Выступление Министра национальной экономики на брифинге после отчетной встречи перед населением (г. Нур-Султан, 19 июня 2019 года)
Выступление
Министра национальной экономики на брифинге после отчетной встречи перед
населением
(г. Нур-Султан, 19 июня 2019 года)
Сегодня я представил отчет о проделанной работе Министерства национальной экономики за 2018 год. Рассказал об экономических итогах прошлого года и о планах на будущее нашего Министерства. Отметил 3 ключевых направления:
1. развитие предпринимательства в стране.
2. цены и тарифы.
3. развитие регионов.
I. Экономические итоги
Экономический рост в 2018 году составил 4,1%. Он повторил уровень предыдущего года (в 2017 г. 4,1%). По итогам 5 месяцев т.г. рост ВВП составил 4,0%. (5 мес. 2017 г. - 3,9%).
Инвестиции в основной капитал выросли на 17,2% в 2018 году против 5,8% в 2017 году (за 5 мес. т.г. - 7,8%).
Инфляция замедлилась с 7,1% в 2017 году до 5,3% в 2018 году. Она находится в планируемом коридоре.
Казахстанский экспорт увеличился на 12,5 млрд. долл. США до 61 млрд. долл. США (рост на 25,7%). Основную позицию в экспорте занимает сырая нефть 37,8 млрд. долл. США (рост на 42,2%). В тоже время, экспорт обработанных товаров увеличился и составил 15,7 млрд. долл. США.
Сохранена сбалансированность госфинансов. В 2018 году дефицит РБ снижен до 1,2% к ВВП. Это наименьший уровень с 2007 года.
Объем промышленного производства в 2018 году составил 27,6 трлн. тенге, это больше на 4,9 трлн. тенге (4,1%) значения 2017 года.
Итоги деятельности МНЭ
В 2018 году проведена работа по упрощению бюджетных процедур. В результате, республиканский бюджет освоен на 99,99%.
В рамках усовершенствования налогового законодательства на 100 млрд. тенге отменены налоговые льготы и в 10 раз снижена налоговая нагрузка на работников с низкой заработной платой (порядка 2 млн. чел.).
За счет улучшения механизмов ГЧП за прошедшие 2 года подписано около 500 договоров ГЧП на 1,36 трлн. тенге против 21 договора на 60,8 млрд. тенге за 2005-2016 годы.
В минувшем году доля электронной торговли в розничной торговле увеличилась с 1,9% до 2,9% или на 92 млрд. тенге.
В 2017 году присутствие государства в экономике снизилось до 17,3%.
II. Развитие предпринимательства
За прошедшие 3 года в рамках ДКБ выделено 247,1 млрд. тенге. В результате финансовую поддержку получили более 13 тыс. проектов МСБ. Участниками программы ежегодно:
· уплачиваются налоги на 175 млрд. тенге;
· создается 10 тыс. рабочих мест;
· производится продукция на 3,3 трлн. тенге.
На постоянной основе проходят обучение и тренинги по усилению бизнес потенциала до 20 тыс. человек в год.
За 1 кв. 2019 года поддержано 715 проектов, по которым выплачено 11,5 млрд. тенге.
Наша амбициозная цель в этом направлении - увеличить долю МСБ в экономике до 35% в 2025 году и до 50% к 2050 году (по предварительным данным в 2018 году - 28,3%).
В августе т.г. будет принята новая Дорожная карта бизнеса - 2025. В ДКБ - 2025 будут усовершенствованы инструменты финансовой поддержки.
Критерии отбора будут ориентированы на производительность и конкурентоспособность проектов с отказом от поддержки низкоэффективных предприятий. Это позволит достичь максимальной экономической эффективности выделяемых средств из бюджета.
В новой ДКБ будет предусмотрено увеличение размера кредитования оборотных средств с 60 до 360 млн. тенге и самого кредита с 20 до 60 млн. тенге для гарантирования кредитов до 85%.
Планируется включить микрофинансовые организации для участия в Программе наряду с банками.
Расширяется целевое назначение кредитов по приобретению франшиз и рефинансированию.
В рамках «ДКБ - 2025» будут создано более 30 тыс. новых рабочих мест, увеличены налоговые поступления до 1,3 трлн. тенге
Проводимая работа по улучшению условий ведения бизнеса в стране оценено международным рейтингом Doing Business. По итогам, Казахстан занял 28 место, улучшившись на 8 позиций.
По итогам инвентаризации (всех разрешенных видов деятельности для госкомпании) планируется сокращение Перечня разрешенных видов деятельности для квазигосударственного сектора не менее 5% ежегодно.
С целью разгосударствления продано 492 объекта на 495 млрд. тенге, ликвидировано 282 объекта.
В текущем году планируется реализовать 102 объекта, в 2020 году - 22 объекта (активы ФНБ).
Объявлен мораторий на создание (за исключением реорганизации действующих) новых госкомпаний в экономике до 31 декабря 2020 года, кроме создаваемых в социальной сфере и (или) в области жизнеобеспечения населенных пунктов.
В текущем году принят Закон, обеспечивающий качественную и системную передачу госфункций в конкурентную среду (О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам передачи функций центральных и (или) местных исполнительных органов Республики Казахстан в конкурентную среду).
Будут переданы порядка 50 государственных функций.
По кардинальному улучшению и расширению бизнес среды подготовлен 8 пакет законодательных поправок. Изменения направлены на создание полноформатной системы электронной регистрации предприятия и отмены технического паспорта на первичные объекты строительства.
III. Инфляция
В 2018 году индекс цен в целом сложился на уровне 5,3%.
Продовольственные товары подорожали на 5,1%, непродовольственные - на 6,4%.
В части тарифов на услуги субъектов естественных монополий Министерством в прошлом году был замедлен среднегодовой рост тарифов на коммунальные услуги с 8,6% в 2017 году до 2,45%.
В текущем году рост тарифов был снижен в среднем на 2,4%.
За 5 месяцев т.г. было проведено 87 внеплановых проверок в отношении субъектов естественных монополий и охраны земельных ресурсов.
На сегодня 32 субъекта привлечены к административной ответственности на 71,4 млн. тенге.
Вынесено 39 предписаний о прекращении нарушения законодательства о естественных монополиях.
Для сдерживания роста цен и пресечения ценового сговора проводится мониторинг и анализ товарных рынков на СЗПТ.
Эффективной мерой по сдерживанию цен на продовольственные товары является строительство ОРЦ (оптово-распределительных центров).
Эти центры предоставляют полный спектр услуг по закупу, хранению, упаковке, сбыту и транспортировке продуктов питания.
IV. Развитие регионов
По итогам реализации Госпрограммы развития регионов до 2020 года увеличился:
· уровень урбанизации (58,2%)
· обеспеченность централизованным водоснабжением в городских населенных пунктах (94,5%)
В селах доступ к централизованному водоснабжению составил 59,9% (3 892 сел из 6 499), что больше на 2,5 п.п. значения 2017 года (57,4%).
По проекту «С дипломом в село» более 4 тыс. специалистам выдано бюджетные кредиты для приобретения жилья в сумме 13,7 млрд. тенге.
С 2018 года внедрен самостоятельный бюджет местного самоуправления в 1062 городах районного значения и сельских округах с населением свыше 2 тыс. человек. С 1 января 2020 года планируется внедрение бюджетов 4 уровня в остальных 1 334 сельских округах.
В текущем году Министерством сформирована новая Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны до 2030 года, являющаяся основой для нижестоящих документов системы госпланирования, в т.ч. Государственной программы развития регионов до 2025 года. Она будет направлена на улучшение качества жизни населения через развитие инфраструктуры в функциональных городских районах, моно- и малых городах и опорных селах.
Инфраструктура крупных городов, таких как Нур-Султан, Алматы, Шымкент и областных центров будет развиваться вместе с близлежащими селами - спутниками.
Будут решаться задачи по благоустройству регионов, эффективному и рациональному обеспечению населения питьевой водой и услугами водоотведения, по улучшению состояния жилищно-коммунального хозяйства в целом.
По итогам реализации Госпрограммы развития регионов до 2025 года будет увеличен доступ к централизованным системам водоснабжения: в городах до 97%, в селах до 62%. Планируются постройка и реконструкция 4385 км сетей водоснабжения и 616 км водоотведения.
Воплощение перечисленных планов позволит повысить благосостояние населения за счет повышения доступности социальных и экономических благ вне зависимости от места проживания.
В рамках принимаемых мер госпрограммы к 2025 году ожидается повышение уровня урбанизации страны до 62% и сокращение разрыва ВРП на душу населения между регионами до 2,8 раз.
По проекту «Ауыл - Ел бесігі» в перспективных селах будет целенаправленно проведен ремонт, строительство и реконструкция объектов социальной, инженерной инфраструктуры.
Другие вопросы деятельности МНЭ:
Доля внутренней торговли в структуре ВВП находится на стабильном 2-ом месте (после промышленности) и составляет 16,8% (в 2017 г. - 15,9%, в 2018 г. - 16,8%).
В секторе торговли работает 1/3 МСБ Казахстана, на которых трудятся свыше 1,5 млн. человек, и этот показатель ежегодно растет. По итогам 2018 года 17 рынков переведены в цивилизованный формат, построено 26 торговых объектов.
Сегодня, основной ориентир работы Министерства направлен на сдерживание цен на продовольственные товары и развитие электронной торговли.
Для сдерживания цен на продтовары предусмотрено:
- введение возможности акиматами устанавливать предельные цены на социально значимые товары при резком росте цен (15% выше пороговых значений, 30% при еженедельном росте);
- установление запрета за взимание платы торговыми сетями по размещению соцтовара на полках (ретробонусы).
- установление предельной торговой надбавки на СЗПТ;
- выделение 30% полочного пространства для казахстанских продтоваров.
Для стимулирования онлайн торговли отменены ИПН и КПН до 2023 года.
Упрощен порядок декларирования товаров на экспорт. Теперь почтовые документы признаны в качестве декларации.
Усилен институт защиты прав потребителей. Покупатель в электронной торговле защищен в той же мере, что и в обычной торговле.
Будет проводиться эффективная бюджетно-налоговая политика, направленная на поддержание устойчивости государственных финансов с гибкой и благоприятной налоговой средой.
При формировании бюджета на 2020-2022 годы будут перераспределены и оптимизированы бюджетные расходы, а также виды деятельности подведомственных организаций. Будет повышена рациональность расходов на строительство, включая проведение госэкспертизы.
Политика межбюджетных отношений будет направлена на стимулирование развития региональной экономики и расширение финансовой самостоятельности МИО.
Для этого с 2020 года местным бюджетам будут дополнительно переданы поступления КПН от МСБ. Это более 400 млрд. тенге дополнительных местных доходов.
В результате это усилит самостоятельность и повысит ответственность МИО при использовании бюджетных средств.
В настоящее время происходит активный переход к безналичному расчету в мире. Безналичный оборот является основным инструментом снижения теневой экономики, повышения прозрачности доходов бизнеса и добросовестной конкуренции.
Для этого прорабатываются вопросы перевода отдельных операций в безналичную форму и внедрение «cashback», который подразумевает зачисление бонусов для покупателей на карточные счета.
С целью привлечения новых инвестиций, а также стимулирования развития новых производств будет введен инвестиционный налоговый кредита.
Также, в целях сокращения административных и временных затрат налогоплательщиков будет проведена работа по упрощению уплаты налогов и социальных платежей.
Прорабатываются также хорошие предложения по налогам, оплачиваемые физическими лицами.
Сегодня жители многоэтажек должны платить налоги на имущество и земельный налог. При этом сумма налога небольшая, а административные затраты значительны (расчет налога, подготовка и раздача квитанций).
Предлагается объединить налоги на имущество и землю с физических лиц с отменой земельного налога для собственников многоквартирных жилых домов.
Предусмотрено изменение срока уплаты транспортного налога. Сейчас налог нужно уплатить до конца года. С 2020 года планируется оплачивать налог до 1 апреля следующего года (т.е. фактически у нас имеется 15 месяцев).
Основная цель проводимой работы - защита интересов добросовестного налогоплательщика.
Для создания комплексной экосистемы привлечения инвестиций в рамках переданных Министерству полномочий мы сконцентрируемся на формировании эффективной государственной политики по привлечению инвестиций. Фокус работы будет ориентирован не только на иностранные, но и на отечественные инвестиции.
При Министерстве создан и действует Инвестиционный Штаб по выработке практических предложений по улучшению инвестиционного законодательства и климата.
Прорабатываются законодательные изменения:
· предоставление инвесторам стабильных условий по крупным проектам в приоритетных секторах экономики;
· инвестиционный налоговый кредит (перенос срока уплаты налогов);
· декриминализация налоговых правонарушений;
· совершенствование миграционного, трудового, таможенного, уголовного законодательства и др.
Создан Координационный совет по вопросам привлечения инвестиций под председательством Премьер-Министра.
Кроме того, ведется работа по внедрению «Одного окна» на базе ГЧП. Это поможет инвесторам найти проекты в интересующих их сферах.
В рамках продвижения экспорта будут приняты финансовые и нефинансовые меры поддержки экспорта, представление Kazakh Export государственной гарантии по страховой деятельности.
По защите экономических интересов устранены 26 препятствий в торговле со странами ЕАЭС.
Предотвращены 5 антидепминговых мер в отношении Казахстана со стороны иностранных государств. Сняты риски по транзиту казахстанского угля и сжиженного газа.
Для облегчения процедур для экспортеров автоматизированы услуги и введено «Единое окно».
Для расширения географии экспорта прорабатывается вопрос по поставкам отечественных товаров в страны «Ближнего круга». По нашей оценке, к 2022 году возможно нарастить экспорт наиболее крупных экспортных товаров в Россию и Китай на 8,1 млрд. долл. США.
Проведены переговоры по созданию зон торговли с Индией, Египтом, Израилем и Сингапуром (экспорт в эти страны в 2018 г. составил $1,9 млрд., потенциалувеличения экспорта составляет $15 млрд).
Для эффективной и быстрой обратной связи с общественностью в еgov ведется портал «Открытые нормативно-правовые акты», где каждый из вас может ознакомиться с проектом законодательных актов на стадии разработки и высказать свое мнение, принять участие в его разработке.
На портале «Открытый диалог» проводятся интернет-конференции и опросы.
Кроме того, в Министерстве функционирует «Телефон доверия», чтобы вы могли сообщать о фактах коррупции и нарушениях норм Этического кодекса госслужащих.
Также, на сайте Министерства мы запустили «Ящик идей», в котором каждый желающий может оставить свои предложения по развитию нашей экономики. Все поступившие предложения рассматриваются командой экспертов Министерства.
Успешная реализация поставленных Министерством целей и задачей позволит обеспечить устойчивый экономический рост и способствует макроэкономической стабильности.