Выездная (мобильная) торговля. Есть проблема и проблема серьезная (Конев Роман Александрович, к.ю.н., профессор) (©Paragraph 2019 / 5.0.5.4)

Выездная (мобильная) торговля. Есть проблема и проблема серьезная

 

Конев Роман Александрович

к.ю.н., профессор

 

Практически каждый житель или гость города Алматы, или других городов Республики видел на дорогах, или парковках, или других местах скопления людей, автомобили специально оборудованные для торговли чем либо, начиная с товаров народного потребления (автомагазины) до кофемобилей, и даже платных мобильных туалетов.

Услуга приятная и нужная, потому как в тех местах, как правило, отсутствуют стационарные точки продажи, и находясь в том месте, потребитель лишен возможности приобретения чего либо, а спрос на данную услугу или товар - есть.

Но… есть проблема, и проблема серьезная.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие данную деятельность, например кофемобилей, постоянно подвергаются нападкам со стороны участковых, районных акиматов и т.п.

Претензия со стороны данных лиц проста - якобы незаконная и стихийная торговля в неустановленном месте. А так ли это? Являясь частым потребителем мобильного кофе, задался этим вопросом и результатом хочу поделиться.

Представители МСБ которые в данной сфере работают, в основном, индивидуальные предприниматели, зарегистрированы в соответствие с законодательством, платят налоги и по идее должны быть защищены государством и законом.

В соответствие с Предпринимательским кодексом РК.

Статья 5. Свобода предпринимательства

1. Каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. 2. Субъекты предпринимательства вправе осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законами Республики Казахстан.

Статья 18. Недопустимость незаконного вмешательства государства в дела субъектов предпринимательства

Не допускаются незаконное вмешательство государства в дела субъектов предпринимательства, их объединений, а также указанных объединений в дела государства и возложение на них функций государственных органов.

Статья 26. Права субъектов предпринимательства

1. Субъекты частного предпринимательства вправе:

1) осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, иметь свободу доступа на рынки товаров, работ и услуг, если иное не установлено законами Республики Казахстан;

Статья 91. Понятие государственной поддержки частного предпринимательства

Под государственной поддержкой частного предпринимательства понимается комплекс государственных мер по стимулированию развития частного предпринимательства, созданию благоприятных правовых, экономических условий для реализации предпринимательской инициативы в Республике Казахстан. Статья 92. Основные направления государственной поддержки частного предпринимательства

1. Государственная поддержка частного предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям: 1) малое и среднее предпринимательство;

Статья 97. Инфраструктурная поддержка частного предпринимательства Инфраструктурная поддержка частного предпринимательства обеспечивается путем создания и развития инфраструктуры поддержки частного предпринимательства, под которой понимается комплекс создаваемых или действующих организаций, обеспечивающих общие условия функционирования и развития частного предпринимательства, включая содействие в организации собственного дела, предоставление информации в области права, маркетинга, инжиниринга и менеджмента, поддержку в обеспечении материально-техническими, финансовыми и другими ресурсами на коммерческой основе. К инфраструктуре поддержки частного предпринимательства относятся центры поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторы и элементы индустриально-инновационной инфраструктуры.

Есть соответственно и контроль.

Статья 87. Органы контроля и надзора и их компетенция в области государственного регулирования предпринимательства Органами контроля и надзора являются государственные органы, их ведомства и территориальные подразделения, а также местные исполнительные органы, осуществляющие наблюдение и проверку на предмет соответствия деятельности проверяемых субъектов требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан в соответствии с пунктом 2 статьи 132 настоящего Кодекса. 2.

К компетенции органов контроля и надзора относятся:

1) реализация государственной политики в области государственного контроля и надзора в соответствующей сфере;

2) разработка в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 141, пунктом 1 статьи 143 настоящего Кодекса, а также полугодовых графиков проведения проверок;

3) проведение государственного контроля и надзора в соответствии с законами Республики Казахстан;

4) проведение мониторинга эффективности государственного контроля и надзора;

5) внесение предложений по совершенствованию проведения государственного контроля и надзора;

6) осуществление иных функций, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Для ведения бизнеса были созданы Правила внутренней торговли.

 В соответствием с правилами 26) выездная торговля - розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством;

В соответствие с П.8 Правил Параграф 8. Выездная торговля

101. Выездная торговля осуществляется для удовлетворения потребительских нужд в товарах, отсутствующих на соответствующей территории, либо в случае отсутствия торговых объектов на данной территории.

102. Субъекты внутренней торговли осуществляют выездную торговлю в специально отведенных местах и (или) маршрутах, определенных местным исполнительным органом. Субъект внутренней торговли осуществляет торговлю по утвержденному маршруту в любой его точке. Выездная торговля осуществляется с автолавок и (или) палаток (павильонов).

 При осуществлении выездной торговли субъекты внутренней торговли руководствуются нормами настоящих Правил.

С учетом того, что юридические лица и ИП имеют право осуществления своей деятельности на территории Республики Казахстан без ограничений, а Алматы имеет статус города Республиканского Значения, соответственно Акиматом г.Алматы должны быть установлены в соответствие с вышеуказанными правилами места и маршруты мобильной торговли.

Теперь самое интересное…

В настоящее время их нет, что является прямым нарушением правил и ПК РК причем не предпринимателями, а органом, в чью обязанность это входит. Куда смотрит прокуратура непонятно?

Так как не всякий предприниматель юридически грамотен и может квалифицировано обосновать свою правоту «проверяющему» то последние смело выписывают штрафы, а ведь большинство «проверяющих» понимают, что штраф то, по сути незаконен и не обоснован и можно его и не выписывать… вот вам и благоприятная почва для коррупции, а это уже иное ведомство не работает.

Маршруты выездной торговли для подобной категории лиц должны быть, информация о них должна находиться в свободном доступе, причем в масштабе всего города, так как автомобили (автокофейни и т.п.) не привязаны к какому то конкретному району города и не требуют какого либо подключения к инженерным сетям и т.д. и находятся на местах ограниченное количество времени (пока есть клиент).

В случае Алматы, именно Акимат г. Алматы обязан был произвести разработку общегородских маршрутов для ведения выездной торговли на специализированных автомобилях с учетом мест традиционного скопления населения (площади, автостоянки, парковки парков и скверов, мест традиционного отдыха жителей и гостей города, причем маршруты эти и места должны были быть определены в кратчайшие сроки после принятия правил, а правила были приняты.

С этим предложением я обратился в Акимат города посредством портала OpenAlmaty и получил ответ на него следующего содержания:

На Ваше обращение за № ПО.2019.0007053 от 01.11.2019 года, по вопросу разработки общегородских маршрутов для ведения выездной торговли, сообщаем следующее. В настоящее время ведется совместная работа с Палатой предпринимателей «Атамекен» по определению мест дислокации нестационарных торговых объектов, в том числе выездной торговли, которые будут предоставляться предпринимателям посредством аукциона.

После утверждения мест размещения, все необходимые правила, критерии и требования будут опубликованы в средствах массовой информации и на сайте акимата города Алматы.

Заместитель руководителя Ч. Сауранбаев

И возмутился. Причем как юрист и гражданин, но еще более как житель Алматы и прямой потребитель.

Во первых - предоставление предпринимателям участникам выездной мест торговли путем аукциона - нарушение законодательства о свободе предпринимательской деятельности, так как ограничивает свободу предпринимательской деятельности.

Во вторых - о каких местах идет речь? О парковках? Так как именно парковка нужна мобильному средству, в первую очередь это автомобиль, и только потом торговая точка.

Помимо вышесказанного, аукцион ставит в неравное положение различные социальные слои предпринимателей, так как стоит вопрос просто - кто больше заплатит и верхнего порога нет. А что должен делать предприниматель понесший такие расходы? Учитывать их при определении цены на товар, например кофе, тем самым создается рост цен на продукцию и страдает не только продавец, но в основном потребитель.

В третьих - вопрос выездной торговли не может ставиться «в том числе». Данный вопрос отдельная тема, требующего отдельного и специального подхода с учетом различных нюансов и в разработке данного вопроса должны участвовать эксперты в данной области, а так же независимые юристы, и предприниматели занимающиеся данным дело, ибо только им известны все аспекты данной деятельности в том числе и конъектура данного рынка.

Есть и еще моменты. По факту, предприниматель, выкупивший аукцион, становится в данном месте монополистом. А как же тогда норма свобода доступа на рынок товаров, работ и услуг? И это норма Кодекса, и тут нужно понимать правовую иерархию. А что делать с теми, кто конкурс проиграл… - люди лишенные возможности работать и вложившие в свой бизнес деньги вот таким интересным образом лишенные заработка и возможности кормить свои семьи, причем занимающиеся легальным делом что будут делать? Как они относиться будут к государству обещавшему свободу их деятельности, а по факту … как будет думать предприниматель?

А предприниматель будет думать так - Я зарегистрировался как ИП, т.е. легален, я вложился в этот бизнес, я плачу налоги, закон говорит - имею право! А тут я еще должен купить, причем не просто купить, а на аукционе место, где я могу запарковать свою автолавку на пару тройку часов! А как же другие места куда я езжу и работаю? Их тоже покупать? А количество мест ограничено! Меня что на взятки разводят? В законе нет никаких аукционов! Не буду никому платить, буду так работать - проще разок штраф оплатить и стараться не попадаться! И - займутся так сказать нелегальным бизнесом, откажутся от патента, перестанут платить налоги, и все равно будут работать, только пользы государству не будет никакой, за исключением «проверяющих» конечно, ведь тогда вся тема переходит в нелегал и коррупцию. Может в этом дело? Не хочу даже думать об этом, но причины сами об этом говорят. Да и тем, кто аукцион купил и работает, пользы тоже не будет - приехал «нелегал», отторговал, и уехал, при этом поломал цену «легалу» и в итоге - легал «прогорел». Об этом господа создатели аукционов, дополнительных правил и ограничений и критериев подумали интересно?

Думаю, что нет, и это подтверждается фразой в ответе о том, что будут дополнительные критерии, правила и т.д.

Возвращаясь к правовому анализу - Параграф 8. Правил внутренней торговли уже содержит все необходимые нормы, а именно:

Выездная торговля осуществляется для удовлетворения потребительских нужд в товарах, отсутствующих на соответствующей территории, либо в случае отсутствия торговых объектов на данной территории.

Субъекты внутренней торговли осуществляют выездную торговлю в специально отведенных местах и (или) маршрутах, определенных местным исполнительным органом. Субъект внутренней торговли осуществляет торговлю по утвержденному маршруту в любой его точке. Выездная торговля осуществляется с автолавок и (или) палаток (павильонов).

 

Вот что должны делать Акиматы в первую очередь! Изучать вопрос потребительских нужд в первую очередь. Где кому и чего надо и где этого нет, а потом кто это может осуществить. А осуществляется это так - Залез предприниматель в интернет, зашел на сайт Акимата, посмотрел маршруты и стационары и вперед работать и платить налоги. А Акимат ему еще и подскажет - в городе того, кого не хватает. И он точно знает, что никакой участковый или акиматовский к нему даже на танке не подъедет. Вот так должна работать поддержка предпринимателей.

Пример: На портал приходит жалоба от жителя. Был на БАО, в туалет сходить негде! Акимат проверяет - А можно ли сходить в туалет в районе БАО? Нет, стационарных туалетов там нет, да и устанавливать их туда нельзя. Вывод - Включить БАО в маршрут выездной торговли и определить там место для парковки мобильного туалета, чтобы люди под кустик не ходили и экологию не портили, то же касается и поесть, и попить, и даже взять плед или коврик специальный для пикника в аренду или просто купить. А мусор? Для установки мусорных контейнеров необходимо место, и это стационарная постройка. Что мешает вопрос этот решить просто? Стоит себе автомобиль на парковке и предприниматель продает специальные пакеты для мусора, в этих пакетах люди свой мусор после посещения принесли и отдали, а он отвез и выгрузил туда куда положено?

И для этого не нужны бюджеты, не нужно тратить государственные деньги. Предприниматели сами сделают и еще и бюджет пополнят. Я по этому поводу имел разговор с Акимом одного из районов Алматы. Он сказал, вот еще, будут тут торговать все кому не лень.. и где попало. Так на тех кому не лень все и держится! И не где попало, а где есть спрос, а спрос диктует рынок и здоровую конкуренцию, а за ней снижение цен и т.д. Дайте им работать, и они вытянут эту страну как бурлаки баржу.

Вернемся к правилам. Должны быть как стационарные места, так и (или) маршруты, а критерии просты автолавки и или павильоны. Чтобы было понятно - автолавка - это автомобиль или прицеп, на котором установлен магазин или иная торговая (товары, работы, услуги) точка, а павильон это легко возводимое строение из сборно-разборных конструкций, оснащенное торговым оборудованием для одного или нескольких торговых мест, имеющее площадь для торгового запаса и располагаемое на специально определенном месте. Тут и понятно, что для чего - для автолавок маршруты, для павильонов - стационарные точки.

Кстати необязательно торговля ТНП или едой и напитками! Что угодно! Заточка ножей, ремонт обуви, услуги швей, любые, даже юридические услуги могут быть оказаны в автолавке или павильоне.

Подытожим.

В настоящее время отсутствуют как стационарные места, так и маршруты.

В соответствие же с ранее указанным законодательством, причем главенствующим над подзаконными актами - в настоящее время лица, осуществляющие выездную торговлю, на специально оборудованном транспорте (автолавка), не нарушают никакого законодательства и соответственно, не могут быть привлечены к какой либо административной или иной ответственности, а действия участковых и прочих сотрудников Акиматов осуществляющих проверки и выписывающих какие-то протоколы о якобы незаконной торговле в неположенном месте лицам, производящим выездную торговлю на специально оборудованной технике, как и впрочем и сами протоколы, точнее их содержание - незаконны и не обоснованы, и своими действиями они фактически дискредитируют Исполнительную власть и Государство в целом, а так же создают социальную напряженность и недоверие всем и вся.

Считаю, что в связи с отсутствием специально отведенных мест и маршрутов, выездная торговля (мобильная) может осуществляться в любом месте города или страны, где есть возможность припарковать автомобиль не нарушая ПДД, или разместить павильон на ограниченное время, отсутствуют стационарные точки аналогичной торговли (магазины, кафе, и т.д.) и есть на то спрос, за исключением конечно частной собственности, где то же можно делать, но уже по договоренности с владельцем.

Работайте, соблюдайте закон, платите налоги, и главное знайте, не только свои обязанности, но и права. Знание сила! Приходите на акции Народный юрист вас научат. Читайте Zakon.kz

 

С уважением и пожеланием успехов,

Простой юрист,

Конев Роман Александрович.

 

27 ноября 2019, 12:57
Источник, интернет-ресурс: Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript