Доклад Вице-министра юстиции Пан Н.В. на расширенном заседании коллегии Министерства по итогам работы за 2018 год (г. Астана, 27 февраля 2019 года)
Доклад
Вице-министра юстиции Пан Н.В. на расширенном заседании коллегии Министерства
по итогам работы за 2018 год
(г. Астана, 27 февраля 2019 года)
Уважаемый
Марат Бакытжанович!
Уважаемые коллеги и приглашенные!
Позвольте доложиться о состоянии дел по 2-м стратегическим направлениям органов юстиции в рамках деятельности вверенных подразделений и подведомственных организаций - ДЗ, ДПА, ДИС, ИЗ, РЦПИ, НИИС.
1-е стратегическое направление - это правовое обеспечение деятельности государства.
В рамках данной задачи Министерством проводится работа по:- координации законопроектной деятельности Правительства и совершенствованию законодательства;
- обеспечению режима законности;
- анализу законодательства Республики Казахстан.
В рамках координации законопроектной деятельности работа была направлена на обеспечение своевременного и 100%-ного исполнения соответствующего Плана законопроектных работ Правительства.
План предусматривал разработку 12 законопроектов, которые были внесены в Мажилис Парламента. Из них, 5 приняты и подписаны Главой государства, остальные находятся на рассмотрении законодательного органа.
В целях совершенствования законодательства Министерством юстиции в отчетном периоде разработано 6 законопроектов, из которых 4 приняты Парламентом и подписаны Главой государства.
Это законы:
1-2) касающиеся вопросов выборов, подписанные Главой государства 29 июня 2018 года;
3-4) «О Совете Безопасности Республики Казахстан» и сопутствующий к нему закон, подписанные Главой государства 5 июля 2018 года.
Также хотелось бы отметить, что Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты права собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства», который был разработан Министерством в
2017 году, подписан 21 января текущего года.
В целом, перечисленные принятые законы позволили:
- модернизировать избирательный процесс с учетом отдельных рекомендаций международных наблюдателей ОБСЕ (Бюро по демократическим институтам и правам человека);
- уточнить правовой статус, компетенцию и организацию деятельности Совета Безопасности Республики Казахстан;
- усилить защиту права собственности при решении земельных вопросов, конфискации имущества, исполнении и заключении отдельных видов договоров банковского займа;
- привести законодательство об арбитраже в соответствие международными стандартами;
- оптимизировать судебную нагрузку и частично гуманизировать уголовное законодательство.
Продолжается работа по 3 законопроектам, которые были разработаны в 2018 году.
Это находящийся на рассмотрении Мажилиса Парламента проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях», направленный на дальнейшую гуманизацию административно-деликтного законодательства, а также проект Административного процедурно-процессуального кодекса и сопутствующий к нему законопроект, которые планируется внести на рассмотрение Парламента в марте 2019 года.
Данные законопроекты направлены на:
- смягчение и снижение отдельных санкций административных правонарушений, исключение ряда составов административных правонарушений в связи с возможностью рассмотрения регулируемых ими отношений в гражданско-правовом или дисциплинарном порядке, поэтапный перевод производства по делам об административных правонарушениях в электронный формат;
- улучшение отправления правосудия по спорам, вытекающим из публично-правовых отношений, а также процесса рассмотрения жалоб на стадии досудебного урегулирования спора и повышение качества осуществления других административных процедур.
Кроме того, в рамках реализации Соглашения о займе между Правительством и Всемирным Банком (Проекта институционального укрепления сектора правосудия) в 2018 году проведена большая работа по изучению международного опыта и проведению сравнительно-правового анализа в целях дальнейшего совершенствования законодательства по трем направлениям: нормотворчество, органы юстиции и улучшение условий для предпринимательства на основе имплементации принципов и положений английского и европейского права.
Следующее направление - обеспечение режима законности в стране.
Оно реализуется посредством проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов и научной лингвистической экспертизы проектов НПА и международных договоров.
Так, в 2018 году юридическая экспертиза в курируемых подразделениях проведена в отношении 1298 проектов, из них:
- 56 проектов законов;
- 82 проекта Указов Президента;
- 1047 проектов постановлений Правительства
- 113 проектов распоряжений Премьер-Министра.
Из поступивших проектов 378 проектов, или 29% возвращены разработчикам на доработку в связи с имевшимися замечаниями по несоответствию Конституции, законам и программным документам.
Справочно:
В 2017 году поступило 1262 проекта, согласовано 738, возвращено на доработку 432.
В целях повышения качества разрабатываемых госорганами проектов НПА на постоянной основе проводится анализ часто допускаемых ошибок. Результаты анализа и соответствующие рекомендации на полугодовой основе направляются в госорганы для учета в работе.
Кроме того, проблемные вопросы, связанные с согласованием проектов НПА также обсуждаются на проводимых совещаниях с участием представителей юрслужб госорганов.
В целом, в сравнении с прошлым годом число возвращенных на доработку проектов снижено на 5% или с 34% до 29%.
Также, в отчетном году по инициативе Минюста приняты меры по оптимизации процедуры согласования проектов НПА.
Так постановлением Правительства от 4 декабря 2018 года внесены поправки в Регламент правительства и Правила разработки и согласования проектов подзаконных актов.
В частности, сокращены сроки пересогласования проектов постановлений Правительства с 10 до 3-х рабочих дней при отсутствии изменений в части компетенции согласующего госоргана, которым ранее проект был согласован.
Второе, введена возможность предварительного согласования проектов, позволившая направлять на согласование в госорганы и возврат на доработку проектов за подписью заместителей первых руководителей госорганов.
Предусмотрена возможность согласования проекта в редакции, предлагаемой согласующим государственным органом. Т.е. согласующий госорган прикрепляет в ИПГО свою редакцию проекта либо его отдельную часть.
Справочно:
Техническая реализация будет осуществлена АО НИТ в ближайшее время.
Не останавливаясь на принятых мерах, также по нашей инициативе, совместно с заинтересованными госорганами и организациями (МИК, АО Зерде) ведется работа по внедрению возможности корректировки проектов подзаконных НПА в интерактивном режиме при их согласовании.
Это даст возможность госорганам оперативно учесть и устранить не концептуальные замечания госорганов, вложить дополнительные документы и внести полностью отработанный проект акта в КПМ.
Более того, для повышения качества экспертизы подзаконных актов также прорабатывается функционал, который позволит осуществить проверку текста подзаконных актов на предмет наличия дублирующих норм или положений в текстах действующих актов.
Научная лингвистическая экспертиза на соответствие проектов на государственном и русском языках проведена в отношении 206 проектов, из них: по проектам законов - 62, по проектам международных договоров - 144.
Анализ законодательства проводится посредством проведения правового мониторинга в соответствии с Законом
«О правовых актах».
Данная работа проводится Институтом законодательства.
В отчетном периоде правовой мониторинг проведен в отношении 50 законов.
По результатам мониторинга выработано 680 рекомендаций по устранению неэффективных и коррупциогенных норм права.
Итоги мониторинга были направлены в соответствующие уполномоченные государственные органы.
При этом государственными органами в работу приняты 244 рекомендации, которые будут проработаны ими в рамках дальнейшей законопроектной деятельности.
В целях повышения качества проведения органами-разработчиками анализа действующего регулирования Министерством в рамках реализации Госпрограммы «Цифровой Казахстан» проводится работа по созданию информационной системы «Е-законодательство».
В отчетном периоде завершены работы по разработке самой системы и робота по сбору информации.
Уважаемые коллеги!
На предстоящий период по стратегическому направлению «Правовое обеспечение деятельности государства» поставлены следующие приоритетные задачи:
1) обеспечение своевременной реализации Плана законопроектных работ Правительства на 2019 год;
2) организация информационно-разъяснительной работы по недавно принятым поправкам, направленным на усиление защиты права собственности;
3) сопровождение в Парламенте проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в КоАП» в целях его принятия;
4) внесение в Парламент проекта Административного процедурно-процессуального кодекса и сопутствующего к нему законопроекта;
5) внесение в Правительство трёх законопроектов. Это:
- проект закона по вопросам совершенствования нормотворчества;
- проект закона по вопросам совершенствования гражданского законодательства и улучшения условий для предпринимательской деятельности на основе имплементации принципов и положений английского и европейского права;
- проект закона по совершенствованию деятельности органов юстиции.
Касательно последнего законопроекта, пользуясь случаем, прошу коллег принять активное участие в его разработке и внести свои предложения;
6) введение в опытную эксплуатацию информационной системы «Е-законодательство» и подключение к ней субъектов законопроектной деятельности.
*****
По 2-ой стратегической задаче - обеспечение реализации прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Здесь работа ведется по двум направлениям:
1) правовое информирование населения;
2) защита прав интеллектуальной собственности.
Правовое информирование населения осуществляется Министерством юстиции посредством обеспечения доступа к нормативным правовым актам и консультирования по правовым вопросам.
В рамках данного направления с целью консолидации законодательства в электронном виде с начала 2018 года запущена Единая система правовой информации, объединяющая Эталонный контрольный банк НПА в электронном виде» и информационно-правовую систему «Әділет».
Тем самым посредством единой точки входа обеспечен доступ потребителей как к эталонным, так и к справочным версиям НПА.
Так, если в 2017 году Эталонный банк НПА посетило 152 тыс. пользователей, то в 2018 году произведено более 170 тыс. посещений, а инфосистему «Әділет» в 2018 году произведено на 24 тыс. больше посещений, чем в предыдущем году.
В целом, в 2018 году в Государственный реестр НПА внесено и опубликовано в Эталонном контрольном банке 10 275 актов, а общее количество НПА составило более 110 тыс. Несмотря на информационный массив в Эталонном банке, система обновляется ежедневно, а НПА оперативно размещаются с возможностью минимизации сроков.
В части консультирования граждан по правовым вопросам в прошлом году Правовой информационной службой дано 139 420 консультаций, посредством онлайн мессенджера WhatsАpp оказано 8841 консультаций. При этом доля удовлетворенных граждан из оценивших справочно-консультационную услугу составила почти 95 %.
Необходимо отметить, что работа по анализу законодательства и правовому информированию населения будет модифицирована, поскольку в ближайшее время ожидается реорганизация подведомственных Министерству организаций путем присоединения ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан» к РГП «Республиканский центр правовой информации».
Соответствующий проект постановления Правительства находится на согласовании в министерствах национальной экономики и финансов, после чего будет внесен в Канцелярию Премьер-Министра.
Указанная мера позволит сосредоточить в одной организации все инструменты по нормативному обеспечению, а также реализует поручение Главы государства по консолидации подведомственных организаций.
Защита прав интеллектуальной собственности
В первую очередь хотелось бы отметить о принятых реформах в сфере защиты прав на интеллектуальную собственность.
20 июня 2018 года Главой государства подписан Закон по вопросам совершенствования законодательства в сфере интеллектуальной собственности, который значительно упростил процедуру регистрации объектов интеллектуальной собственности путем передачи регистрационных функций Министерства юстиции в РГП «НИИС».
Более того, законом:
- усовершенствована система досудебного рассмотрения споров в данной сфере;
- введен институт компенсации при нарушении прав на товарные знаки;
- исключена обязательная процедура досудебного урегулирования споров по авторским правам.
Все 25 подзаконных актов, разработанных в реализацию Закона, приняты в установленные сроки.
В рамках работы по оптимизации государственных услуг сокращено количество госуслуг по регистрации объектов интеллектуальной собственности с 15-ти до 12-ти.
При этом услуга по регистрации авторских прав, полностью переведена в электронный формат с сокращением срока ее оказания с 20-ти до 1-го рабочего дня.
Таким образом, на сегодняшний день из 12-ти оказываемых госуслуг полностью автоматизированы 4 услуги, частично - 8. Полная автоматизация 8-ми услуг в соответствии с дорожными картами запланирована во втором полугодии 2019 года.
Значительным достижением является 100% исполнение планового значения целевого индикатора Стратегического плана Министерства на 2017-2021 годы по деятельности Апелляционного совета. Так, при плановом значении 92% индикатор исполнен на 97,64%.
В 2018 году из принятых Апелляционным советом 85 решений, в суде было обжаловано 12 решений, из которых 11 решений оставлены судом в силе, 1 решение находится на рассмотрении суда.
В рамках праворазъяснительной работы в 2018 году впервые проведена Республиканская акция «Контрафакт». Опыт проведения акции был успешно презентован в Женеве на Ассамблее государств-членов Всемирной организацией интеллектуальной собственности.
Проведение данного мероприятия улучшило показатель «Защита интеллектуальной собственности» в рейтинге ГИК ВЭФ в 2018 году на 2 позиции (с 76 места на 74).
Кроме того, для стимулирования инновационной активности казахстанских изобретателей и выявления интеллектуального потенциала молодежи проведены ежегодные конкурсы «Nazarbayev Fund Schools Challenge» и «Заслуженный изобретатель Республики Казахстан». Финалистам конкурса «Nazarbayev Fund Schools Challenge» как и в 2017 году была организована недельная поездка в Великобританию.
Хотелось бы также отметить своевременное и полное исполнение пункта 96 Государственной программы «Цифровой Казахстан» по совершенствованию законодательства в части патентования IT-решений.
Наблюдается стабильный ежегодный рост регистрации объектов интеллектуальной собственности.
В сфере промышленной собственности количество зарегистрированных объектов за 2018 год, включая международную регистрацию, составило 11 561 объектов (по национальной системе регистрации - 6250, по международной системе - 5311), что на 22,6 % больше показателей 2017 года (9430).
В сфере регистрации авторских прав за 2018 год выдано 4 314 свидетельства, что на 31,4 % больше в сравнении с 2017 годом (3282).
В рамках международного сотрудничества Министерством осуществлен ряд двусторонних визитов и семинаров в рамках взаимодействия с Всемирной организацией интеллектуальной собственности, Евразийским патентным ведомством (ЕАПВ), Ведомством по патентам и товарным знакам (USPTO), Бюро по авторским правам (US Copyright Office), Федеральным бюро расследований США (ФБР), Федеральной службой по интеллектуальной собственности Российской Федерации (Роспатент).
По работе территориальных органов юстиции в 2018 году проведено 274 проверки на предмет соблюдения требований законодательства по использованию товарных знаков, что на 32 % больше показателя 2017 года (208).
По результатам проверок выявлено 222 правонарушения, сумма штрафов составила 15 млн. 246 тыс. 684 тенге (в 2017 году - 13 млн. 803 тыс. 214 тенге).
Наибольшее количество административных дел по 158 статье КОАП возбуждено департаментами юстиции городов Алматы (45 дел) и Астаны (35 дел), Туркестанской (22 дела) и Восточно-Казахстанской областей (21 дело). Наименьшее количество административных дел возбуждено департаментами юстиции Кызылординской (3 дела) и Мангистауской областей (2 дела).
Из незаконного оборота изъято 260 264 единицы контрафактной продукции на общую сумму 21 млн. 082 тыс. 290 тенге.
Вместе с тем, необходимо отметить, что недостаточное внимание на территориях уделяется надлежащему хранению контрафактной продукции. Это подтверждают выявленные АДГС в рамках анализа коррупционных рисков в 2018 году факты хранения такой продукции в служебных кабинетах и помещениях департаментов юстиции города Алматы и Павлодарской области.
Несмотря на то, что указанные фаты на сегодняшний день устранены, считаем необходимым поручить территориальным подразделениям юстиции принять меры по недопущению впредь повторения подобных ситуаций и предоставить в Министерство актуальную информацию о проводимой работе по соблюдению порядка хранения контрафакта.
Спасибо за внимание!