Особенности декларирования физическими лицами налогового года 2018 в Казахстане (Масатбаев Айдар, Дипломированный налоговый эксперт LLM, Член палаты налоговых консультантов) (©Paragraph 2019 / 5.0.2.61)

Особенности декларирования физическими лицами налогового года 2018 в Казахстане

 

Масатбаев Айдар

Дипломированный налоговый эксперт LLM

Член палаты налоговых консультантов

 

I. Общие положения и аналитика налогового обязательства

Налоговое законодательство Казахстана предусматривает обязанность ежегодно декларировать доходы и имущество не только для хозяйствующих субъектов, но и в определенных случаях для физических лиц - налогоплательщиков Казахстана.

Так, за 2018 года декларацию по индивидуальному подоходному налогу наравне с:

лицами, обязанными декларировать свои доходы, согласно законодательству о государственной службе,

индивидуальными предпринимателями, работающими в общеустановленном порядке,

- частными нотариусами,

- частными судебными исполнителями,

- адвокатами,

- профессиональными медиаторами,

также представляют следующие физические лица:

1. Физические лица, получившие имущественный доход в 2018 году. Под имущественным доходом понимается:

a. Доход в виде положительной разницы между ценой (стоимостью) реализации имущества и ценой (стоимостью) его приобретения стоимости физическим лицом следующего имущества в Республике Казахстан:

i. жилищ, дачных строений, гаражей, объектов личного подсобного хозяйства, находящихся на территории Республики Казахстан на праве собственности менее года с даты регистрации права собственности;

ii. земельных участков и (или) земельных долей, целевым назначением которых с даты возникновения права собственности до даты реализации являются индивидуальное жилищное строительство, дачное строительство, ведение личного подсобного хозяйства, под гараж, находящихся на территории Республики Казахстан на праве собственности менее года с даты регистрации права собственности;

iii. земельных участков и (или) земельных долей, целевым назначением которых с даты возникновения права собственности до даты реализации являются индивидуальное жилищное строительство, дачное строительство, ведение личного подсобного хозяйства, садоводство, под гараж, на которых не расположены объекты, указанные в подпункте i, находящихся на территории Республики Казахстан на праве собственности менее года с даты регистрации права собственности;

iv. земельных участков и (или) земельных долей с целевым назначением, не указанным в подпунктах ii и iii настоящего пункта, находящихся на территории Республики Казахстан;

v. иного недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Казахстан, не перечисленного в подпунктах i, ii, iii, и iv выше;

vi. инвестиционного золота, находящегося на территории Республики Казахстан;

vii. механических транспортных средств и (или) прицепов, подлежащих государственной регистрации в Республике Казахстан, находящихся на праве собственности менее года;

viii. ценных бумаг, производных финансовых инструментов (за исключением производных финансовых инструментов, исполнение которых происходит путем приобретения или реализации базового актива), эмитенты которых зарегистрированы в Республике Казахстан, доли участия в уставном капитале юридического лица, зарегистрированного в Республике Казахстан.

b. доход физического лица в виде положительной разницы между ценой (стоимостью) реализации имущества находящегося за рубежом и ценой (стоимостью) его приобретения физическим лицом;

c. доход в виде положительной разницы между ценой (стоимостью) передачи имущества физическим лицом имущества (кроме денег) в качестве вклада в уставный капитал и ценой (стоимостью) его приобретения;

d. доход, полученный физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, от сдачи в имущественный наем (аренду) имущества лицам, не являющимся налоговыми агентами;

e. доход от уступки права требования, в том числе доли в жилом доме (здании) по договору о долевом участии в жилищном строительстве;

f. доход от прироста стоимости при реализации следующих активов индивидуального предпринимателя, применяющего специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса либо для крестьянских или фермерских хозяйств:

i. основные средства, используемые в предпринимательской деятельности;

ii. объекты незавершенного строительства;

iii. неустановленное оборудование;

iv. нематериальные активы;

v. биологические активы;

vi. основные средства, стоимость которых полностью отнесена на вычеты в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, действовавшим до 1 января 2000 года, в случае, если такие основные средства являлись фиксированными активами в налоговых периодах, в течение которых индивидуальный предприниматель осуществлял расчеты с бюджетом в общеустановленном порядке и актив являлся фиксированным активом;

vii. активы, введенные в эксплуатацию в рамках инвестиционного проекта по контрактам, заключенным до 1 января 2009 года в соответствии с законодательством Республики Казахстан об инвестициях, стоимость которых полностью отнесена на вычеты, в случае, если индивидуальный предприниматель осуществлял ранее расчеты с бюджетом в общеустановленном порядке и актив являлся фиксированным активом.

2. физические лица, получившие доходы из источников за пределами Республики Казахстан;

3. домашние работники, в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан, нанятые физическим лицами;

4. граждане Республики Казахстан, получающие доход работника по трудовым договорам (контрактам) и (или) договорам гражданско-правового характера, заключенным с дипломатическими и приравненными к ним представительствами иностранного государства, консульскими учреждениями иностранного государства, аккредитованными в Республике Казахстан, не являющимися налоговыми агентами;

5. граждане Республики Казахстан, получающие доход работника по трудовым договорам (контрактам) и (или) договорам гражданско-правового характера, заключенным с международными и государственными организациями, зарубежными и казахстанскими неправительственными общественными организациями и фондами, освобожденными от обязательства по исчислению, удержанию и перечислению индивидуального подоходного налога у источника выплаты в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан;

6. трудовые иммигранты-резиденты Республики Казахстан, получающие (подлежащие получению) доходы по трудовым договорам, заключенным в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан на основании разрешения трудовому иммигранту;

7. медиаторы, за исключением профессиональных медиаторов, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О медиации», получающих доходы от лиц, не являющихся налоговыми агентами;

8. физические лица, получающие доходы от личного подсобного хозяйства, учтенного в книге похозяйственного учета в соответствии с законодательством Республики Казахстан, подлежащие налогообложению, по которым не было произведено удержание индивидуального подоходного налога у источника выплаты в связи с представлением налоговому агенту недостоверных сведений лицом, занимающимся личным подсобным хозяйством;

9. граждане Республики Казахстан, оралманы и лица, имеющие вид на жительство в Республике Казахстан, которые имеют по состоянию на 31 декабря отчетного налогового периода деньги на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан, в сумме, превышающей 141-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 31 декабря отчетного налогового периода;

10. граждане Республики Казахстан, оралманы и лица, имеющие вид на жительство в Республике Казахстан, которые имеют по состоянию на 31 декабря отчетного налогового периода следующее имущество на праве собственности:

a. недвижимое имущество, которое (права и (или) сделки по которому) подлежит государственной или иной регистрации (учету) в компетентном органе иностранного государства в соответствии с законодательством иностранного государства;

b. ценные бумаги, эмитенты которых зарегистрированы за пределами Республики Казахстан;

c. долю участия в уставном капитале юридического лица, зарегистрированного за пределами Республики Казахстан.

При этом лица, указанные в настоящем пункте, в том числе находящиеся за пределами Республики Казахстан с целью обучения, стажировки или прохождения практики, не представляют декларацию по индивидуальному подоходному налогу в случае отсутствия оснований, предусмотренных выше.

Хотелось бы отдельно остановить на обновленной категории лиц, которые кроме декларирования своих счетов, открытых в иностранных банках, на которых хранятся деньги в сумме, превышающий 339 105 тенге (141-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 31 декабря 2018 года), также должны отразить свои имущество, находящееся за рубежом и банковские счета («налоговые активы»), которые имелись на дату 31 декабря 2018 года:

- недвижимость, которая подлежит государственной и иной регистрации в компетентных органах страны, где такое имущество находится;

- ценные бумаги иностранных эмитентов;

- доходы, полученные из зарубежных источников.

Налогоплательщики должны предоставить Декларацию по индивидуальному подоходному налогу по форме 240 о доходах 2018 года не позднее 31 марта 2019 года, при этом, в случаях, когда кроме отражения (декларирования) активов, возникает необходимость уплатить индивидуальный подоходный налог не позднее 10 апреля 2019 года.

 

II. Международное сотрудничество в вопросе обмена сведений о налоговых активах.

Необходимо отметить, что Республика Казахстан активно сотрудничает на международной арене с целью достижения договоренностей с другими странами в части обмена сведений об имуществе своих граждан, находящихся за пределами Республики.

Примером двустороннего формата сотрудничества можно привести визит 22 августа 2018 представителей Национальной налоговой службы Республики Корея во главе с главой налогового ведомства Комиссаром Сынхи Ханом.

На сегодняшний день, существующие международные инструменты предоставляют правовую базу для обмена более широким перечнем данных. Если в прошлом налоговые органы стран Южной Кореи и Казахстана обменивались сведениями в рамках типовых Конвенций по определенным налогам, то сегодня сфера информационного обмена и межстранового налогового содействия значительно увеличилась. Сейчас органы государственных доходов могут получать от своих коллег из других стран информацию о банковских счетах, активах транснациональных компаний и прочих данных, а в будущем и о бенефициарных собственниках. Кроме того, налоговые службы могут оказывать содействие по сбору налогов, выявлять уклонение от уплаты налогов постоянными представительствами в других странах, разрешать налоговые споры более эффективно[1].

9 декабря 2018 года на двустороннем уровне состоялось подписание Меморандума о взаимопонимании в рамках Конвенции между Республикой Казахстан и Королевством Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал, ратифицированной 24 февраля 1997 г. за № 70-І ЗРК. Во исполнение меморандума Казахстан и Нидерланды будут обмениваться сведениями о принадлежащем имуществе и доходе граждан другой стороны: недвижимое имущество и доход от него; корпоративная прибыль контролируемых иностранных компаний, дивиденды, проценты, доход от прироста капитала, доход, состоящий из окладов, заработной платы и другого подобного вознаграждения, гонорары директоров и или другие выплаты членам управленческой команды; доходы от художников и спортсменов, прочие доходы[2].

Ярким примером в деле сотрудничества по обмену сведений о зарубежных налоговых активах представляет собой событие, состоявшееся 26 июня 2018 г. в г. Астана, когда было подписано Многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах (Многостороннее Соглашение).

Данное Многостороннее соглашение основывается на статье 6 Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам, ратифицированной Законом Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года за №267-V ЗРК (далее - Страсбургская Конвенция), и предусматривает внедрение Единого стандарта автоматического обмена информацией (CRS) по финансовым счетам, которое предоставляет Комитету государственных доходов Республики возможность обмениваться со 102 юрисдикциями, в том числе со странами с льготным налогообложением, информацией о финансовых счетах[3].

Единый стандарт предоставления информации (CRS) разработан ОЭСР с участием стран G-20 для решения проблем уменьшения налоговых сумм в рамках закона и уклонения от налогов и для повышения уровня соблюдения налоговых правил.

С присоединением к Многостороннему соглашению у налоговых органов появится возможность получать сведения об остатке на счете (или на счетах) денежных средств в иностранной валюте резидентов РК на конец календарного года в автоматическом режиме.

В свою очередь полученные сведения позволят проводить качественное администрирование доходов казахстанцев, что в свою очередь будет служить действенным механизмом предотвращения оттока капитала из страны.

Следует отметить, что Казахстан планирует осуществить первый автоматический обмен информацией в сентябре 2020 года[4].

Благодаря международной цифровизации расстояние больше не играет роли в приватности и сокрытии денег, налоговые органы получают сведения об иностранных налоговых активах граждан РК буквально в режиме онлайн.

 

III. Ответственность за непредоставление декларации по индивидуальному подоходному налогу.

Аналитика общей эволюции административной ответственности за непредоставление декларации уже приводилась в ранних работах[5].

Правительство ввело определенную избирательность в вопросе наказания за несвоевременную сдачу декларации по индивидуальному подоходному налогу по форме 240. В частности, при непредставлении декларации физическим лицом, в которой подлежали отражению сведения о наличии имущества на праве собственности за пределами Республики Казахстан, а также денег на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан, квалифицируется как сокрытие объекта налогообложения[6] и влечет административный штраф в размере в размере ста месячных расчетных показателей, что в 2019 году составит 252 500 тенге по каждому объекту имущества, подлежащего государственной или иной регистрации (учету), права и (или) сделки по которому подлежат государственной или иной регистрации (учету) в компетентном органе иностранного государства, в соответствии с законодательством иностранного государства, а также по каждому банковскому счету в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан.

Хотелось бы сделать предположение, что ценные бумаги иностранных эмитентов не входят в понятие «имущество, права и (или) сделки по которому подлежат государственной или иной регистрации (учету) в компетентном органе иностранного государства» так как сделки с ценными бумагами не регистрируются в компетентных иностранных органах за рубежом.

Полагаем, что в остальных налоговыми органами случаях будет применяться предупреждение как санкция за непредоставление налогоплательщиком в орган государственных доходов налоговой отчетности в срок, установленный законодательными актами Республики Казахстан[7].

 


[6] См. часть третья статьи 275 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V

[7] См. часть первая статьи 272 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V

31 января 2019, 11:10
Источник, интернет-ресурс: Масатбаев А.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript