Доклад Заместителя министра юстиции Азимовой Э.А. на расширенном заседании коллегии Министерства по итогам работы за 2018 год (г. Астана, 27 февраля 2019 года) (©Paragraph 2019 / 5.0.2.94)

Доклад Заместителя министра юстиции Азимовой Э.А. на расширенном заседании коллегии Министерства по итогам работы за 2018 год
(г. Астана, 27 февраля 2019 года)

 

Уважаемый Марат Бакытжанович!
Уважаемые члены и участники коллегии!

 

Ведомственное нормотворчество играет важную роль в сфере административного регулирования отношений между субъектами государственной власти и физическими, юридическими лицами.

Для сравнения, законодательство Республики Казахстан включает более 2,5 тысяч законодательных актов (2 584) и более 20 тысяч ведомственных актов центральных и местных государственных органов (11 895 постановлений НБ, ЦИК, маслихатов, решений акимов и 8800 приказов центральных и местных органов).

Только за 2018 год в Государственном реестре нормативных правовых актов органами юстиции зарегистрировано 10 008 ведомственных актов (2017 г. - 8142).

Актуальность данной задачи возрастает в свете проводимой государственной политики по разграничению полномочий между уровнями государственного управления.

В 2018 году из 42 в 36 законопроектах, рассмотренных Парламентом Республики Казахстан, предусматривались 425 отсылочных норм на полномочие государственных органов по ведомственному нормотворчеству, из которых 66% норм (283) касались утверждения новых правил административного регулирования.

В целом, в реализацию принятых законов предусматривалось принятие центральными и местными госорганами в 2018 году 864 ведомственных актов. На сегодня из них принято 95 % (824 ведомственных актов).

Справочно: приняты с нарушением срока - 114 (13%), продлен срок исполнения - по 10; исключена разработка - 3; до сих не приняты - 28: МИИР (9)*, МКС (6), МСХ (5), МЭ (4), МНЭ (2**), МО (1), МИД (1).

*Министерство индустрии и инфраструктурного развития;

**в рамках принятого закона о естественных монополиях пересматривается целесообразность разработки и принятия.

 

Главной причиной несвоевременной государственной регистрации в органах юстиции ведомственных актов стало некачественное прогнозирование и планирование их разработки уполномоченными госорганами.

Бесспорно, что эффективность принятого Закона зависит не только от правоприменительной практики, но и от своевременности принятия и законности правовых актов, направленных на его реализацию.

С одной стороны, это связано с качеством законопроектов. Так, по результатам рассмотрения Парламентом в 15 законах, принятых в течение 2018 года, количество норм, связанных с ведомственным регулированием правоотношений, выросло на 62% (со 156 до 419 актов).

К примеру, по итогам рассмотрения в Парламенте по Закону о внесении изменений по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений (разработчик - МОН) количество норм относительно компетенции уполномоченного органа на регулирование правоотношений увеличилось с 12 до 59.

В законопроекте о внесении изменений по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности (разработчик - МНЭ) количество таких отсылочных норм выросло с 10 до 147.

Конечно, с одной стороны, это положительный показатель работы Парламента.

С другой стороны, наглядный факт непроработки органами-разработчиками нормативного механизма реализации закона. В результате, уполномоченные органы в двухмесячный срок не успевают разработать большее количество ведомственных актов, чем ранее планировалось.

Что касается качества принятых ведомственных актов, поступивших в органы юстиции в прошлом году, из 11 тысяч 524 актов отказано в государственной регистрации по 419 актам в связи с их несоответствием действующему законодательству (2017 г. - 334).

Таким образом, норма Закона о правовых актах относительно одновременной разработки вместе с проектом закона необходимых в его реализацию подзаконных актов на практике не работает.

Какие меры принимаются нами для решения обозначенной проблемы?

Справочно: с 12 марта по 30 июня 2018 года - пилотный проект по госрегистрации НПА в электронном виде посредством Интранет-портала с участием министерства информации и коммуникаций, культуры и спорта, а также местных органов госуправления Павлодарской области. С 24 июля 2018 года осуществлен полный переход к электронной госрегистрации НПА всех центральных и местных органов.

Во-первых, для снижения количества отказов в государственной регистрации принятых ведомственных актов введена процедура предварительного согласования проектов данных актов.

Во-вторых, весь процесс согласования и государственной регистрации принятых актов полностью переведен в электронный формат. Это позволило сократить сроки регистрации в органах юстиции с 15 до 5 рабочих дней, а в отдельных случаях - до 3 рабочих дней, а также обеспечить оперативное взаимодействие на местах органов юстиции с другими органами.

В-третьих, обеспечена «обратная связь» между органами-разработчиками и другими органами путем введения согласительных консультаций в случаях, когда имеется несогласие с полученными предложениями и замечаниями (МЗ по порядку ценообразования на лекарственные препараты согласовывал с НПП проект Правил более 7 месяцев).

Следующий шаг, который мы хотим реализовать в этом году, - это расширение доступа населения и бизнес-среды к принятым ведомственным актам.

Действующий порядок предусматривает обязанность органов-разработчиков в течение 10 календарных дней самостоятельно направлять на опубликование в СМИ зарегистрированные акты.

Однако выявлены случаи, когда такие акты представлялись органами-разработчиками на опубликование по истечении двух-трех месяцев с даты принятия.

Для решения этих вопросов предлагаем:

Первое. Пересмотреть действующий порядок путем введения обязанности непосредственно органов юстиции по опубликованию в электронном виде путем направления сразу после регистрации в Республиканский центр правовой информации для официального опубликования в Эталонном контрольном банке и на общедоступном интернет-ресурсе «Әділет».

Второе. Органам-разработчикам необходимо активизировать использование не только СМИ, но и социальных сетей для предварительного ознакомления населения с проектами актов административного регулирования до их принятия.

Третье. Изменение действующего порядка правового мониторинга ведомственных актов через введение четких индикаторов и показателей оценки качества работы как органов-разработчиков, так и органов юстиции. Данная работа должна быть сопряжена с принимаемыми мерами по совершенствованию механизма планирования и разработки законов.

В свете обозначенных задач приняты следующие меры:

1) разработан и находится на согласовании в госорганах соответствующий проект постановления Правительства;

2) в законопроект о внесении изменений в сфере государственных услуг, разработанный Министерством информации и коммуникаций и представленный в Правительство, включены необходимые поправки.

Данную работу необходимо продолжить.

Относительно принятых мер по обеспечению законности ведомственного нормотворчества отмечу следующее.

Правовой мониторинг ведомственных актов органами юстиции проводится на постоянной основе, в виде проверок (2018 г. - 89 проверок; 2017 г. - 215 проверок) и сверок с уполномоченными госорганами.

В прошлом году по итогам сверки было выявлено 66 (в 2017 г. - 123) ведомственных актов, которые применялись незаконно ввиду отсутствия государственной регистрации. Из них 59 актов местных органов.

По итогам проведенного правового мониторинга органами юстиции:

в отношении 668 ведомственных актов (в 2017 г. - 527) внесено 314 представлений (в 2017г. - 349) и

в отношении 827 ведомственных актов (в 2017 г. - 538) направлено 341 информационных писем (в 2017 г. - 257) о необходимости обеспечения законности путем их актуализации в соответствие с действующими законами.

На сегодня из 1 495 выявленных актов уполномоченными органами устранены нарушения в отношении 1 242 актов (по оставшимся 253 меры принимаются).

За допущенные нарушения 206 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности (2017 г. - 255) и по итогам 79 административных производств (2017 г. - 85) 75 должностных лиц местных госорганов привлечены к административной ответственности. Наибольшее количество выявленных нарушений приходится на Кызылординскую (12) и Жамбылскую (10) области.

Другие меры по обеспечению законности органы юстиции принимают на основании актов прокурорского надзора и вступивших в силу судебных решений.

Особенно это касается территориальных органов юстиции, получивших в 2018 году 20 актов прокурорского надзора (2017 г. - 11 НПА на основании 10 актов прокурорского надзора).

Акты прокурорского надзора удовлетворены в отношении 8 из 20 актов местных органов, зарегистрированных органами юстиции, причем 7 из них в Восточно-Казахстанской области (2017 г. - 1).

Справочно: По ВКО акты прокурорского надзора вынесены в отношении 4 решений маслихатов об утверждении правил оказания социальной помощи (не приведены в соответствие с принятыми изменениями в закон), 2 постановлений акимата по квотам для трудоустройства (цифры не соответствовали процентам) и 1 решение маслихата об установлении тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, связанных с утилизацией отходов (неверные расчёты по отдельным тарифам).

Что касается судебного оспаривания законности действующих ведомственных актов, за отчетный период в суды поступило 12 исковых заявлений.

Справочно: 2 иска физических и юридических лиц, 7 обращения прокуроров по фактам отклонения органами юстиции актов прокурорского надзора и в Костанайской и Павлодарской областях 3 обращения госорганов в связи с отказом в госрегистрации.

Из них по 11 искам приняты судебные решения об отказе в удовлетворении. По оставшемуся 1 обращению судебное рассмотрение продолжается.

В целях недопущения подобных случаев всем департаментам юстиции необходимо усилить качество согласования проектов актов местных органов до их принятия.

Вместе с тем, следует отметить положительные результаты принятых мер в Алматинской (2017 г. - 1), Жамбылской (2017 г. - 2), Костанайской (2017 г. - 2) и Туркестанской (бывшая ЮКО (2017 г. - 1)) областях. По итогам 2018 года в этих областях отсутствуют факты внесения актов прокурорского надзора.

В завершение своего выступления хочу подчеркнуть важность в вопросах ведомственного нормотворчества современного и качественного рассмотрения обращений физических и юридических лиц, связанных с разъяснением действующего законодательства.

К примеру, в отчетный период в органы юстиции поступило 127 обращений (из них 74 - в МЮ), причем половина из них (61) прямо касалась компетенции отраслевых органов.

Справочно: из 127 обращений даны разъяснения: по 28 актам - о необходимости государственной регистрации; по 9 актам - о ходе госрегистрации; по 22 актам - рекомендовано обратиться в отраслевые органы, поскольку касается применения; по 2 актам - об обоснованности отказа в госрегистрации; по 1 акту - об обоснованности составления административного протокола; по 4 актам - комментарий в связи с несогласием с содержанием актов, представленных на госрегистрацию.

Руководителям департаментов юстиции и соответствующего департамента Министерства необходимо данный вопрос держать на постоянном контроле и взаимодействовать с местными органами.

 

Доклад окончен, благодарю за внимание.

 

 

 

5 марта 2019, 14:03
Источник, интернет-ресурс: *Министерства юстиции РК

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript