Справка по результатам анализа Закона РК от 21 июля 2007 года № 298-III «О развитии хлопковой отрасли» (Климкин С.И., к.ю.н., профессор Каспийского университета, г.н.с. Института законодательства и правовой информации РК) (©Paragraph 2019 / 5.0.3.91)

Справка по результатам анализа
Закона Республики Казахстан от 21 июля 2007 года № 298-III
«О развитии хлопковой отрасли»

 

Климкин С.И., к.ю.н.,

профессор Каспийского университета,

г.н.с. Института законодательства и правовой информации

Республики Казахстан

 

Справка по результатам анализа Закона РК от 21 июля 2007 года № 298-III «О развитии хлопковой отрасли» (Климкин С.И., к.ю.н., профессор Каспийского университета, г.н.с. Института законодательства и правовой информации РК)В соответствии с планом работы на 2019 г. Центром правового мониторинга Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан проводится, в том числе, анализ действующих законов Республики Казахстан.

Цель правового мониторинга состоит в выявлении противоречащих законодательству Республики Казахстан, устаревших и коррупциогенных норм права, оценке эффективности их реализации, а также комплексном анализе состояния системы законодательства, выработке на основании результатов мониторинга предложений по совершенствованию законодательства. Задача правового мониторинга заключается в активизации системы постоянного отслеживания применения, внесения изменений и дополнений в законодательство, а также исполнения НПА в процессе правоприменительной практики.

 

Показатель 1. Общая информация

 

1.1. Предмет правового мониторинга

Закон Республики Казахстан от 21 июля 2007 года № 298-III «О развитии хлопковой отрасли» (далее - Закон, анализируемый Закон).

Закон определяет правовые, организационные и экономические основы развития хлопковой отрасли и регулирует общественные отношения, возникающие в процессе производства, заготовки, закупа, переработки, хранения и реализации хлопка в Республике Казахстан

Со дня принятия в Закон вносились изменения и дополнения Законами Республики Казахстан:

от 17 июля 2009 г. № 188-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам частного предпринимательства»;

от 11 декабря 2009 г. № 229-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам продовольственной безопасности»;

от 19 марта 2010 г. № 258-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной статистики и налогообложения»;

от 30 июня 2010 г. № 297-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам таможенного регулирования и налогообложения»;

от 06 января 2011 г. № 378-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного контроля и надзора»;

от 05 июля 2011 г. № 452-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пересмотра компетенции уполномоченных государственных органов и Правительства Республики Казахстан на принятие нормативных правовых актов, устанавливающих требования к проверяемым субъектам»;

от 15 июля 2011 г. № 461-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования разрешительной системы»;

от 10 июля 2012 г. № 36-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сокращения разрешительных документов и оптимизации контрольных и надзорных функций государственных органов»;

от 24 декабря 2012 г. № 60-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств»;

от 13 июня 2013 г. № 102-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между органами государственного управления»;

от 07 марта 2014 г. № 177-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реабилитации и банкротства, налогообложения»;

от 29 сентября 2014 г. № 239-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления»;

от 29 декабря 2014 г. № 269-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан»;

от 21 июля 2015 г. № 336-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития хлопковой отрасли»;

от 29 октября 2015 г. № 373-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сельскохозяйственных кооперативов»;

от 29 октября 2015 г. № 376-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам предпринимательства»;

от 08 апреля 2016 г. № 489-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам арбитража»;

от 24 мая 2018 г. № 156-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности»;

от 02 августа 2015 г. № 342-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пенсионного обеспечения»;

от 05 октября 2018 г. № 184-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения единства измерений и стандартизации».

 

1.2. Отрасль законодательства

В соответствии с Классификацией отраслей законодательства Республики Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 апреля 2019 г. № 190, анализируемый Закон относится к отрасли законодательства 120.000.000. Законодательство в сфере сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, институту гражданского законодательства 030.002.000. Объекты гражданских правоотношений.

 

1.3. Соответствие Закона стратегическим целям государства

В соответствии со статьей 3 Закона, целями государственного регулирования хлопковой отрасли являются развитие, повышение конкурентоспособности отечественной хлопковой отрасли на основе внедрения научно обоснованных инновационных технологий, технического регулирования, стандартизации и индустриализации хлопководства, его интеграции с текстильной и пищевой промышленностью, регулирование отношений между участниками хлопкового рынка.

 

Показатель 2. Соответствие Закона нормам Конституции Республики Казахстан

Анализируемый Закон не противоречит Конституции Республики Казахстан.

 

Показатель 3. Соответствие Закона международным обязательствам Республики Казахстан

Анализируемый Закон в совокупности с иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан способствует выполнению и реализации принятых международных обязательств государства.

 

Показатель 4. Соответствие Закона нормам конституционных законов Республики Казахстан

При анализе Закона его несоответствие положениям конституционных законов Республики Казахстан не выявлено.

 

Показатель 5. Соответствие Закона нормам кодексов Республики Казахстан

5.1. Пунктом 5 ст. 35 Закона установлено, что в период действия временного управления хлопкоперерабатывающей организацией управление хлопкоперерабатывающей организацией осуществляется временной администрацией. Все сделки от имени и за счет хлопкоперерабатывающей организации после введения временного управления совершаются должностным лицом временной администрации, имеющим право подписи документов и совершения банковских операций по согласованию с остальными членами временной администрации. В период действия временного управления приостанавливается исполнение решений учредителей (акционеров, участников) и иных органов управления хлопкоперерабатывающей организации, касающихся увеличения обязательств хлопкоперерабатывающей организации, использования или отчуждения имущества хлопкоперерабатывающей организации, и иных решений, исполнение которых влияет или может повлиять на исполнение хлопкоперерабатывающей организацией обязательств по выданным хлопковым распискам.

Указанные положения противоречат пункту 1 ст. 37 ГК РК, согласно которому юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя обязанности только через свои органы, действующие в соответствии с законодательными актами и учредительными документами.

5.2. Законом РК от 21 июля 2007 г. № 299-III «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития хлопковой отрасли» были внесены изменения в ГК РК.

Так, в части второй пункта 1 статьи 49 ГК после слова «компании» Кодекс дополнен словами «, хлопкоперерабатывающей организации»; слова «и секьюритизации» заменены словами «, секьюритизации и развитии хлопковой отрасли».

Таким образом, были разрешены возможные коллизии между статьей 38 Закона и пунктом 2 ст. 49 ГК, между статьей 40 Закона и статьей 51 ГК /1/.

 

Показатель 6. Соответствие закону подзаконных нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена во исполнение анализируемого закона

В развитие положений Закона принят ряд нормативных правовых актов, в том числе:

- Постановление Правительства Республики Казахстан от 3 апреля 2008 г. № 316 «О некоторых вопросах сотрудничества с Международным консультативным комитетом по хлопку»;

- Постановление Правительства Республики Казахстан от 8 апреля 2008 г. № 331 «Об определении экспертной организации»;

- Распоряжение Премьер-министра Республики Казахстан от 23 октября 2007 г. № 311-р «О мерах по реализации Закона Республики Казахстан «О развитии хлопковой отрасли»;

- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 18 апреля 2013 г. № 15-07/185 «Об утверждении формы (образца) и описания хлопковой расписки»;

- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 17 марта 2015 г. № 4-5/223 «Об утверждении квалификационных требований к деятельности по оказанию услуг по складской деятельности с выдачей хлопковых расписок и перечня документов, подтверждающих соответствие им»;

- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 марта 2015 г. № 4-5/280 «Об утверждении Правил проведения экспертизы качества хлопка-сырца и выдачи удостоверения о качестве хлопка-сырца, формы (образца) удостоверения о качестве хлопка-сырца и формы (образца) паспорта качества хлопка-волокна»;

- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 26 июня 2015 г. № 4-5/575 «Об утверждении Правил получения гарантий фондов гарантирования исполнения обязательств по хлопковым распискам»;

- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 26 июня 2015 г. № 4-5/576 «Об утверждении Правил погашения обязательств фондами гарантирования исполнения обязательств по хлопковым распискам»;

- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 26 июня 2015 г. № 4-1/582 «Об утверждении Правил проведения мониторинга хлопкового рынка»;

- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 2 июля 2015 г. № 4-5/603 «Об утверждении Правил участия хлопкоперерабатывающих организаций в системе гарантирования исполнения обязательств по хлопковым распискам»»;

- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 2 июля 2015 г. № 4-5/604 «Об утверждении Правил деятельности и ликвидации фондов гарантирования исполнения обязательств по хлопковым распискам»;

- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 2 июля 2015 г. № 4-5/605 «Об утверждении Правил выдачи, обращения, аннулирования и погашения хлопковых расписок»;

- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 7 июля 2015 г. № 4-3/610 «Об утверждении Правил формирования, хранении и использовании государственных ресурсов семян хлопчатника»;

- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 7 июля 2015 г. № 4-3/611 «Об утверждении Правил организации технологического процесса первичной переработки хлопка-сырца в хлопок-волокно»;

- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 7 июля 2015 г. № 4-5/612 «Об утверждении Правил проведения временного управления хлопкоперерабатывающей организацией»;

- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 7 июля 2015 г. № 4-5/613 «Об утверждении перечня и форм документов учета, сроков представления отчетности по вопросам соблюдения требований, предъявляемых к деятельности по оказанию услуг по складской деятельности с выдачей хлопковых расписок, ведению мониторинга хлопкового рынка»;

- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 8 июля 2015 г. № 4-1/618 «Об утверждении Правил проведения экспертизы качества хлопка-волокна и выдачи паспорта качества хлопка-волокна»;

- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 7 октября 2015 г. № 4-6/895 «Об утверждении Правил установления факта утраты или ухудшения качества хлопка-сырца и (или) хлопка-волокна»;

- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 28 октября 2015 г. № 4-6/955 «Об утверждении Правил ведения количественно-качественного учета хлопка»;

- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 3 ноября 2015 г. № 4-5/969 «Об утверждении типовых форм договоров хранения и переработки»;

- Приказ Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 24 октября 2018 г. № 431 «Об утверждении Правил проведения открытого конкурса по определению экспертной организации»;

- Совместный приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 10 июля 2019 г. № 259 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 12 июля 2019 г. № 63 «Об утверждении критериев оценки степени рисков и проверочных листов в области регулирования рынка зерна, безопасности и качества хлопка».

 

Показатель 7. Наличие коллизий между нормами анализируемого Закона и иных законов

Коллизий между анализируемым Законом и иными законами Республики Казахстан не выявлено.

 

Показатель 8. Наличие устаревших норм закона

8.1. Согласно пункту 1 ст. 5-1 Закона, уполномоченный орган и местные исполнительные органы области, города республиканского значения и столицы, реализующие государственную политику развития хлопковой отрасли, своевременно и постоянно размещают и обновляют на своих интернет-ресурсах информацию и материалы, затрагивающие интересы участников хлопкового рынка, на казахском и русском языках.

Между тем, Указом Президента РК от 19 июня 2018 г. № 702 «О некоторых вопросах административно-территориального устройства Республики Казахстан» город Шымкент также отнесен к категории города республиканского значения.

В этой связи в анализируемой норме слово «города» следует заменить словом «городов».

8.2. Аналогичная ситуация с подпунктом 4) п. 2 ст. 5-1, пунктом 3 ст. 10, пунктом 3 ст. 11, пунктом 4 ст. 16, пунктом 1 ст. 28, пунктом 2 ст. 29, статьей 30, частью второй п. 3 ст. 32, частью первой п. 1 ст. 34, подпунктом 3) п. 5 ст. 34, частью первой п. 1 ст. 35, подпунктом 6) п. 7 ст. 35, пунктом 3 ст. 36, подпунктом 1) ст. 37 Закона.

8.3. Примечательно, что множественное число («городов») используется в преамбуле ст. 8 и пункте 1 ст. 9.

В такой редакции указанные нормы изложены Законом РК 13 июня 2013 г. № 102-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между органами государственного управления», хотя на тот момент в Казахстане был лишь один город республиканского значения - Алматы.

8.4. В подпункте 5) п. 3 ст. 20 Закона содержится указание на свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица.

Однако Законом РК от 24 декабря 2012 г. № 60-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» статья 12 Закона РК Закон Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года № 2198 «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» изложена в новой редакции, и документом, подтверждающим государственную регистрацию (перерегистрацию) юридического лица, учетную регистрацию (перерегистрацию) филиала (представительства), является справка, выдаваемая регистрирующим органом по форме, установленной Правительством Республики Казахстан.

8.5. В подпункте 13) п. 3, пунктах 7, 8 статьи 20 Закона используются словосочетания «печать хлопкоперерабатывающей организации», «оттиск печати».

Между тем, в соответствии с Закона РК от 29 декабря 2014 г. № 269-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан», требование о наличии печати не распространяется, по общему правилу, на юридические лица, которые являются субъектами частного предпринимательства.

 

Показатель 9. Наличие дублирующих норм закона

9.1. В Законе содержится положение, полностью или в части дублирующее положения иных НПА:

 

Закон «О развитии хлопковой отрасли»

Дублируемый структурный элемент НПА

Структурный элемент

Содержание

Пункт 2 ст. 2

Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

пункт 3 ст. 4 Конституции РК;

пункт 2 ст. 6 Закона РК от 6 апреля 2016 г. № 480-V «О правовых актах»

 

9.2. Также вызывает сомнения необходимость наличия в статье 1 Закона ряда основных понятий («хлопкозаготовительная организация», «хлопкоприемный пункт», «деятельность по оказанию услуг по складской деятельности с выдачей хлопковых расписок», «качество хлопка», «хлопкоперерабатывающая организация», «хлопководство» и др.), смысл и содержание которых раскрываются в последующих положениях Закона или являются очевидными.

 

Показатель 10. Наличие пробелов в законе

10.1. Согласно части второй п. 2 ст. 11 Закона, при необходимости владелец хлопка-волокна вправе осуществить повторную экспертизу качества хлопка-волокна в иной экспертной организации за счет собственных средств.

Однако в Законе не раскрывается понятие «необходимость» в контексте указанного положения. Также не ясны последствия возможных различий в результатах первичной и повторной экспертиз.

10.2. Пунктом 2 ст. 15 Закона установлено, что запрещается отчуждение хлопкоперерабатывающей организацией основных средств, без которых осуществление деятельности по оказанию услуг по складской деятельности с выдачей хлопковых расписок становится полностью невозможным либо существенно ухудшается, а также выдача гарантий и (или) предоставление своего имущества в залог по обязательствам третьих лиц.

Цель этих запретов очевидна - обеспечение нормального функционирования хлопкоперерабатывающей организации и защита имущественных интересов как самой организации, так и ее контрагентов.

При этом в названном случае упоминаются лишь два случая возможного привлечения хлопкоперерабатывающей организации по обязательствам третьих лиц: при заключении ею договоров гарантии или вещного поручительства.

 В этой связи является пробелом Закона отсутствие запрета такого способа обеспечения обязательств третьих лиц как поручительство, в силу которого поручитель обязуется перед кредитором другого лица (должника) отвечать за исполнение обязательства этого лица полностью или частично субсидиарно.

 

Показатель 11. Наличие бланкетных и отсылочных норм закона

Всего в Законе обнаружено 14 отсылочных и 47 бланкетных норм.

Отсылочные нормы: пункт 3 ст. 5-1, подпункт 13) ст. 8, часть первая п. 2 ст. 11, пункт 3 ст. 19, п. 4 ст. 20, п. 3 ст. 22, часть вторая п. 1 ст. 24, п. 2 ст. 28, подпункт 1) п. 1 ст. 29, подпункт 2) части первой ст. 30, подпункт 1) п. 2 ст. 32, часть первая п. 3 ст. 32, подпункт 4) п. 2 ст. 34, подпункт 5) п. 6 ст. 35 Закона.

Бланкетные нормы: подпункт 15) ст. 1, подпункт 26) ст. 1, абзац восьмой подпункта 2) ст. 5, подпункт 8) ст. 5, подпункт 4) п. 2 ст. 5-1, подпункт 10) ст. 6, подпункт 14) ст. 7, абзац седьмой подпункта 18) ст. 7, подпункт 22) ст. 7, подпункт 3) ст. 8, подпункт 4-1) ст. 8, подпункт 7) ст. 8, подпункт 15) ст. 8, пункт 4 ст. 9, часть первая п. 1 ст. 10, подпункт 1) п. 1 ст. 12, подпункт 4) п. 1 ст. 12, подпункт 2) п. 2 ст. 12, пункт 1 ст. 12-1, пункт 3 ст. 12-1, пункт 1 ст. 12-2, подпункт 1) п. 4 ст. 12-2, пункт 2 ст. 16, пункт 2-1 ст. 16, пункт 3 ст. 16, пункт 3 ст. 17, часть вторая п. 4 ст. 17, пункт 5 ст. 17, пункт 1 ст. 18, пункт 6 ст. 19, пункт 3 ст. 21, пункт 2 ст. 23, подпункт 3) п. 3 ст. 23, пункт 3 ст. 24, пункт 4 ст. 24, пункт 1 ст. 28, пункт 3 ст. 28, подпункт 3 части первой ст. 30, часть вторая ст. 30, статья 31, пункт 8 ст. 32, подпункт 2) п. 5 ст. 34, подпункт 2) ст. 38, подпункт 4) ст. 38, подпункт 7) п. 1 ст. 40, часть вторая п. 2 ст. 40, ст. 41.

 

Показатель 12. Наличие в законе коррупциогенных норм

Коррупциогенных норм в анализируемом Законе не обнаружено.

 

Показатель 13. Наличие нарушений требований юридико-лингвистического характера закона, а также в части аутентичности текстов на казахском и русском языках закона

13.1. С редакционной точки зрения вызывает возражение конструкция подпункта 1) п. 3. ст. 13 Закона, согласно которому хлопкоперерабатывающая организация должна иметь на хлопкоочистительном заводе, в том числе, не менее одного хлопкоприемного пункта.

13.2. В соответствии с пунктом 1 ст. 22 Закона, права по хлопковой расписке и ее частям передаются путем совершения на них передаточных надписей - индоссамента.

Между тем, правила русского языка допускают использование слова «индоссамент» во множественном числе. Поэтому в данном случае следует использовать слово «индоссаментов».

13.3. В пункте 8 ст. 35 Закона используется слово «найм». Однако в именительном падеже это слово следует писать «наём», в отличие от написания в иных падежах, когда буква «ё» меняется на букву «й».

 

Показатель 14. Наличие иных недостатков Закона

14.1. Пунктом 2 ст. 12-1 Закона установлено, что хлопкозаготовительная организация должна иметь, в том числе, лабораторное оборудование для отбора проб и определения качества хлопка-сырца.

В свою очередь, согласно пункту 1 ст. 10 Закона, экспертизу качества хлопка-сырца осуществляют испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. При возникновении разногласий по определению качества хлопка-сырца между владельцем хлопка и хлопкозаготовительной и (или) хлопкоперерабатывающей организациями документом, подтверждающим качество хлопка-сырца, является удостоверение о качестве хлопка-сырца, выданное соответствующей испытательной лабораторией (центром).

В этой связи данные нормы Закона ставят вопрос, являются ли указанные лаборатории (центры) самостоятельными и независимыми субъектами исследовательской деятельности, либо входят в состав хлопкозаготовительной организации.

14.2. Поскольку индоссатом / индоссантом в хлопковых расписках могут выступать как физические, так и юридические лица, подпункт 3) п. 5 и подпункт 3) п. 6 ст. 20 Закона следует изложить, соответственно, в редакциях:

«3) подпись индоссата-физического лица либо уполномоченного лица и печать (при ее наличии) индоссата-юридического лица;»;

«3) подпись индоссанта-физического лица либо уполномоченного лица и печать (при ее наличии) индоссанта-юридического лица;».

___________

 

Сноски:

1. На это обстоятельство неоднократно обращал внимание М.К. Сулейменов. Так, в 2006 г. он писал: «Однако тревожит стремление ряда ведомств добиваться для себя исключения из-под юрисдикции Гражданского кодекса. Недавно это удалось сделать в отношении хлебоприемных пунктов. Сейчас добиваются того же в отношении хлопкоперерабатывающих предприятий. Такие тенденции опасны потому, что их реализация приводит к разрушению единой системы гражданского законодательства» / Сулейменов М.К. Становление и развитие гражданского законодательства Республики Казахстан. - Алматы, 2006. С. 237.

«На то же претендовали хлопковые предприятия, и опять важная причина - хлопковый кластер. Но представьте на минуту, что ГК - такой же закон, что и все остальные. В этом случае разработчики законов о зерне, о хлопке, о племенном животноводстве, о сене, о вине и т.д. вообще перестанут обращать внимание на Гражданский кодекс. Они просто будут принимать изменения, прикрываясь громкими лозунгами (инновации, импортозаменяющие технологии, «Программа 2030», вхождение в число 50 развитых государств, кластеры, «Президент сказал» и т.п.). Если мы это допустим, то можем получить в итоге развал системы гражданского законодательства, которую нам за 15 лет с трудом удалось создать» / Сулейменов М.К. Гражданское право и гражданское законодательство: проблемы теории и практики / В сб.: Гражданское право и гражданское законодательство: Материалы МНПК, г. Алматы, 13-13 мая 2009 г. / Отв. ред. М.К. Сулейменов. - Алматы: НИИ частного права КазГЮУ, 2009. С. 24.

 

7 октября 2019, 11:32
Источник, интернет-ресурс: Климкин С.И.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript