Статистический анализ Закона Республики Казахстан от 28 марта 2003 года N 400 «О кредитных товариществах» (по состоянию на 15.01.2019 г.) (Каниева К.К., Институт законодательства Республики Казахстан, м.ю.н.) (©Paragraph 2019 / 5.0.2.55)

Статистический анализ
Закона Республики Казахстан от 28 марта 2003 года № 400
«О кредитных товариществах»

(по состоянию на 15.01.2019 г.)

Каниева К.К.

Институт законодательства

Республики Казахстан, м.ю.н.

 

В рамках представленного исследования был проведен статистический анализ Закона Республики Казахстан от 28 марта 2003 года № 400 «О кредитных товариществах» (далее - Закон), подготовленный Институтом законодательства Республики Казахстан.

В ходе проведенного статистического анализа было проанализировано количество внесенных в Закон изменений и дополнений. Также был изучен характер внесенных изменений и дополнений. На основе имеющихся данных были сделаны выводы о стабильности Закона, был выведен коэффициент стабильности и нестабильности. По итогам полученных результатов были сделаны обобщающие выводы.

Для проведения анализа в качестве основы были взяты материалы исследования «Статистический анализ федерального законодательства», проведенного руководителем производственного управления компании «Гарант» Н. Ткаченко.

Настоящий Закон определяет правовое положение, порядок создания, реорганизации и ликвидации, а также регулирования деятельности кредитных товариществ.

Закон состоит из 7 глав и 29 статей. По состоянию на 15.01.2019 г. указанный Закон действует в течение 15 лет 9 месяцев - 189 месяцев.

С момента принятия Закона по состоянию на 15.01.2019 г. в него вносились 9 поправок, законами о внесении изменений и дополнений.

Таблица 1 отражает количество законов о внесении изменений и дополнений, которые принимались на протяжении периода исследования, что составляет 1 закон в каждый из приведенных годов.

 

Таблица 1. Таблица 1. Кол-во внесенных в Закон изменений в год

Год

2004

2005

2006

2010

2011

2012

2014

2016

Количество внесенных в Закон изменений в год

1

1

1

1

1

1

1

2

 

Согласно таблице, в 2016 году изменения и дополнения в Закон были внесены два раза, в то время как в остальные указанные года - они вносились по одному разу.

Справочно:

В 2014 году на рассмотрении Сената было 168 законопроектов (из которых 155 - приняты Сенатом после одобрения Мажилисом, 13 - возвращены с изменениями и дополнениями в Мажилис)[1], из них 59 проектов законов направлены на реализацию План Нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ».

 

К сведению следует отметить, что в 2007, 2008, 2009, 2013, 2015, 2017 и 2018 годах анализируемый Закон не подвергался каким-либо изменениям и дополнениям.

В целом наибольшее количество изменений и дополнений было внесено Законом РК от 23.12.2005 г № 107 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лицензирования и консолидированного надзора» - в 7 статей.

Более подробная информация о частоте внесения изменений и дополнений приведена в таблице 2.

Таблица 2

Годы (перечисляются подряд, начиная с года принятия НПА)

НПА о внесении изменений, дополнений

Период стабильности между НПА, указанными в гр. 2

Дата введения в действие НПА о внесении изменений, дополнений

1

2

3

4

2004

1) Закон РК от 20.12.2004 г. № 13 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления и бюджетных отношений»

м/у № 400 и № 13 = 1 год 8 мес. 22 дня

01.01.2005

 

2005

 

2) Закон РК от 23.12.2005 г. № 107 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лицензирования и консолидированного надзора»

м/у № 13 и № 107 = 1 год 3 дня

Со дня его офиц. опуб. («Казахстанская правда» от 30.12.2005)

2006

3) Закон РК от 22.06.2006 г № 147 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам исполнительного производства»

м/у № 107 и № 147 = 5 мес. 30 дней

-----

2010

4) Закон РК от 02.04.2010 г № 262-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам исполнительного производства»

м/у № 147 и № 262-IV = 3 года 9 мес. 10 дней

21.10.10

2011

5) Закон РК от 10.02.2011 г № 406-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам исполнительного производства»

м/у № 262-IV и № 406-IV = 10 мес. 8 дней

по истечении 10 к.д. со дня его ПОО

2012

6) Закон РК от 05.07.2012 г № 30-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации деятельности Национального банка Республики Казахстан, регулирования финансового рынка и финансовых организаций»

м/у № 406-IV и № 30-V = 1 год 4 мес. 25 дней

по истечении 10 к.д. со дня его ПОО

2014

7) Закон РК от 29.09.2014 г № 239-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления»

м/у № 30-V и № 239-V = 2 года 2 мес. 24 дней

по истечении 10 к.д. со дня его ПОО

2016

8) Закон РК от 26.07.2016 г № 12-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам платежей и платежных систем»

м/у № 239-V и № 12-VI = 1 год 9 мес. 28 дней

по истечении 30 к.д. со дня его ПОО

2016

9) Закон РК от 28.12.2016 г № 36-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления»

м/у № 12-VI и № 36-VI = 5 мес. 2 дня

по истечении 60 к.д. со дня его ПОО

 

Таким образом, период стабильности Закона в минимальном значении составляет 5 месяцев, в максимальном - свыше 3 лет 9 месяцев.

Максимальный период стабильности более 3 лет и 9 месяцев означает, что наибольший период времени между двумя изменениями в Закон составляет больше 3 лет и 9 месяцев.

Период стабильности законов с промежутком 5 месяцев является наиболее критичным, и означает, что законы о внесении изменений и дополнений были внесены с периодом 5 месяцев.

Постатейный анализ Закона

Проанализировав статьи указанного Закона, следует отметить, что основным содержанием данных законов являлось не введение новых норм, а изменение ранее принятых.

Общее количество статей, подвергшихся изменениям - 10.

Из них 6 статей (ст.4,8,9,16,17,20) подвергались изменениям и дополнениям всего 1 раз; 2 статьи (ст. 18,20-1) - 2 раза; 1 статья (ст. 3) - 3 раза; 1 статья (ст. 21) - 4 раза.

К статьям, подвергшимся наибольшему количеству изменений и дополнений, относятся:

1) статья 3 «Кредитное товарищество», в нее вносились изменения законами № 13, № 107 и № 30-V - 3 законами;

2) статья 21 «Тайна операций, проводимых кредитным товариществом», в нее вносились изменения законами № 147, № 262-IV, № 239-V и № 36-VI - 4 законами.

 

В таблице № 3 указаны некоторые статьи, в которые разными Законами вносились изменения и дополнения в статью 21.

 Таблица №3

Статья

НПА о внесении изменений, дополнений

Характер

изменений

1

2

3

Статья 21

 

 

 1. Закон РК от 22.06.2006 г. № 147 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам исполнительного производства»

Дополнить пункт 5 подпунктом 2-1) следующего содержания:

«2-1) органам исполнительного производства: по находящимся в их производстве делам исполнительного производства на основании постановления судебного исполнителя, заверенного печатью органа исполнительного производства и санкционированного прокурором».

Период между Законами

№ 147 и № 262-IV = 3 года 8 месяцев 12 дней

 

2. Закон РК от 02.04.2010 г.

№ 262-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам исполнительного производства»

Подпункт 2-1) пункта 5 изложить в редакции:

«2-1) органам исполнительного производства и частным судебным исполнителям: по находящимся в их производстве делам исполнительного производства на основании санкционированного судом постановления судебного исполнителя, заверенного печатью органа исполнительного производства или печатью частного судебного исполнителя».

Период между Законами

№ 262-IV и № 239-V = 4 года 5 месяцев 27 дней

3. Закон РК от 29.09.2014 г. № 239-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления »

подпункт 2-1) пункта 5 изложить в следующей редакции:

 «2-1) органам юстиции и частным судебным исполнителям: по находящимся в их производстве делам исполнительного производства на основании санкционированного судом постановления судебного исполнителя, заверенного печатью органа юстиции или печатью частного судебного исполнителя».

Период между Законами

№ 239-V и № 36-VI = 2 года 3 месяца

 

4. Закон РК от 28.12.2016 г. № 34-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам контрразведывательной деятельности»

Дополнить пункт 5 подпунктом 1-1) следующего содержания:

«1-1) органам национальной безопасности и Службе государственной охраны Республики Казахстан с санкции прокурора по их требованию о предоставлении информации, необходимой для предупреждения, вскрытия и пресечения разведывательных и (или) подрывных акций».

 

Таким образом, данная таблица № 3 показывает, что в одну и ту же статью 21 вводились изменения и дополнения 4 Законами в разное время в течении 6 лет (с 2006 г. по 2016 г.).

 

Анализ стабильности/ нестабильности Закона

Согласно Н. Ткаченко для оценки стабильности правового регулирования значим не только факт внесения поправок, но и их общее количество и время внесения.[2]

Закон действовал в течение 189 месяцев и в него были внесены изменения и дополнения 9 законами. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что изменения вносились в среднем один раз в 21 месяц. Так, коэффициент стабильности Закона равен 21, в то время как коэффициент нестабильности составляет 0,047. Таким образом, Закон является относительно стабильным, при этом стабильная динамика сформировалась в 2007, 2008, 2009, 2013, 2015, 2017 и 2018 годах.

 

Таблица №4

Закон

Кол-во месяцев со дня принятия до 21.12.2018

Кол-во законов об изм. и доп. на 21.12.2018

«О кредитных товариществах»

189

9

 

Так, для целей исследования, на основе приведенных в таблице №4 данных можно определить средний срок стабильности Закона либо его нестабильности путем вычисления коэффициентов стабильности[3](*) и нестабильности[4] (**), соответственно. Вышеприведенные данные указаны в таблице № 5.

*Коэффициент стабильности =Статистический анализ Закона Республики Казахстан от 28 марта 2003 года N 400 «О кредитных товариществах» (по состоянию на 15.01.2019 г.) (Каниева К.К., Институт законодательства Республики Казахстан, м.ю.н.)

 

**Коэффициент нестабильности Статистический анализ Закона Республики Казахстан от 28 марта 2003 года N 400 «О кредитных товариществах» (по состоянию на 15.01.2019 г.) (Каниева К.К., Институт законодательства Республики Казахстан, м.ю.н.)

 

Таблица №5

Закон

Коэффициент стабильности*

Коэффициент нестабильности**

 

«О кредитных товариществах»

 

21

 

0,047

 

Согласно проведенному анализу Закон «О кредитных товариществах» был подвергнут изменениям и дополнениям 9 раз за 15 лет и 9 месяцев, что свидетельствует о том, что рассматриваемый Закон можно признать относительно стабильным. Согласно коэффициенту стабильности Закон менялся раз в 21 месяцев.

 

Общие выводы

На основании проведенного анализа Закона Республики Казахстан «О кредитных товариществах» были сделаны следующие выводы:

 

1. Изученный Закон является относительно стабильным, изменения в него вносились законами о внесении изменений и дополнений в рамках проводимых реформ в той или иной сфере. В течение 189 месяцев в Закон были внесены изменения и дополнения 9 законами о внесении изменений и дополнений. Коэффициент стабильности Закона равен 21.  

2. В законе отмечены факты внесения изменений и дополнений в короткий срок с незначительным интервалом времени между законами о внесении изменений и дополнений.  

 


[1] ОТЧЕТ о работе Аппарата Сената Парламента Республики Казахстан за 2015 год, http://www.parlam.kz/ru/senate/Activity/OpenInfoDocument/13?infoId=4

[2] Н. Ткаченко. Статистический анализ федерального законодательства. - М., 2017. С. 7. (Электронный ресурс). https://m.garant.ru/files/8/0/1090708/issledovanie_tssr_statistika_po_zakonoproektam.pdf Дата доступа: 08.09.2017.

[3] Длительность условного периода, в течение которого в Закон не вносятся изменения.

[4] Величина, определяемая как результат деления количества нормативных актов, вносивших в него изменения, на количество месяцев, прошедших от момента принятия акта до момента измерения. Чем выше коэффициент нестабильности, тем чаще менялся документ. Значение коэффициента нестабильности находится в зависимости от двух параметров: количества изменений и даты измерения. Сравнение значений коэффициентов нестабильности, полученных в разное время, дает преставление о том, насколько выросла либо уменьшилась интенсивность изменения конкретного акта.

 

 

 

17 января 2019, 10:58
Источник, интернет-ресурс: Каниева К.К.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript