Леонардо да Винчи был амбидекстром
Специалисты флорентийского института реставрации при Галерее Уффици нашли доказательства предположениям о том, что Леонардо да Винчи одинаково хорошо владел обеими руками, то есть являлся амбидекстром. Об этом пишет РИА Новости.
Реставраторы из Opificio delle Pietre Dure (буквально - "Мастерская самоцветов") на протяжении нескольких недель изучали набросок пейзажа, который считается одной из первых работ итальянского мастера. Произведение под инвентарным номером 8P изображает берег реки Арно с замком Монтелупо и отмечено датой – 5 августа 1473 года, когда будущему автору "Мона Лизы" и "Тайной вечери" был всего 21 год.
Произведение Леонардо да Винчи под инвентарным номером 8P. Лицевая сторона
Глубокий научный и технологический анализ пейзажа позволил обнаружить и сопоставить две надписи на лицевой и обратной сторонах рисунка. На первой художник указал дату написания картину в своей известной "зеркальной" манере – справа налево. Вторая надпись содержит информацию о заказчике картины, который "доволен", по-видимому, либо самой работой, либо согласен с достигнутой договоренностью.
- Сравнение двух надписей подтверждает нам, что Леонардо был амбидекстром. Прежде всего, они обе нанесены от руки самим художником (как и эскизы головы и человеческой фигуры на обратной стороне листа), потому что написаны одинаковыми чернилами (которые он использовал, чтобы нарисовать большую часть пейзажа), - говорится в сообщении Галереи Уффици.
Произведение Леонардо да Винчи под инвентарным номером 8P. Обратная сторона
Скрупулезное каллиграфическое исследование, проведенное путем сравнения двух надписей с другими подписанными текстами да Винчи, дало этому дополнительные доказательства.
- Художник сделал "зеркальную" надпись спереди предположительно левой рукой, а для обычной – на задней поверхности - он использовал правую. Обе каллиграфии, хотя и содержат ряд различающихся графических элементов, связанных с использованием обеих рук, характеризуются многочисленными общими чертами, однозначно приписываемыми уникальному стилю Леонардо, - отмечают ученые.
Находка была сделана в преддверии 500-летнего юбилея со дня рождения итальянского гения, которое будет широко отмечаться в мае выставками и мероприятия по всей Европе.
Директор флорентийского музея Эйке Шмидт назвал открытие "настоящей революцией в изучении творчества Леонардо".
- Элементы, которые возникли в ходе этой исследовательской кампании, открывают новые перспективы в интерпретации рисунка 8P и в том, как художник "строил пейзаж", в его технике и даже его привычках и навыках письма, - сказал Шмидт.