Лента новостей
0

Нурлан Дулатбеков: Профессия педагога должна иметь особый статус

shkola9.edusite.ru, фото - Новости Zakon.kz от 19.11.2019 17:52 shkola9.edusite.ru
Депутат Мажилиса Парламента рассказал, как на законодательном уровне решаются проблемы в сфере образования, озвученные в послании Президента.

В своем Послании народу Казахстана Президент страны Касым-Жомарт Токаев уделил большое внимание сфере образования, а именно – повышению ее качества. Все чаще выпускники казахстанских школ не могут поступить в учебные заведения, а также трудоустроиться по специальности. Из-за дефицита отечественных педагогов работодатели вынуждены привлекать иностранные кадры. Существует большая разница в качестве школьного образования в аулах и городах, а значит, в сельские школы необходимо привлекать больше молодых и грамотных специалистов по программе "С дипломом в село". Существует и ряд других проблем в этой сфере, которые требуют своего разрешения на законодательном уровне. О том, как ведется эта работа, и какие нормы законопроектов сейчас обсуждаются и разрабатываются, в беседе с журналистом Zakon.kz рассказал депутат Мажилиса Парламента, член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Нурлан Дулатбеков.

- Какие основные проблемы в сфере образования требуют незамедлительного решения на законодательном уровне?

- В своем Послании народу Казахстана Президент говорил о повышении качества образования. И я считаю, что глава государства правильно и своевременно поднял этот вопрос. Ежегодно около 21 тысячи выпускников школ не могут поступить в профессиональные и высшие учебные заведения. Также постоянно идет отток выпускников школ из страны. Только в этом году около 60 тысяч наших выпускников уехали учиться в соседнее государство. Отмечается большой разрыв в качестве среднего образования между городскими и сельскими школами.

Результаты внешней оценки академических достижений за последние три года также не самые лучшие. Средний балл сельских учеников ниже, чем их городских сверстников. Чем выше класс, тем больше разница наблюдается. Если разница в 4-х классах составляет 2-6 балла, то в 11-х классе 8-10 баллов. По итогам ЕНТ за последние два года средний балл выпускников школ города также на 6 баллов выше, чем в сельской местности (75,1 против 69,86). Также существует дефицит квалифицированных кадров на селе. По некоторым данным, сейчас около шести тысяч педагогов у нас не хватает.

Все это говорит о том, что определенные проблемы все-таки есть. И конечно, когда об этом говорил Президент Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу Казахстана, а до этого в своей речи отмечал Елбасы, стало понятно, что необходимо принять закон, который законодательно закрепил бы статус учителя. Президент правильно отметил, что главным сейчас является качество образования. И сейчас группа депутатов совместно с профильным министерством вплотную работает над принятием законопроекта "О статусе педагога". И эта работа уже в самом разгаре. У нас уже прошло 19 заседаний рабочей группы по этому вопросу.

- Каковы основные положения готовящегося законопроекта?

- Вопрос законопроекта "О статусе педагога" затрагивает очень большое количество людей. Потому что и в селе и в городе учителя не совсем социально защищены. Даже если говорить об их материальном обеспечении. И этот закон направлен не только на то, чтобы повысить моральный статус педагога, но и на то чтобы улучшить его материальное положение. В первоначальном варианте законопроекта, именно материальная часть обеспечения педагогов нам показалась не совсем достаточной и в ходе работы, в ходе сотрудничества с правительством и с исполнительными органами данный закон намного "потяжелел" именно в материальном плане. И это нас радует, потому что все-таки материальная защита педагогов, наверное, является одним из ключевых вопросов. И, конечно же, важно второе направление – не материальный стимул их труда. Это повышение престижа профессии, снятие с педагогов несвойственных им функций. Все это мы сейчас стараемся закрепить в законе.

-Не могли бы вы рассказать об этом подробнее?

- В частности, сегодня на очередном заседании рабочей группы я поднял вопрос о том, что для того, чтобы привлечь молодых людей на педагогическую специальность, нужно сделать так, чтобы стаж обучения в профильном колледже и в университете засчитывался как стаж педагогической деятельности. Как это делается в специализированных вузах – военных, полицейских, медицинских. Тем самым, на мой взгляд, мы сможем развить и укрепить эти мотивационные моменты. А если еще будет решен вопрос повышенной стипендии, либо еще каких-то плюсов, то все это будет еще больше привлекать молодых людей к тому, чтобы они выбрали педагогическую специальность.

Также мы думаем над тем, какие можно найти "рычаги", чтобы профессия педагога немного отличалась от других специальностей и имела особый статус. Ведь это особая профессия, и чтобы ее отделить от других, нужны особые законодательные меры. Допустим, ввести для учителей сокращенную рабочую неделю, или увеличить материальную и нематериальную поддержку. И в этом законопроекте предусмотрен ряд норм, которые впоследствии могут поднять статус учителя и привлечь многих молодых людей к выбору данной профессии.

Также нужно более четко отработать вопрос по трудоустройству молодых педагогов, выпускников педагогических вузов. Сейчас на программу "С дипломом в село" правительством выделено финансирование до 20 миллиардов тенге. И нужно все это законодательно обеспечить. Сейчас над этим вопросом работают и в других Комитетах Мажилиса Парламента, и я, как член Комитета по судебно-правовой реформе, тоже думаю над тем какие конкретные нормы предложить, чтобы слова Президента, прозвучавшие в Послании народу Казахстана, обрели определенное законодательное направление.

И, я думаю, что когда мы примем закон "О статусе педагога", то общество получит весьма ощутимые результаты. В первую очередь – это сокращение нагрузки на педагогов, защита их прав, сокращение дефицита кадров в этой профессии, в том числе путем переподготовки. Намечен рост заработной платы школьных учителей в два раза к 2024 году. И этот рост коснется 500 тысяч работников сферы образования. Также планируется увеличение их трудового отпуска с 42 до 56 дней. И, на мой взгляд, все это должно иметь большой положительный социальный эффект.

- Привлекаете ли вы к работе при разработке данного законопроекта самих педагогов?

- Да, это первостепенно. У нас при партии Nur Otan работает Правовой совет, куда входят в основном известные юристы, доктора наук, представители различных госорганов, учебных заведений, НПО. И на этом правовом совете мы буквально несколько дней назад обсудили основные новеллы законодательного обеспечения статуса педагога, выслушав мнения рядовых учителей об этом готовящемся законопроекте. Мы внимательно изучили те проблемные вопросы, которые рядовые учителя считают нужным отметить в законе "О статусе педагога", разработали конкретные рекомендации, и передали их правительству, Министерству национальной экономики, Министерству образования, Министерству труда и социальной защиты населения.

- Что еще, помимо повышения статуса педагога, планируется законодательно изменить в сфере образования?

- Также Президент в своем послании народу Казахстана поднял вопрос о проблеме качества школьных учебников. Но обеспечение школьников качественными учебниками – это, наверное, не только обязанность профильного министерства. И мы, депутаты должны продумать в наших законодательных актах, каким образом можно стимулировать педагогов, чтобы они тоже участвовали в написании качественных учебников. К сожалению, сейчас, когда в написании учебников участвуют учителя школ или вузов, они делают это как бы не отвлекаясь от основной работы. И, я думаю, что продление их трудового отпуска или введение еще каких-то определенных стимулов, повысило бы их заинтересованность в этой работе, что конечно повлияло бы на качество школьных учебников.

Также вызывает много вопросов ситуация в отечественной науке. Каково качество и эффективность нашей науки, насколько она практически ориентирована. Эти вопросы тоже были затронуты в Послании Президента. И в этом направлении мы в своей законотворческой деятельности будем работать над тем, чтобы наши научные учреждения работали в практической плоскости. Но, чтобы работа различных университетов, Академии наук и научно-исследовательских институтов в научных сферах была эффективной, наверное, тоже определенный законодательный механизм нам нужно продумать. То есть при разработке законопроектов в этом направлении, мы, наверное, должны больше ориентироваться на те изыскания научных исследований, которые потом могут быть применены на практике. Но если законодательная работа в сфере решения проблем в системе образования уже ведется и разработаны конкретные нормы, то решение проблем в сфере науки – это, наверное, предмет дальнейшей нашей работы, который требует более детального обсуждения.

Также в послании Президента было озвучено много других вопросов – поддержки института семьи и детства, системы социальной поддержки, поддержки работников культуры. И по всем этим вопросам мы также будем работать, разрабатывая и принимая соответствующие законопроекты.

Владимир Демидов

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: