В Мажилисе презентован проект Административного процедурно-процессуального кодекса

В Мажилисе презентован проект Административного процедурно-процессуального кодекса (©Paragraph 2019 / 5.0.3.88)

В Мажилисе презентован проект Административного процедурно-процессуального кодекса

10 сентября 2019 года в Мажилисе состоялась презентация проекта Административного процедурно-процессуального кодекса с сопутствующими поправками, сообщается на официальном сайте Мажилиса Парламента Республики Казахстан.

Главный смысл и назначение законопроекта - переход на новый уровень защиты прав наших граждан, вовлеченных в орбиту административной юстиции, - отметила секретарь Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Светлана Бычкова.

При этом депутат Мажилиса подчеркнула, что сегодня предоставляется возможность участвовать в реализации одного из направлений провозглашенной Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым концепции «Слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан, а также в формировании постоянного диалога власти и общества.

Презентация в Мажилисе состоялась в формате открытого диалога с участием представителей гражданского общества, политических партий, НПО, ОБСЕ, научных учреждений, государственных органов.

Докладывая о предлагаемых нововведениях вице-министр юстиции Наталья Пан подчеркнула, что регулируемые проектом Кодекса сферы являются достаточно чувствительными для общества. Несмотря на что, то что в настоящее время любое взаимодействие органов власти с гражданами регулируется тем или иным законодательным актом (к примеру, законами «О государственных услугах», «О разрешениях», Предпринимательским кодексом), проект Кодекса закрепляет новые положения, отвечающие интересам граждан, в независимости от того, содержатся ли они в специальном законе или нет.

В частности, Кодексом устанавливаются дополнительные рамочные требования к проведению внутренних и внешних административных процедур госорганов и предприятий, а также обеспечивается прозрачность и доступность граждан и юридических лиц к процессам по обсуждению и принятию Административного акта. Предусматривается, что государственные органы должны будут перестроить свою работу с учетом требований Кодекса.

Кодекс вводит важные приницпы нового судопроизводства: принцип приоритета права, принцип активной роли суда. Все сомнения, противоречия и неясности актов законодательства об административных процедурах будут толковаться в пользу граждан.

Также закрепляются процедурные гарантии, которые должны обеспечить «обратную связь» с гражданами при принятии управленческих решений органами власти. Иными словами, устанавливается обязанность властного субъекта заслушать мнение заинтересованного гражданина до принятия окончательного решения. Гражданин будет иметь возможность ознакомиться с материалами, которыми административный орган руководствовался при вынесении правового решения.

Вводится особый порядок отмены правовых решений, которые благоприятны для граждан. Гражданин должен быть уверенным, что однажды принятое решение является законным, последовательным и не может быть отменено, если в этом нет его вины. Допустим, после выдачи лицензии на осуществление той или иной деятельности орган контроля и надзора выясняет, что печать на данной лицензии является устаревшей. Однако, в данном дефекте нет вины гражданина. В этом случае лицензия не должна отзываться, если незаконное решение не нарушает права других лиц.

Н. Пан сообщила также, что проектом Кодекса внедряется обязательное досудебное обжалование, за исключением отдельных категорий споров (например, налоговые, таможенные споры, где предусмотрен особый порядок обжалования решений указанных органов).

Производство по рассмотрению жалобы будет проходить в сравнительно ускоренном порядке (15 рабочих дней, когда как процесс рассмотрения споров в суде может занимать месяцы).

Предлагается ввести новый административный специализированный суд. Споры с госорганами, обжалование действий (бездействий) должностных лиц из ГПК выделить в новый Кодекс.

Сопутствующим законопроектом предлагается внести изменения и дополнения в 80 законов, из которых 14 - кодексы.

Вице-министр юстиции обратила внимание, что Европейская комиссия за демократию через право Совета Европы, а также Организация экономического сотрудничества и развития рассмотрели и, в целом, дали положительные заключения по проекту Кодекса. Венецианская комиссия отметила, что проект Кодекса является качественным и может дать важный импульс для дальнейших реформ в административной сфере.

В развитие темы по двум законопроектам выступила с содокладом председатель специализированной судебной коллегии Верховного Суда Айгуль Кыдырбаева, которая рассказала об особенностях разрешения публично-правовых споров в суде.

В их числе - упрощение процедуры принятия и рассмотрения иска, обеспечение административным судом жесткого контроля исполнения собственных решений.

В ходе презентации активное обсуждение получил ряд законодательных новелл. В частности, единообразность понимания и применения нормативно правовых актов - вопрос, заданный директором Центра прикладных исследований «Талапкер», блогером Рахимом Ошакбаевым.

Особую заинтересованность вызвали такие понятия, как презумпция виновности госоргана и презумпция невиновности гражданина. На эту тему прозвучали вопросы депутата Мажилиса Азата Перуашева, общественных деятелей Айдоса Сарыма и Амиржана Косанова, ученого Марата Когамова и других.

В ходе обмена мнениями решено учесть их при дальнейшем рассмотрении проекта Кодекса в рабочей группе, которую возглавляет член Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Арман Кожахметов.


11 сентября 2019, 03:50
Источник, интернет-ресурс: *Парламента Республики Казахстан

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript