Казахстанский экспорт, проблема развития отрасли (Камила Уразалина, Старший юрист, департамент «Налогового и Таможенного права» юридической фирмы GRATA International) (©Paragraph 2019 / 5.0.3.65)

Казахстанский экспорт, проблема развития отрасли

 

 

Камила Уразалина, Старший юрист, департамент «Налогового и Таможенного права»

юридической фирмы GRATA International

 

Вопрос экспорта для любой страны является приоритетным направлением. Реализация товаров на экспорт позволяет расширить рынки сбыта, увеличить внутреннее производство и, как следствие, пополнить бюджет страны. В Казахстане как правило, реализация товаров на экспорт не предполагает наличие вывозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость. На товары не требуется получения разрешительных документов, что в целом должно стимулировать вывоз товаров местными производителями.

Конечно, существует ограниченный перечень, в отношении которого необходимо получать лицензии для экспорта продукции. Как правило, это продукция, двойного назначения и технические средства, минеральное сырьё, драгоценные металлы, культурные ценности, отдельные виды флоры и фауны и иные виды товаров. Однако с учетом того, что основной экспорт продукции производителей — это сельскохозяйственная продукция и продукты питания, то данный вид экспорта не является лицензируемым.

Поэтому, когда мы говорим об общей отрасли реализации товаров на экспорт, то на первый взгляд проблем у экспортеров возникать не должно, но если разбираться с отдельными частными случаями, то практика показывает, что не все так гладко.

В этой связи стоит упомянуть недавний запрет на вывоз из Казахстана автотранспортом лома, отходов черных металлов, а также элементов подвижного состава, бывших в употреблении и выработавших свой ресурс. С одной стороны, наличие таких запретов оправдано, государство пытается защитить свой рынок, с другой стороны абсолютный запрет может стать проблемой для отдельных экспортеров. Возьмём, к примеру наши железнодорожный составы, которые, как и любой вид транспорта требует технического обслуживания, а соответственно и замены частей составов, которые импортируются в Казахстан. Как правило, такие части в силу их модификаций являются комплексными с разным сроком эксплуатации. Поэтому чтобы заменить какой-то один элемент основной части состава, необходимо вывозить всю часть в сборе, а здесь возникают проблемы, так как отдельные элементы, выработавшие свой ресурс, не могут быть экспортированы из Казахстана отдельно в разобранном виде. Конечно, есть таможенный режим переработки товаров вне таможенной территории, но если у импортера возникают сложности с подтверждением повторного ввоза тех или иных деталей, в силу отсутствия идентификационных признаков, то такой способ вывоза элементов железнодорожного состава не может исправить ситуацию.

Если же говорить о проблемах для экспортно-ориентированных отраслей Казахстана, то наши производители сталкиваются со сложностями экспорта именно в рамках Евразийского экономического союза. При том, что сам союз преследует цели создания условий для формирования единого рынка движения товаров, услуг и капитала.

Основными проблемами предприниматели, экспортирующие сельскохозяйственную продукцию и продукты питания, называют:

1) бюрократию при получении разрешительных документов на местах и отсутствие достаточного количества аккредитованных лабораторий в регионах;

2) несогласованность действий государственных органов стран Евразийского экономического союза при реализации надзорных и контрольных функции в связи с перемещением товаров;

3) вопросы транспорта и логистики.

Необходимость получения документов для вывоза сельскохозяйственной продукции в страны Евразийского экономического союза обусловлена введением единых ветеринарно-санитарных мер.

В частности, решениями Евразийского экономического союза введены единые ветеринарно-санитарные требования для перечня продукции, подлежащей ветеринарному контролю. При экспорте товара из указанного перечня, который как правило имеет отношение к сельскохозяйственной продукции, необходимо провести лабораторные исследования и ветеринарно-санитарную экспертизу. С учетом удаленности аккредитованных лабораторий от регионов и сроков, необходимых на взятие проб для лабораторий, проведения экспертизы, получение протоколов испытаний и ветеринарных сертификатов, у производителей уходит в среднем от 5 до 10 дней на получение всего пакета документов для экспорта сельскохозяйственной продукции (включая сертификаты о происхождении продукции и счета-фактуры с отметкой государственного органа). При этом сам процесс сбора всего пакета документов является цикличным, то есть получение каждого последующего документа зависит от наличия предыдущего, что в свою очередь не даёт возможности сократить общие сроки для экспортеров. Для отрасли, которая экспортирует скоропортящуюся продукцию такие сроки абсолютно не приемлемы.

И несмотря на то, что общие усилия государственных органов аккредитации направлены на создание дополнительных лабораторий, общую проблему по оптимизации сроков это не решает. В решении этого вопроса возможно помогла бы единая информационная система, которая бы позволяла производителю единожды заполнить заявку с приложением первичных документов и уже через 2-3 дня получить в электронном виде все необходимые документы: начиная с протокола испытаний и заканчивая получением счета-фактуры с электронной регистрацией в органах государственных доходов.

На сегодняшний день страны - участницы Евразийского экономического союза пытаются решать вопросы по интеграции информационных систем ветеринарной сертификации. Нас уже не потрясают громкие сводки статей о введении взаимных ограничений на ввоз продукции между Россией и Казахстаном, как это было последние несколько лет в связи с непризнанием ветеринарных сертификатов выдающей стороны. При этом, наличие продуктового эмбарго, связанного с политическими прениями России, так или иначе отражается на казахстанских экспортерах продукции.

Если говорить о других трудностях, связанных с развитием экспортной отрасли для наших производителей при экспорте товаров в третьи страны, то это наличие высоких импортных пошлин и количественных квот в экспортоориентированных странах, когда государства пытаются защитить своих производителей от поставок более дешевой продукции на свой рынок. Либо наличие беспошлинного ввоза сырьевых товаров для своих компаний, как это установлено в Узбекистане, дополнительное субсидирование железнодорожных тарифов государством, по примеру России, что приводит к отсутствию возможности конкурировать казахстанскому товару на рынках этих стран.

Здесь нужна активная позиция государства по защите своих производителей. Есть такой красивый термин - «управляемая децентрализация», когда разные заинтересованные субъекты отрасли при качественной поддержке государства решают возникающие проблемы и вопросы бизнеса быстро и на постоянной основе. Нам необходимо создать такую структуру, возможно квазигосударственный орган, который будет реагировать моментально на все проблемы, когда посыл по защите интересов бизнеса будет идти от лица государства не только для галочки и отчётности, но и будет идти эффективная, а главное своевременная работа. При наличии такой структуры, подотчётной общественному контролю, мы сможем помочь развить экспортную отрасль нашей страны и привести её к значительному экономическому росту.

 

6 июня 2019, 15:26
Источник, интернет-ресурс: Юридическая фирма «GRATA»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript