Статистический анализ Закона Республики Казахстан «Об административных процедурах» от 27 ноября 2000 года (по состоянию на 4 декабря 2018 года) (Кайжакпарова А.Б., кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник отдела ИЗ РК; Ермекбаев Б.Б., магистр экономических наук, младший научный сотрудник отдела ИЗ РК) (©Paragraph 2018 / 5.0.2.33)

Статистический анализ
Закона Республики Казахстан
«Об административных процедурах» от 27 ноября 2000 года

(по состоянию на 4 декабря 2018 года)[1]

 

Кайжакпарова Аида Бахытжановна кандидат юридических наук,

ведущий научный сотрудник отдела конституционного, административного законодательства

и государственного управления Института законодательства Республики Казахстан

Ермекбаев Берикжан Бакытжанович магистр экономических наук,

младший научный сотрудник отдела конституционного, административного законодательства и

государственного управления Института законодательства Республики Казахстан

 

Одним из основных условий эффективного функционирования правовой системы является стабильность законодательства, для определения уровня которой Институтом законодательства Республики Казахстан осуществляется статический анализ казахстанского законодательства.

27 ноября 2000 года принят Закон Республики Казахстан «Об административных процедурах» (далее - Закон), состоящий из 25 статей. Закон осуществляет правовое регулирование отношений, складывающихся между государственными органами с одной стороны, и гражданами и организациями с другой. В административно-процедурном законодательстве Республики Казахстан имеется ряд проблем и пробелов, что наряду с наличием бюрократии и административных барьеров усложняет процедуру взаимодействия государственных органов с населением. Все это создает предпосылки для возникновения коррупции и роста недоверия населения государству. Привлечение внимания государства и органов власти к проблеме административных процедур в Казахстане в будущем приведет к внесению изменений в законодательство, улучшения деятельности государственного аппарата, повышения правовой грамотности и правосознания населения посредством разработки и принятия Административного процедурно-процессуального кодекса.

Проведение настоящего исследования с использованием статистических методов, позволяет определить динамику изменения административно-процедурного законодательства.

Предметом статистического анализа является Закон «Об административных процедурах» от 27 ноября 2000 года № 107.

Предварительное исследование содержит изложение основных выводов о динамике изменений Закона с описанием их эффектов и анализ его стабильности.

 

1. Общие показатели стабильности Закона Республики Казахстан «Об административных процедурах»

Начиная с 2000 года по 4 декабря 2018 года (217 месяцев), изменения и дополнения в Закон внесены 23 законами. Внесение такого количества изменений и дополнений можно объяснить тем, что существующее состояние казахстанского законодательства, регулирующего административные процедуры, не в полной мере отвечает современным потребностям и стандартам административно-правового регулирования правил государственного управления и порядка разрешения административных дел. При этом наибольшее количество поправок (по 4) вносились в 2011 и 2015 годах (Диаграмма 1).

Общая динамика принятия законов, вносящих изменения и дополнения, подчиняется собственным закономерностям и практике внесения изменений и дополнений в Закон при разработке и принятии законов, предусматривающих совершенствование административно-процедурного законодательства.

 

Диаграмма 1

 

Статистический анализ Закона Республики Казахстан «Об административных процедурах» от 27 ноября 2000 года (по состоянию на 4 декабря 2018 года) (Кайжакпарова А.Б., кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник отдела ИЗ РК; Ермекбаев Б.Б., магистр экономических наук, младший научный сотрудник отдела ИЗ РК)

 

Средний период стабильности данного Закона равен значению 9,1[2], из чего следует, что в среднем в закон вносились поправки 1 раз в 9 месяцев и 3 дня.

Анализ изменений Закона по месяцам 2011-2015 годов показал, что наибольшее количество законов принято в июле (4 закона) 2011 года, октябре-ноябре (4 закона) 2015 года (Таблица 1).

Таблица 1

 

 

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

всего

мес.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

2004

-

-

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

2007

-

-

-

-

-

1

1

-

-

-

-

-

2

2008

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

1

2009

-

-

-

-

-

-

1

-

-

-

-

-

1

2010

-

-

-

1

-

-

1

-

-

-

-

-

2

2011

-

-

-

1

-

-

3

-

-

-

-

-

4

2012

-

-

-

1

-

-

1

-

-

-

-

-

2

2013

-

-

-

1

-

-

1

-

-

-

-

-

2

2014

-

-

-

-

1

-

-

-

1

-

-

-

2

2015

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

3

-

4

2016

-

-

-

1

-

-

-

-

-

-

-

-

1

2017

-

-

-

-

-

-

1

-

-

-

-

-

1

 

-

-

1

5

1

1

9

-

1

1

3

1

23

 

Период стабильности Закона между принятием законов, которыми вносились изменения и дополнения в минимальном значении составляет 1 день, в максимальном 39 месяцев и 15 дней (Таблица 2).

Значение периода стабильности Закона равное 1 дню, означает, что период времени между принятием двух законов, которыми вносились поправки в правовой акт, составляет 24 часа.

Максимальный период стабильности составляет почти 3 года, 3 месяца и 15 дней, что означает отсутствие каких-либо изменений и дополнений в Закон в течение 39 месяцев и 15 дней.

Таблица 2

 

от 1 до 10 дней

от 10 дней до 1 мес.

от 1 до 3 мес.

от 3 до 6 мес.

от 6 до 9 мес.

от 9 до 12 мес.

Свыше 12 мес.

Всего

2004

-

-

-

-

-

-

1

1

2007

-

-

1

-

-

-

1

2

2008

-

-

-

-

-

-

1

1

2009

-

-

-

-

1

-

-

1

2010

-

-

-

1

1

-

-

2

2011

2

-

-

1

1

-

-

4

2012

-

-

1

-

-

1

-

2

2013

-

-

1

-

-

1

-

2

2014

-

-

-

1

-

1

-

2

2015

2

1

-

-

-

-

1

4

2016

-

-

-

1

-

-

-

1

2017

-

-

-

-

-

-

1

1

 

2. Статьи анализируемых законов, наиболее часто подвергавшихся изменениям

Анализ законодательных актов, которыми вносились поправки в Закон, показал, что наиболее частым изменениям подвергалась статья 1 Закона, закрепляющая основные понятия, используемые в Законе. В нее внесено изменений 15 раз. Можно выделить следующие статьи по наибольшему количеству вносимых изменений: статья 9-1 «Регламент, положение о государственном органе и структурном подразделении государственного органа» (10 раз), статья 9-2 «Функции государственного органа» (9 раз).

Кроме указанных статей изменениям подвергались статьи: 2, 6, 7, 21 (по 3 раза): статья 2 «Пределы действия настоящего Закона»; статья 6 «Организация и контроль за исполнением правового акта индивидуального применения»; статья 7 «Порядок осуществления внутреннего контроля за исполнением правового акта индивидуального применения государственного органа, поручений Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан»; статья 21 «Основные требования, предъявляемые к процедурам принятия решений в области экономики».

Также вносились изменения в статьи по 2 раза, к примеру, в статью 3 «Принципы установления административных процедур» (2 раза), в статью 6 «Организация и контроль за исполнением правового акта индивидуального применения» (2 раза), в статью 7 «Порядок осуществления внутреннего контроля за исполнением правового акта индивидуального применения государственного органа, поручений Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан» (2 раза), в статью 9 «Планирование работы государственных органов» (2 раза), в статью 13 «Требования, предъявляемые к информационному обмену» (2 раза). Статьи, в которых вносились изменения по 1 разу: статья 10 «Единоличная распорядительная деятельность», статья 12 «Рассмотрение и прохождение в государственных органах служебных документов», статья 12-1 «Исчисление сроков», статья 14 «Внутренний контроль за исполнением служебных документов», статья 17 «Обжалования решения о результатах рассмотрения обращения гражданина», статья 20-1 «Органы, рассматривающие жалобы на действия (бездействие) должностных лиц и акты (решения) государственных органов», статья 20-2 «Порядок и сроки подачи жалобы на действия (бездействие) должностных лиц и акты (решения) государственных органов», статья 20-3 «Форма и содержание жалобы», статья 20-4 «Общие правила рассмотрения жалобы», статья 20-5 «Приостановление действия должностного лица, исполнения акта (решения) государственного органа в связи с подачей жалобы», статья 20-6 «Решение по результатам рассмотрения жалобы», статья 20-7 «Форма и содержание решения по результатам рассмотрения жалобы»; статья 23 «Ответственность за нарушение настоящего Закона».

Статьи, которые исключены по состоянию на 4 декабря 2018 года: статья 4 «Принятие решений при осуществлении государственными органами своих функций»; статья 5 «Требования к правовым актам и их оформлению»; статья 8 «Вступление в силу и прекращение действия правовых актов государственных органов»; статья 15-1 «Оказание государственных услуг»; статья 15-2 «Предоставление государственными органами информационных услуг физическим и юридическим лицам»; статья 15-3 «Уведомительный порядок» (Таблица 3).

Таблица 3

 

Статьи Закона

2004

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Всего

Статья 1

1

1

1

-

2

2

2

1

1

1

1

-

13

Статья 2

-

1

-

-

1

-

-

1

-

-

-

-

3

Статья 3

-

1

-

-

-

-

-

1

-

-

-

-

2

Статья 4

-

-

-

-

-

1

1

-

-

-

Искл.

-

Искл.

Статья 5

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Искл.

-

Искл.

Статья 6

-

-

-

-

-

1

-

-

-

-

1

-

2

Статья 7

-

-

-

-

-

1

-

-

-

-

1

-

2

Статья 8

-

-

-

-

-

-

1

-

-

1

1

-

3

Статья 9

-

1

-

-

1

-

1

-

-

-

-

-

3

Статья 9-1

-

Допол.

1

-

1

2

1

-

-

1

1

1

8

Статья 9-2

-

Допол.

-

-

-

1

1

-

-

-

1

-

3

Статья 10

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Статья 12

-

-

-

-

-

-

-

1

-

-

-

-

1

Статья 12-1

-

-

-

-

-

-

-

1

-

-

-

-

1

Статья 13

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

1

-

2

Статья 14

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

-

1

Статья 15-1

-

Допол.

1

-

2

1

1

Искл.

-

-

-

-

Искл.

Статья 15-2

-

1

-

1

2

-

2

-

-

Искл.

-

-

Искл.

Статья 15-3

-

-

-

-

-

-

1

-

1

1

-

-

3

Статья 17

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

-

1

Статья 20-1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Допол.

-

Допол.

Статья 20-2

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Допол.

-

Допол.

Статья 20-3

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Допол.

-

Допол.

Статья 20-4

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Допол.

-

Допол.

Статья 20-5

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Допол.

-

Допол.

Статья 20-6

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Допол.

-

Допол.

Статья 20-7

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Допол.

-

Допол.

Статья 21

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

-

-

1

Статья 23

-

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

 

Выводы:

Как показывает проведенный анализ, в сфере административно-процедурного законодательства преобладает политика внесения изменений и дополнений, что связано с необходимостью совершенствования законодательства об административных процедурах, включающее процедуры планирования работы государственных органов, регулирование порядка деятельности государственных органов посредством утверждения регламента, положения о государственном органе и его структурном подразделении, определение основных функций государственного органа, а также порядок предоставления государственными органами информационных услуг физическим и юридическим лицами. В большей части, изменения и дополнения в Закон вносились в статьи, регулирующие понятие и порядок оказания государственных услуг, которые в последующем вошли в Закон Республики Казахстан «О государственных услугах» от 15 апреля 2013 года.

Таким образом, рассматриваемый Закон является относительно нестабильным.

________________________


[1] Исследование проведено на основе данных Информационно-правовой системы нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет»

[2] Средний период стабильности - длительность условного периода, в течение которого в законодательный акт не вносятся изменения. Среднее значение периода стабильности определяется через соотношение общего срока действия закона, в месяцах, на общее количество законов, которые вносили изменения и дополнения.

5 декабря 2018, 14:31
Источник, интернет-ресурс: Ермекбаев Б.Б.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript