Доклад Министра индустрии и инфраструктурного развития РК на заседании Правительства РК по вопросу водоснабжения и водоотведения (г. Нур-Султан, 4 июня 2019 года) (©Paragraph 2019 / 5.0.3.65)

Доклад Министра индустрии и инфраструктурного развития РК на заседании Правительства РК по вопросу водоснабжения и водоотведения
(г. Нур-Султан, 4 июня 2019 года)

 

 

Уважаемый Аскар Узакпаевич!

 

За период 2011-2019 годов в сектор водоснабжения и водоотведения инвестировано 850 млрд.тенге на реализацию 2 668 проектов.

В рамках Государственной программы развития регионов из республиканского бюджета выделено 715 млрд. тенге (83,3%) на реализацию 2 426 проектов.

По Госпрограмме «Нурлы жол» проекты реализуются по механизму возвратного финансирования с целью коммерциализации сектора.

В период 2015-2018 годов реализовано 242 проектов водоснабжения и водоотведения на сумму 135 млрд. тенге.

Справочно:

бюджетный кредит - 104,4 млрд.тенгена 212 проектов;

бюджетное субсидирование (ЕБРР) - 5 млрд.тенге на 23 проекта;

софинансирование проектов с МФО - 25,6 млрд.тенге на 7 проектов.

 

За 2011-2018 годы обеспеченность увеличилась с 82 % до 94,5 % в городах (рост на 12,5 %) и с 42,5 % до 59,9 % в селах (рост на 17,4 %).

Справочно: По итогам 2018 года в рейтинге с наименьшими показателями обеспеченности сел отмечаются Павлодарская - 29,7 %, Костанайская - 31,4 %, Западно-Казахстанская области - 46,9 %.

 

Всего за счет реализации двух Программ построено и реконструировано порядка 29 тысяч км сетей.

Справочно: Это позволило снизить износ водопроводных сетей по республике до 52%, канализационных сетей до 57%.

 

В 2019 году планируется увеличить доступ к централизованному водоснабжению в селах до 62%, а в городах обеспечить 97 % населения.

К 2025 году планируется обеспечить централизованным водоснабжением 80 % сел и 100% в городах.

 

В целом по стране 90,2 % всего населения или 16,5 млн. человек имеет доступ к централизованному водоснабжению, в том числе в городах - 10 млн.человек, в селах - 6,5 млн.человек.

Стоит отметить, что в Госпрограмме развития регионов индикатор обеспеченности централизованным водоснабжением в селах исчисляется по количеству сел.

Так из 6 499 сел центральное водоснабжение имеется в 3 892 селах. В 2 607 селах с населением 1,2 млн.человек центральное водоснабжение отсутствует.

 

Анализ 2607 сел, необеспеченных центральным водоснабжением, показал, что в 19 селах пользуются водоочистными сооружениями, в 53 селах используют комплексные блок-модули очистки воды, а в 2 409 селах используют локальныеисточники: колодцы, скважины, поверхностные воды.

Также, привозной водой обеспечивается 126 сел. Подвоз в основном организуется автоцистернами, в некоторых селах по ЖД путям.

Проекты по селам с привозной водой являются приоритетными для финансирования. В связи с этим, акиматам необходимо ускорить проведение поисково-разведочных работ по определению источников водоснабжения в данных населенных пунктах.

 

В селах стоимость проектов зависит от плотности населения и застройки. К примеру, в Костанайской области ведется строительство водопровода в селе Ершовка стоимостью 1,5 млрд.тенге. При этом в связи низкой плотностью застройки в среднем на одного человека приходится 1,6 млн.тенге, когда в густонаселенных селах в среднем 400 - 600 тысяч тенге на 1 человека.

Министерством проведен анализ сел, необеспеченных водой, по плотности населения.

Наибольшая численность населения, порядка 642 тысяч человек, сконцентрирована в 239 селах.

Акиматам, в первую очередь, необходимо разрабатывать ПСД по данным селам и предоставлять на финансирование в Министерство. Это значительно повлияет на показатель обеспеченности по численности населения.

Наибольшее количество сел с населением свыше 1000 человек отмечается в Туркестанской - 53, Жамбылской - 45, Костанайской - 31 и Восточно-Казахстанской областях - 29.

Вместе с тем, более половины необеспеченных сел или 1333 села являются малочисленными с населением менее 200 человек в каждом (порядка 115 тысяч человек).

Для повышения экономической эффективности выделяемых средств предлагаем в таких селах устанавливать комплексы очистки воды за счет местных бюджетов.

Справочно: стоимость обеспечения локального водоснабжения (КБМ, ВОС) отличается в зависимости от источника водоснабжения(качество, удаленность) и составляет от 30 до 120 млн.тенге. Ориентировочные затраты на весь период составят порядка 85 млрд.тенге, на 5 лет, из местного бюджета.

Для реализации этого подхода, предлагается включить в Госпрограмму дополнительный индикатор по «Доступу населения к чистой питьевой воде» с учетом централизованных и нецентрализованных систем водоснабжения.

Также, предлагаем производить расчет обеспеченности централизованным водоснабжением в селах не по количеству населенных пунктов, а по охвату сельского населения.

Данный метод позволит получить более объективные показатели в рейтинге обеспеченности централизованным водоснабжением граждан страны и направлять ресурсы, в первую очередь, на развитие сел с бОльшим количеством населения.

 

Есть хорошие примеры хозяйственного подхода в решении вопроса обеспечения питьевой водой в регионах.

К примеру, в Павлодарской области центральным водоснабжением обеспечено 105 сел (29,7 %) с населением 133,6 тыс. человек или 60,2 % сельского населения.

При этом, в 52 селах с населением 25,2 тыс.человек установлены комплексные блок-модули очистки воды.

Если считать доступ населения к чистой питьевой воде по новому индикатору, то в области 71,6 % населения имеет постоянный доступ к воде гарантированного качества.

Дополнительным преимуществом установки КБМ является его простота сборки (2 месяца), эксплуатации и возможности транспортировать из села в село в случае закрытия населенного пункта.

Еще один пример, в Тарбагатайском районе Восточно-Казахстанской области затрачено всего 363 млн.тенге на строительство надскважинных павильонов для водоснабжения 12 сел без строительства сетей. В этих селах 2700 человек имеют доступ к чистой питьевой воде.

 

Наряду с вопросом обеспечения сел питьевой водой, стоит вопрос эксплуатации существующих систем водоснабжения.

На сегодня по данным МИО в 408 селах из 3 892 отсутствуют обслуживающие организации (10,4 %), в 374 селах (9,6 %)водопроводные сети обслуживают непрофильные организации (ИП, КХ), в которых не утверждены тарифы.

Всего 782 села не имеют надлежащего обслуживания. В результате этого дорогостоящие системы водоснабжения приходят в упадок и ухудшается качество водоснабжения.

Наибольшее количество таких сел приходится на Алматинскую (249), СКО (160), Карагандискую (76), Акмолинскую (59), Атыраускую (56), ВКО (55) и Павлодарскую (48) области.

Одним из выходов является укрупнение существующих эксплуатационных организаций до районных или областных уровней и их материально-техническое оснащение.

Населенные пункты, обеспечиваемые водой групповыми водопроводами, целесообразно передавать организации, обслуживающей групповые водопроводы с учетом положительного опыта Кызылординской области.

 

Таких сел по республике 717, из которых 546 сел подключены к 33 республиканским групповым водоводам, обслуживаемым подведомственной МСХ организацией, и 171 сел подключены к 33 местным групповым водоводам находящимся в коммунальной собственности МИО.

Передача функций в МСХ по строительству, реконструкции и обслуживанию всех групповых водоводов и сел, подвешенных к ним, позволят обеспечить Комплексное развитие населенных пунктов.

 

Существующие тарифы на воду в сельской местности отличаются по регионам и имеют сильный разброс от минимального - 25 тенге за 1 куб метр в Жамбылской области до максимального - 3 992 тенге в Костанайской области.

Стоит отметить, что максимальный тариф на воду принадлежит Терсаканскому водопроводу в Костанайской области построенному за 1 млрд.тенге для обслуживания 641 человек.

Тариф в данном водопроводе субсидируется государством в соответствии с действующей мерой господдержки.

Согласно правилам население оплачивает по тарифу

30 тенге за 1 куб метр с приборами учета воды и 40 тенге без приборов. Разница субсидируется.

На сегодня со всех источников предусматривается порядка 13 млрд.тенге субсидий. При этом, по мере ввода новых объектов в эксплуатацию перечень безальтернативных систем, утверждаемый МСХ, требуется дополнять.

Для ускорения вопроса выделения субсидий необходимо передать функции по утверждению Перечней в МИО.

 

На сегодня имеется 17 незавершенных объектов реализованных по программам «Питьевая вода» и «Ак булак», из которых 8 объектовотносится к МСХ, 5 - Атырауской, 2 - Алматинской и по 1 в Акмолинской, Восточно-Казахстанской областях. Для контроля по завершению этих объектов утверждена подробная Дорожная карта.

Мониторинг реализации Дорожной карты свидетельствует о системном нарушении сроков ввода в эксплуатацию. Так по итогам 2018 года, сорваны сроки завершения 3 объектов в Алматинской и Восточно-Казахстанской областях.

На текущий год имеются риски срыва сроков по 6 объектам (1-МСХ, 1 - Акмолинская, 1 - ВКО, 3 - Атырауская области).

Кроме того, по Госпрограмме развития регионов по итогам 2018 года не завершены 8 объектов в регионах по причине отставания от графика производства работ и невыделения средств из местного бюджета на софинансирование.

Полагаем целесообразным закрепить персональную ответственность должностных лиц государственных органов за срыв сроков ввода в эксплуатацию.

 

12 апреля текущего года на заседании Совета безопасности по экологическим вопросам Елбасы поручено модернизироватьканализационно-очистные сооружения (далее - КОС) в городах.

Из 86 городских населенных пунктов КОС имеются только в 58, средний износ которых составляет более 60 %. Необходима реконструкция КОС в 26 и строительство в 27 городах.

Для решения данной проблемы необходимо по предварительным оценкам порядка 330 млрд.тенге.

 

Министерством совместно с ЕБРР разработан механизм привлечения внебюджетных средств для строительства КОС, который предусматривает:

- пересмотр нормативов очистки сточных вод и приведение их к Европейским стандартам, по мнению экспертов, позволит сократить капитальные затраты до 30%.

- внедрение энергоэффективных технологий с возможностью производства биогаза и переработки ила.

 

Также, ЕБРР предложило выделить кредитные ресурсы общим объемом до 250 млрд.тг на комплексную модернизацию КОС через единого заемщика, сроком займа до 15 лет, 3-х летним льготным периодом, ставкой 1 % плюс инфляция (1 % + 6,5 % за 2019 г.).

Для этого требуется государственная гарантия.

Преимущества данного предложения заключается в:

- возможности финансирования в тенге и льготных условиях;

- осуществлении технической поддержки по реализации проекта и институциональному развитию как на уровне единого заемщика, так и на региональном уровне (за счет грантовых средств).

Это позволит полностью модернизировать КОСы в городах в течение 10 лет.

 

Уважаемый Аскар Узакпаевич, в целях ускоренного обеспечения населения питьевой водой, а также для улучшения качества оказываемых услуг водоотведения Министерством предлагается:

1. Пересмотреть существующие индикаторы по обеспеченности населения чистой питьевой водой и центральным водоснабжением.

Придерживаясь поручения Елбасы «люди - инфраструктуре», в малых селах обеспечивать локальное водоснабжение и довести приоритетные села до региональных стандартов в соответствии со спецпроектом «Ауыл - Ел бесігі».

2. В целях сохранения действующих систем и эффективного использования бюджетных средств Акиматам обеспечитьсоответствующую эксплуатацию систем водоснабжения.

Рассмотреть вопрос передачи всех групповых и подвешенных к ним сел в ведение МСХ.

3. Разработать Единую программу по модернизации КОС в городах за счет займов МФО.

Полагаем, что предлагаемые меры позволят повысить эффективность управления в сфере водоснабжения и водоотведения, обеспечат достижение стратегических целей страны.

Указанные предложения будут предусмотрены в новой Государственной программе «Нурлы жер» до 2025, куда перейдут мероприятия Госпрограмм Развития регионов и «Нурлы жол».

 

Спасибо за внимание!

 

12 июня 2019, 10:57
Источник, интернет-ресурс: Скляр Р.В.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript