Выступление Министра юстиции на площадке пресс-центра Правительства на тему «О совершенствовании нормотворческого процесса» (г. Нур-Султан, 28 августа 2019 года) (©Paragraph 2019 / 5.0.3.83)

Выступление Министра юстиции на площадке пресс-центра Правительства на тему «О совершенствовании нормотворческого процесса»
(г. Нур-Султан, 28 августа 2019 года)

 

 

Уважаемые представители средств массовой информации!

Как было отмечено, цель нашей встречи - это разъяснение предлагаемых Министерством юстиции мер по совершенствованию порядка разработки и принятия законов.

Доступность, качество и понятность законов является одним из универсальных принципов верховенства права, и задача по обеспечению данного принципа заложена в Стратегическом плане развития страны до 2025 года.

В настоящее время, в Казахстане действуют 340 самостоятельных законов, в том числе 21 кодекс.

Однако национальное законодательство не стоит на месте, оно развивается, продолжается процесс формирования эффективной, конкурентоспособной и привлекательной правовой среды, как для населения, так и для бизнеса.

Между тем, требуют совершенствования не только законы, но и процедуры их разработки и принятия, от которых зависят насколько качественный и понятный будет закон.

В этой связи, в плане действий по реализации предвыборной программы Президента предусмотрено мероприятие по совершенствованию порядка разработки, общественного обсуждения и принятия нормативных правовых актов.

Аналогичные меры предусмотрены в Стратегическом плане развития Казахстана до 2025 года.

Как я отметил, правовая среда должна быть конкурентоспособной и привлекательной как для населения, так и для бизнеса, в том числе иностранных инвесторов.

Стабильность законодательства является важным критерием для инвесторов при выборе страны для вложения инвестиций.

Инвесторы должны знать, что законы у нас стабильны, а порядок их разработки и принятия соответствует лучшим зарубежным практикам.

При этом население должно активнее участвовать в общественных обсуждениях проектов законов и выражать свою позицию по предлагаемым инициативам.

Для этого необходимо установить достаточные сроки для более качественной подготовки проектов законов и проведения соответствующих консультаций по ним.

В этой связи, нами был изучен международный опыт в части разработки, общественного обсуждения и принятия законов, а также проведен анализ проблемных вопросов отечественного законотворчества.

По итогам проведенной работы Министерством юстиции подготовлен пакет законодательных поправок по вопросам совершенствования нормотворчества.

Выработанные предложения предусматривают следующие подходы.

Первое. В основе любого закона лежит - идея, от правильной формулировки которой зависит насколько верно определены проблемы и пути их решения.

Это важная стадия, которой в настоящее время уделяется недостаточное внимание.

В связи с чем, по опыту Великобритании предлагается в нормотворческий процесс внедрить новые стадии «Зеленой» и «Белой» книги.

Эти документы используются для того, чтобы услышать, стимулировать обсуждение и учитывать общественное мнение для решения имеющихся вопросов.

Под «Зеленой» книгой понимается правительственная публикация, предварительный отчет, в которой подробно рассматриваются конкретные проблемы, а затем указываются возможные направления действий с позиции политики и законодательства.

Зеленая книга тщательно обсуждается с общественностью и с целевыми группами - стейкхолдерами, чьи интересы затрагиваются предстоящими изменениями.

Сроки обсуждения Зеленой книги не устанавливаются, на это может уйти и пару месяцев, полгода и год. Все зависит от характера вопроса.

Однако, зарубежная практика показывает, что три месяца является минимальным сроком необходимым для продуктивных консультаций.

Таким образом, Зеленая книга будет инструментом для стимулирования дискуссий, и возможно первым шагом к изменению закона.

Так, если в ходе обсуждения Зеленой книги решение принято в пользу необходимости реформ, то обсуждение переходит на новый этап - подготовку «Белой» книги.

Белые книги будут выпускаться государственными органами в качестве официального заявления политики предстоящего регулирования, в них обозначаются конкретные предложения по законодательным изменениям или принятию новых законов.

Белые книги будут подлежать обсуждению на заседании Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности, с работой которой вы знакомы.

Одобренные данной комиссией Белые книги станут основанием для разработки законопроектов.

Зеленая и Белая книги сопровождает законопроект на всех стадиях законотворческого процесса, вплоть до подписания Президентом, и являются обязательными приложениями после принятия закона.

Хотелось бы отметить, что мы наблюдаем повышенный интерес граждан к принятым законам, но не к законопроектам.

Например, среднемесячная аудитория правовой системы «Әділет», где представлен безвозмездный доступ ко всем нормативным правовым актам, составляет более 600 тыс. пользователей.

Тогда как среднемесячная аудитория портала открытых НПА, где публикуются проекты нормативных правовых актов, составляет 20 тыс. пользователей.

Мы надеемся, что с внедрением новых механизмов, население станет активнее участвовать в обсуждениях законопроектов и выражать свою позицию.

Второе. Предлагается улучшить процедуры оценки законопроектов и действующих законов.

Для этого на стадии Белой книги орган-разработчик определяет конкретные индикаторы, которые он намерен достичь после внедрения предлагаемых законодательных изменений.

По истечении года после внедрения регулирования орган-разработчик представляет в Министерство юстиции отчет.

В этом отчете должны приводиться конкретные положительные или негативные результаты нового регулирования.

Такой отчет используется для оценки эффективности нормативных правовых актов, направляется в Министерство юстиции и подлежит публикации.

Третье. Предлагается пересмотреть порядок проведения научной правовой экспертизы законопроектов.

Научная правовая экспертиза должна решать задачу подготовки проектов, отвечающих современному состоянию и перспективам развития общества и государства.

Однако действующий порядок проведения научной экспертизы законопроектов не в полной мере использует имеющийся научный потенциал.

Поэтому, вместо участия одной научной организации в подготовке научной экспертизы, как это происходит сейчас, предлагается привлекать к правовой экспертизе законопроектов экспертов из большого «пула».

Т.е. предлагается не ограничиваться научными ресурсами одной организации, а создать условия для участия в этом процессе всех научных экспертов в стране, обладающих соответствующими знаниями.

Для этого предлагается создание реестра научных экспертов, который будет вести Институт законодательства и правовой информации, как координатор научной правовой экспертизы.

Эффективность и прозрачность проведения научных экспертиз будет обеспечиваться информационной системой. Эта система будет регулировать весь процесс проведения экспертизы.

В частности вести электронный реестр научных экспертов, их рейтинг, а также содержать электронную базу заключений. Система также будет обеспечивать соблюдение сроков проведения научной правовой экспертизы.

Четвертое. Предлагается установить на законодательном уровне практику «переходного периода» в отношении норм, накладывающих дополнительные обязанности на граждан и бизнес.

Ненадлежащая разъяснительная работа и неготовность общества к предстоящим изменениям в рамках принятых законов, приводят к ситуации, когда нормы новых законов могут восприниматься неправильно.

В таком случае законодательные нововведения могут не соблюдаться гражданами.

В этой связи предлагается, чтобы государственные органы устанавливали сроки введения в действие нового регулирования с учетом готовности бизнеса и граждан.

К примеру, если в проекте закона есть новые обязанности для физических и юридических лиц, то сроки введения их в действие будут определяться исходя из сроков, необходимых для подготовки к исполнению новых обязанностей.

Пятое. Предлагается усилить механизмы информирования и представления разъяснений для населения и бизнеса о предстоящих законодательных изменениях.

Для этого к каждому законопроекту и принятому закону будет прилагаться программа информационного сопровождения.

Такая программа подлежит обязательному рассмотрению Межведомственной комиссией по вопросам законопроектной деятельности.

Это исключит формальный подход.

Данная программа будет содержать мероприятия, раскрывающие способы и сроки информирования граждан о предстоящих изменениях в законодательстве.

Шестое. Предлагается внедрить элементы искусственного интеллекта в нормотворческий процесс, а также аналитические инструменты для работы с большими объемами данных.

Эта работа ведется в рамках информационной системы «Е-заңнама», презентацию которой вам провели недавно в Министерстве юстиции.

Сейчас мы работаем над подключением к этой системе участников законотворческого процесса, проводим их обучение пользованию системой.

Параллельно прорабатываем вопросы интеграции с другими системами.

Применение новейших информационных технологий позволит повысить качество прогнозно-аналитической работы, как на стадии разработки, так и при оценке последствий принятия закона.

Озвученные подходы поддержаны государственными органами, по ним получены рекомендации общественности и бизнес сообщества.

Законопроект, с обозначенными и другими предложениями, в настоящее время находится на рассмотрении Правительства.

По итогам прохождения установленных процедур, законопроект будет внесен на рассмотрение Парламента.

 

Благодарю за внимание.

29 августа 2019, 17:21
Источник, интернет-ресурс: Бекетаев М.Б.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript