Обжалование действий органов государственных доходов: некоторые практические трудности (Алина Москаленко, Старший юрист Международной юридической фирмы «Eurasia Legal Consult») (©Paragraph 2019 / 5.0.5.0)

Обжалование действий органов государственных доходов: некоторые практические трудности

 

Алина Москаленко

Старший юрист

Международная юридическая фирма «Eurasia Legal Consult»

 

В настоящее время Казахстан является одной из самых быстроразвивающихся стран постсоветского пространства. Ежегодно привлекаются миллиарды инвестиций, развивается предпринимательство и совершенствуется работа государственных органов.

Государство предлагает варианты минимизирования контроля малого бизнеса и новые налоговые амнистии. Президент подчеркивает необходимость криминализации действий государственных органов, направленных на подрыв бизнеса, поручает правительству внести изменения в законодательство, предусматривая строгие меры для представителей государственных органов, вплоть до уголовного преследования, как это применяется в ряде других государств. Однако, практика показывает, что у государственных органов, особенно, связанных с государственными доходами, рычаги давления на бизнес используются в полном объеме.

В настоящее время практически все предприниматели знают о массовой тенденции направления органами государственных доходов уведомлений об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, и исключения из зачета по налогу на добавленную стоимость суммы по взаиморасчетам с налогоплательщиком, регистрация или перерегистрация которого признана судом недействительной (далее - «Уведомление»). Легитимность подобных действий органов государственных доходов подвергаются сомнению по ряду обстоятельств. Хотелось бы детально рассмотреть вопрос обоснованности направления Уведомлений, а именно: основание, законность и последствия.

Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25 декабря 2017 года (далее - «НК РК») установлено, что камеральный контроль - контроль, осуществляемый налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщика.

Целью камерального контроля является предоставление налогоплательщику права самостоятельного устранения нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, путем постановки на регистрационный учет в налоговых органах и (или) представления налоговой отчетности и (или) уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Согласно НК РК, в случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются:

- по нарушениям с высокой степенью риска уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений;

- по нарушениям со средней степенью риска извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений.

При этом, в самих Уведомлениях, как правило, присутствуют следующие положения:

«Исполнением налогоплательщиком (налоговым агентом) уведомления об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля, признается:

1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями - устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговым агентом) путем:

- постановки на регистрационный учет в органах государственных доходов;

- представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения;

- уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 Налогового кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм;

2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями - представление налогоплательщиком (налоговым агентом) пояснения по выявленным нарушениям на бумажном или электронном носителе в орган государственных доходов, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 96 Налогового кодекса.

Пункт 3 ст.96 НК РК: «Налогоплательщик не вправе представлять пояснение, указанное в подпункте 2) пункта 2 настоящей статьи, по следующим нарушениям, выявленным налоговыми органами по результатам камерального контроля:

1) при отнесении на вычеты расходов при исчислении корпоративного подоходного налога и в зачет суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам:

на основании счета-фактуры и (или) иного документа, действие (действия) по выписке которых признаны вступившим в законную силу судебным актом совершенным (совершенными) субъектом частного предпринимательства без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров;

по сделкам, признанным недействительными на основании вступившего в законную силу решения суда;

2) при отнесении на вычеты расходов при исчислении корпоративного подоходного налога по операциям, совершенным без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с налогоплательщиком, руководитель и (или) учредитель (участник) которого не причастен к регистрации (перерегистрации) и (или) осуществлению финансово-хозяйственной деятельности такого юридического лица, установленных решением суда, вступившим в законную силу;

3) при отнесении в зачет суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам:

по сделкам (операциям) с юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, чья регистрация признана недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда;

по сделкам (операциям) с юридическими лицами, чья перерегистрация признана недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда.

Неисполнение в установленный срок настоящего уведомления влечет приостановление расходных операций по банковским счетам налогоплательщика в соответствии со статьей 118 Налогового кодекса…».

Таким образом, органы государственных доходов предлагают юридическим лицам самостоятельно устранить выявленные нарушения по результатам проведенного камерального контроля без привлечения к административной ответственности.

Исполнить Уведомление юридическое лицо обязано в течение 30 (тридцать) рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения (получения). Уведомление автоматически считается принятым юридическим лицом с момента входа в кабинет налогоплательщика на сайте Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее - «КГД»).

В случае, если юридическое лицо согласно с направленным Уведомлением, оно вправе исполнить его добровольно. В противном случае, оно вправе обжаловать Уведомление в вышестоящий орган (Департамент государственных доходов и КГД) и (или) в суд.

Уведомления направляются в связи с тем, что регистрация или перерегистрация контрагента, с которым у юридического лица были гражданско-правовые сделки, признана недействительной в судебном порядке по иску органа государственных доходов.

НК РК позволяет органу государственных доходов снимать юридическое лицо с учета по налогу на добавленную стоимость (далее - «НДС») с момента постановки на такой учет при отсутствии юридического лица по месту регистрации.

При этом, органы государственных доходов автоматически признают все сделки снятого с учета по НДС контрагента недействительными, без соответствующего решения суда и возлагают на юридическое лицо, получившее Уведомление, выплату сумм НДС.

Следуя правовой логике, мы считаем, что органы государственных доходов после вынесения решения о признании регистрации/перерегистрации контрагента недействительной должны обратиться в специализированный экономический суд с несколькими исками о признании сделок с контрагентами недействительными на основаниях, предусмотренных гражданским законодательством и оплатить государственную пошлину по каждой из сделок. При этом, каждое юридическое лицо привлекается в качестве ответчика и имеет право доказать состоятельность сделок, а истец - незаконность таких сделок.

Примечательно, что НК РК также прямо разделяет два самостоятельных иска - о признании сделок недействительными и о ликвидации юридического лица.

При несогласии с Уведомлением, юридическое лицо, имея все необходимые подтверждающие документы (счета-фактуры, накладные, договоры, акты выполненных работ и другие), направляет жалобу в вышестоящий орган, потому как пояснение по сделкам (операциям) с юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, чья регистрация признана недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда, направлять не вправе.

В жалобе юридическое лицо указывает на то, что сделки были фактически осуществлены и не признаны недействительными в судебном порядке. Как показывает практика, вышестоящие органы не часто исправляют ошибки нижестоящих. Следовательно, у юридического лица остается еще один (и последний) выход - обжаловать Уведомление в суде.

После принятия решения по жалобе вышестоящим органом (не получения ответа юридическим лицом, а именно принятия решения) срок на исполнение Уведомления возобновляется. Здесь же возникают проблемы технического характера: вышестоящий орган - департамент государственных доходов не уведомляет управление государственных доходов об обжаловании вынесенного последним Уведомления путем соответствующей отметки в электронной базе. В связи с этим, управление государственных доходов до вынесения вышестоящим органом решения и окончания срока на исполнение Уведомления осуществляет блокирование счетов юридического лица, тем самым парализуя всю его деятельность.

Согласно Гражданскому процессуальному кодексу Республики Казахстан (далее - «ГПК РК»), оспаривание решений и действий (бездействий) органов государственной власти осуществляется по правилам главы 29 в порядке особого искового производства.

Юридические лица, получившие Уведомления, вынуждены привлекать юристов, оплачивать государственные пошлины, тратить время и средства на то, чтобы доказать суду и органу государственных доходов факт осуществления сделок с контрагентом, чья регистрация/перерегистрация признана недействительной.

В суде юридические лица правомерно ссылаются на обстоятельства, требующие внимания и позволяющие признать действия органов государственных доходов незаконными, в том числе:

- в решениях суда о недействительности регистрации/перерегистрации контрагента отсутствуют наименования налогоплательщиков-юридических лиц, сделки с которыми признаны недействительными. В решениях суда указывается лишь основание, например, отсутствие по юридическому адресу;

- согласно статье 157 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее - «ГК РК»), сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законодательными актами, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо по основаниям, прямо предусмотренным законодательными актами, независимо от такого признания (ничтожная сделка). Сделка относится к оспоримой, если ее ничтожность не предусмотрена законодательными актами.

Таким образом, совершенные юридическими лицами сделки не признаны судом недействительными и законодательством не предусмотрена их ничтожность. Более того, в законодательстве Казахстана отсутствует норма, позволяющая признать недействительными (оспоримыми) все сделки, совершенные юридическим лицом до момента признания его (юридического лица) регистрации/перерегистрации недействительной. Кроме того, признание государственной регистрации/перерегистрации юридического лица недействительной не может рассматриваться как основание для признания недействительными сделок, совершенных им в период, когда его правоспособность публично признавалась: он присутствовал в базе налогоплательщиков, был легитимно зарегистрирован в органах юстиции и осуществлял платежи, в том числе, в бюджет (уплачивал налоги с прибыли, осуществлял платежи в пенсионные фонды, выдавал заработную плату работникам);

- статья 403 НК РК предусматривает перечень оснований для исключения из суммы НДС, относимого в зачет. В данном перечне отсутствует такое основание, как признание недействительной перерегистрации юридического лица. Согласно п.3 статьи 242 НК РК следует, что вычету подлежат документально подтвержденные расходы, связанные с деятельностью налогоплательщика, направленной на получение дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с НК РК. Все юридически допустимые основания для исключения произведенных расходов из вычетов налогоплательщика исчерпывающе урегулированы в ст. 264 НК РК;

- в соответствии с гражданским законодательством, сделки могут быть признаны недействительными только судом. Статья 159 ГК РК предусматривает исчерпывающий перечень оснований для признания сделок недействительными. Однако, такое основание как снятие с учета по НДС контрагента юридического лица в данном перечне отсутствует.

Следовательно, орган государственных доходов вправе требовать признания сделки недействительными путем обращения в суд с заявлением о признании каждой сделки таковой и уплатив при этом сумму государственной пошлины от суммы операций между контрагентами, но не вправе, по нашему мнению, требовать признания сделки недействительными автоматически, как это происходит на практике.

Согласно ст.4 Нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан от 29.06.2017г. №4 «О судебной практике применения налогового законодательства» (далее - «НП ВС»), подпунктом 4-1) статьи 115 и подпунктом 3) пункта 3 статьи 257 НК РК, не подлежат вычету расходы и отнесению в зачет суммы НДС по сделке, признанной недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда. В этом же НП ВС указано, что сделка может быть оспорена по основаниям, предусмотренным ГК РК.

Статья 72 ГПК РК обязывает каждую сторону доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, использовать средства защиты, утверждать, оспаривать факты, приводить доказательства и возражения против доказательств в установленные судьей сроки, которые соответствуют добросовестному ведению процесса и направлены на содействие производству.

Таким образом, юридические лица, получившие Уведомления, не оспаривают факт снятия налогоплательщиков с учета по НДС с момента постановки на такой учет, регистрация которых признана судом недействительной. Однако, в связи с отсутствием оснований для признания сделок с такими налогоплательщиками недействительными, данные юридические лица правомерно считают Уведомления не подлежащими исполнению.

Кроме того, на практике участились случаи, когда органы государственных доходов направляют Уведомление юридическим лицам по контрагентам, снятым с учета по НДС и в 2019 году, в то время как гражданско-правовые сделки у данных контрагентов были в 2016-2017 годах, то есть в период, в котором правосубъектность не оспаривается.

При вынесении решений таким спорам, судьи специализированных экономических судов, как правило, не учитывают нарушения органами государственных доходов положений ГК РК.

Наличие документов в качестве доказательств фактического осуществления сделок добросовестной компании с отсутствующим по адресу юридическим лицом по неизвестным причинам не принимается судом во внимание, и на практике, прокуроры, участвующие в судебном процессе, зачастую запрашивают у компаний видеосъемку подписания договора директором контрагента, чья регистрация/перерегистрация признана недействительной или квитанции об отправке оригиналов договоров, забывая при этом принцип argumenta ponderantur, non numerantur (сила аргументов не в числе, а в весомости).

Таким образом, суды выносят решения об отказе в удовлетворении требований юридических лиц о признании Уведомлений незаконными, не учитывая нормы гражданского кодекса об основаниях признания сделок недействительными.

Особое внимание хотелось бы уделить идентичному виду уведомлений, которые направляют органы государственных доходов, только по корпоративному подоходному налогу (далее - «КПН»).

Уведомления по КПН органы государственных доходов направляют юридическим лицам вслед за уведомлениями по НДС, по тем же контрагентам. Таким образом, юридическое лицо обязано исполнить уже два уведомления.

Однако, в соответствии с вышеуказанным НП ВС, КПН по таким взаиморасчетам (по сделкам с юридическим лицом, чья государственная регистрация/перерегистрация признана недействительной) может начисляться по результатам документальных проверок. При этом акт налоговой проверки составляется с указанием подробного описания налогового нарушения со ссылкой на соответствующую норму налогового законодательства. В качестве оснований для начисления сумм, помимо вступившего в законную силу решения суда о признании недействительной регистрации либо перерегистрации контрагента налогоплательщика, указываются обстоятельства, свидетельствующие о недействительности финансово-хозяйственных операций между этими лицами.

При обращении в органы государственных доходов с запросом вышеуказанных документальных проверок, компании узнают об отсутствии составленных актов, в то время, как НП ВС прямо предусматривает наличие нескольких условий для корректировки сумм КПН: вступившее в законную силу решение суда и обстоятельства, свидетельствующие о недействительности финансово-хозяйственных операций между этими лицами. Обстоятельства органами государственных доходов не указываются, в связи с чем, представляется рациональным внесение дополнительных разъяснений от ВС РК о способе фиксирования таких обстоятельств.

 

Многие бизнесмены задаются вопросом, как обезопасить свой бизнес от подобных уведомлений? Есть мнение, что количество проверок малого бизнеса сократилось, однако, им на смену пришел камеральный контроль, который наносит, чуть ли не больший урон предпринимательству.

Вследствие посланий президента и законодательных реформ, видится необходимость в пересмотре некоторых норм, связанных с действиями органов государственных доходов. В случае, если Верховный суд РК разработает рекомендации органам государственных доходов касательно проведения процедуры снятия с учета по НДС юридических лиц и разъяснит отсутствие полномочий органов государственных доходов автоматически признавать сделки недействительными во внесудебном порядке, представляется возможным скорое и масштабное улучшение бизнес-климата и развитие предпринимательства.

На протяжении длительного времени предпринимательство Казахстана набирало обороты, чтобы достичь сегодняшнего уровня. Нам остается надеяться, что незаконные действия органов государственной власти не смогут окончательно искоренить свободу предпринимательства.

 

 

 

 

19 ноября 2019, 16:54
Источник, интернет-ресурс: Москаленко А.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript