Полиязычное образование: неудавшийся эксперимент? (Адам Акбаров) (©Paragraph 2019 / 5.0.3.42)

Полиязычное образование: неудавшийся эксперимент?

 

Адам Акбаров

 

Многие казахстанцы не понаслышке знают о проблемах форсированного внедрения трехъязычия в сфере образования. Данная реформа доставила немало хлопот как студентам различных учебных заведений, так и преподавателям школ и университетов. Итог спешки был предсказуем - миллионы бюджетных средств, направленные на обучение кадров иностранному языку, так не помогли отечественным педагогам заговорить на английском.

Напомним, планомерный переход к обучению на трех языках - казахском, русском и английском - осуществляется в рамках реализации 79-го шага Плана нации «100 конкретных шагов» и Государственной программы развития образования и науки РК на 2016-2019 годы. Не секрет, что в ходе реализации данной реформы преподаватели школ и гимназий открыто выражали недовольство касательно форсированного изучения английского языка, называя такие меры нелепыми и абсурдными. Их возмущение можно понять, поскольку изучать язык, которым ты никогда раньше не владел, - дело проблематичное и трудноразрешимое. Тем более с учетом возраста и семейных проблем у педагога и без того хватает дополнительных нагрузок по работе. А здесь вам ставят задачу не только выучить английский без погружения в языковую среду, но также и преподавать на нем, давая качественные знания ученикам.

По данным информационного агентства New Times за 2017 год, большинство опрошенных казахстанцев, порядка 36 процентов, считали трехъязычие одной из самых абсурдных реформ в стране. Остальные указывали на минусы 12-летки, продление учебного года, пересдачу ЕНТ за деньги и единую форму. Преподаватель одной из алматинских школ Сара Сариева считает, что трехъязычие - очень хороший плацдарм для развития конкурентоспособности нашей страны, однако не всем преподавателям дано выучить иностранный язык за короткий срок.

- Не могу сказать, что в пору Министра Е. Сагадиева все были без ума от его реформ, поскольку среди самих преподавателей царило смятение. Педагоги спрашивали: почему, живя в Казахстане, мы должны в первую очередь усиленно изучать английский язык, как это может нам пригодиться? Мы знаем, что в крупных городах нашей страны, где есть иностранные компании и туристы, высока потребность в английском языке. Но реформы ведь необходимы и в изучении казахского языка? Почему бы не сосредоточиться на исправлении одной проблемы. Раз и навсегда поставив на высокий уровень казахский язык, поднять заинтересованность в изучении казахского в русских школах, и только потом браться за преподавание на английском языке? Даже при обучении своих детей в школах на английском языке родители не смогут помочь ребенку, потому что они не знают языка, и тогда им придется нанимать репетиторов, а это немаленькие деньги. А самому преподавателю необходимо будет на высоком уровне знать английский, казахский и русский, чтобы он смог объяснить ученику. Хватит ли терпения на это, когда маленькая заработная плата? Кто даст нам ответы на эти вопросы? И будут ли эти ответы соответствовать действительности? - задается вопросом С. Сариева.

По словам независимого юриста Ержана Елеуова, внедрение полиязычного образования в Казахстане является взвешенным и очень перспективным решением Первого Президента страны. Вот только приемы и методы реализации данной программы пока еще не дают ожидаемых результатов.

- Как отмечается в Национальном докладе о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан Министерства образования и науки, проблемами, препятствующими эффективному внедрению обучения на английском языке, обозначены: психологический барьер учителей; возможное снижение качества обучения из-за слабой языковой подготовки учащихся, недостаточного количества часов для изучения английского языка (два часа в неделю) и отсутствия языковой среды для практики навыков разговорной речи. Для успешного внедрения инициативы трехъязычия важна не только целевая подготовка студентов педагогических специальностей в вузах и повышение квалификации учителей. Актуальным остается качественная методологическая поддержка и стимулирование учителей-предметников, владеющих английским языком, - говорит Е. Елеуов.

По мнению юриста, если наша страна хочет стать конкурентоспособной и успешной, специалистам образовательных систем, а также молодым казахстанцам следует всерьез задуматься об изучении не только государственного, но и английского языка. Ведь от знания языков еще никто не пострадал.

- Конечно были и свои изъяны в методиках форсированного обучения наших учителей английскому языку, в результате которых выявлены не только их слабые знания иностранного языка, но и неэффективная методика обучения. В дальнейшем преподавателей приходилось заново переобучать, а это дополнительные затраты из госбюджета, - отмечает юрист.

В Интернете можно было прочитать множество отзывов неравнодушных к отечественным реформам граждан, среди которых были и такие как: «дети смогут справиться, а учителя под вопросом», «это как откусить три яблока по одному разу и выбросить. Мы получим поколение идиотов, которое ни на одном языке не сможет выразить ясно свою мысль и мыслить ясно», «что ни министр, то инновация. Вы сначала образование поднимите. Нет в стране тех педагогических кадров, которые могли бы поднять образование. Квалифицированный педагог сейчас на вес золота и то они в большинстве репетиторством живут», «каждый вновь назначенный министр образования думает, что б такое из пальца высосать, чтоб создать имитацию бурной деятельности» и т.д. Наравне с этим были и положительные отзывы, поддерживающие реформы, однако время показало, что минусов в данном направлении гораздо больше, чем плюсов. После роспуска Правительства, Первый Президент Казахстана Н. Назарбаев отмечал, что внедрение трехъязычия в общеобразовательных учреждениях нельзя осуществлять топорно.

- Реформы в образовании нужно довести до логических результатов, современные реалии требуют развития обучения новым навыкам и компетенциям. Трехъязычие должно стать нормой, наши дети - это дети планеты, они учатся в общемировом пространстве в лучших вузах, поэтому должны владеть родным казахским языком, русским языком и международным языком - английским, это важно, - сказал Нурсултан Назарбаев.

При этом он указал на ошибку Министерства образования РК, которое поставило задачу перед учителями сразу начать преподавать на трех языках.

- Может быть, намного легче было бы пригласить учителей из-за рубежа и начинать подтягивать наших. Эта задача остается, и Министерство образования движется в правильном направлении, но все должно быть разумно и ясно - для чего, почему и когда делается, - отметил Н. Назарбаев.

Президент Казахстана К.-Ж. Токаев в ходе обсуждения докладов членов Правительства на совещании с участием акимов регионов также выступил со своим мнением относительно реализации принципа внедрения трехъязычия в стране.

- Это очень сложный и важный вопрос. Моя позиция - во-первых, должен быть казахский язык, русский язык. Они очень важны для наших детей. И только потом обучать английскому, - сказал Токаев.

В свою очередь, новый Министр образования Куляш Шамшидинова также поделилась своим мнением о трехъязычии.

- Согласно требованиям времени наши дети должны в первую очередь знать свой родной язык - казахский. Мы можем развивать казахский язык только в Казахстане. Во-вторых, для интеграции, чтобы работать с нашими соседними государствами, нужно знать русский и английский языки. Конечно, общественность бурно обсуждает вопрос о том, нужно ли обучать на английском языке. Сейчас Министерство рассматривает возможность постепенного перехода, подготовки кадров, - сказала К. Шамшидинова.

Согласно статистическим данным Национальной образовательной базы данных, учителей предметов физики, химии, биологии и информатики 34 561 человек. Из них в 2016-2018 гг. прошли языковые курсы 11 423 педагога и владеют достаточным уровнем (В1 и выше) языковых компетенций. В 2019 году планируется обучение 3050 учителей. Всего за четыре года количество учителей, прошедших языковые курсы, составит 14 473 человека. Чтобы поддержать уровень владения языком у учителей-предметников, которые прошли курсы повышения квалификации и языковые курсы, методические кабинеты в регионах организовали и проводят посткурсовое сопровождение. С 2020 года средства, предусмотренные для прохождения курсов, будут перенаправлены в высшие учебные заведения для подготовки учителей, преподающих на английском языке. С 2020 года в школы страны будут также прибывать выпускники вузов (магистранты и бакалавры педагогических специальностей), обучившиеся на английском языке в рамках государственного образовательного заказа 2016 года. По действующему законодательству предусмотрены требования по обязательной трехлетней отработке обучившихся студентов вузов в рамках государственного образовательного заказа. Обучение предметов на английском языке будет внедряться поэтапно по мере готовности кадров.

 

 

 

 

3 мая 2019, 11:10
Источник, интернет-ресурс: Медиа-корпорации «ЗАЊ» , Акбаров А.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript