Доклад заместителя министра Ешмагамбетова Ж.Б. на расширенном заседании коллегии Министерства по итогам работы за 2018 год (г. Астана, 27 февраля 2019 года) (©Paragraph 2019 / 5.0.2.94)

Доклад заместителя министра Ешмагамбетова Ж.Б. на расширенном заседании коллегии Министерства по итогам работы за 2018 год
(г. Астана, 27 февраля 2019 года)

 

 

Уважаемый Марат Бахытжанович,

участники коллегии!

 

Свой доклад начну с исполнительного производства являющегося одним из ключевых направлений в деятельности Министерства, так как надлежащее и своевременное исполнение судебных актов является важным средством защиты прав, интересов граждан, юридических лиц и государства.

В отчетном периоде исполнение 27 шага Плана нации «100 конкретных шагов» по реализации институциональных реформ в сфере обеспечения верховенства закона, предусматривающее дальнейшее развитие института частного судебного исполнения и поэтапное сокращение численности государственных судебных исполнителей практически завершено.

В итоге проведенной реформы 96% актов суда и уполномоченных органов сегодня исполняются ЧСИ, штатная численность государственных судебных исполнителей сокращена до 303 единиц.

В прошлом году Министерством продолжена работа по совершенствованию института, правовой базы исполнительного производства, по активному внедрению новых функционалов в информационной системе, увеличению количества ЧСИ и обеспечению всех районов их услугами.

На сегодня их численность составляет 1 930 единиц (Выдано 5 921 лицензии). Всего с учетом помощников в сфере частного исполнения задействовано около 4 тысяч специалистов. Их услугами обеспечены все территории республики, вплоть до районного уровня.

В рамках развития информационной системы для населения обеспечен доступ к единому реестру должников, реестру запретов на выезд, для обратной связи действует кабинет сторон исполнительного производства.

Высокую актуальность для граждан имеет внедренный функционал по автоматическому снятию мер обеспечения и временного ограничения на выезд с помощью оплаты задолженностей через кассовые службы АО «Казпочта и АО «KaspiBank» в аэропортах. Также оплату можно произвести и онлайн с помощью мобильных приложений post.kz и kaspi.kz (смартфоны).

Аналогичные функции планируется запустить и с другими банками.

Проведена интеграция с Единым реестром административных производств ГП по получению исполнительных документов от субъектов адмпрактики в форме электронного документа. Теперь будет решена проблема необоснованного возбуждения исполнительных производств и ограничения прав лиц, которые уже добровольно погасили штрафы, поскольку такие документы больше не будут поступать на принудительное исполнение.

В целях исключения необоснованного возврата и прекращения исполнительного производства без исполнения, что часто вызывало жалобы взыскателей, запущен функционал «Досье должника», который автоматически блокирует формирование таких постановлений при наличии имущества.

Реализован механизм по наложению/снятию обременений на регистрационные действия юридических лиц.

До конца года планируется полностью автоматизировать процедуру прекращения производств и снятия всех мер ограничений, в том числе запретов на выезд. Таким образом, в случае оплаты задолженностей через информационные системы финансовых институтов в целом отпадет необходимость обращаться к судебному исполнителю и предъявлять квитанции об оплате.

Для обеспечения прозрачности и доступности внесены изменения в правила реализации арестованного имущества, предусматривающие размещение сведений о торгах и имуществе на сайте электронной площадки и на интернет - ресурсах по продаже движимого и недвижимого имущества.

В целях дальнейшего совершенствования и повышения эффективности деятельности нами разработаны соответствующие законодательные поправки к проекту Закона, рассматриваемого в Мажилисе Парламента, направленные на повышение ответственности судебных исполнителей, усиление контроля уполномоченного органа и его территориальных подразделений и конкретизацию отдельных норм.

В отчетном периоде на исполнении находилось около 3 млн. документов на сумму 4 трлн. 442 млрд.тенге.

В сравнении с аналогичным периодом 2017 года в прошлом году увеличены общие показатели исполненных в полном объеме документов на 11 %.

Обеспечено достижение целевого индикатора Стратегического плана Министерства на 2018 год - 68,7% по доле исполненных документов в полном объеме от оконченных производств при плановом показателе - 59%.

В сравнении с 2017 годом повышен показатель сумм поступивших в бюджет на 10% (с 20 млрд. тенге в 2017 году до 22 млрд. тенге в 2018 году).

Вместе с тем, несмотря на указанные мной позитивные сдвиги, в территориальных Департаментах имеются ряд вопросов, связанных с низкой исполнительской дисциплиной.

Следует отметить, что по итогам коллегий неоднократно поручалось обеспечить полноту принимаемых мер по социально- значимым категориям дел, в частности по алиментам, своевременному и качественному рассмотрению жалоб и заявлений, приему граждан и максимальному взысканию сумм в доход государства.

Не всеми департаментами было обеспечено надлежащее исполнение указанных поручений.

Уважаемый Марат Бахытжанович, участники коллегии, подробно не буду останавливаться на конкретных фактах, поскольку в первой половине дня были заслушаны руководители Департаментов по итогам проведенной работы по своим направлениям деятельности. По результатам будет принято протокольное решение.

В текущем году Министерством совместно с Республиканской палатой будет продолжена работа по совершенствованию законодательной базы исполнительного производства и выработки концептуальных подходов дальнейшего развития института частного исполнения и повышения эффективности и качества деятельности.

Продолжится процесс автоматизации всех процессуальных действий для перехода в последующем исполнительного производства полностью на электронный формат, что сократит сроки исполнения судебных актов, документооборот, сведет к минимуму человеческий фактор и возможные коррупционные проявления.

В сфере регистрационной службы, организации юридических услуг особое внимание Министерство уделяет вопросам повышения качества оказания населению правовой помощи.

В 2018 году принят Закон «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», направленный на реализацию конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи, обеспечения доступа к её получению на бесплатной основе для социально уязвимых слоев населения, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и комплексного совершенствования системы адвокатской деятельности и оказания юрпомощи.

Отменены вступительные взносы в коллегии адвокатов, которые усложняли доступ к профессии. Так, за последние четыре года количество членов адвокатского сообщества увеличилось менее чем на 300 человек. И только за полгода с момента принятия Закона их количество возросло почти на 400 и в настоящее время составляет 5 100 человек.

Упразднены адвокатские ордера, использование которых на практике было неэффективным и создавало необоснованную зависимость адвокатов от руководства коллегии.

Сегодня полномочия на ведение конкретного дела подтверждаются удостоверением и письменным уведомлением о защите (представительстве), которое адвокат оформляет самостоятельно.

Созданы двухуровневые дисциплинарные комиссии, в состав которых включены судьи в отставке и представители общественности. Теперь рассмотрение дисциплинарных производств по жалобам граждан будет более всесторонним и объективным.

В целях повышения качества оказания юридической помощи утверждены порядок проведения аттестации и повышения квалификации адвокатов.

Законом с 1 января 2020 года вводится в действие институт обязательного страхования профессиональной ответственности адвокатов и юридических консультантов. В случае оказания некачественной юрпомощи граждане смогут рассчитывать на страховое возмещение.

Регламентирована деятельность юридических консультантов. С июля текущего года юристы, представляющие интересы физических и юридических лиц в гражданском судопроизводстве должны будут состоять в Палатах юридических консультантов, на постоянной основе повышать квалификацию и оказывать юрпомощь по установленным правилам и стандартам профессиональной организации.

Уже во втором полугодии текущего года адвокаты и юридические консультанты получат возможность работать в информационной системе «Е- юридическая помощь». Интеграция этой системы с информационными системами Министерства и других госорганов позволит максимально автоматизировать и оптимизировать деятельность профессионального сообщества.

Законом с 1 января 2019 года для граждан, находящимся в затруднительном социальном и финансовом положении введён институт pro bono - получение бесплатной комплексной социальной юрпомощи от адвоката или юридического консультанта с полным сопровождением его правовой ситуации, с момента обращения за юрпомощью до принятия итогового правового решения по делу (разрешения правовой ситуации).

Республиканской коллегией адвокатов утверждён объем и порядок оказания комплексной социальной юридической помощи, с которым можно ознакомиться на сайте коллегии.

Реализация закона позволит обеспечить прозрачность существующих процедур, справедливость и самое главное - доступ граждан к получению квалифицированной юридической помощи.

Реформы также коснулись и института нотариата.

Так, 21 января текущего года Главой государства подписан Закон по усилению защиты права собственности и снижению судебной нагрузки (Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты права собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства»).

Указанным законом также внесены поправки в Закон «О нотариате», согласно которым теперь 9 бесспорных требований, ранее рассматриваемых судами, переданы нотариусам для разрешения в порядке совершения исполнительной надписи. Это, к примеру, требования о взыскании заработных плат, задолженностей по коммунальным услугам, арендных платежей и другие.

Теперь взыскателю по указанным требованиям нет необходимости обращаться в судебные инстанции, достаточно обратиться к нотариусу для разрешения вопроса во внесудебном порядке. Расходы, выплаченные нотариусу, будут отнесены на должника. Процедура взыскания на основании исполнительной надписи нотариуса будет теперь намного доступнее и быстрее.

Международными экспертами в рамках проекта институционального укрепления сектора правосудия Всемирного Банка (между МЮ РК и Консорциумом компаний (СП) MILLER, CANFIELD, W.BABICKI, A.CHELCHOWSKI I WSPOLNICY SPOLKA KOMANDYTOWA (Польша) и GLCC Solutions LLC), согласно заключённому Контракту на оказание консультационных услуг с учетом передового мирового опыта выработаны рекомендации по совершенствованию системы нотариальной деятельности. Работа в этом направлении будет продолжена.

Приоритетной задачей министерства является создание благоприятных условий для развития бизнеса путем снижения административных барьеров, с которыми сталкиваются предприниматели.

В 2018 году по рейтингу «Doing Business» Всемирного Банка оценивающий легкость ведения бизнеса Казахстан вошел в 30-ку ведущих стран мира и занял 28 позицию среди 190 стран. По индикаторам, закрепленным за Министерством «Регистрация собственности» занимает ведущую позицию 18 место (2017 г. - 17), а по индикатору «Открытие предприятий» улучшение на 5 позиций с 41 до 36 места.

Достижение таких результатов стало возможным благодаря принятию законодательных и организационных мер.

В настоящее время внедрена электронная регистрация залога движимого имущества путем взаимодействия государственной базы данных Министерства с информационными системами Банков.

Реализация данного механизма позволяет банкам второго уровня в течение одного рабочего дня осуществлять электронную регистрацию залогов.

С июля 2018 года функция по регистрации прав на недвижимое имущество передана в ведение Государственной корпорации «Правительство для граждан», которая является единым провайдером государственных услуг.

Это позволило гражданам получать госуслуги в одном месте и существенно сократить бизнес процесс по их оказанию.

Введен запрет государственным органам и финансовым организациям истребовать печать на документах у юридических лиц, относящихся к субъектам частного предпринимательства, теперь будет достаточно подписи уполномоченного лица.

На портале «электронного правительства» запущена новая композитная услуга по регистрации юридических лиц, предусматривающая открытие бизнеса с одновременной возможностью открытия банковского счета, с заключением договора страхования и постановкой на учет по налогам на добавленную стоимость без посещения органов госдоходов.

Министерством реализуются комплексные меры по совершенствованию процессов оказания государственных услуг.

За 2018 год органами юстиции по линии регистрационной службы оказано более 14 млн. государственных услуг (14 361 830), из них в электронном виде 13 млн. (13 474 303), что составляет 94% (в бумажном виде - 887 527).

Совместно с рядом государственных органов (МИК, МВД, МТСЗН, ГП) реализован проект «Услуга без справок» (Paperfree).

В рамках данного проекта в целях исключения истребования наиболее востребованных электронных справок у граждан реализован механизм получения информации о недвижимом имуществе третьими лицами (банки, организации и т.д.), с обязательным условием получения посредством sms-уведомления согласия гражданина.

С января 2018 года проактивно оказываются услуги по рождению ребенка, с одновременной выдачей свидетельства о рождении, постановки на учет в дошкольное учреждение и начислением пособия по рождению на основании смс-сообщения.

Министерством разработаны поправки в проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам оказания государственных услуг» направленные на оптимизацию 20-ти государственных услуг.

К примеру, при регистрации брака сократится срок с 1 месяца до трёх рабочих дней. При этом будет предоставлена возможность выбора даты регистрации брака до двух месяцев со дня подачи заявления.

Предусмотрена полная автоматизация регистрации субъектов частного предпринимательства (онлайн регистрация в течение 1-го часа).

Также поправками предусмотрено исключение обязательной регистрации изменения права собственности при смене сведений об адресе объекта недвижимости и данных правообладателя.

В 2018 году Министерством утверждено 12 Дорожных карт нацеленные на кардинальные преобразования в сфере оказания государственных услуг гражданам и бизнесу.

Дорожные карты предусматривают автоматизацию государственных услуг в сферах исполнительного производства, интеллектуальной собственности, регистрации прав на недвижимое имущество, юридических лиц, актов гражданского состояния, апостилирования, лицензирования адвокатской, нотариальной деятельности и частного судебного исполнения.

В целом, по результатам реализации Дорожных карт будет сокращено истребование различных копий документов и сократятся сроки оказания госуслуг.

По результатам проведенной работы в 2019 году из 55 услуг Министерства оказание 53 госуслуг или 96,3% будет осуществляться посредством портала «электронного правительства» и отпадет необходимость обращения граждан в ЦОНы и госорганы.

Одним из направлений деятельности Министерства является совершенствование института судебно-экспертной деятельности, укрепление его материально-технической базы, обеспечение правоохранительных органов и судов научно-обоснованными экспертными заключениями.

Для производства судебных экспертиз за прошедший год из правоохранительных органов и судов поступило 197 546 материалов (в 2017г. - 197 845), из них выполнено 190 153 экспертиз, что составило 96,2 % (в 2017г. - 189 370), тем самым исполнен показатель Стратегического плана Министерства по доле выполненных экспертиз от общего количества материалов, находящихся в производстве органов судебных экспертиз (плановое значение 94,6%).

Существенно сократилось количество материалов, возвращённых без исполнения на 22 % (в 2018 г. - 3 014 материалов, в 2017 г.- 3 854 материалов).

Результат достигнут благодаря тесному взаимодействию наших экспертных учреждений с правоохранительными органами и судами в части проведения совместных семинаров, обучающих тренингов по вопросам назначения экспертиз.

Министерством уделяется особое внимание вопросам повторных экспертиз и обращениям граждан с последующим принятием соответствующих мер, в том числе дисциплинарного характера.

В целом в рамках рассмотрения жалоб и обращений, постановлений и определений за прошедший год привлечены к дисциплинарной ответственности 29 сотрудников.

Основными проблемами в сфере судебно-экспертной деятельности являются её слабая материально-техническая составляющая, низкая заработная плата и как следствие недостаток экспертных кадров.

В этой связи, Министерством разработаны и утверждены Концепция развития института судебной экспертизы в республике до 2023 года и План по ее реализации (приказ Министра №1629 от 26.12.2018г), где предусмотрено совершенствование нормативно-правовой базы, укрепление финансово-экономических механизмов и кадрового потенциала, развитие института частной судебной экспертизы и другие вопросы.

Также, Министерством выделены дополнительные средства в размере 902,3 млн.тенге, которые позволят обновить материально-техническую базу, заменить устаревшие лабораторные оборудования Центра.

Совместно с Комитетом по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства МИИР разработаны и утверждены типовые проекты зданий Институтов. Теперь совместно с региональными акиматами предстоит работа по решению вопросов выделения земельных участков и финансовых средств для строительства зданий наших Институтов.

При содействии акиматов Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской и Костанайской областей в ведение Центра переданы отдельные здания.

Кроме того, в Павлодарской, Атырауской и Кызылординской областях самим Министерством выделены освободившиеся помещения, ранее принадлежавшие Департаментам юстиции.

В целях автоматизации деятельности Центра Министерством совместно с холдингом «Зерде» разработана информационная система «Е-экспертиза», которая будет внедрена в текущем году.

Одновременно с разработкой системы, проработаны вопросы по интеграции созданной системы с информационными системами судебных органов «Төрелік» и правоохранительных органов «Е-уголовное дело».

В истекшем году разработано и усовершенствовано 37 методик судебно-экспертных исследований.

В целях развития конкурентной среды и уменьшения нагрузки на бюджет в прошлом году между Министерством и Верховным судом подписан совместный приказ «О поэтапном переходе отдельных видов судебных экспертиз в конкурентную среду», с проведением пилота в судах г.г. Астаны и Алматы по первичной судебной строительной, товароведческой и экономической экспертиз частными судебными экспертами, что позволит уменьшить нагрузку на государственных экспертов.

Министерством и Университетом КазГЮУ реализуется проект Всемирного банка «Усиление судебной экспертизы». В рамках проекта, изучен опыт стран, в которых переход на модель частной судебной экспертизы достиг существенных результатов. Проведен анализ и оценка текущего состояния системы судебной экспертизы в Казахстане, разработана Концепция проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования судебно-экспертной деятельности».

Проект позволил организовать и осуществить обучение 211 судебных экспертов Центра по 21 видам исследований в таких странах как Великобритания, Израиль, Литва, ОАЭ, Россия, США и Турция.

В целях повышения качества и совершенствования научно-методического обеспечения, будет создан Технический комитет по стандартизации «Судебная экспертиза» (в настоящее время находится на рассмотрении в Комитете по техническому регулированию метрологии МИИР РК).

Контракт предполагает достижение следующих целей:

- разработка и утверждения 3-х стандартов: по судебно-генетической экспертизе; судебной экспертизе наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров; судебной химико-токсикологической экспертизе (указанные нормативные акты будут впервые введены в действие на территории Республики Казахстан, и являться единственными национальными стандартами в этой области).

 - международная аккредитация 6 судебно-экспертных лабораторий согласно требованиям ISO/IEC 17025:2017 (гг. Астана, Алматы, Шымкент, ВКО, Актюбинской и Карагандинской области) для повышения стандартов и признания экспертиз на международной арене;

- разработка проекта Стратегии развития судебно-экспертной деятельности РК и Дорожной карты ее реализации на 2019-2023 годы;

- разработка не менее 10 учебных программ для обучения 150 экспертов путем привлечения квалифицированных зарубежных специалистов (привлеченные квалифицированные иностранные специалисты обучают экспертов, а подготовленные ими эксперты станут ядром для развития еще большего числа экспертов).

Для решения проблем кадрового дефицита Министерством проводятся следующие мероприятия:

- в 2018 году выделено 10 государственных грантов на обучение в резидентуре для судебно- медицинских экспертов.

- увеличен целевой заказ на подготовку судебно-медицинских экспертов в медицинских вузах страны (Акиматом Костанайской области в 2018 г. выданы целевые гранты на обучение в резидентуре 2-м специалистам. Проходят обучение в резидентуре и магистратуре в медицинских вузах гг. Семей и Астана по специальности «Судебная медицина» 25 молодых специалистов, которые будут трудоустроены в Институты).

С целью повышения заработной платы суд.мед. экспертам за счет доплат за вредность, завершена работа по аттестации рабочих мест. Результаты направлены в госорганы для рассмотрения и последующего внесения изменений и дополнений в постановление Правительства об оплате труда.

С целью повышения профессионального уровня экспертных кадров в 2018 г. 28 судебным экспертам присуждена международная стипендия «Болашак», которые в настоящее время проходят стажировку в Великобритании.

В учебных заведениях Казахстана и России прошли переподготовку и повышение квалификации 232 экспертов и сотрудников экспертных учреждений (по бюджетной программе 060).

Уважаемые коллеги, работа по дальнейшему совершенствованию и укреплению указанных направлений в текущем будет продолжена году.

 

Спасибо за внимание!

 

1 марта 2019, 11:31
Источник, интернет-ресурс: *Министерства юстиции РК

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript