законом ст. 442 ГПК основаниям уплаченная при подаче кассационного ходатайства государственная пошлина возвращается стороне материально-правового отношения, которая уплатила государственную пошлину [1. пп. 7) п. 1 ст. 108].

В то же время при отказе в возбуждении кассационного производства по пересмотру в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных актов местных судов и суда кассационной инстанции уплаченная при подаче такого ходатайства государственная пошлина не возвращается.

2) предварительное рассмотрение кассационного ходатайства, по результатам которого выносится постановление об отказе во внесении или о внесении дела на рассмотрение коллегиального состава суда кассационной инстанции [2. ст.ст. 443, 444].

При предварительном рассмотрении кассационного ходатайства, независимо от результатов рассмотрения, уплаченная государственная пошлина не возвращается.

3) коллегиальное рассмотрение дела по кассационному ходатайству судом кассационной инстанции в судебном заседании [2. ст.ст. 449, 450].

Если в суде кассационной инстанции при рассмотрении кассационного ходатайства в судебном заседании или при подготовке дела к рассмотрению в судебном заседании стороны материально-правового отношения заключают мировое соглашение, соглашение об урегулировании спора в порядке медиации или партисипативной процедуры, то лицу, подавшему кассационное ходатайство, возвращается 50 процентов от суммы государственной пошлины, уплаченной им при подаче кассационного ходатайства [1. пп. 3) п. 1 ст. 108].

Государственная пошлина может выражаться:

1) в твердой денежной сумме, соответствующей определенному числу месячного расчетного показателя. Например, с исковых заявлений неимущественного характера или не подлежащих оценке - 0,5 месячного расчетного показателя (МРП); с исковых заявлений о расторжении брака - 0,3 МРП; с жалоб на неправомерные действия (бездействие) и решения государственных органов и их должностных лиц, ущемляющих права юридических лиц - 5 МРП;

2) в процентном отношении к цене иска. Например, с исковых заявлений имущественного характера для физических лиц - 1 процент от цены иска, а для юридических лиц - 3 процента от цены иска;

3) в комбинированном сочетании, когда в исковом заявлении объединены требования имущественного характера, оплачиваемые госпошлиной в процентном отношении от цены иска, и неимущественного характера, которые оплачиваются государственной пошлиной в определенном количестве МРП.

Государственная пошлина во всех случаях предварительно подлежит уплате в полном размере, исчисленном от цены иска имущественного характера и от категории иска неимущественного характера.

Государственная пошлина подлежит доплате в случае увеличения истцом цены иска до удаления суда в совещательную комнату. В этом случае рассмотрение дополнительного иска производится в судебном заседании после представления истцом платежного документа об уплате дополнительной государственной пошлины, исходя из увеличения цены иска.

Законом предусмотрено, что судья вправе предварительно установить размер государственной пошлины при предъявлении иска, если определение ее размера затруднительно для истца [2. ч.1 ст. 105].

Представляется, что судья в силу принципов беспристрастности и диспозитивности не вправе предварительно устанавливать цену иска, если полагает, что истец затрудняется в ее установлении при подаче иска или занижает цену иска.

Поскольку государственная пошлина подлежит уплате до подачи в суд искового заявления, ее размер во всех случаях определяется истцом исходя из цены иска, из указанной им стоимости спорного имущества, размера имущественного ущерба, причиненного повреждением или уничтожением недвижимого или движимого имущества, причиненных убытков или неполученного дохода. Если в судебном заседании с учетом доводов ответчика размер иска подлежит увеличению, то вопрос о доплате государственной пошлины может разрешаться судом только при вынесении судебного акта [1. п. 1 ст. 607; 2. ч. 2 ст. 105].

Поэтому предлагается исключить ч. 1 ст. 105 ГПК, а подлежащую доплате в бюджет сумму госпошлины распределять между сторонами, исходя из действительной цены иска, установленной сторонами в судебном заседании, и в зависимости от результатов рассмотрения материально-правового отношения.

Плательщиками государственной пошлины при совершении в суде первой инстанции предусмотренных законом юридически значимых действий являются:

1) дееспособные физические и юридические лица - истцы (соистцы) и заявители, не освобожденные от ее уплаты;

2) третьи лица на стороне истца, заявляющие самостоятельный иск, не освобожденные от ее уплаты;

3) ответчики, подающие встречный иск, не освобожденные от ее уплаты;

4) филиалы и представительства коммерческих юридических лиц, являющиеся самостоятельными налогоплательщиками;

5) законные представители (родители, опекуны, попечители), предъявляющие иски в интересах несовершеннолетних, признанных в судебном порядке недееспособных или ограниченно дееспособных;

6) ответчики, против которых судом вынесено решение, если истцы освобождены от уплаты государственной пошлины.

По своему содержанию указываемые в подаваемых в суд исковых заявлениях (заявлениях) требования истцов подразделяются на имущественные и неимущественные. Все имущественные требования обосновываются ценой иска, из которой определяется установленный законом размер подлежащей уплате государственной пошлины.

Ставка государственной пошлины по требованиям имущественного характера определяется Налоговым кодексом, исходя из цены иска, определяемой по правилам, установленным процессуальным законом [2. ст. 104; 1. ст. 610].

Ставки государственной пошлины по различным требованиям неимущественного характера, указываемых в заявлениях, определяется, исходя из предмета неимущественного требования.

Важно помнить, что при наличии противоречий между нормами законов разной юридической силы применению подлежат нормы закона, обладающего большей юридической силой. Устранение коллизий между нормами законов равной юридической силы производится с соблюдением следующих правил:

1) применению подлежат нормы закона, принятого позднее. Например, НК введен в действие с 1 января 2018 года, а ГПК - с 1 января 2016 года.

2) применению подлежат нормы закона, которые в силу предмета регулирования имеют преимущественную силу [1. пп. 3) п. 2 ст. 10; 9. п. 3 ст. 12].

Налоговым кодексом установлено, что в целях налогообложения нормы Налогового кодекса имеют преимущественную силу перед другими законами, в частности соответствующими нормами ГПК [1. п. 3 ст. 2].

Налоговый кодекс устанавливает порядок уплаты государственной пошлины и ее ставки, основания освобождения истцов и ответчиков от уплаты государственной пошлины, порядок ее возвращения. ГПК устанавливает порядок определения цены иска, из которой по ставкам определяется размер государственной пошлины.

Налоговым кодексом предусмотрены категории истцов и ответчиков, а также категории дел, освобождаемых от уплаты государственной пошлины.

Освобождение истцов от уплаты государственной пошлины производится как по категории истцов, так и по категории представителей истцов или по категориям исков и заявлений [1. ст. 616].

Например, при подаче в суд иска о взыскании алиментов истец освобождается от уплата государственной пошлины [1. пп. 4) ст. 616].

От уплаты государственной пошлины освобождаются прокурор, законный представитель (родитель, опекун, попечитель) подающий в суд иск о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетнего, признанного недееспособным нуждающегося в помощи члена семьи [1. пп. 11), пп. 16) ст. 616].

Использование термина «алименты» означает, что заявляется требование о предоставлении денежного или материального содержания лицу, имеющему право на его получение [5. пп. 4) п. 1 ст. 1].

Право на получение содержания (алиментов) имеют несовершеннолетние и совершеннолетние нуждающиеся дети, нетрудоспособные нуждающиеся супруги и бывшие супруги, несовершеннолетние нуждающиеся братья и сестры, внуки, дедушки и бабушки, фактические воспитатели по основаниям и в размерах, установленных законом [5. ст. ст. 76, 77, 84, 86, 94, 138, 141, 143, 145, 147, 148, 149, 151-154].

Однако подаваемое в суд заявление о вынесении судебного приказа о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей подлежит оплате государственной пошлиной в размере пятидесяти процентов от ставки госпошлины, исчисленной из совокупных алиментных платежей обязанного должника за один год [1. абз. первый пп. 1) п. 1, пп. 10) п. 1 ст. 610; 2. пп. 5) ч. 1 ст. 104].

Между тем, в исковом заявлении и в заявлении о вынесении судебного приказа предмет материально-правового требования является единым - выплата алиментов на содержание нуждающегося несовершеннолетнего ребенка или на период обучения по дневной форме обучения нуждающегося совершеннолетнего ребенка не более достижения им возраста двадцати одного года.

В целях устранения возникшей коллизии в нормах права предлагается подпункт 10) пункта 1 статьи 610 НК и часть 1 статьи 137 ГПК после слова «приказа» дополнить словами «за исключением заявления о взыскании алиментов на содержание ребенка (детей)», поскольку заявление о вынесении судебного приказа может подаваться и по иным бесспорным требованиям.

Предлагаемые изменения позволят привести редакцию названных норм закона в соответствие с подпунктами 4), 11), 16) статьи 616 Налогового кодекса.

Налоговым кодексом не предусмотрена возможность отсрочки уплаты государственной пошлины. Государственная пошлина подлежит уплате по установленным ставкам в полном размере до подачи в суд соответствующего искового заявления, исходя из цены иска по имущественным требованиям и категории требования по заявлению неимущественного характера.

Однако в ГПК предусмотрено, что по искам о защите прав потребителей, поданным гражданином, суд производит отсрочку от уплаты государственной пошлины до принятия соответствующего решения, о чем выносит определение [2. ч. 3 ст.106].

В указанной ситуации гражданин является истцом, защищающим свои нарушенные субъективные права на приобретение качественного товара, качественных выполненных работ, предоставленных качественных услуг. В зависимости от категории иска гражданин как потребитель обязан оплатить иск соответствующей государственной пошлиной, установленной для исков имущественного либо неимущественного характера.

Законом предусмотрено, что от уплаты государственной пошлины освобождаются общественные объединения потребителей, ассоциации (союзы), если они подают в суд иски в интересах потребителей [6. пп. 11) ст. 616, абз. третий ст. 42].

Поскольку гражданским процессуальным законом не может регулироваться налоговое правоотношение, то ч. 3 ст. 106 ГПК предлагается исключить.

Государственная пошлина является обязательным платежом в бюджет, взимаемой за совершение юридического действия в суде, в частности, до подачи в суд первой инстанции иска либо заявления, правовым последствием которых является возбуждение соответствующих видов гражданского судопроизводства (приказного, искового, особого искового, особого).

Процессуальное действие по подаче в суд иска или заявления должно быть оплачено государственной пошлиной истцом или заявителем по ставкам, установленным налоговым законом, если истец либо заявитель не освобожден от уплаты государственной пошлины [1. абз. второй ч. 1 ст. 47 ГПК; ст. ст. 610, 616].

Истец самостоятельно в исковом заявлении указывает цену иска, то есть стоимость недвижимого или движимого спорного имущества, а также ту компенсацию морального вреда, которую он претендует получить.

Стоимость недвижимого имущества не может быть меньше балансовой или рыночной, а стоимость движимого имущества указывается по усмотрению истца или на основании заключения оценщика.

Если ответчик полагает, что истец занизил стоимость спорного имущества, то вправе предъявить встречный иск с указанием той стоимости имущества, которая является «рыночной».

Истец уплатит государственную пошлину, исходя из определенной им цены иска, а ответчик встречный иск оплатит государственной пошлиной, исходя из цены спорного имущества.

Исходя из названных положений, судья не вправе устанавливать цену иска, даже если субъективно считает, что истцом цена иска явно не соответствует действительной стоимости отыскиваемого имущества. Только по результатам исследованных в судебном заседании доказательств суд вправе установить действительную (рыночную) стоимость отыскиваемого истцом имущества и в зависимости от действительной цены искав решении суда распределить между сторонами государственную пошлину.

Поэтому предлагается часть 2 статьи 104 ГПК исключить.

Исковое заявление о взыскании компенсации морального вреда в денежном выражении, причиненного распространением сведений, порочащих честь и (или) достоинство, истец оплатит государственной пошлиной, исходя из требуемой суммы компенсации, а за нарушение иных личных неимущественных прав - в размере пятидесяти процентов месячного расчетного показателя как по иску неимущественного характера [1. пп. 14) п. 1 и п. 2 ст. 610].

Исковое заявление и взыскании ущерба или упущенной выгоды, причиненных умалением деловой репутации коммерческого юридического лица распространением несоответствующих действительности сведений, подлежит оплате государственной пошлиной в размере трех процентов от заявленного ко взысканию ущерба или упущенной выгоды [4. п. 4 ст. 9; 1. абз. третий пп. 1) п. 1 ст. 610].

Законодатель предусмотрел два института по возмещения судебных расходов в гражданском судопроизводстве: 1) распределение судебных расходов между сторонами и 2) возмещение судебных расходов, понесенных государством.

И в том, и в другом институтах речь идет о двух категориях, объединенных термином «судебные расходы» - о государственной пошлине и о судебных издержках. Было бы желательно использовать не термин «судебные расходы», а термины «государственная пошлина» и «судебные издержки». Использование раздельно этих терминов будет более точно отражать содержание обязанности сторон друг перед другом, а также перед бюджетом республиканским или местным.

Между сторонами государственная пошлина распределяется с соблюдением следующих правил:

1) если решением суда исковые требования истца удовлетворены в полном объеме, то уплаченная истцом государственная пошлина взыскивается с ответчика;

2) если решением суда исковые требования истца удовлетворены в полном объеме, а истец освобожден от уплаты государственной пошлины, то подлежавшая уплате истцом государственная пошлина взыскивается с ответчика в доход государства;

3) если иск в интересах истца подан физическим или юридическим лицом, а эти процессуальные представители освобождены от уплаты государственной пошлины, то при удовлетворении такого иска с ответчика в доход государства взыскивается государственная пошлина, которая подлежала бы уплате истцом;

4) если истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины в гражданском судопроизводстве, то при удовлетворении иска или при отказе в удовлетворении иска государственная пошлина, которая подлежала бы уплате истцом при подаче иска или подлежала бы удержанию с ответчика в доход государства, относится на счет бюджета;

5) если решением суда исковые требования истца удовлетворены частично, то уплаченная истцом государственная пошлина в пользу истца взыскивается с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований;

6) если решением суда исковые требования истца удовлетворены частично, а истец освобожден от уплаты государственной пошлины, то подлежавшая уплате истцом государственная пошлина взыскивается с ответчика в доход государства пропорционально удовлетворенной части иска;

7) если решением суда исковые требования истца о взыскании компенсации морального вреда в денежном выражении, причиненного распространением сведений, порочащих честь, достоинство физических лиц, удовлетворены в конкретной сумме, то в пользу истца уплаченная им при подаче иска государственная пошлина взыскивается с ответчика, исходя из суммы компенсации морального вреда в денежном выражении;

8) если решением суда исковые требования коммерческого юридического лица о взыскании ущерба от умаления деловой репутации удовлетворены полностью или частично, то с ответчика в пользу истца взыскивается с ответчика государственная пошлина пропорционально удовлетворенной части иска.

Совершенствование подлежащего применению в гражданском судопроизводстве законодательства о государственной пошлине будет направлено на обеспечение доступности к судопроизводству, обеспечение имущественных интересов бюджета, исключению фактов злоупотребления процессуальными правами отдельных недобросовестных участников материально-правовых отношений.

 

 

Список использованных источников

 

1. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25 декабря 2017 года по состоянию на 5 октября 2018 года

2. Гражданский процессуальный кодек Республики Казахстан от 31 октября 2015 года по состоянию на 5 июля 2018 года

3. Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года по состоянию на 21 июля 2018 года

4. Гражданский кодекс Республики Казахстан (общая часть) от 27 декабря 1994 года по состоянию на 21 июля 2018 года

5. Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» от 26 декабря 2011 года по состоянию на 2 июля 2018 года

6. Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей» от 4 мая 2010 года по состоянию на 13 июня 2018 года

7. Закон Республики Казахстан «О медиации» от 28 января 2011 года по состоянию на 31 октября 2015 года

8. Закон «О платежах и платежных системах» от 26 июля 2016 года по состоянию на 4 июля 2018 года

9. Закон Республики Казахстан «О правовых актах» от 6 апреля 2016 года по состоянию на 22 июля 2018 года

10. Гражданский процесс: Учебник /Под ред. М.К. Трубникова. -5-е изд., перераб. и доп. - М.: Статут, 2014

11. Гражданский процесс: учебник /отв. Ред В.В. Ярков, - 7-е изд., перераб и доп. - М.:Волтерс Клувер, 2009

 

5 ноября 2018, 13:04
Источник, интернет-ресурс: Мамонтов В.Н., Мамонтов Н.И.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript