Доклад министра национальной экономики на Правительственном часе по вопросам реализации торговой политики РК в ЕАЭС в свете Послания Президента народу Казахстана (г. Астана, 8 февраля 2019 года) (©Paragraph 2019 / 5.0.2.70)

Доклад министра национальной экономики на Правительственном часе
по вопросам реализации торговой политики РК в ЕАЭС в свете Послания Президента народу Казахстана
(г. Астана, 8 февраля 2019 года)

 

Казахстан уже пятый год является участником Евразийского экономического союза.

Реализация базовых договоренностей о свободном перемещении товаров показывает положительные результаты взаимной торговли государств Евразийского экономического союза.

Так, товарооборот Казахстана со странами ЕАЭС продолжает увеличиваться и по итогам 11 месяцев 2018 года составил 17,1 млрд. долл., увеличение на 6,2%, в том числе экспорт вырос на 10% и составил 5,3 млрд. долл., импорт - на 4,6% и составил 11,8 млрд. долл.

Справочно: По итогам 2017 года товарооборот Казахстана со странами ЕАЭС увеличился на 28,9% по сравнению с 2016 годом и составил 17,8 млрд. долл. США, в том числе экспорт - на 33,9% (3,9 млрд. долл. США), импорт - на 26,9% (9,9 млрд. долл. США).

Растет приток инвестиций из стран ЕАЭС. По итогам трех кварталов 2018 года, приток инвестиций из стран ЕАЭС увеличился на 31% (с 941,5 млн. долл. США до 1,2 млрд. долл. США).

Справочно: Приток инвестиций из России в третьем квартале 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года увеличился на 34,4% (с 876,9 млн. долл. до 1 178,7 млн. долл.), из Беларуси сократился на 11% (с 63,7 млн. долл. до 50,8 млн. долл.), из Кыргызстана увеличился в 4 раза (с 0,9 млн. долл. до 3,6 млн. долл.), из Армении увеличился в 5,2 раза (с 27 тыс. долл. до 142 тыс. долл.).

Кроме того, растет количество совместных предприятий. Так, количество совместных действующих предприятий со странами ЕАЭС увеличилось на 69,8%, с 6 272 предприятий по состоянию на 1 января 2015 года до 10 654 предприятий по состоянию на 1 декабря 2018 года.

Справочно: С Россией количество предприятий увеличилось на 63%, с 5 649 до 9 028; с Кыргызстаном - в 2,5 раза, с 364 до 921; с Беларусью - в 2 раза, со 158 до 313; с Арменией - в 2,1 раза, со 101 до 212.

Участие Казахстана в Евразийском союзе значительно повышает привлекательность отечественных отраслей для инвесторов, которые, в свою очередь, создавая производства в Казахстане, могут рассчитывать на реализацию собственной продукции на рынке всех стран ЕАЭС.

Справочно: Совокупный объем экономик стран-членов составляет порядка 1,8 трлн. долларов США c численностью населения в 183,4 млн. человек.

Отмечу, что с момента функционирования ЕАЭС (2015 год) государства-члены значительно улучшили свои позиции в мировом рейтинге «Doing business-2019». Так, Казахстан занимает 28 место (+49 позиций), Россия 31 место (+ 31 позиция), Беларусь 37 место (+20 позиций), Армения 41 место (+4 позиции), Кыргызстан 70 место (+32 позиции).

 

***

В целом Договором о Евразийском экономическом союзе предусмотрены базовые условия взаимодействия стран, которые прежде всего направлены на реализацию интеграционного потенциала для всех стран участниц объединения.

В реализацию Договора приняты ключевые программные документы, которые определяют основные факторы и условия сотрудничества в различных отраслях экономики: промышленности, транспорте, таможенном администрировании, цифровизации экономики и др.

Так, с 1 января 2018 года вступил в силу новый Таможенный кодекс ЕАЭС, который включает положения об упрощении таможенных процедур. Кроме того, внедрено электронное декларирование товаров на основе принципа переноса акцента с этапа таможенной очистки на этап после выпуска товара.

Последовательно проводится работа по принятию технических регламентов с целью снятия технических барьеров (различий в требованиях) между членами. Так, на сегодня уже принято 47 технических регламентов. Все это позволит сформировать общий рынок товаров с едиными требованиями и, соответственно, создаст условия для беспрепятственного перемещения товаров.

Приняты программы формирования общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов ЕАЭС.

Программа формирования общего рынка газа направлена на развитие конкуренции, обеспечение недискриминационного доступа к газотранспортным системам и переход к рыночному ценообразованию

Программа формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов направлена на формирование единого биржевого пространства, обеспечение прозрачности биржевых и внебиржевых ценовых индикаторов, обеспечение недискриминационного доступа хозяйствующих субъектов государств-членов к биржевым торгам нефтью и нефтепродуктами, а также определение механизма исполнения сделок, совершенных в рамках единого биржевого пространства.

Кроме того, в 2018 году запущены пилотные проекты по маркировке меховых и табачных изделий, которая позволит создать равные условия для ведения бизнеса - пресечь случаи недобросовестной конкуренции и подтвердить подлинность товаров.

Более глубокая интеграция предусмотрена в тех сферах, где мы договорились осуществлять единое регулирование, включая условия обращения продукции. Это касается сфер технического регулирования, санитарных, фитосанитарных, ветеринарных мер, внешнеторговой политики.

Все это было сделано в целях создания единого рынка, без барьеров, с едиными условиями доступа в части требований к обращаемой продукции и стремлении к качественной, эффективной и необременительной для бизнеса регуляторной практике.

Такой подход позволяет обеспечить свободное обращение продукции, при этом, соответствуя всем предъявляемым требованиям безопасности на общем рынке.

Решая вопрос свободного обращения товаров в рамках ЕАЭС, сторонами ведется активная совместная работа по устранению препятствий на внутреннем рынке.

Согласован перечень, состоящий из 70 препятствий. Из них 45 - применяются более 2-мя государствами-членами ЕАЭС, 9 - РФ, 5 - РК, 6 - РБ, 3- КР, 2 - РА.

В целях устранения препятствий утверждена Дорожная карта по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке ЕАЭС на 2018-2019 годы. Выполнение мероприятий дорожной карты стимулирует предпринимательскую активность и обеспечит реализацию свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Реализация мероприятий, вложенные в Дорожную карту - одна из наших главных задач.

К примеру, в текущем году в рамках реализации мероприятий Дорожной карты был отменен перечень пунктов пропуска, через которые грузы могут перемещаться с использованием книжек международных дорожных перевозок (МДП), ускорено принятие решений в сферах агропромышленного комплекса и технического регулирования, а также выработаны подходы и варианты мероприятий по устранению остальных препятствий.

Справочно: В «дорожную карту» на 2018 - 2019 годы по предложению государств-членов Союза включены 17 препятствий, из них: 2 изъятия, 15 ограничений. Из включенных 17 препятствий 12 препятствий включены в дорожную карту из согласованного перечня, 5 препятствий предложены государствами-членами ЕАЭС как наиболее сдерживающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы на внутреннем рынке Союза.

Данные препятствия относятся к сферам трудовой миграции, агропромышленного комплекса налогового обложения, таможенного и технического регулирования.

Кроме того, активно прорабатываются и новые направления сотрудничества. Речь идет о Цифровой повестке ЕАЭС. Мы исходим из того, что Цифровая повестка должна способствовать качественному и устойчивому экономическому росту, созданию благоприятной среды для развития инноваций, формированию новых индустрий и рынков, а также повышению конкурентоспособности экономик государств-членов.

Все это в совокупности с базовым Договором о ЕАЭС позволяет достичь основной цели ЕАЭС - обеспечение четырех свобод (свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы).

 

***

В условиях противостояния крупных мировых экономик весьма важным становится адекватное реагирование на вероятные угрозы от импорта товаров на внутренний рынок.

Следует отметить, что компетенция по применению в отношении импорта торговых мер, которые являются частью внешнеторговой политики, передана Коллегии Евразийской экономической комиссии.

Торговые меры, а именно специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные, применяются после проведения соответствующих разбирательств, процедура проведения которых строго регламентирована правилами Всемирной торговой организации. Действие таких мер направлено на защиту производителей стран Евразийского союза от недобросовестной торговой практики импортеров, выраженной в демпинге, субсидируемом импорте или от растущего импорта, способного нанести ущерб отечественным производителям.

На сегодняшний день в рамках ЕАЭС мы применяем 16 антидемпинговых мер в отношении производителей из Китая, Украины, Малайзии и Индии. Применение данных мер позволило Казахстану нарастить экспорт отдельных видов стальных труб на 60%, увеличить производство подшипников на 11%, это не единственные положительные результаты совместной защиты внутренних производителей стран ЕАЭС.

Справочно: товары, в отношении которых применяются антидемпинговые меры: подшипники качения, некоторые виды стальных труб, металлопрокат с полимерным покрытием, графитированные электроды, холоднодеформированные бесшовные трубы из нержавеющей стали, ванны чугунные эмалированные, стальные кованые валки для прокатных станов, лимонная кислота, кухонные столовые приборы из коррозионностойкой стали, стальные бесшовные трубы, применяемые для бурения и эксплуатации нефтяных и газовых скважин, гусеничные бульдозеры, грузовые шины, стальные цельнокатаные колеса, бесшовные трубы из коррозионностойкой (нержавеющей) стали диаметром до 426 мм включительно, прутки, ферросиликомарганец, стальные уголки.

Кроме того, в активной фазе находятся четыре антидемпинговых расследования в отношении литых колесных дисков, бесшовных труб из нержавеющей стали, оцинкованного проката и оптоволокна из КНР, Украины, США и Японии.

Введение США в прошлом году дополнительных пошлин на импорт стали и алюминия сподвигло крупнейших производителей указанных товаров на применение ответных мер. Например, аналогичные меры ввели ЕС, КНР, Канада, Мексика, Индия, Турция. Учитывая, что данные товары являются чувствительными и для нашей экономики Казахстан выступил в числе инициаторов специального защитного расследования в отношении импорта некоторых видов металлопроката из третьих стран.

В каждом случае Министерство проводит анализ ситуации на рынке товара, подпадающего под разбирательство. Проводится исследование уровня развития отечественной отрасли: производственных мощностей, степени загруженности производства, структуры внутреннего потребления. Также принимаются в расчет интересы потребителей продукции, в части возможного влияния на цену и объем предложения на рынке. Исходя из результатов такого анализа, формируется позиция нашей республики по предлагаемым мерам, которая не всегда выражается в поддержке предложенной меры.

Например, учитывая заинтересованность отечественных сельхоз производителей в поставках импортных гербицидов, Казахстан заблокировал решение Евразийской комиссии о применении антидемпинговой меры в отношении гербицидов, поставляемых из ЕС.

 

***

В целях создания благоприятных условий для отечественных производителей Министерством на постоянной основе проводится работа по пересмотру ставок импортных/экспортных таможенных пошлин. Учитывая членство в Евразийском союзе, решение по изменению импортных пошлин принимаются Евразийской комиссией по согласованию со всеми странами ЕАЭС.

В целях поддержки отечественных металлургических предприятий по инициативе Казахстана принято решение о снижении импортных таможенных пошлин на электроды, в целях снижения себестоимости готовой продукции казахстанского предприятия Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат мы практически ежегодно договариваемся о тарифной квоте на ввоз необходимого сырья (ванадий алюминиевой лигатуры) и другие примеры.

В то же время изменение экспортных пошлин является национальной компетенцией. Следует отметить, что на сегодня Министерством готовится решение об освобождении от уплаты экспортных пошлин в отношении отдельных видов железнодорожных компонентов, что необходимо для стимулирования их экспорта.

Также для поддержки казахстанского бизнеса Правительством используются меры нетарифного регулирования внешней торговли. К примеру, в сентябре прошлого года одобрено введение временных запретов на вывоз с территории Казахстана макулатуры, шкур КРС и лома черных и цветных металлов. Такая мера необходима в целях обеспечения казахстанских перерабатывающих предприятий сырьем.

В то же время страны ЕАЭС в отношении импорта применяют единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами. В него вошли товары, контролируемые исходя из соображений национальной безопасности, обеспечения международных обязательств в сфере охраны окружающей среды, борьбы с нелегальным оборотом наркотических и психотропных веществ, оружия, драгоценных металлов и драгоценных камней.

 

***

Участие Казахстана в ЕАЭС создаёт благоприятные условия для доступа казахстанских производителей на внешние рынки. Это реализуется посредством заключения соглашений о преференциальной торговле с третьими странами. Так, в 2015 году мы подписали соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом, а в 2018 году с Ираном, что открыло преференциальный доступ для наших товаров на рынок с населением порядка 180 млн. жителей.

На сегодня ведутся переговоры по заключению аналогичных соглашений с Египтом, Израилем, Индией, Сербией и Сингапуром.

Такие соглашения также позволят не только улучшить условия доступа отечественных товаров на рынки указанных стран, но и существенно упростят применяемые торговые процедуры, позволят повысить уровень транспарентности и взаимодействия по всем сферам торгового сотрудничества.

Отмечу, что международная деятельность проводится в соответствии с положениями Договора о ЕАЭС, которому в этом году исполняется 5 лет.

Так, главами государств-членов ЕАЭС поддержано предложение по инициативе проведения юбилейного заседания Высшего Евразийского экономического совета в г. Астана в честь 5-летия Договора о ЕАЭС, а также 25-летия идеи о евразийской интеграции.

 

***

В 2019 году Правительством будет продолжена работа по реализации имеющихся договоренностей, направленных на дальнейшее развитие сотрудничества в рамках ЕАЭС. При этом особый акцент мы планируем уделить:

1. Совершенствованию положений Договора о ЕАЭС, путем внесения разработанных на сегодня поправок в сфере таможенного и технического регулирования, СФС, информационного взаимодействия, транспорта и конкуренции (62 поправки).

2. Устранению препятствий во взаимной торговле ЕАЭС согласно принятому Плану мероприятий («дорожной карты») по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке ЕАЭС на 2018-2019 годы.

 

 

 

 

12 февраля 2019, 11:24
Источник, интернет-ресурс: Сулейменов Т.М.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript