Вступительное слово Председателя Сената Парламента РК на Правительственном часе по вопросам реализации торговой политики РК в ЕАЭС в свете Послания Президента народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» (г. Астана, 8 февраля 2019 года) (©Paragraph 2019 / 5.0.2.67)

Вступительное слово Председателя Сената Парламента РК на Правительственном часе по вопросам реализации торговой политики РК в ЕАЭС в свете Послания Президента народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни»
(г. Астана, 8 февраля 2019 года)

 

Уважаемые депутаты и приглашенные!

 

Біз бүгін өте өзекті мәселені талқылайын деп отырмыз. Еуразиялық экономикалық одақтың сауда саясаты біздің мемлекетіміз үшін аса маңызды мәселе. Жалпы, қазіргі халықаралық қарым-қатынастардың ең басты үрдісі - бұл сауда нарықтарына қол жеткізу үшін табанды күрес. Мұндай күрес кейбір уақытта соғыстарға да ұласады. Оған бәріміз куәміз.

2019 год является знаменательным для Евразийского экономического союза. В этом году исполняется пять лет со дня подписания Договора о ЕАЭС и 25 лет - идее евразийской интеграции, сформулированной Президентом Н.А. Назарбаевым.

Сегодня можно сказать, что ЕАЭС прочно встал на рельсы как интеграционное объединение, набирает обороты в своем развитии. Создана прочная институциональная основа для формирования единого рынка товаров, услуг, капитала, выработаны эффективные форматы взаимодействия между государствами - членами Союза.

ЕАЭС становится серьезным фактором международных отношений, приобретая все более заметный вес в системе глобальных экономических связей. Интерес к сотрудничеству с ЕАЭС, совокупный ВВП которого составляет порядка 2 триллионов долларов, а население превышает 180 миллионов человек, проявляют многие государства мира. Создана Зона свободной торговли с Вьетнамом, ведется работа по созданию аналогичных зон с другими государствами. Большие надежды возлагаются на транспортно-транзитный потенциал ЕАЭС. Весьма перспективным видится сопряжение ЕАЭС с китайской инициативой «Один пояс - один путь», что позволит вывести на новый уровень торгово-экономические связи в Евразии.

Правительства и парламенты стран ЕАЭС продолжают работу по формированию правовой базы Союза. Ратифицировано более 20 международных документов, принятых в рамках ЕАЭС.

С прошлого года вступил в силу новый Таможенный кодекс ЕАЭС, который благодаря использованию электронного документооборота и унификации таможенного регулирования существенно упростил таможенные формальности и повысил эффективность сотрудничества между таможенными органами стран - членов ЕАЭС.

Несмотря на сложившиеся неблагоприятные внешние условия и риски, удалось обеспечить положительную динамику внутренней и внешней торговли в рамках ЕАЭС. За январь - октябрь 2018 года товарооборот между Казахстаном и странами ЕАЭС вырос на 7,2 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составил 15,5 млрд долларов США.

 

Уважаемые участники!

Рассматриваемый нами вопрос о реализации торговой политики Казахстана в рамках ЕАЭС имеет огромное значение для национальной экономики.

Среди вопросов, стоящих в повестке дня ЕАЭС на настоящий момент, можно назвать дальнейшее укрепление интеграционных связей, устранение препятствий на пути движения товаров, вопросы ценообразования и таможенного регулирования, развитие инвестиционных возможностей.

6 декабря 2018 года главами государств-членов принята Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, определен будущий вектор развития Союза.

В числе ключевых направлений - обеспечение максимальной эффективности единого рынка ЕАЭС и реализация его возможностей для бизнеса и потребителей путем полного устранения барьеров и максимального сокращения изъятий и ограничений для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на рынке ЕАЭС.

Это важно, учитывая, что со стороны государств-участников все еще предпринимаются протекционистские меры по защите своих внутренних рынков без учета интересов стран-партнеров.

Среди наиболее чувствительных проблем, препятствующих свободной торговле в рамках ЕАЭС, можно назвать значительное количество барьеров во взаимной торговле, сложности при транзите товаров, доступе на внутренние рынки, «негласный запрет» на ввоз отдельных товаров, препятствия со стороны местных региональных властей.

Несмотря на задекларированное отсутствие внутренних таможенных границ, наши предприниматели сталкиваются с их наличием в «завуалированном» виде.

Все это негативно сказывается на взаимной торговле, создает скептическое отношение к евразийской интеграции в бизнес-сообществе, препятствует развитию интеграции в целом.

Неблагоприятное влияние на реализацию интеграционного потенциала ЕАЭС оказывают турбулентность на мировых финансовых и товарных рынках, продолжающееся санкционное противостояние, что требует улучшения координации торгово-экономической политики государств - участников.

Правительству необходимо обратить внимание бизнес-сообщества на перспективы, открывающиеся в связи с формированием единого рынка ЕАЭС.

В частности, Казахстан получил возможность реализовать экспортный потенциал отечественной электроэнергетической отрасли в рамках создаваемого электроэнергетического рынка ЕАЭС.

К 2025 году в рамках ЕАЭС будут сформированы общие рынки газа, нефти и нефтепродуктов. К этому направлению нам нужно подходить очень внимательно, мы не должны допустить роста розничных цен на ГСМ на внутреннем рынке.

Для упрощения транзита казахстанских товаров и их перемещения в рамках Союза, а также для развития связей с партнерами в странах ЕАЭС большое значение имеет реализация совместных проектов в сфере цифровизации в рамках Цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года. Мы должны получить реальный экономический эффект от развития единого цифрового пространства. В этом контексте большой интерес представляет казахстанская инициатива по созданию Евразийской электронной биржи труда.

Для отечественного бизнеса большие возможности открывает предоставление государствами - членами ЕАЭС друг другу национального режима в сфере государственных закупок. Участие в закупках государств - членов ЕАЭС откроет казахстанскому бизнесу рынок объемом более 100 млрд долларов, что в 12 раз больше отечественного рынка государственных закупок.

 

Уважаемые участники!

Евразийская интеграция должна основываться исключительно на экономической целесообразности, и главным двигателем интеграционных процессов служат именно экономические интересы.

Нам не следует увлекаться и частым внесением поправок в Договор о Евразийском экономическом союзе. Это новый документ, принятый всего пять лет назад. Это может привести к искушению постоянно корректировать договор и в целом к искажению самой сути интеграции. Все предложения должны подвергаться тщательному анализу и оценке, прежде всего в рамках Евразийской Комиссии.

В непростых современных условиях Правительству Казахстана следует направить усилия на эффективную защиту отечественных товаропроизводителей, чтобы оградить наш рынок от импорта товаров, которые могли бы иметь казахстанское происхождение. Это не имеет ничего общего с протекционизмом.

Следует занимать принципиальную позицию на переговорах в рамках интеграционных организаций или с отдельными государствами.

Глава государства не раз указывал на то, что отечественная внешнеторговая политика должна стать более энергичной, активной, нацеленной на поддержку конкурентоспособности национальной экономики.

 

Уважаемые участники!

Нам предстоит преодолеть еще немало трудностей, не сбавляя темпов интеграции. У ЕАЭС есть резервы для развития, для дальнейшего углубления экономической интеграции.

Убежден, что ЕАЭС должен развиваться постепенно, без забегания вперед. Большие надежды возлагаем на работу Евразийской Комиссии, исполнительного органа нашего Союза. Интеграция - это сложнейший и напряженнейший поиск баланса интересов всех заинтересованных сторон. В интеграции не может быть аутсайдеров или проигравших, в выигрыше должны быть все государства-участники соответствующего объединения. В противном случае мы скомпрометируем главные задачи нашей организации. Все решения в рамках ЕАЭС должны приниматься на консенсусной основе с учетом интересов отечественного бизнеса и наших граждан.

Именно граждане стран-участниц ЕАЭС в первую очередь должны почувствовать преимущества экономической интеграции.

Надеюсь, обсуждение в ходе сегодняшнего Правительственного часа будет способствовать совершенствованию национальной торговой политики в рамках ЕАЭС.

Желаю всем участникам плодотворной дискуссии и успехов в работе.

Благодарю за внимание!

 

 

 

 

8 февраля 2019, 16:47
Источник, интернет-ресурс: Токаев К.К.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript