Знание и соблюдения прав человека и гражданина, основа противодействия коррупции (Молдабаев Саркытбек Сарсембаевич, Профессор филиала Академии государственного управления при Президенте РК по Алматинской области, доктор юридических наук, профессор) (©Paragraph 2018 / 5.0.2.5)

Знание и соблюдения прав человека и гражданина, основа противодействия коррупции

 

Молдабаев Саркытбек Сарсембаевич

Профессор филиала Академии государственного

управления при Президенте Республики Казахстан

по Алматинской области, доктор юридических наук,

профессор

 

До недавнего времени, на основании Закона РК «О борьбе с коррупцией»[1] антикоррупционная деятельность Казахстана ограничивалась выявлением и привлечением к ответственности виновных, с принятием Закона РК «О противодействии коррупции»[2] акцент в противодействии коррупции смещен на предупреждение коррупции. И скорость внутриполитических процессов и социально-экономических преобразований свидетельствует о возрастающей потребности в антикоррупционной стратегии основанной на предупреждение. Справедливости ради стоит отметить, что еще 26 декабря 2014 года вышел Указ Президента Казахстана «Об Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы», в котором подробно указаны механизмы противодействия с коррупцией. И цель стратегии является довольно понятной - «Повышение эффективности антикоррупционной политики государства, вовлечение в антикоррупционное движение всего общества путем создания атмосферы «нулевой» терпимости к любым проявлениям коррупции и снижение в Казахстане уровня коррупции». Однако в этом отношении пока ситуация особо не изменилась: «нулевой терпимости» в обществе не наблюдается, разъяснительная работа имеет эпизодический характер, а заявления о задержании высокопоставленных чиновников уже никого не удивляют. Остается надеяться, что за оставшееся на реализацию стратегии время правительство все же сумеет исправить положение в лучшую сторону.

Что касается индекса восприятия коррупции, то за 2017 год Казахстан занимает 122 место из 180 государств и имеет 31 балл из 100 возможных[3]. При этом по сравнению с 2016 годом Республика Казахстан улучшил свои показатели на 2 балла и 9 позиций. Это стало своеобразным рекордом и позволило республике выйти из категории самых коррумпированных стран, превысив пороговое значение в 30 баллов.

Вместе с тем, в сознании современных граждан давно сформировалась и укрепилась мысль, что коррупционные отношения в нашей стране присутствует на постоянной основе. И обычно коррупция ассоциируется с усугублением экономического положения государства, обострением социальных проблем, ростом неравенства и несправедливости в обществе, подрывом доверия населения к власти и ухудшением имиджа страны на мировой арене. При этом следует отметить, что совершенно игнорируется тот факт, что коррупция подрывает универсальные ценности - права человека.

Следовательно, присутствие коррупции в государственном секторе inter alia свидетельствует о неспособности государства исполнять свои обязательства в области прав человека. В Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года, правам и свободам человека и гражданина посвящены 30 статей, которые определяют и защищают гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права. В действующем законодательстве страны также имплементированы нормы международных актов по правам человека, ратифицированных нашей республикой.

Права человека являются универсальными (каждый является правообладателем); безусловными (каждый имеет эти права, невозможно отобрать их у человека); эгалитарными (каждый имеет одинаковые права); индивидуальными (права человека принадлежат каждому индивидууму и защищают от нарушений их обществом, одновременно признается важная роль общества для индивидуума); фундаментальными (права человека защищают основные и существенные элементы человеческого существования) и неделимыми (необходимо уважать все права человека, они являются взаимодополняющими), и они узаконивают требования с соответствующими позитивными и негативными обязанностями[4].

Коррупция оказывает негативное воздействие как на гражданские и политические права, так и на экономические, социальные и культурные права, а в большей степени затрагивают наиболее уязвимые слои населения, как малообеспеченных, пенсионеров, детей, женщин, меньшинства, мигрантов, инвалидов, заключенных и др.

В целом, любой человек может подвергнуться нападению или ему может быть нанесен моральный или физический вред, сюда же добавляется неспособность избавиться от подобной уязвимости. Человек воспринимает всех остальных людей и окружающий мир как возможный источник своей уязвимости. Человек зависит от себя, от других людей, окружения, так как каждый может воспользоваться его уязвимостью или защитить от нее. Осознание собственной уязвимости, которое основано на самоанализе и не зависит от эмпирической правильности этого самовосприятия, приводит к неопределенности, что может также означать «потерю возможности жить лучше, потерю способности жить хорошо и что еще хуже - потерю самой жизни»[5]. Осознавая это, люди готовы создавать социальные институты для защиты от своей уязвимости. Они пришли к единому мнению, что защитить себя и всех людей от возможных последствий уязвимости в отношении основных элементов и сфер человеческого существования можно посредством прав человека. Последние представляют собой тот фильтр, который помогает отличить уязвимости, имеющие отношение к защите прав человека как самой лучшей из возможных защит, доступные для человеческого сообщества, и те, которые не являются таковыми.

Таким образом, коррупция является несовместимой с такими ценностями как человеческое достоинство, равенство и справедливость. В качестве доказательства причинно-следственной связи между коррупцией и правами человека можно рассмотреть следующие примеры. Полученная представителем власти взятка за выдачу водительских прав может привести к нарушению одного из фундаментальных прав - права на жизнь. Взятка, получаемая судьей, нарушает право на справедливое судебное разбирательство. Взятки, получаемые учителями или врачами, соответственно ведут к нарушениям прав на образование и здоровье. Когда представители государственной власти растрачивают бюджетные средства, выделенные на образование, культуру, здравоохранение, жилищное благоустройство, градостроение и другие важные области жизнедеятельности, можно констатировать нарушение экономических, социальных и культурных прав.

В современной социально-экономической ситуации, сложившейся в нашем государстве, возрастает важность анализа и перестройки тех аспектов образования (подготовка, переподготовка и повышение квалификации), которые существенно влияют на профессиональный потенциал государственных служащих. Напомним, что согласно данным Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции, по состоянию на 1 января 2018 года штатная численность госслужащих в Казахстане составила 98 499 человек. Из них политических государственных служащих - 436, административных - 98 063. В корпусе «А» состоят 279 чиновников, в корпусе «Б» - 97 784, в центральных государственных органах - 52 409.

В соответствии с действующими законодательствами Республики Казахстан как для действующих, так и для будущих государственных служащих в сфере образования разработаны различные учебные курсы по противодействию коррупции и в порядке элективного предмета включены в учебные программы во всех учебных заведениях.

Вместе с тем, если исходить из того, что элективное - это значить свободный выбор учащимися, то нет уверенности в том, что этот предмет они выбрали и им преподают. Более того, не во всех учебных заведениях можно найти преподавателей, которые бы могли на уровне и качественно провести занятия по этой теме. Как показывает практика и личные наблюдения, из-за некомпетентности таких преподавателей у многих наоборот складываются мнения и им навязывается установка о том, что коррупция непобедима, с ней надо уживаться и противодействовать коррупции - это дело правоохранительных органов. К тому же вопрос об антикоррупционном образовании недостаточно регулируется с учетом отсутствия надлежащих стандартов и механизмов контроля качества, что создает возможность для злоупотреблений в этих образовательных системах (подготовка, переподготовка и повышение квалификации).

Основная методологическая ошибка как практиков, так и теоретиков в том, что многие не знают и не имеют представления о том, что в основе слова «коррупция» лежит латинский глагол «rumpere» - нарушать. В английском языке есть слово «rupture» - разрывать, разрушать (или разрыв, разрушение). Следовательно, корень слова означает разрушение, но не через рассечение или расслоение, а через растягивание в разные стороны - через разрывание. Совместное осуществление этого описывается приставкой «со-», которая по-русски читается как «ко-». Отсюда и получается слово «коррупция».

Таким образом, коррупция означает разрушение через совместное разрывание, растягивание в разные стороны. Это когда личный интерес превалирует над общим интересом, и каждый тянет одеяло на себя, разрывая нашу Родину во имя своих собственных интересов и представлений, то есть исходя из своего эгоизма. Поэтому эгоизм и есть подлинный источник коррупции. Согласно теории этического эгоизма, человек имеет доминирующую обязанность по отношению к самому себе, следовательно, для него значимы лишь его собственные интересы. Из-за эгоизма многие замешанные в коррупции люди остаются равнодушными к тому, что кто-то страдает от этого зла, и оправдывают взяточничество, потому что оно им выгодно. И чем больше они получают наживы, тем больше растет их жадность.

Если исходить из того, что коррупция - это эгоизм, то эгоизм начинается с духовных, мировоззренческих, идеологических вопросов. В конверте с деньгами коррупция лишь завершается. Происхождение же коррупции - это когда свои интересы, эгоист ставит выше народных интересов. И свои взгляды выше народных взглядов. И свою веру выше веры народа, а он сам, конечно, выше страны и народа. Ведь не он же для страны, а она для него. И чуть что не так - виноваты все, но только не он.

Но, не смотря на это, как в теории, так и на практике в борьбе с коррупцией, коррупция преподносится как отдельное существо. И в противостояние коррупции (обучения, профилактике, выявления, пресечения, расследования и рассмотрения коррупционных правонарушений и преступлений), коррупция рассматривается отдельно от человека и никто, никогда не скажет о том, что коррупция сидит в каждом из нас как зло. И в силу нашего воспитания, морали и страха разоблачения и наказания, каждый из нас может или же не может совершить коррупцию.

Коррупция была, есть и будет, поскольку она возникает всякий раз, когда человек свои собственные представления считает правильнее и выше народных. И вот за счет коррупции, прежде всего, нарушается права человека, что негативно влияет на жизнь многих людей, распространяясь коррупция поражает все общество в целом. Как правило, коррупция ограничивает политические права граждан и нет равного доступа к правосудию. Коррупция препятствует проведению честных и справедливых выборов, запугивается пресса, при помощи которой манипулируют обществом, компрометируется правосудие. Если коррупция нарушает права человека, то соблюдение и уважение прав человека должна стать мощным инструментом, противодействующим коррупции.

Когда мы говорим о нарушениях прав человека, то в соответствии с нормами международного права нарушителем выступает государство в лице его представителей. Аналогично этому, преступления, содержащие коррупционную составляющую, напрямую требуют вовлечения в них представителей государственной власти. За нарушениями прав человека и за преступлениями, связанными с коррупцией, фигурантами являются представители государства, которые проявляют безразличие к правам человека, взаимоотношениям государства и гражданина, не акцентируют внимание именно на защите и охране прав человека от неправомерных действий (бездействий) государственных органов. Тогда как приоритет прав человека должен быть основным принципом и неотъемлемой частью системы ценностей, которая должна отвергать коррупцию как преступление. Правозащитники и активисты, борющиеся с коррупцией, должны действовать сообща и общими методами, не подменяя друг друга, быть едины в главном. При этом они должны рекомендовать правозащитным органам превентивные действия. В этой связи на государственном уровне необходимо усилить понимание, что соблюдение прав человека и гражданина будет самым эффективным противодействием коррупции. Поэтому как для школьников, так и для студентов, включая государственных служащих должна стать знание о правах человека и гражданина - это основа антикоррупционного образования.

В Казахстане для преподавания предмета по правам человека и гражданина в системе среднего и высшего образования, в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, а также популяризации прав человека и гражданина в обществе, есть колоссальная современная научная база. Очень много научных исследований и разработок в области прав человека и гражданина изданы, отечественными учеными: К.К. Айтхожин, С.К. Амандыкова, З.К. Аюпова, Б.К. Байкадамов, М.Т. Баймаханов, Ж. Д. Бусурманов, С. М. Жалыбин, С.З. Зиманов, А.С. Ибраева, А.К. Котов, Е.К. Кубеев, Г.П. Лупарев, А. А. Матюхин, Е. К. Нурпеисов, С. Н. Сабикенов, Г.С. Сапаргалиев, С.С. Сартаев, С.А. Табанов, А.А. Черняков, Н.А. Шайкенов и другие. В целом эти исследования затрагивают отдельные виды и аспекты прав человека. Характерными в этом отношении являются кандидатские диссертации, защищенные в последние годы. Конституционно-правовым основам защиты прав и свобод человека в Республике Казахстан посвящена кандидатская диссертация Д.С. Сапарбаевой. Статус иностранных граждан (внутригосударственные и международно-правовые аспекты) исследует в кандидатской диссертации А.А. Сабитова. Н.А. Нысанбаев посвятил свою кандидатскую диссертацию судебной защите прав человека в Республике Казахстан. Е.С. Мерзадинов проанализировал в кандидатской диссертации конституционно-правовые проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Актуальным проблемам обеспечения прокурором прав и свобод человека и гражданина на досудебных стадиях уголовного процесса посвящена кандидатская диссертация С.К. Журсимбаева. Уголовно-процессуальную деятельность прокурора по обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина в главном досудебном разбирательстве раскрывает в своей диссертационной работе Б.А. Сембин. Государственно-правовой защите интересов детей посвятила свое диссертационное исследование Б.А. Есентемирова. А.Б. Сейфуллина раскрыла ограничение прав и свобод человека в правовом государстве, затронув общетеоретические проблемы. Особо следует отметить диссертационное исследование А.Б. Жумагуловой, в котором рассмотрен институт прав человека и гражданина с учетом теоретических и практических проблем.

В Казахстане за последние годы опубликован ряд учебных пособий и монографических изданий, посвященных правам человека и естественному праву[6]. Проблемы защиты и обеспечения прав человека поднимались и в периодических изданиях[7]. В целом в казахстанской науке достаточно разносторонне исследуются права человека, которые развивают теорию прав человека в контексте развития правового государства, разрабатываемого западными учеными. Особо следует отметить исследования профессора Ж. Д. Бусурманова, который, по существу, заложил основы для развития евразийской концепции прав человека. Подобный подход представляется важной предпосылкой для формирования на территории постсоветского пространства собственной, оригинальной теории взаимоотношений личности и государства, учитывающей поликонфессиональное и многонациональное общество, которое объединено историческим наследием советского прошлого.

Почему необходимо понять и осознать значимость проблемы прав человека? Ответ прост: цивилизованное правовое государство, ради строительства которого Казахстан претерпевает уже не первый год много лишений и тягот, означает такое государство, в котором человек, достоинство его личности, т.е. соблюдение прав и свобод человека, является незыблемой ценностью, а первостепенная забота такого государства - обеспечить соблюдение прав человека. Здесь уместно процитировать немецкого философа Гегеля: «Государство существует для человека, а не человек для государства». Следуя этому зачастую игнорируемому постулату, государству (в лице его представителей) необходимо прилагать максимум усилий на создание условий для соблюдению прав человека, включая борьбу с коррупцией, которая стоит на пути реализации этой высокой миссии.

По нашему мнению, в основе противодействия коррупции должна быть соблюдение прав человека и гражданина, поэтому анитикоррупционное образование - это прежде всего, знание о правах человека и гражданина. Пункт 1 ст. 6 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, принятой в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой Генеральной Ассамблеи ООН, гласит, что «каждое государство-участник обеспечивает предупреждение коррупции с помощью расширения и распространения знаний по вопросам предупреждения коррупции». Превенция проблем, связанных с коррупционными проявлениями, будет предпочтительнее ее минимизации и ликвидации. Для этого и необходимо антикоррупционное образование, которое и будет являться одним из ключевых инструментариев противодействия коррупции.

В мировой практике принято выделять две основных трактовки концепции антикоррупционного образования, одной из которых является «базовое антикоррупционное образование». Базовым этот тип антикоррупционного образования назван условно, в противовес профессиональному узко-специализированному антикоррупционному образованию для юристов или чиновников. Базовое антикоррупционное образование направлено не на специалиста, но на гражданина, и предполагает пропаганду правового поведения, обучение навыку распознания коррупционного характера тех или иных действий. Но самая главная составляющая базового антикоррупционного образования - формирование гражданской ответственности и непримиримого отношения к коррупции. Иными словами, миссией антикоррупционного образования является воспитание в людях гражданской этики и формирование представления об общественном контроле, как форме необходимой социальной активности, без которой антикоррупционные стандарты прозрачности и подотчетности государства и бизнеса попросту не действуют[8].

Вместе с тем, проблемы антикоррупционного образования тесно взаимосвязаны с тенденциями развития общества, которые направлены на формирование стандартов антикоррупционного поведения. Данные стандарты должны включать в себя такие требования, которые смогли бы воспитать у молодых людей неприятие коррупционных проявлений как негативных явлений в обществе, которые совершенно несовместимы с ценностями нашего государства. Это и будет являться важнейшей задачей антикоррупционного образования, так как уровень образования населения, его правовая культура - это не только лицо нашего государства в мировом пространстве, но и вопрос национальной безопасности.

Для антикоррупционной деятельности необходимо подготовленные (хорошо обученные) кадровые ресурсы, то есть мастера антикоррупционных наук, имеющие сертификат. Кроме того, и самые широкие слои населения, на наш взгляд, должны иметь объективное представление об этом явлении и формах противодействия с ним.

Поэтому для антикоррупционных образовательных программ исключительную важность имеют следующие обстоятельства:

1) в отношении кого они реализуются;

2) какая цель ставится перед учебной программой.

Необходимо понимать, что есть три важных аспекта антикоррупционной образовательной деятельности, которые нельзя упускать из внимания:

- распространение знаний о правах человека и гражданина, а также о существующем антикоррупционном законодательстве;

- развитие навыков разрешения сложных коррупциогенных ситуаций;

- формирование системы ценностей и нравственных установок антикоррупционного содержания, в основе которой должна быть соблюдения прав человека и гражданина.

Поэтому основная задача антикоррупционного просвещения в том, чтобы обеспечить права человека и гражданина, сформировать у большинства граждан системное представление об истинных причинах коррупции, а также выработать культуру соблюдения прав человека и гражданина, беспристрастности и неподкупности во имя общественного блага и будущего Казахстана.

 


[1] Закон Республики Казахстан № 267-І «О борьбе с коррупцией» от 2 июля 1998 года

[2] Закон Республики Казахстан № 410-V «О противодействии коррупции» от 18 ноября 2015 года.

[3] Индекс восприятия коррупции ранжирует 180 стран и территорий согласно воспринимаемому уровню коррупции в государственном секторе страны с позиции экспертов и предпринимателей̆. ИВК использует шкалу от 0 до 100 баллов, где 0 означает самый высокий воспринимаемый уровень коррупции, а 100 - самый низкий. В этом году самый высокий результат в рейтинге продемонстрировали Новая Зеландия и Дания - 89 и 88 баллов, соответственно. Сирия, Южный Судан и Сомали оказались в конце рейтинга - 14, 12 и 9 баллов, соответственно. Регионом с лучшими показателями является Западная Европа, где средний результат государств составил 66 баллов. Хуже всего обстоят дела в странах Африки к югу от Сахары (средний балл - 32) и странах Восточной Европы и Центральной Азии (средний балл - 34). URL: https:// www.transparency. org/news /pressrelease/ corruption_perceptions_index_2017_press_release_RU

[4] Kirchschlaeger P. G. Brauchen Menschenrechte eine (moralische) Begründung? // Menschenrechte und Kinder, Internationales Menschenrechtsforum Luzern (IHRF) / Ed. by P. G. Kirchschlaeger, T. Kirchschlaeger, A. Belliger, D. Krieger. Vol. IV. Bern: Staempfli, 2007. Pp. 55-63.

[5] Hoffmaster B. C. What Does Vulnerability Mean? // Hastings Center Report. 2006. Vol. 36, Num. 2, March-April. Pp. 38-45.

[6] Абдрашев Л.Ш.Естественное право: теория и законодательство. - Караганда: Арко, 2005; Бакаев Л.К.Специальный курс международного гуманитарного права для вузов: Учебное пособие. - Алматы: 1998; Виленский Е.Л., Заславская М.Б.Международные стандарты по правам человека. - Алматы, 1990; Искакова Г.К.Права человека в Республике Казахстан. Учебное пособие / Фонд Сорос - Казахстан. - Алматы: Билим, 1999; Лупарев Г.П.Правовое положение личности в зарубежных странах. Учебное пособие. - Алматы: ВШП «Адилет», 2001; Права человека. Учебное пособие. - Алматы: Институт международного права и международного бизнеса «Данекер», 1999; Правовой статус несовершеннолетних в нормативных актах Казахстана. - Алматы: Аппарат Акима г. Алматы, Институт международного права и международного бизнеса «Данекер», 2000; Турлаев А.В.Права человека как основа правового статуса личности (теоретико-правовые аспекты). - Караганда: Болашак-Баспа, 2004; Кемали М.С. Права человека и механизм их защиты:учеб. пособие.- Алматы: NURPRESS, 2012.- 418 с

[7] Абельдинов А.Нужны новые механизмы защиты прав человека и гражданина // Фемида. - 2000. - № 9; Айтхожин К.Конституционные основания ограничения прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан // Фемида. - 2001. - № 3; Гусаков Ю.Права человека для всех и для каждого // Азия-транзит. - 1999. - 15-21 июля; Жалыбин С. Функционирование механизмов защиты прав человека с позиции международного опыта // Евразийское сообщество. - 2001. - № 4 (36); Котов А.Конституционные гарантии права каждого на защиту прав и свобод // Правовая реформа в Казахстане. - 2001. - № 2; Тленчиева Г.Права женщин в Казахстане и их соответствие международно-правовому законодательству // Правовая реформа в Казахстане. - 2001. - № 4; Утешева К.Несовершенство закона не должно нарушать права граждан // Предприниматель и право. -2001. - № 2; Хаджиев А.Х., Назаркулова Л.Т.Международные стандарты в области прав человека и проблемы развития национального законодательства Казахстана // Право и государство. - 2001. - № 1; Тленчиева Г.Права женщин в Казахстане и их соответствие международно-правовому законодательству // Правовая реформа в Казахстане. - 2001. - № 4; Утешева К.Несовершенство закона не должно нарушать права граждан // Предприниматель и право. - 2001. - № 2.

[8] Мельничук Т. Базовое антикоррупционное образование. http://tmel.ru/o-korrupcii

 

6 ноября 2018, 14:32
Источник, интернет-ресурс: Молдабаев С.С.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript