Проблемные вопросы регистрации договора франчайзинга в Казахстане (Анар Кубеева, Стамкулов Нуржан. Юристы Юридической Фирмы Synergy Partners) (©Paragraph 2019 / 5.0.3.91)

Проблемные вопросы регистрации
договора франчайзинга в Казахстане

Анар Кубеева, Стамкулов Нуржан

Юристы Юридической Фирмы Synergy Partners

 

 

Законодательство Казахстана

В Казахстане Договор Франчайзинга или Договор комплексной предпринимательской деятельности регулируется следующими основными нормативными актами:

1) Гражданский Кодекс Казахстана[1];

2) Закон Казахстана о Франчайзинге[2];

3) Закон Казахстана о Товарных знаках[3];

4) Закон Казахстана об авторском праве[4].

Договора Франчайзинга обязательно регистрируется

Согласно статье 897 Гражданского Кодекса Казахстана, Стороны должны заключить Договор франчайзинга обязательно в письменной форме.

Также поскольку по Договору Франчайзинга обычно передаются права на интеллектуальную собственность, Договор Франчайзинга подлежит регистрации в экспертной организации.

Кто должен зарегистрировать Договор Франчайзинга?

Согласно Гражданскому Кодексу Казахстана, сторонами Договора Франчайзинга являются: комплексный лицензиар (далее - Собственник Франшизы) и Комплексный лицензиат (далее - Арендатор Франшизы).[5]

В Законе четко не определено, кто из Сторон должен подать заявление на регистрацию Договора Франчайзинга. Таким образом, заявление может подать Собственник Франшизы либо Арендатор Франшизы в зависимости от того, как Стороны прописали этот вопрос в Договоре Франчайзинга. На практике, стороны делят расходы по регистрации поровну.

Что будет если не зарегистрировать Договор Франчайзинга?

Как мы ранее упомянули, Договор Франчайзинга подлежит регистрации в экспертной организации.

Согласно статье 21.6 Закона о Товарных знаках, если Стороны не зарегистрировали Договор Франчайзинга в экспертной организации, то такой договор является ничтожным.

На практике очень часто заключаются Приложения к Договору

Очень часто стороны заключают приложения к Договору Франчайзинга. Например, в таких Приложениях могут быть прописаны стандарты продуктов или сервиса, требования по качеству, меню или вид продукции, стандарты качества, которые со временем могут меняться. Иногда стороны на практике прописывают сумму вознаграждения, роялти в самом приложении. Стороны не хотят показывать Приложения регистрирующему органу, поскольку часть информации в Приложениях может относиться к ноу-хау.

Нужно ли регистрировать приложения к Договору

Вопрос по регистрации Приложений имеет две позиции.

Первая позиция, что Приложение является частью Договора, соответственно Приложение должно быть зарегистрировано в регистрирующем органе. Сторонники этой позиции опасаются, что любая из Сторон сможет в будущем оспорить Приложение как часть сделки, влекущую недейственность.

Возможная спорная ситуация

На практике одна Сторона Договора спустя один месяц после подписания Договора может заявить, что Договор Франчайзинга и Приложения к нему являются недействительными ввиду их не регистрации.

Далее такая Сторона подает иск в суд, чтобы признать Договор Франчайзинга и Приложения к нему недействительными. В свою очередь, другой Стороне придется тратить свои ресурсы и время на такое судебное разбирательство.

В такой ситуации в суде может возникнуть вопрос, подлежат ли обязательной регистрации Приложения к Договору и влияет ли недействительность всех Приложений на сам Договор.

Как правило, поскольку Договор Франчайзинга касается секретов, ноу-хау и другой чувствительной информации, Договор Франчайзинга содержит арбитражную оговорку и становится подсуден арбитражу.

Мы полагаем, что арбитраж в случае спора может принять одну из позиций ниже:

Первая позиция - Позиция подтверждающая практику регистрирующего органа.

Данная позиция заключается в том, что для Сторон Договора Франчайзинга главное зарегистрировать сам Договор, а именно передачу прав на товарный знак, промышленный образец или иную интеллектуальную собственность.

Согласно этой позиции, недействительность Приложений не влияет на сам Договор Франчайзинга, на передачу прав на интеллектуальную собственность, и прописанные в Договоре Франчайзинга условия, обязательства и права Сторон.

Согласно статье 161 Гражданского Кодекса Казахстана, недействительная часть договора не касается действительности остальной части всего договора.

Если к примеру, стороны не зарегистрировали Приложение 1, где указана сумма Вознаграждения, то арбитраж будет учитывать, что раз цена не установлена, то применяется цена, которая взимается при других сравнимых обстоятельствах. Поскольку иных обстоятельств нет, то арбитраж может применить именно ту цену, которую Стороны имели в виду, указывая ее в Приложении 1.

На наш взгляд, арбитражи во всем мире придерживаются правила, что если сделка по существу правильная, состоялась и была частично исполнена, то отменять такую сделку только лишь по формальным признакам было бы не верным.

Второе, чтобы оспорить часть сделки, такая часть сделки должна противоречить всей сделке. Поскольку Приложение 1 никак не противоречит всему договору Франчайзинга, а сам Договор был зарегистрирован, то Приложение никак не может быть оспорено только лишь по формальным признакам, что якобы Приложение не зарегистрировано.

Наоборот, имеются признаки ухода от ответственности, когда Сторона пытается отменить часть сделки только лишь по формальным признакам, хотя по сути сама сделка в целом была заключена и стороны высказались и достигли соглашения по всем существенным по ней условиям.

Регистрация договора франчайзинга носит обязательный характер, и наличие зарегистрированного Договора без приложений, на наш взгляд по первой позиции является весьма допустимым.

На практике регистрирующие органы стараются не регистрировать приложения, поскольку там содержится больше техническая информация либо уточняющая информация. По нашему мнению, для регистрирующего органа важно зафиксировать сам переход прав, но сами детали технического характера для действительности сделки не имеют большого значения. Поэтому арбитражи могут поддержать практику регистрирующего органа.

Вторая позиция

Сторонники этой позиции полагают, что Приложение это часть сделки, и раз сделка не соответствует форме регистрации, то такая часть сделки или само Приложение является недействительным.

С этой позицией можно согласиться, если Стороны не приступили к исполнению Договора. Но когда Стороны по нему работали уже 1-2 года, то признание отдельного Приложения как недействительного, на наш взгляд противоречит существу и природе сделке. Институт сделки регулируется законодательством, чтобы стороны свою волю и коммерческие отношения оформляли так, чтобы не было споров в дальнейшем.

Мы полагаем, что действительность или недействительность части сделки согласно Закону об арбитражах решается самим арбитражем. Поэтому вторая позиция больше присуща для общей подсудности.

Сложившаяся практика

Практика Synergy Partners показывает, что наиболее удобно, когда мы регистрируем Договор и сами Приложения в виде образцов.

Мы включаем в Договор Франчайзинга оговорку, что Стороны обязуется подписать все Приложения по установленному образцу как указано в Приложении через определенный срок, к примеру через один месяц после подписания Договора Франчайзинга.

Это удобно и уменьшается все риски сразу. Арендатору Франшизы или Собственнику Франшизы будет сложно оспорить в судебном порядке подписанные Приложения, поскольку Стороны зарегистрировали образцы таких Приложений в экспертной организации. И по такому образцу заключили Приложения.

Конечно, проблема регистрации приложений ввиду пробела в законе будет еще актуальна для договоров где не прописана арбитражная оговорка. Мы полагаем, чтобы решить эту проблему, принятие Нормативного постановления Верховного суда могло бы внести ясность для судов общей юрисдикции. К примеру, такое Постановление может указывать, что по спорам, вытекающим из договора франчайзинга, регистрация приложений к договору франчайзинга не является существенной при заключении договора франчайзинга.  

 

 


[1] Гражданский кодекс Казахстана (Особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409-I

[2] Закон Казахстана «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)» от 24 июня 2002 года № 330-II

[3] Закон Казахстана «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 26 июля 1999 года № 456-I

[4] Закон Казахстана «Об авторском праве и смежных правах» от 10 июня 1996 года № 6-I

[5] Статья 896.1 Гражданского Кодекса Казахстана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 октября 2019, 12:49
Источник, интернет-ресурс: Кубеева А., Стамкулов Н.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript